Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 8. Массовая информация и ее роль в современном мире

Ключевым понятием для журналистики исследова­тели считают понятие массовой информации.

Слово «массовая» чаще всего употребляется как про­тивопоставление чему-то единичному, элитарному. Од­нако если взглянуть на общество как на саморегули­рующуюся систему, используя кибернетический подход, то актуальной окажется другое противопоставление, а именно: «массовая» - «специализированная». Американский ученый, основоположник кибернети­ки как науки о сложных самоуправляемых системах, Н. Винер высказал утверждение, что человеческое обще­ство тоже относится к ним. Немецкий исследователь Г. Клаус показал, как складывается и действует разветв­ленная, многоуровневая структура механизмов само­управления общества.

Наверное, так бывает у всех: получение информации о событии - объяснение его — перебор вариантов послед­ствий - перебор вариантов реагирования - выбор вари­анта - решение о действии — действие. Принятию реше­ния, которое фактически становится для нас интеграль­ной информационной командой действовать и далее раз­ворачивается в серию микрокоманд, предшествует фор­мирование мотивированной информационной программы действий. Она вбирает в себя отображение, объяснение и оценку (интерпретацию) события, модель необходимой реакции на него. Этот феномен хорошо известен под на­званием «мнение». Определяющими для его формирова­ния, помимо исходной информации, оказываются еще два обстоятельства:

- способность человека к опережающему отражению действительности - проективное мышление;

- наличие в сознании компонентов, с которыми со­относится вся поступающая информация. Они образуют как бы «камеру эталонов», позволяющую «вычислять» значение всех новых сведений и вырабатывать оценку происходящего. Чем же наполнена «камера эталонов»?

Исследователи давно зафиксировали, что сознание общества включает в себя качественно различные эле­менты. Они их классифицировали, условно определив основные как знания, нормы и ценности. В «камере эта­лонов» личности на разных уровнях представлены все эти элементы, однако отнюдь не в полном объеме: она формируется за счет освоения человеком определенной части массовой информации.

Принято считать, что главный признак массовой ин­формации — то, что ею оперировали или оперируют мас­сы. Данная характеристика и в самом деле очень суще­ственна. Но определяющей она не является, ибо не от­ражает тех причинных свойств массовой информации, из-за которых, собственно, она и может выполнять свое предназначение. Эти свойства состоят в следующем.

В отличие от разных видов специализированной ин­формации, массовая - общезначима, т.е. несет в себе сведения, которые в той или иной степени касаются всех. Кроме того, она общедоступна, поскольку распро­страняется по открытым каналам коммуникаций и фик­сируется либо в естественном языке, либо в таких ис­кусственных, которыми владеют массы (от простейшего «языка» светофора до весьма сложных языков искусства и науки).

Массовая информация - эта та часть социальной ин­формации, которая предназначена для всех социальных групп и в силу этого является общезначимой и общедос­тупной.

Массовая информация тем самым питает и особый блок общественного сознания.

Массовое сознание представляет собой инвариант общественного сознания, его общезначимый слой, про­тивостоящий специализированному, групповому созна­нию. Тем самым оно обеспечивает необходимый уровень интеграции человечества. Благодаря массовому созна­нию общество при всей сложности его структуры оказы­вается способным в кризисных условиях проявлять себя как целостность, преодолевая групповую разобщен­ность.

Однако согласятся с таким выводом далеко не все. Дело в том, что инвариантность (общезначимость) мас­сового сознания относительна. Ведь компоненты его не содержатся в структуре сознания личности изолирован­но, в чистом виде. Они сосуществуют с компонентами национального, классового, профессионального и прочих разновидностей специализированного, группового созна­ния, кроме того, не даются человеку готовыми. Форми­рование их в нормальных условиях осуществляется в виде напряженных духовных исканий, сопровождающих становление личности и выступающих одной из сторон ее социализации. Так заявляют о себе особенности чело­века, общества, социальной формы движения - те, что в итоге оборачиваются для нас возникновением таких об­щечеловеческих ценностей, как демократия, плюрализм взглядов и мнений, творческий поискГ Проявляется об­щая закономерность: развитие как разрешение противо­речий на уровне социальной формы движения связано с выбором, т.е. осознанием альтернатив, которые обозна­чаются при принятии решений, и предпочтением одной из них в любой социально значимой ситуации. В данном случае такой социально значимой ситуацией оказывает­ся процесс формирования и воспроизведения в новых поколениях массового сознания - ключевого участка в механизмах общественной саморегуляций.

Возможность же выбора, принимающего для челове­ка форму духовных исканий, может быть обеспечена только в том случае, если фонды массовой информации в обществе намного шире по «ассортименту» знаний, ценностей и норм, чем массовое сознание как таковое. Поэтому на протяжении своей истории человечество на­капливает добытые знания, которые помогают объяс­нять мир и строить с ним отношения; устоявшиеся цен­ности, способные служить эталонами при восприятии окружающего; сложившиеся нормы отношений, высту­пающие как критерии социального поведения. В то же время фонды постоянно пополняются новыми информа­ционными продуктами, представляющими собой вклад современных живущих поколений. Эти продукты несут в себе варианты новых знаний, ценностей и норм, пре­тендуя на состязательность. Так возникает возможность выбора для индивидов, и тем самым создаются необхо­димые условия для развития массового сознания обще­ства при сохранении его преемственности.

Одним из базовых понятий массовой информации выступает понятие «массовые информационные потоки». В разные периоды жизни человечества производство и распространение массовой информации существенно различаются. Но за множеством черт, характерных для того или иного исторического этапа, скрываются и чер­ты общие, устойчивые, непреходящие.

Первая из этих черт состоит в том, что со времени, когда началось разделение труда и появились устойчи­вые социальные институты, производство массовой ин­формации осуществляется на двух уровнях: спонтанно и организованно. Спонтанно - значит, создателем ее может стать практически каждый. Организованно - зна­чит, институционально: информация создается разными видами профессиональной творческой деятельности, уже оформившимися в соответствующие социальные инсти­туты.

В результате образуются как бы два слоя массовой информации. Один - спонтанно производимый и сти­хийно распространяемый самими массами. Сюда, на­пример, относятся анекдоты, слухи, сплетни. Другой слой производится специалистами и распространяется по специально созданным открытым каналам, доступ­ным широкой аудитории. Его образует все то, что мы видим и слышим в театрах, концертных и лекционных залах, по телевидению и радио, читаем в газетах и на рекламных щитах и т. п.

Вторая исторически устойчивая черта производства и распространения массовой информации определилась в связи с тем, что она, как и вся социальная информация, обладает свойством «консервироваться» и потому накап­ливается во времени, оседая в информационных храни­лищах общества: архивах, библиотеках, фонотеках, фильмотеках, базах данных компьютерных сетей.

Отсюда складывается единый принцип подхода к ор­ганизации распространения массовой информации во все времена: общество предусматривает поступление в кана­лы коммуникации и вновь созданных информационных продуктов, и тех, что извлекаются из пластов «глубоко­го залегания».

Есть еще одна, третья черта, общая для разных вре­менных периодов. На всем протяжении истории челове­чества прослеживается тенденция, с одной стороны, к дифференциации производства массовых информацион­ных продуктов, а с другой — к его интеграции.

В совокупности перечисленные черты представляют собой интересное явление. Оказывается,, в современном мире массовая информация существует в трех формах. Во-первых, в пассивной, представленной в обществе как тексты «до востребования». Живущие в информацион­ных хранилищах, они ждут своего часа - возникновения коммуникативной ситуации, когда смогут передать ад­ресату «законсервированную» в них информацию.

Во-вторых, в форме непроизвольной активности. Тексты массовой информации циркулируют по каналам неструктурированных межличностных коммуникаций, попадая туда непосредственно от создателей (нередко ос­тающихся неизвестными) и варьируясь в зависимости от условий коммуникативных ситуаций.

В-третьих, в форме произвольной активности, когда массовую информацию предлагают членам общества специально созданные социальные институты. Она дви­жется по открытым, принципиально доступным для всех, специально созданным, технически опосредован­ным и по-особому структурированным каналам комму­никаций в виде динамичной, регулярно пополняющейся совокупности информационных продуктов. Обозначая эту совокупность, исследователи все чаще употребляют понятие «массовые информационные потоки». Понятие «каналы массовых коммуникаций» с ним тесно связано по определению. Отношения между ними подобны от­ношениям реки и ее русла. Русло - каналы коммуника­ций: книга, газетно-жур'Нальная периодика, радиовеща­ние, телевещание, кинопрокат, компьютерные сети. Ре­ка — то содержание, которое передается по этим кана­лам, актуализированные тексты массовой информации, в совокупности образующие массовые потоки.

Здесь представлены главным образом тексты совре­менные, институционально созданные. Однако по мере необходимости сюда вовлекаются и тексты из «глубин­ных пластов» массовой информации, и тексты, родив­шиеся спонтанно.

Массовые информационные потоки - это способ ак­туального существования массовой информации, каково бы ни было ее происхождение, к какому бы слою она ни относилась.

Массовые информационные потоки, сосредоточивая в себе разные виды текстов массовой информации и ак­туализируя их, оказываются основным средством, с по­мощью которого удовлетворяются первостепенные по­требности общества как кибернетической системы. Они образуют вполне обозримый ряд, сохраняющийся на всем протяжении человеческой истории. Этот ряд вклю­чает в себя потребности:

- в формировании массового сознания - инварианта общественного сознания, который, как мы видели, игра­ет роль «камеры эталонов» при освоении вновь посту­пающей информации;

- в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности;

- в самоопределении общественного мнения — опера­тивной программы реагирования общества на изменение условий существования;

- в своевременной выработке и распространении «команд» - разного рода управленческих решений, при­нимаемых специальными институтами управления с це­лью побудить массы к соответствующим практическим действиям;

- в поддержании необходимого уровня межгруппо­вых контактов - оно служит гармонизации обществен­ных и групповых интересов, повышающей степень со­гласованности общественных практических действий;

- в оказании помощи членам общества и отдельным социальным группам в связи с возникающими у них проблемами делового или личного характера, которые могут нарушать гармонию общественных, корпоратив­ных и частных интересов, отрицательно сказываясь на согласованности практических действий;

- в поддерж:ании необходимого жизненного тонуса общества - такого психофизического состояния людей, при котором в случае необходимости легко возникает и реализуется готовность к общественно нужному поведе­нию.

По отношению к массовым информационным пото­кам перечисленные потребности выступают как причи­на, формирующая соответствующий комплекс их функ­ций, а следовательно, и состав текстов. Если классифи­цировать их по назначению, функциональной направ­ленности, окажется, что они тоже составляют семь групп и соотносимы с потребностями.

В первую войдут тексты, нужные для того, чтобы стимулировать духовные искания людей, ведущие к формированию массового сознания. Круг их широк: это материалы, популяризирующие достижения науки, идеологические и эстетические ценности (научная, идеологическая и эстетическая пропаганда), стереотипы по­ведения, ориентированного на актуальные общественные идеалы.

Во второй группе окажутся материалы, оповещаю­щие об изменениях действительности на очевидном уровне (события) и на неочевидном (проблемы). Это все те публикации, которые принято называть текстами но-востной и проблемно-аналитической журналистики.

Третью составят материалы, знакомящие с разными мнениями о происходящих событиях и волнующих об­щество проблемах - публицистические выступления по­литиков, ученых, писателей, журналистов, других соци­ально активных граждан, посвященные злобе дня.

Четвертую группу образуют административные,
управленческие тексты - сообщения о тех или иных ре­
шениях институтов власти, рассчитанные на управление
поведением масс. ;

В пятой окажутся: тексты, которые дают возмож­ность знакомиться ср специфическими групповыми ден-ностями - мировоззренческими и культурными особен­ностями разных этносов, профессий, возрастных слоев общества (в том числе и с ценностными ориентациями общественных и государственных лидеров).

В шестой группе мы обнаружим тексты, способные помочь в решении личных или деловых проблем (име­ются в виду разного рода типовые трудности производ­ственного и бытового свойства) - полезные советы, юри­дические консультации, объявления, реклама и прочие материалы справочного характера.

Седьмая группа представлена рекреативными тек­стами. Они дают человеку возможность психологической разрядки, помогают восстановить жизненные силы,, об­рести душевное равновесие, поднять настроение. Это спектакли и фильмы, выступления юмористов и сатири­ков, звезд эстрады, игры:, конкурсы, соревнования.

Словом, массовые информационные потоки включа­ют в себя движущийся массив текстов, нужных в той или иной мере каждому человеку, но, главное, в своей совокупности необходимых обществу в целом, поскольку удерживают его как целостность, ориентированы на обеспечение нормальной работы механизмов его саморе­гулирования.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое массовая информация?

2. Каковы признаки массовой информации?

3. Влияет ли массовая информация на формировайие массового сознания?

4. Что понимается под массовыми информационными потоками?

5. В каких формах в современном мире существует массовая информация?

6. Какие потребности общества удовлетворяются с помощью массовых информационных потоков?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...