Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА:    Проблема психического в отечественной психологии. Теория деятельности.

Вопросы для устного опроса/собеседования

По дисциплине  

Б1.О.09.02 Психология

 

1-2 семестр

1. Представление о предмете и методе в современной психологии. Методы современной психологии.

2. Понятие о личности в психологии.

3. Понятие акцентуация характера и психопатия. Виды акцентуаций характера.

4. Характерные черты волевого поведения. Развитие воли человека.

5. Мотивы и мотивация. Специфика потребностей и мотивов человека.

6. Понятье самооценки. Ее роль в становлении личности. Самооценка и уровень притязаний. Виды самооценки. Виды уровня притязаний.

7. Общение. Виды общения. Барьеры общения.

8. Группа и коллектив. Этапы развития группы. Методы исследования группы.

9. Социально-психологический климат и сплоченность как социально-психологические явления.

Примерные задания для контрольнЫХ работ

По дисциплине

Б1.О.09.02 Психология

Контрольная работа № 1

Контрольная работа по дисциплине может включать в себя несколько типов заданий:

Задание 1.  Закрепление темы методы психологического исследования

1. Придумайте тему психологического исследования. Составь подробный план своего исследования, опираясь на знание этапов и методов психологического исследования, предложенного Б.Г. Ананьевым. Подробно опиши содержание каждого этапа на примере своей темы. Примерная схема.

Тема:

Экспериментальная группа

Цель исследования

Задачи исследования

Гипотеза исследования

Методы исследования.

План исследования

 

Этап (название см. Ананьев) Цель этапа Методы Содержание работы Примечание
         

Задание 2. Закрепление представлений о конфликте.

Дать понятие конфликта. Описать этапы развития конфликта. Описать основные стили поведения в конфликте.  Найти тест по стилям поведения в конфликте. Определить свой стиль поведения.

 

 

Задание 3. С целью закрепления знаний, полученных по разделу «Психология личности», студент составляет свой психологический портрет на основе анализа следующих теорий личности:

Название теории Задание по теории Практическое задание примеры
Теория личности Кеттелла Изучает и описать  основные черты (факторы личности) Проводит на себе 16 факторный опросник Кеттелла Описывает и объясняет результаты
Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Изучает и описать теорию Определяет, на какой стадии согласно данной теории находится, по какой линии развития проходит Подтверждает примерами
Направленность личности С.Л. Рубинштейна. изучить и описать структуру направленности Описывает, иллюстрирует свою структуру направленности каждый компонент) Подтверждает примерами
Акцентуации характера Изучает одну из концепций акцентуации характера, дать понятие акцентуации Определяет свою акцентуацию (опросник Шмишека) Подтверждает примерами
Темперамент Изучает темперамент Определяет свой темперамент, тест Айзенка Подтверждает примерами

Задание 4. Теория деятельности А.Н. Леонтьева

Познакомься и описать теорию Деятельности, дать характеристику структуры деятельности, выбрать один из видов деятельности и на конкретном примере проанализировать ее по схеме

 

Структура деятельности Понятие Берем конкретный вид деятельности, например, познавательная: перцептивная, интеллектуальная, мнестическая, творческая и приводим конкретные примеры))
Деятельность    
Потребности    
Мотивы    
Цели    
Психофизиологические функции    
Операции    
Действия    
     

 


Вопросы и задания к зачету

По дисциплине

Б1.О.09.02 Психология

 

Вопросы к зачету:

 

1. Особенности психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Основные отрасли современной психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования.

2. Психика как предмет исследования в отечественной психологии. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

3. Мозг и психика.

4. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Структура деятельности. Понятие «внутренней деятельности. Виды деятельности.

5. Ощущение. Функции и классификация ощущений. Свойства ощущений. Понятие чувствительности. Явления адаптации и взаимодействия ощущений. Методы исследования и развития ощущений.

6. Характеристика восприятия и его свойств. Методы исследования и развития восприятия.

7. Память как психический процесс. Виды памяти. Методы исследования и развития памяти. Основные процессы памяти.

8. Мышление как психический процесс. Генетические классификации мышления. Методы исследования и развития мышления.

9. Воображение как психический процесс: виды и функции. Методы исследования и развития воображения.

10. Внимание как психический процесс: виды, функции и свойства. Методы исследования и развития внимания.

11. Речь: виды и функции речи. Методы исследования и развития речи.

12. Личность как предмет психологических исследований. Подходы к определению понятия личность, индивид, индивидуальность. Социальная психология личности. Понятие о личностной и социальной идентичности. Методы исследования и формирования личности.

13. Самосознание и его структура. Понятие Я-концепции в западной психологии. Самооценка и уровень притязаний. Основные виды самооценки. Факторы, влияющие на формирование самооценки.

14. Темперамент: понятие, подходы к классификации. Тип ВНД. Характеристика основных типов и свойств (И.П. Павлов). Современные исследования типов ВНД. Учет особенностей темперамента в деятельности.

15. Характер. Типологии характера. Понятие акцентуации характера. Методы исследование и формирование характера.

16. Способности и задатки. Виды способностей. Методы исследование и формирование способностей.

17. Понятие о воле. Волевая регуляция поведения. Формирование волевых качеств.

18. Эмоции и чувства: понятие, функции. Виды эмоциональных переживаний. Развитие эмоций и формирование регуляции эмоциональной сферы.

19. Мотив и мотивация. Основные виды мотивов. Мотивация и деятельность. Формирование мотивационно-потребностной сферы участников образовательного процесса.

20. Социальные установки личности и их роль в регуляции поведения личности. Понятие аттитюда в социальной психологии. Структура аттитюда.

21. Социализация личности, этапы, агенты, механизмы. Институты социализации, их вклад в социальное развитие личности.

22. Личность в группе. Социально-психологические качества личности.

23. Общая характеристика общения. Функции общения. Виды общения. Структура общения: общение как процесс обмена информации, как процесс восприятия друг друга, как интеракция.

24. Характеристика коммуникативной стороны общения. Невербальная коммуникация. Знаковые системы и из характеристика: оптико-кинетическая, пара- и экстралингвистическая системы, система организации пространства и времени коммуникативного процесса, система визуального контакта.

25. Социально-психологическая характеристика конфликтов. Методы профилактики и урегулирования конфликтов.

26. Понятие о группах в социальной психологии. Классификация групп. Структура малой группы. Распределение ролей и развитие группы. Методы исследования групп.

27. Понятие о социально-психологическом климате в группе. Условия оптимизации психологического климата в группе.

28. Динамика развития группы: групповое давление, конформизм, групповые нормы.

29. Способы социально-психологического влияния: заражение, внушение, убеждение.

 

 

 

Задания к зачету:

1. Привести конкретные примеры использования в педагогической деятельности методов наблюдения, эксперимента, опроса, тестов, моделирования, анализа продуктов деятельности, социометрии.

2. По теме психология личности: провести на себе 16 факторный тест Кеттелла. Описать результаты. Проанализировать основные теории личности определить на их основании свои черты согласно теории Олпорта. Определить и охарактеризовать стадию своего развития согласно периодизации Э.Эриксона.

3. Определить свой тип темперамента. Разработать рекомендации для организации обучения и воспитания людей с различными типами темперамента.

4. Познакомится с типологиями характера К. Юнга, Э Фромма, З. Фрейда. Определить свой тип характера по каждой типологии.

5. Определить свой тип акцентуации характера (Опросник Шмишика). Разработать рекомендации организации обучения и воспитания людей со своими акцентуациями

6. Описать психогигиенические требования для поддержания внимания детей в ходе учебной деятельности.

7. Описать психогигиенические требования для организации эффективного запоминания информации в ходе учебной деятельности.

8. Подобрать методы стимулирования воображения.

9. Познакомится с методом социометрия. На основе наблюдений за учащимися своей группы описать ее структуру определить свою роль в учебной группе..

 

Задания к семинарам

 

Практическое занятие № 1

                                                                                             

ТЕМА:    Проблема психического в отечественной психологии. Теория деятельности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Ч1.

I. Психики как основной предмет в отечественной психологии: понятие, функции, этапы (стадии) развития психики, формы психического отражения. Сравнительная характеристика психики животных и человека. (Групповое поведение, «язык животных», использование орудий).

II. Предпосылки возникновения сознания человека. Понятие «сознание». Сознание и речь.

III. Развитие психики в онтогенезе. Культурно –историческая концепция Л.С. Выготского. Понятие «натуральные» и «высшие» психические функции.

 

Ч.2 I.Проблема деятельности в отечественной психологии Теория деятельности А.Н. Леонтьева:

1.Сравнительный анализ деятельности человека и животных.

II. Структура деятельности (психофизиологический уровень, уровень операций, уровень действий, уровень деятельностей).

1..Мотивоционно-потребностная сфера (характеристика мотивов и потребностей)

2.Операционно-техническая сфера (характеристика действий и операций).

III. Внутренняя деятельность.

IV. Проблема формирования игровой и учебной деятельности у субъектов образовательного процесса.

 

ЗАДАНИЯ:

1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика особенностей трудовой деятельности человека и животных».

Особенности трудовой  деятельности людей Филогенетические предпосылки развития труда животных Природные ограничения для трудовой деятельности животных
     

2. Выписать основные условия возникновения психики человека

3. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 (1).

4. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 (1).

5. Придумать примеры деятельности человека и проанализировать их по уровням.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988, с. 95-108 (2,4),109-128), с.162-189.

  1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 70 - 76, -88- 105, 122-134.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993, с.23-65.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.1., с. 19-52.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М., 1981, с.18-24, 49-60, 219-249-261,261-263,277-284.

5. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных \\ Хрестоматия по                    психологии под ред. А.В. Петровского., М., 1987, с.62-68.

6. Леонтьев А.Н. Условия возникновения сознания человека. // Общая психология. Тексты, Т.1. Введение /Под. ред В.В. Петухова, М, 2001, с.377-384.

7. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 (1)

8. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 (1).

9.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М, 106-146, 156-164,167-169.

 

Практическое занятие № 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...