Лекция 8. Массовая информация и ее роль в современном мире
Ключевым понятием для журналистики исследователи считают понятие массовой информации. Слово «массовая» чаще всего употребляется как противопоставление чему-то единичному, элитарному. Однако если взглянуть на общество как на саморегулирующуюся систему, используя кибернетический подход, то актуальной окажется другое противопоставление, а именно: «массовая» - «специализированная». Американский ученый, основоположник кибернетики как науки о сложных самоуправляемых системах, Н. Винер высказал утверждение, что человеческое общество тоже относится к ним. Немецкий исследователь Г. Клаус показал, как складывается и действует разветвленная, многоуровневая структура механизмов самоуправления общества. Наверное, так бывает у всех: получение информации о событии - объяснение его — перебор вариантов последствий - перебор вариантов реагирования - выбор варианта - решение о действии — действие. Принятию решения, которое фактически становится для нас интегральной информационной командой действовать и далее разворачивается в серию микрокоманд, предшествует формирование мотивированной информационной программы действий. Она вбирает в себя отображение, объяснение и оценку (интерпретацию) события, модель необходимой реакции на него. Этот феномен хорошо известен под названием «мнение». Определяющими для его формирования, помимо исходной информации, оказываются еще два обстоятельства: - способность человека к опережающему отражению действительности - проективное мышление; - наличие в сознании компонентов, с которыми соотносится вся поступающая информация. Они образуют как бы «камеру эталонов», позволяющую «вычислять» значение всех новых сведений и вырабатывать оценку происходящего. Чем же наполнена «камера эталонов»?
Исследователи давно зафиксировали, что сознание общества включает в себя качественно различные элементы. Они их классифицировали, условно определив основные как знания, нормы и ценности. В «камере эталонов» личности на разных уровнях представлены все эти элементы, однако отнюдь не в полном объеме: она формируется за счет освоения человеком определенной части массовой информации. Принято считать, что главный признак массовой информации — то, что ею оперировали или оперируют массы. Данная характеристика и в самом деле очень существенна. Но определяющей она не является, ибо не отражает тех причинных свойств массовой информации, из-за которых, собственно, она и может выполнять свое предназначение. Эти свойства состоят в следующем. В отличие от разных видов специализированной информации, массовая - общезначима, т.е. несет в себе сведения, которые в той или иной степени касаются всех. Кроме того, она общедоступна, поскольку распространяется по открытым каналам коммуникаций и фиксируется либо в естественном языке, либо в таких искусственных, которыми владеют массы (от простейшего «языка» светофора до весьма сложных языков искусства и науки). Массовая информация - эта та часть социальной информации, которая предназначена для всех социальных групп и в силу этого является общезначимой и общедоступной. Массовая информация тем самым питает и особый блок общественного сознания. Массовое сознание представляет собой инвариант общественного сознания, его общезначимый слой, противостоящий специализированному, групповому сознанию. Тем самым оно обеспечивает необходимый уровень интеграции человечества. Благодаря массовому сознанию общество при всей сложности его структуры оказывается способным в кризисных условиях проявлять себя как целостность, преодолевая групповую разобщенность.
Однако согласятся с таким выводом далеко не все. Дело в том, что инвариантность (общезначимость) массового сознания относительна. Ведь компоненты его не содержатся в структуре сознания личности изолированно, в чистом виде. Они сосуществуют с компонентами национального, классового, профессионального и прочих разновидностей специализированного, группового сознания, кроме того, не даются человеку готовыми. Формирование их в нормальных условиях осуществляется в виде напряженных духовных исканий, сопровождающих становление личности и выступающих одной из сторон ее социализации. Так заявляют о себе особенности человека, общества, социальной формы движения - те, что в итоге оборачиваются для нас возникновением таких общечеловеческих ценностей, как демократия, плюрализм взглядов и мнений, творческий поискГ Проявляется общая закономерность: развитие как разрешение противоречий на уровне социальной формы движения связано с выбором, т.е. осознанием альтернатив, которые обозначаются при принятии решений, и предпочтением одной из них в любой социально значимой ситуации. В данном случае такой социально значимой ситуацией оказывается процесс формирования и воспроизведения в новых поколениях массового сознания - ключевого участка в механизмах общественной саморегуляций. Возможность же выбора, принимающего для человека форму духовных исканий, может быть обеспечена только в том случае, если фонды массовой информации в обществе намного шире по «ассортименту» знаний, ценностей и норм, чем массовое сознание как таковое. Поэтому на протяжении своей истории человечество накапливает добытые знания, которые помогают объяснять мир и строить с ним отношения; устоявшиеся ценности, способные служить эталонами при восприятии окружающего; сложившиеся нормы отношений, выступающие как критерии социального поведения. В то же время фонды постоянно пополняются новыми информационными продуктами, представляющими собой вклад современных живущих поколений. Эти продукты несут в себе варианты новых знаний, ценностей и норм, претендуя на состязательность. Так возникает возможность выбора для индивидов, и тем самым создаются необходимые условия для развития массового сознания общества при сохранении его преемственности.
Одним из базовых понятий массовой информации выступает понятие «массовые информационные потоки». В разные периоды жизни человечества производство и распространение массовой информации существенно различаются. Но за множеством черт, характерных для того или иного исторического этапа, скрываются и черты общие, устойчивые, непреходящие. Первая из этих черт состоит в том, что со времени, когда началось разделение труда и появились устойчивые социальные институты, производство массовой информации осуществляется на двух уровнях: спонтанно и организованно. Спонтанно - значит, создателем ее может стать практически каждый. Организованно - значит, институционально: информация создается разными видами профессиональной творческой деятельности, уже оформившимися в соответствующие социальные институты. В результате образуются как бы два слоя массовой информации. Один - спонтанно производимый и стихийно распространяемый самими массами. Сюда, например, относятся анекдоты, слухи, сплетни. Другой слой производится специалистами и распространяется по специально созданным открытым каналам, доступным широкой аудитории. Его образует все то, что мы видим и слышим в театрах, концертных и лекционных залах, по телевидению и радио, читаем в газетах и на рекламных щитах и т. п. Вторая исторически устойчивая черта производства и распространения массовой информации определилась в связи с тем, что она, как и вся социальная информация, обладает свойством «консервироваться» и потому накапливается во времени, оседая в информационных хранилищах общества: архивах, библиотеках, фонотеках, фильмотеках, базах данных компьютерных сетей. Отсюда складывается единый принцип подхода к организации распространения массовой информации во все времена: общество предусматривает поступление в каналы коммуникации и вновь созданных информационных продуктов, и тех, что извлекаются из пластов «глубокого залегания».
Есть еще одна, третья черта, общая для разных временных периодов. На всем протяжении истории человечества прослеживается тенденция, с одной стороны, к дифференциации производства массовых информационных продуктов, а с другой — к его интеграции. В совокупности перечисленные черты представляют собой интересное явление. Оказывается,, в современном мире массовая информация существует в трех формах. Во-первых, в пассивной, представленной в обществе как тексты «до востребования». Живущие в информационных хранилищах, они ждут своего часа - возникновения коммуникативной ситуации, когда смогут передать адресату «законсервированную» в них информацию. Во-вторых, в форме непроизвольной активности. Тексты массовой информации циркулируют по каналам неструктурированных межличностных коммуникаций, попадая туда непосредственно от создателей (нередко остающихся неизвестными) и варьируясь в зависимости от условий коммуникативных ситуаций. В-третьих, в форме произвольной активности, когда массовую информацию предлагают членам общества специально созданные социальные институты. Она движется по открытым, принципиально доступным для всех, специально созданным, технически опосредованным и по-особому структурированным каналам коммуникаций в виде динамичной, регулярно пополняющейся совокупности информационных продуктов. Обозначая эту совокупность, исследователи все чаще употребляют понятие «массовые информационные потоки». Понятие «каналы массовых коммуникаций» с ним тесно связано по определению. Отношения между ними подобны отношениям реки и ее русла. Русло - каналы коммуникаций: книга, газетно-жур'Нальная периодика, радиовещание, телевещание, кинопрокат, компьютерные сети. Река — то содержание, которое передается по этим каналам, актуализированные тексты массовой информации, в совокупности образующие массовые потоки. Здесь представлены главным образом тексты современные, институционально созданные. Однако по мере необходимости сюда вовлекаются и тексты из «глубинных пластов» массовой информации, и тексты, родившиеся спонтанно. Массовые информационные потоки - это способ актуального существования массовой информации, каково бы ни было ее происхождение, к какому бы слою она ни относилась. Массовые информационные потоки, сосредоточивая в себе разные виды текстов массовой информации и актуализируя их, оказываются основным средством, с помощью которого удовлетворяются первостепенные потребности общества как кибернетической системы. Они образуют вполне обозримый ряд, сохраняющийся на всем протяжении человеческой истории. Этот ряд включает в себя потребности:
- в формировании массового сознания - инварианта общественного сознания, который, как мы видели, играет роль «камеры эталонов» при освоении вновь поступающей информации; - в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности; - в самоопределении общественного мнения — оперативной программы реагирования общества на изменение условий существования; - в своевременной выработке и распространении «команд» - разного рода управленческих решений, принимаемых специальными институтами управления с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям; - в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов - оно служит гармонизации общественных и групповых интересов, повышающей степень согласованности общественных практических действий; - в оказании помощи членам общества и отдельным социальным группам в связи с возникающими у них проблемами делового или личного характера, которые могут нарушать гармонию общественных, корпоративных и частных интересов, отрицательно сказываясь на согласованности практических действий; - в поддерж:ании необходимого жизненного тонуса общества - такого психофизического состояния людей, при котором в случае необходимости легко возникает и реализуется готовность к общественно нужному поведению. По отношению к массовым информационным потокам перечисленные потребности выступают как причина, формирующая соответствующий комплекс их функций, а следовательно, и состав текстов. Если классифицировать их по назначению, функциональной направленности, окажется, что они тоже составляют семь групп и соотносимы с потребностями. В первую войдут тексты, нужные для того, чтобы стимулировать духовные искания людей, ведущие к формированию массового сознания. Круг их широк: это материалы, популяризирующие достижения науки, идеологические и эстетические ценности (научная, идеологическая и эстетическая пропаганда), стереотипы поведения, ориентированного на актуальные общественные идеалы. Во второй группе окажутся материалы, оповещающие об изменениях действительности на очевидном уровне (события) и на неочевидном (проблемы). Это все те публикации, которые принято называть текстами но-востной и проблемно-аналитической журналистики. Третью составят материалы, знакомящие с разными мнениями о происходящих событиях и волнующих общество проблемах - публицистические выступления политиков, ученых, писателей, журналистов, других социально активных граждан, посвященные злобе дня. Четвертую группу образуют административные, В пятой окажутся: тексты, которые дают возможность знакомиться ср специфическими групповыми ден-ностями - мировоззренческими и культурными особенностями разных этносов, профессий, возрастных слоев общества (в том числе и с ценностными ориентациями общественных и государственных лидеров). В шестой группе мы обнаружим тексты, способные помочь в решении личных или деловых проблем (имеются в виду разного рода типовые трудности производственного и бытового свойства) - полезные советы, юридические консультации, объявления, реклама и прочие материалы справочного характера. Седьмая группа представлена рекреативными текстами. Они дают человеку возможность психологической разрядки, помогают восстановить жизненные силы,, обрести душевное равновесие, поднять настроение. Это спектакли и фильмы, выступления юмористов и сатириков, звезд эстрады, игры:, конкурсы, соревнования. Словом, массовые информационные потоки включают в себя движущийся массив текстов, нужных в той или иной мере каждому человеку, но, главное, в своей совокупности необходимых обществу в целом, поскольку удерживают его как целостность, ориентированы на обеспечение нормальной работы механизмов его саморегулирования. Вопросы для самопроверки 1. Что такое массовая информация? 2. Каковы признаки массовой информации? 3. Влияет ли массовая информация на формировайие массового сознания? 4. Что понимается под массовыми информационными потоками? 5. В каких формах в современном мире существует массовая информация? 6. Какие потребности общества удовлетворяются с помощью массовых информационных потоков?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|