Ущерб и методы его определения
Воздействие на окружающую среду при транспортировки нефти. Экология транспортировки нефти Чаще всего проблема транспортировки нефти обсуждается в связи с очередным сообщением об аварии танкера. Причина в том, что в результате такого рода аварий на водной поверхности образуются нефтяные пятна огромной площади, ликвидировать которые чрезвычайно сложно. Одного литра нефти достаточно, чтобы образовалось пятно площадью почти в гектар. Прочная тонкая пленка затрудняет поступление в воду кислорода, необходимого морским животным, а среде их обитания наносится серьезный вред. Нефть и мазут, достигая побережья, убивают морских птиц, которые, испачкавшись в липкой жидкости, не могут подняться в небо. Чтобы снизить вероятность кораблекрушений, прежде всего, необходимо обновить существующий танкерный флот, добившись эксплуатации судов исключительно с двойным корпусом. Еще недавно нефть, которая оставалась на стенках корабельных резервуаров, смывалась водой прямо за борт. А ведь после разгрузки крупного танкера в нем могло остаться до 500 тонн «черного золота». Сейчас, чтобы отделить нефть от воды, используют поверхностно-активные вещества. Протечки регулярно происходят и при транспортировке нефти по трубопроводам. В нашей стране на магистральных трубопроводах происходит 50-60 аварий в год. Вытекающая нефть загрязняет почву и воды, очищение которых настолько затратно, что гораздо выгоднее вложить все возможные ресурсы в предотвращение аварий. Рекультивация одного гектара земли обходится не в один десяток тысяч долларов Интересные факты § При крупных авариях танкеров около 40% тяжелых компонентов уходит на дно, 40% распределяется в толще воды, небольшая часть летучих компонентов нефти испаряется с поверхности воды и только 20% растекается по поверхности.
§ Оригинальный способ очистки вод от нефти предложили шведские и английские ученые. Они решили использовать старые газеты, куски обертки и прочие бумажные обрезки, нарезанные на тонкие полосы длинной 3 мм. Брошенные в воду кусочки бумаги способны впитать количество нефти, вес которой в 28 раз превышает их собственный. § Работая над проектом трубопроводов Ванкорского месторождения в Восточной Сибири, компания «Роснефть» учла даже такие аспекты, как миграция оленей и прочих диких животных. В местах пересечения трубопровода с путями миграции трубу поднимут над землей. Понятия авария и инцидента в нефтяной промышленности Авария) - внезапный вылив или истечение нефти, в результате полного разрушения или частичного повреждения трубопровода, его элементов, резервуаров, оборудования и устройств, сопровождаемые одним или несколькими из следующих событий: смертельный травматизм; травмирование с потерей трудоспособности; воспламенение нефти или взрыв ее паров; загрязнение реки, озера, водохранилища или любого водного объекта сверх пределов, установленных стандартом на качество воды, вызвавшее изменение окраски поверхности воды или берегов или приведшее к образованию эмульсии, находящейся ниже уровня воды, или к выпадению отложений на дно или берега; объём утечки составил 10 кубометров и более. Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Первичные документы, оформляемые при аварии Первичным документом, создаваемым членами комиссии для фиксации факта аварии и величины вредного воздействия на окружающую природную среду, является протокол о нарушении природоохранительного законодательства Российской Федерации. В указанном протоколе должны содержаться следующие основные сведения: - время и место аварии; - вид аварии согласно РД 153-39.4-056-00 "Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов"; - время проведения обследования; - лицо или лица, составившие протокол; - реквизиты юридического или физического лица, виновного в аварии; - характер аварии и ее последствия (воздействие на окружающую среду, выбросы, сбросы, размещение отходов и т.д.); - краткая оценка состояния окружающей среды, вида, размера и продолжительности воздействия на природные среды (загрязнение воздуха, вод, почвы, повреждение или гибель представителей растительного и животного мира, людей) в месте нанесения вреда и его проявления; - статьи законодательных актов и пункты нормативных документов, нарушение которых констатируется при обследовании; - сведения о сборе доказательств (отбор проб, выполнение измерений и т.п.) в процессе первоначального обследования; - оперативные меры, принятые для ликвидации последствий аварии, используемые для этих целей средства. В протоколе могут быть приведены как точные, так и предварительные сведения о размерах воздействия на окружающую среду. Содержание протокола конкретизируется в зависимости от вида воздействия на окружающую среду с учетом требований и рекомендаций нормативно-методических документов, утвержденных или разрешенных к применению государственными природоохранными органами.
Ущерб и методы его определения Под экономическим ущербом, наносимым окружающей среде, понимаются выраженные в стоимостной форме фактические и будущие (возможные) убытки, причиняемые народному хозяйству загрязнением окружающей среды. Пределы загрязнения отдельных природных сфер различны, так как различны их степень чувствительности к вредным ингредиентам и способность к самоочищению.
Для оценки ущерба определяются затраты: на очистку загрязняющих потоков газов, сбросов загрязненных вод и др.;
Определение экономического ущерба методом прямого счета требует множества исходных данных, которые могут быть получены в результате системного мониторинга за предприятиями, зонами влияния, территориями, поражаемыми вредными выбросами, стоками и разрушениями, а также ущербом, наносимым населению. При укрупненных расчетах определения ущерба выделяют три группы сфер: атмо-, гидро- (вода), литосфера (земля и недра), по которым имеются государственные и отраслевые укрупненные оценки удельного ущерба и другие нормативы.
68. Виды загрязнений при техногенных авариях Одним из существенных факторов загрязнения окружающей среды являются чрезвычайные ситуации, техногенные аварии и катастрофы, в результате которых негативное воздействие оказывается практически на все компоненты окружающей среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|