Научно-технический прогресс также оказывает мощное влияние на управление, предъявляя к нему новые требования».
Школа поведенческих наук (Бихевиоризм) А.Г. Маслоу – создатель иерархической теории потребностей. Представители и их подходы В основу школы поведенческих наук легли идеи школы человеческих отношений. Совершенствование методов исследований в области социологии и психологии позволило изучение поведения человека в процессе труда поставить на научную основу. Основой поведенческого (бихевиористского) подхода к управлению являются различные аспекты социального взаимодействия, что привело к развитию теории и методов формирования коллектива как особой социальной общности и межличностных отношений внутри организации. Особое значение придается стилю управления и его влиянию на производительность и удовлетворенность работников своим трудом. Главные задачи менеджмента основоположники этой школы видят в организации управления персоналом, используя факторы коммуникации, мотивации, лидерства, а также поддержания отношения к персоналу как к активным человеческим ресурсам. То есть они стремятся к повышению эффективности деятельности предприятия за счет повышения эффективности человеческого ресурса. Яркими представителями данной теории считаются: Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг, Ренсис Лайкерт, Абрахам Маслоу. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, коммуникаций в организациях и т.д. Таким образом, их исследования способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции и направления в науке, получившего название “управление персоналом”. Видным представителем поведенческой школы является Дуглас Макгрегор (1906-1964гг.), разработавший теорию “X” и “Y”. В соответствии с его теорией существуют два типа управления, отражающих разное отношение к работникам. Выделив их, он по существу описал прошлое и настоящее менеджмента. «Теории Х» придерживались на практике почти столетие менеджеры западных стран, хотя она неадекватно отражала поведение людей.
Ренсис Лайкерт, последователь доктрины «человеческих отношений», коллега Герцберга и МакГрегора, изучал различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, оргструктуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т.д. Также он разработал собственную теорию стилей руководства, где обобщил реальные методы управления. Управленческая мысль в СССР и России во второй половине 20-21 в. Научно-технический прогресс также оказывает мощное влияние на управление, предъявляя к нему новые требования». Согласно вышеупомянутой концепции управление должно решать: проблему развития активности, творчества, настроенности на производительный труд каждого трудящегося - и как собственника, и как основной производительной силы; проблему активности, самостоятельности, настроенности на эффективное удовлетворение потребностей, на ускорение НТП основного звена экономики - производственной организации. А также оно должно усилить роль хозяйственного центра в постановке и реализации проблем, которые или нельзя решить без центра, или их решение без активной деятельности центра будет замедленным, менее эффективным. Первое звено системы эффективного управления - система экономической активизации работника. Принятие центром вместо потребителя детальных решений о том, что нужно потребителю, несовместимо с положением работника в производстве не только как потребителя, но и как производителя, собственника производства. Практически это означало бы подрыв роли денежной оплаты как стимула производительного труда. Деньги будут стимулом, если покупатель может с их помощью удовлетворять свои потребности, выбирать. Централизованный учет спроса возможен только в укрупненном виде и на достаточно длительные периоды развития.
Последовательная ориентация на потребителя, на его благосостояние (как на фактор всестороннего развития индивида) неизбежно требует развития во всех звеньях экономики системы прямых связей как органической составной части централизованного планового управления. Опыт последних лет, как писал Н.П. Федоренко, показал, что российские реформы оказались наиболее непродуманными и уязвимыми именно в этом узловом звене - в стыке вертикальных и горизонтальных отношений в экономике, которому СОФЭ удели ла особое внимание. Отказ от ряда функций централизованного ум равления, таких как разработка перспективных планов, поддержи;! крупных долгосрочных проектов, регулирование дифференциации доходов и т. п., задающих общие «рамочные» условия для взаим< > отношений между субъектами рынка, по мнению авторов данном концепции, привел к потере управляемости экономикой в целом и резко возросшей социальной напряженности в обществе. Как отмечалось выше, в целях интенсивного экономичен кого развития в СССР стала осуществляться новая экономичен кая реформа, начало которой положило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июня 1979 г. «Об улуч шении планирования и усилении воздействия хозяйственном! механизма на повышение эффективности производства и качес i ва работы». Продолжая и развивая положения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, данное постановление вносило ряд новы ■ мер, учитывая накопленный опыт, имевшие место недостатки и степень экономического развития страны 1970-х годов. Данное постановление определяло необходимость упорядочения плаии вой работы как важной функции управления, опосредующей всп, последующий ход совершенствования хозяйственного механт ма. Отсюда на Госплан СССР и все высшие органы управлении возлагались задачи следующего порядка: «а) комплексное решение экономических и социальных проблем, концентрация сил и ресурсов на выполнении общепк у дарственных программ, не допуская узкоотраслевого подхода к разработке планов;
б) ускорение реализации научно-технических открытии и разработок, направленных на повышение темпов роста произии дительности общественного труда и качества продукции; в) рациональное использование производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, усиление режима экономии и устранение потерь в народном хозяйстве; г) правильное определение приоритетов в развитии отраслей и экономических районов...; д) образование материальных и финансовых резервов...»33. При этом пятилетний план вновь становился исходным определяющим документом. Наиболее важным при подготовке целевых комплексных программ является разработка собственно научной концепции по развитию того или иного объекта. В ней фокусируются предложения по развитию конкретного объекта, позитивные и негативные факторы, влияющие на осуществление программы, участвующие компоненты и их составляющие и возможности в реализации программы, система хозяйственных связей, социально-экономических задач, результаты научных и практических исследований по проблемам данного объекта, возможности дополнительного содействия в процессе реализации программы, методы управления и, наконец, ожидаемые результаты. Для реализации поставленных задач предлагалось вернуться к использованию целевых комплексных программ. Этот метод был известен еще с практики 1920-1930-х годов и неплохо себя зарекомендовал. Данный метод (программно-целевой метод) широко использовался в конкретной практике планирования хозяйственного строительства. Первой такой программой, рассчитанной на длительный срок, можно считать план ГОЭЛРО, который имел четкую определенную цель - построить 10-15 электростанций, а также предложения по обеспечению достижения поставленной цели. Согласно вышеуказанным документам партии и правительства устанавливался новый порядок разработки перспективных планов экономического и социального развития страны. В этой связи Академии наук СССР, Госкомстату СССР по науке и технике и Госстрою СССР вменялась в обязанность разработка Комплексной программы научно-технического прогресса на двадцать лет по пятилеткам с представлением в Госплан СССР и Совет Министров СССР за два года до очередной пятилетки.
67.Планирование как основа управления народным хозяйством в СССР.Теория оптимального планирования социалистической экономики В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Большое значение имела III Всесоюзная конференция по внутризаводскому планированию и управлению производством в машиностроении, состоявшаяся в феврале 1948 г. в Москве; создание первого межотраслевого учебника по организации и планированию промышленного предприятия, в котором значительное внимание было уделено чисто управленческим проблемам, в частности, принципам и методам управления. Курс «Организация и планирование предприятия» вводится в качестве обязательного в учебные планы всех отраслевых технических и инженерно‑экономических вузов и факультетов. В экономических вузах вводится межотраслевой курс «Организация и планирование промышленного предприятия». Мероприятия по совершенствованию форм и методов хозяйствования благотворно повлияли на развитие исследований в области управления производством. При исследовании различных проблем стал шире использоваться комплексный подход: помимо вопросов организации и планирования интересы ученых начали распространяться на методы хозяйствования, технику и технологию управления и пр. Первым таким комплексным исследованием явилась монография проф. С.Е. Каменицера «Хозяйственное руководство промышленным предприятием в СССР, основная концепция которого заключалась в том, что хозяйственное руководство является самостоятельной общей функцией общественного труда, охватывающей его более частные функции: организацию, планирование и управление. Другой крупной работой была монография проф. Г.В. Теплова «Планирование на промышленном предприятии (теория и практика)», в которой дается глубокое обобщение огромного опыта внутризаводского планирования, накопленного в течение всего периода его развития в стране. В этот период времени выходит большое количество работ, исследующих структуру аппарата управления предприятием, хозрасчет предприятия и внутрипроизводственный хозрасчет, проблемы управления отраслями производства и народным хозяйством в целом (в том числе принципы и методы народнохозяйственного планирования). Специально созданные специализированные организации успешно развивают теорию и практику использования экономико‑математических методов в планировании и управлении в различных звеньях народного хозяйства страны.
К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико‑математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важною роль в развитии теории управления производством. Значительное влияние на формирование системы планирования и управления народным хозяйством оказало Всесоюзное совещание по применению математических методов в экономических исследованиях и планировании. Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы. Начало дискуссии было положено публикацией двух статей в газете «Правда»: проф. Е.Г. Либермана (сентябрь 1962 г.) и акад. В.А. Трапезникова (август 1964 г.). Заметное влияние на ход дискуссии оказали также работы проф. А.М. Бирмана «Некоторые проблемы науки о социалистическом хозяйствовании» и акад. B.C. Немчинова «О дальнейшем совершенствовании планирования и управления народным хозяйством». Экономическая дискуссия явилась крупным толчком для развития собственно управленческой мысли. Появилось много монографий и статей, посвященных сущности отношений управления социалистическим производством, выяснению места, занимаемого им в базисе и надстройке, выявлению соотношения управления производством со смежными науками и т. д.
Существенный вклад в развитие управления в этот период времени внесли смежные с экономикой науки – такие, как философия, социология, психология, педагогика, право, которые средствами и методами своих наук изучали проблемы управления. Роль этих исследований очень значительна по следующим двум причинам:
1) необходимость создания комплексных работ по управлению производством;
2) потребность выделения науки об управлении производством при социализме в самостоятельную отрасль знания.
Необходимость развития управления производством как самостоятельной науки в СССР ставилась многими авторами уже в 1962–1963 гг. К 1965 г. относится выход в свет наиболее крупных монографий по теоретическим проблемам управления социалистическим производством, в которых авторы стремились выяснить социально‑экономическую природу управления производством в системе социалистических производственных отношений. Надо сказать, что мнения сторонников новой науки значительно отличались друг от друга. 68.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|