Механизмы психологического воздействия
Вопрос 9. Направления деятельности педагога- психолога: психологическое консультирование. Психологическое консультирование – работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых тот переживает свои новые возможности в решении собственных психологических задач. Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуального или группового взаимодействия консультанта в позиции «личность – личность». Цель этого взаимодействия – помощь клиенту в понимании, осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. Задачи психологического консультирования: · эмоциональная поддержка со стороны педагога-психолога и искреннее внимание к переживаниям клиента; · расширение сознания и повышение психологической компетенции; · изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осуществления; · развитие у клиента ответственности и способности принимать адекватные ситуациям решения, а также создание благоприятных условий для возникновения у клиента этих качеств; · обучение новому, более адаптивному и адекватному поведению типу поведения. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Обязательно: · Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ОУ и семье в интересах ребенка; Дополнительно: · Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей; · Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного ипрофессионального роста. Консультативная работа ведется по следующим направлениям: 1) Индивидуальная С педагогами: · проводится по запросам и результатам диагностики; · обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики. С родителями: · проводится по запросам и результатам диагностики; · психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей. 2)Групповая С педагогами: · консультация; · тренинг. С родителями: · выступления на родительских собраниях; · тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.) с родителями по заранее выбранной проблеме; · оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе; · подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
Механизмы психологического воздействия Приемы и способы в психологическом консультировании можно разделить на 2 группы: · Вербальные средства воздействия – специфически организованная беседа: специальные вопросы, домашние задания с совместно выработанной четкой инструкцией действий, дискуссии, ориентированные на принятие клиентом определенного решения, специальные задания и упражнения, цель которых – изменение или углубление хода беседы, осознание клиентом определенных механизмов и фактов.
· Невербальные средства воздействия, цель которых – обеспечение процесса консультирования, снятие у клиента напряжения, тревожности, формирование комфорта и консультативного контакта. К ним относятся пространственно-временные характеристики организации беседы, мимика, жесты, поза консультанта, голосовые характеристики консультанта. С точки зрения социальной психологии существуют еще несколько вариантов психологического воздействия: ‒ заражение; ‒ внушение; ‒ убеждение; ‒ подражание. Основными этическими принципами в пространстве психологического консультирования являются: · Безоценочность и доброжелательность. Безоценочность по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое бы обеспечило у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. Консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношение к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам. · Ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не должен привносить в консультативное поле и навязывать клиенту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента. Воздействие и коррекция системы норм и ценностей клиента возможны только в том случае, если сам клиент осознает их ненадежность и неадекватность и стремится к их изменению, также если у клиента не сформированы жизненные идеалы и нормы. И даже в этом случае консультант не вправе навязывать клиенту свои установки, а должен лишь помочь найти именно те идеалы, которые близки самому клиенту.
· Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умений. К тому же в случае неудачи клиента в выполнении данного консультантом совета последний рискует быть отвергнутым как профессионал, так как его совет «не помог» клиенту. Консультант должен уметь отслеживать свои внутренние мотивации на желание дать клиенту совет и обязательно прорабатывать их. · Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеансов психологического консультирования), не должна разглашаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консультант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то повредить данному конкретному клиенту. К такого рода информации могут быть отнесены персональные данные, его адрес, диагнозы, поставленные другими специалистами или самим консультантом, специфика проблем и жалоб этого клиента, его личностные особенности и т. п. Исключением из того правила являются ситуации, когда клиент намерен совершить или уже совершил какие-либо противоправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с клиентом все свои полномочия и обязанности с юридической и моральной точек зрения и определить меру ответственности каждого из участников консультационного процесса. · Разграничение личных и профессиональных сторон в пространстве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработку своих личных проблем, внутриличностных конфликтов, а также на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения.
· Принцип активности позиции клиента базируется на подходе к психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях «личность – личность». Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал всё, что говорит ему консультант. Активность клиента в данном случае означает заинтересованность в беседе, желание понять и проанализировать полученную информацию, постоянную рефлексию своих чувств, эмоционального и физического состояния, стремление клиента к осознанию своих внутриличностных проблем и конфликтов и т. п. · Поощрение активной позиции клиента в пространстве консультирования имеет следующие терапевтические основания: помогает консультанту в процессе сессии лучше понять и прочувствовать проблему клиента. Создает для консультанта обратную связь от клиента относительно своих интервенций, интерпретаций и правильности предпринимаемых им действий вообще. Способствует формированию у клиента активной жизненной позиции, а также способности лучше понимать и осознавать себя. · Также к принципам и нормам психологического консультирования относятся: · ‒ адекватная оценка консультантом уровня и пределов своей профессиональной компетенции; · ‒ запрет на применение диагностических методик и техник, которые еще недостаточно изучены и освоены; · ‒ запрет на использование клиента в качестве испытуемого для проведения научных и практических экспериментов без предварительного обсуждения и согласия с его стороны; · ‒ предоставление клиенту во время первой встречи максимально полной информации, касающейся процесса и условий консультирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|