ТЕМА: Проблема психического в отечественной психологии. Теория деятельности.
Вопросы для устного опроса/собеседования По дисциплине Б1.О.09.02 Психология
1-2 семестр 1. Представление о предмете и методе в современной психологии. Методы современной психологии. 2. Понятие о личности в психологии. 3. Понятие акцентуация характера и психопатия. Виды акцентуаций характера. 4. Характерные черты волевого поведения. Развитие воли человека. 5. Мотивы и мотивация. Специфика потребностей и мотивов человека. 6. Понятье самооценки. Ее роль в становлении личности. Самооценка и уровень притязаний. Виды самооценки. Виды уровня притязаний. 7. Общение. Виды общения. Барьеры общения. 8. Группа и коллектив. Этапы развития группы. Методы исследования группы. 9. Социально-психологический климат и сплоченность как социально-психологические явления. Примерные задания для контрольнЫХ работ По дисциплине Б1.О.09.02 Психология Контрольная работа № 1 Контрольная работа по дисциплине может включать в себя несколько типов заданий: Задание 1. Закрепление темы методы психологического исследования 1. Придумайте тему психологического исследования. Составь подробный план своего исследования, опираясь на знание этапов и методов психологического исследования, предложенного Б.Г. Ананьевым. Подробно опиши содержание каждого этапа на примере своей темы. Примерная схема. Тема: Экспериментальная группа Цель исследования Задачи исследования Гипотеза исследования Методы исследования. План исследования
Задание 2. Закрепление представлений о конфликте. Дать понятие конфликта. Описать этапы развития конфликта. Описать основные стили поведения в конфликте. Найти тест по стилям поведения в конфликте. Определить свой стиль поведения.
Задание 3. С целью закрепления знаний, полученных по разделу «Психология личности», студент составляет свой психологический портрет на основе анализа следующих теорий личности:
Задание 4. Теория деятельности А.Н. Леонтьева Познакомься и описать теорию Деятельности, дать характеристику структуры деятельности, выбрать один из видов деятельности и на конкретном примере проанализировать ее по схеме
Вопросы и задания к зачету По дисциплине Б1.О.09.02 Психология
Вопросы к зачету:
1. Особенности психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Основные отрасли современной психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования. 2. Психика как предмет исследования в отечественной психологии. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. 3. Мозг и психика. 4. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Структура деятельности. Понятие «внутренней деятельности. Виды деятельности. 5. Ощущение. Функции и классификация ощущений. Свойства ощущений. Понятие чувствительности. Явления адаптации и взаимодействия ощущений. Методы исследования и развития ощущений. 6. Характеристика восприятия и его свойств. Методы исследования и развития восприятия. 7. Память как психический процесс. Виды памяти. Методы исследования и развития памяти. Основные процессы памяти. 8. Мышление как психический процесс. Генетические классификации мышления. Методы исследования и развития мышления. 9. Воображение как психический процесс: виды и функции. Методы исследования и развития воображения. 10. Внимание как психический процесс: виды, функции и свойства. Методы исследования и развития внимания. 11. Речь: виды и функции речи. Методы исследования и развития речи. 12. Личность как предмет психологических исследований. Подходы к определению понятия личность, индивид, индивидуальность. Социальная психология личности. Понятие о личностной и социальной идентичности. Методы исследования и формирования личности. 13. Самосознание и его структура. Понятие Я-концепции в западной психологии. Самооценка и уровень притязаний. Основные виды самооценки. Факторы, влияющие на формирование самооценки. 14. Темперамент: понятие, подходы к классификации. Тип ВНД. Характеристика основных типов и свойств (И.П. Павлов). Современные исследования типов ВНД. Учет особенностей темперамента в деятельности. 15. Характер. Типологии характера. Понятие акцентуации характера. Методы исследование и формирование характера. 16. Способности и задатки. Виды способностей. Методы исследование и формирование способностей.
17. Понятие о воле. Волевая регуляция поведения. Формирование волевых качеств. 18. Эмоции и чувства: понятие, функции. Виды эмоциональных переживаний. Развитие эмоций и формирование регуляции эмоциональной сферы. 19. Мотив и мотивация. Основные виды мотивов. Мотивация и деятельность. Формирование мотивационно-потребностной сферы участников образовательного процесса. 20. Социальные установки личности и их роль в регуляции поведения личности. Понятие аттитюда в социальной психологии. Структура аттитюда. 21. Социализация личности, этапы, агенты, механизмы. Институты социализации, их вклад в социальное развитие личности. 22. Личность в группе. Социально-психологические качества личности. 23. Общая характеристика общения. Функции общения. Виды общения. Структура общения: общение как процесс обмена информации, как процесс восприятия друг друга, как интеракция. 24. Характеристика коммуникативной стороны общения. Невербальная коммуникация. Знаковые системы и из характеристика: оптико-кинетическая, пара- и экстралингвистическая системы, система организации пространства и времени коммуникативного процесса, система визуального контакта. 25. Социально-психологическая характеристика конфликтов. Методы профилактики и урегулирования конфликтов. 26. Понятие о группах в социальной психологии. Классификация групп. Структура малой группы. Распределение ролей и развитие группы. Методы исследования групп. 27. Понятие о социально-психологическом климате в группе. Условия оптимизации психологического климата в группе. 28. Динамика развития группы: групповое давление, конформизм, групповые нормы. 29. Способы социально-психологического влияния: заражение, внушение, убеждение.
Задания к зачету: 1. Привести конкретные примеры использования в педагогической деятельности методов наблюдения, эксперимента, опроса, тестов, моделирования, анализа продуктов деятельности, социометрии. 2. По теме психология личности: провести на себе 16 факторный тест Кеттелла. Описать результаты. Проанализировать основные теории личности определить на их основании свои черты согласно теории Олпорта. Определить и охарактеризовать стадию своего развития согласно периодизации Э.Эриксона.
3. Определить свой тип темперамента. Разработать рекомендации для организации обучения и воспитания людей с различными типами темперамента. 4. Познакомится с типологиями характера К. Юнга, Э Фромма, З. Фрейда. Определить свой тип характера по каждой типологии. 5. Определить свой тип акцентуации характера (Опросник Шмишика). Разработать рекомендации организации обучения и воспитания людей со своими акцентуациями 6. Описать психогигиенические требования для поддержания внимания детей в ходе учебной деятельности. 7. Описать психогигиенические требования для организации эффективного запоминания информации в ходе учебной деятельности. 8. Подобрать методы стимулирования воображения. 9. Познакомится с методом социометрия. На основе наблюдений за учащимися своей группы описать ее структуру определить свою роль в учебной группе..
Задания к семинарам
Практическое занятие № 1
ТЕМА: Проблема психического в отечественной психологии. Теория деятельности. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: Ч1. I. Психики как основной предмет в отечественной психологии: понятие, функции, этапы (стадии) развития психики, формы психического отражения. Сравнительная характеристика психики животных и человека. (Групповое поведение, «язык животных», использование орудий). II. Предпосылки возникновения сознания человека. Понятие «сознание». Сознание и речь. III. Развитие психики в онтогенезе. Культурно –историческая концепция Л.С. Выготского. Понятие «натуральные» и «высшие» психические функции.
Ч.2 I.Проблема деятельности в отечественной психологии Теория деятельности А.Н. Леонтьева: 1.Сравнительный анализ деятельности человека и животных. II. Структура деятельности (психофизиологический уровень, уровень операций, уровень действий, уровень деятельностей). 1..Мотивоционно-потребностная сфера (характеристика мотивов и потребностей) 2.Операционно-техническая сфера (характеристика действий и операций). III. Внутренняя деятельность. IV. Проблема формирования игровой и учебной деятельности у субъектов образовательного процесса.
ЗАДАНИЯ: 1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика особенностей трудовой деятельности человека и животных».
2. Выписать основные условия возникновения психики человека
3. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 (1). 4. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 (1). 5. Придумать примеры деятельности человека и проанализировать их по уровням. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988, с. 95-108 (2,4),109-128), с.162-189.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993, с.23-65. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60. 3. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.1., с. 19-52. 4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М., 1981, с.18-24, 49-60, 219-249-261,261-263,277-284. 5. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных \\ Хрестоматия по психологии под ред. А.В. Петровского., М., 1987, с.62-68. 6. Леонтьев А.Н. Условия возникновения сознания человека. // Общая психология. Тексты, Т.1. Введение /Под. ред В.В. Петухова, М, 2001, с.377-384. 7. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 (1) 8. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 (1). 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М, 106-146, 156-164,167-169.
Практическое занятие № 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|