Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Директива 7. «Нельзя никому доверять».

Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное. Это те явления, по поводу чего он сильно и длительно переживает. Те обстоятельства, которые лишают душевного спокойствия, психического равновесия и требуют кардинальных изменений в мышлении и поведении.

Существует версия, что детская психотравма – частое следствие неверной стратегии воспитания ребенка. Результат существующих у взрослых неконструктивных жизненных стереотипов, которые передаются потомку «по наследству». Согласно такой точке зрения, дети перенимают от родителей на подсознательном уровне сформированные директивы касательно правил жизни: как нужно жить, как верно себя вести, как следует реагировать в конкретных ситуациях. Малыши неосознанно наследуют установленные родителями деструктивные «правила игры», причем в отягощенной форме.

Описано очень много таких негативных установок, которые создают почву для детских психотравм и отравляют жизнь человека в зрелом возрасте. Опишем некоторые из таких навязываемых родителями указаний.

Директива 1. «Лучше бы ты не появился на свет».

Родители неустанно сообщают потомку о том, сколько трудностей возникло после его рождения. Они приводят доказательства того, сколько сил забирает взросление отпрыска. Следует трактовка ребенка: «Мне лучше умереть, чтобы родители перестали страдать».

Директива 2. «Посмотри на других детей и стань похожим на них».

Взрослые постоянно указывают, насколько прекрасны, умны, способны другие дети, и какой бездарный и глупый их собственный ребенок. Это приводит к тому, что маленький человек начинает стесняться своей индивидуальности, старается слиться с безликой толпой, убегает от самого себя, надевая удобные для взрослых «маски».

Директива 3. «Ты уже взрослый, а ведешь себя, как ребенок».

Родители утверждают, что их потомку уже пора поумнеть, повзрослеть и отказаться от ребячества. Говорят, что он ведет себя очень глупо, как младенец, а ведь ему уже пора в школу. В итоге ребенок лишается самого прекрасного – детства с соответствующими возрасту желаниями, потребностями, играми.

Директива 4. «Для нас ты всегда будешь маленьким».

Такие родители очень боятся, что их кроха когда-то повзрослеет, будет вести самостоятельную жизнь. Они всяческие пресекают его попытки повзрослеть, затормаживая его на уровне развития дошкольника. В результате человек просто лишается способности самостоятельно мыслить и действовать.

Директива 5. «Перестань мечтать, а начти действовать».

Взрослые лишают малыша естественной необходимости – фантазировать, мечтать, строить планы. Это попросту убивает возможность на будущее рассматривать проблему с разных точек зрения. В итоге однобокого мышления человек совершает массу непоправимых глупостей.

Директива 6. «Прекрати ныть и стань хладнокровным».

Приказ: «Перестать выражать свои эмоции» аналогичный команде: «Перестань чувствовать». В итоге человек загоняет свои чувства и переживания вглубь подсознания, обретая впоследствии разнообразные проблемы с психикой.

Директива 7. «Нельзя никому доверять».

Родители приводят примеры, что все окружающие люди – обманщики, лжецы и мошенники. Человек с малых лет приучается к тому, что любые контакты чреваты фатальными последствиями. В итоге он замыкается в себе, ведь мир вокруг него – враждебный и опасный.

 


 

В 90-х годах израильский учёный и практик М. Лаад задался целью разработать интегративную модель кода психологического выживания человека после сильного стресса. Статистические исследования показывают, что только у 10-20 % травмированных людей проявляется длительная дезадаптивная стрессовая реакция – ПТСР (или посттравматическое стрессовое расстройство). Это патологическое состояние психики, при котором воспоминания о травме[1] постоянно причиняют интенсивное страдание человеку, их невозможно контролировать. Так вот, психологи заинтересовались, каким образом преодолевают травму остальные 80-90%; какие стратегии используют и можно ли вывести формулу выживания. Они опросили множество людей, задавая вопросы типа «Что позволяет Вам жить дальше? Как Вы преодолеваете это?», после чего пришли к выводу, что психология, обычно сосредоточенная на болезни, серьёзно недооценивает ресурсы человеческой психики.

После долгих лет исследований наконец появилась многомерная модель BASIC Ph. Согласно М. Лааду, у каждого человека существует 6 основных каналов, каждый из который «помогает» выйти из кризисной ситуации. Вот эти каналы:

I. Вера (B elief and values)

II. Эмоции (A ffect and emotion)

III. Общение (S ocial)

IV. Воображение (I magination)

V. Рассудительность (C ognition and thought)

VI. Физическая активность (physical activity)

 

 

Остановимся чуть подробнее на каждом их них. Чтобы лучше понять каждую из позиций, я привела вопросы.

Believe (Вера).

Есть ли в Вашей жизни традиции, ритуалы, которых Вы любите придерживаться?

Вам нравится чувствовать принадлежность к какой-то компании, как будто это «большая семья» или «клан»?

Как часто вы испытываете чувство общности в той организации, в которой находитесь?

Насколько сильно Вы цените партнёров, с которыми у Вас есть общее дело?

Человек с доминирующим каналом В найдет опору в вере и духовных ценностях, которые помогут ему пережить тяжелые времена напряжения и перелома. Здесь может быть как религиозная вера, так и политические убеждения, чувство миссии (предназначения), стремление к самоосуществлению и самовыражению.

Affect (Эмоции).

Для Вас важно иметь возможность делиться мыслями и тревогами с теми, кто рядом?

Есть ли у Вас творческие увлечения, хобби?

Вы часто ощущаете на себе заботу близких?

Это тип адаптации, с которым человек использует аффективные или эмоциональные методы: плач, смех, устное изложение своих переживаний в разговоре с кем-нибудь, а также возможно рисование, чтение или письмо.

Social cоциальность (общение).

Что для Вас в жизни значит взаимная помощь и поддержка?

Как Вы считаете, насколько важно делить обязанности в семье?

Вам нравится быть лидером, вести за собой других?

Вам нравится помогать тем, кто оказался в более трудном положении, чем Вы сами?

Человек с таким типом адаптации найдет поддержку в принадлежности к группе, в выполнении задания, в том, чтобы играть какую-то роль и быть частью организации.

Imagination (воображение).

Вам нравится создавать что-то новое? Насколько Вы новатор?

Импровизация – Ваша стихия?

Вам больше нравится заниматься одним делом или переключаться на разные виды деятельности?

Здесь человек воспользуется своим воображением, чтобы замаскировать грубые факты реальности, он может грезить наяву, предаваться сладким мечтам. Он может представить себе дополнительные решения проблем — решения, выходящие за переделы реалистических импровизаций.

Cognition когниции (убеждения, рассудительность).

Вам важно точно оценить ситуацию, собрать всю информацию?

Для Вас удобнее импровизировать или иметь при себе рабочую стратегию?

В своей жизни как часто Вы тренируете себя, самодисциплинируете?

Вам важно иметь реалистический сценарий будущего?

Когнитивные стратегии включают сбор информации, решение проблем, самоориентацию, внутренний разговор или составление списков действий и предпочтений.

Physical (физическая активность).

Как Вы чередуете свою активность и периоды отдыха?

Вы можете увлечься работой, несмотря на физический дискомфорт (голод, холод, сырость)?

Какие виды отдыха Вам больше нравятся?

Пользуетесь ли Вы техниками релаксации?

Такие люди используют физические, телесные методы борьбы со стрессом. Эти методы включают релаксацию, физические упражнения и физическую деятельность вообще.

Итак, в силу индивидуальных особенностей и условий среды человек во взрослом возрасте имеет определённый набор стратегий преодоления, каждая из которых обращается к одному из шести каналов. В то же время мы можем прибегать к эмоциям или воображению гораздо чаще, чем к физической активности, и наоборот. Иначе говоря, одни каналы могу быть гиперисользованы, а другие практически не задействованы – и это удобно до тех пор, пока жизненная ситуация не становится тупиковой.

Часто эта самая ситуация становиться кризисной оттого, что человек повторяет одни и те же стратегии с целью избавиться от стресса. Иными словами, человек «буксует» на одном месте, до бесконечности используя один и тот же метод совладения, не продвигаясь ни на шаг вперед и ничего не меняя в ситуации. В таких случаях стресс является следствием тупика или отсутствия гибкости.

На первичном уровне борьбы многомерный подход состоит в том, чтобы обучить человека множеству разнообразных способов преодоления кризиса. Это поможет ему приобрести гибкость, необходимую для того, чтобы избежать тупика.

Условно мы можем разделить стратегии преодоления препятствий на 2 группы: уже существующие элементы BASIC Ph, ещё отсутствующие элементы.

В своей работе психолог может сосредотачиваться либо на тех, либо на других (можно на обоих поочерёдно). Акцент на имеющихся стратегиях нужен в более острых кризисных ситуациях, когда человек в принципе утратил все свои стратегии, запутался и потерял почву под ногами. Акцент на отсутствующих элементах важен тогда, когда кризис ощущается как тупик, надоевшая пластинка, застой (в то время как внешние события не выходят за рамки нормального).

Привожу также инструкцию к методике, основанной на модели BASIC Ph.

«Вы сейчас расскажите истории, не пользуясь словами. Расскажите историю при помощи рисунков, каракулей в соответствии с порученными инструкциями и вопросами. Не беспокойтесь о качестве рисунков и о степени их понятности: вы всегда можете дополнить их объяснениями. Имейте в виду, что история может быть рассказана словами.

A.Разделите страницу (А-3) на шесть частей каким угодно способом,
но только не разрезайте ее.

Б. Возьмите главное действующее лицо — героя или героиню из какого-либо рассказа, легенды, фильма или придумайте героя сами. Решите, где герой живет — это и будет первой частью вашей истории.

B.На второй картинке будет представлена миссия или задача, выполняемая персонажем. В каждой сказке или легенде герой выполняет какую-то задачу. Какова задача вашего героя/героини?

Г. Третья картинка описывает кто или что помогает герою, если помогает?

Д. Четвертая — какое препятствие стоит на пути героя?

Е. Пятая — как герой преодолевает препятствие?

Ж. Шестая — что происходит вслед за этим? Закончена ли цепь событий, продолжается ли она?

Таковы шесть частей рассказа. Теперь расскажите его с помощью линий, форм, символов или изображений. Закончив, объясните мне, что происходит на бумаге».

 


 

При оказании помощи людям, пережившим психотравмирующее событие, нужно понимать, что конечно, подход к каждому клиенту индивидуален и зависит от многих составляющих: личности клиента, его убеждений и ожиданий от психотерапии, характера травмирующего события (что конкретно произошло), давности произошедшего и пр. Однако практика показывает, что наиболее эффективными являются техники, направленные на работу с правым полушарием. Вспомним, что левое полушарие отвечает за логику, факты, работает дискретно, а правое полушарие – это восприятие мира посредством образов, символов, более развитое у творческих людей. В состоянии бодрствования, у большинства людей левое полушарие осуществляет «контроль» за работой правого полушария. Почему в психотерапии так важно задействовать, «включить» правое полушарие? Потому что большинство проблем и запросов, с которыми обращаются клиенты, носит эмоциональный характер. А за эмоции и чувства отвечает правое полушарие. Вот поэтому решение эмоциональных проблем путем работы с левым полушарием, не просто сложно, оно невозможно.

Карты стимулируют взаимодействие работы обоих полушарий головного мозга (образ обращается к правому полушарию мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым оформлением представления), что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации и появлению инсайтов. В работе с проективными картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения и находит ответы на свои вопросы.

Техника проработки травмирующего события методом шкалирования интенсивности переживаний позволяет изменить восприятие ситуации, увидеть другие стороны и ситуации, и своих переживаний, а значит переосмыслить случившиеся и найти ресурсы жить дальше, жить по-другому.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...