Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Political culture of the youth’s social groups in Perm

С.П. Иванов

Пермский национальный исследовательский политехнический

университет

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

ПЕРМСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Выясняется наличие у разных социальных групп молодежи Перми интереса к политике, их информированность о событиях общественно-политической жизни, фактическая включенность в политические процессы в качестве субъектов политики, а также их политические ориентации, мотивы и отношение к различным социально-политическим институтам. Все это дает в совокупности представление о степени сформированности и типе политической культуры данных групп.

Ключевые слова: политическая культура, политическая социализация, общественно-политическая информированность, политическая активность, типы политической культуры.

 

S.P. Ivanov

Perm National Research Polytechnic University

POLITICAL CULTURE OF THE YOUTH’S SOCIAL GROUPS IN PERM

Interest of different social groups of young people in Perm to politics, their awareness of social-political events, practical involvement in political processes in the role of political subjects as well as their political orientation, motives and attitude to different social-political institutes have been found out. In the aggregate it gives an idea of the level of these groups’ political culture generation and type.

Key words: political culture, political socialization, social-political awareness, political activity, types of political culture.

 

Политическая культура – понятие, указывающее «на существование определяющих особенности политической системы установок, убеждений и правил, складывающихся как в процессе развития системы в целом, так и на основе опыта…отдельных индивидов» [1, с. 223]. Кроме субъективных элементов, политическая культура включает в себя деятельность граждан, направленную на воспроизводство и развитие политических и социальных институтов [2, с. 52].

Особый интерес у исследователей вызывает изучение политической культуры молодежи. От нее ждут внесения нового импульса для оживления общественно-политической обстановки в стране, участия в демократических преобразованиях. «Субъектность молодежи как социальной группы и молодых людей как граждан заключается в их способности выступать в качестве социально-позитивного и…активного участника процессов общественного и политического развития» [3, с. 111]. Но важное значение влияния молодежи на происходящие политические процессы недостаточно ею осознается. Многие молодые люди не стремятся к реализации своего потенциала в сфере политики, позволяя старшему поколению определять направление развития страны [4, с. 63, 64].

Формирование политической культуры молодежи происходит в процессе

политической социализации, то есть вхождения в политическую жизнь общества. Это предполагает «овладение определенными политическими ценностями, нормами…способами политической деятельности и поведения» [5, с. 116].

Полученные нами в исследовании 2016 года данные свидетельствуют о преобладании у респондентов среднего уровня политической информированности, но есть и те, кто почти ничего не знает, особенно о событиях в России и в мире (табл. 1). К таким группам относятся, с одной стороны, учащиеся, а с другой, не желающие ни работать, ни учиться (по 58% в каждой из них отметили, что не интересуются политической жизнью). Несколько выше информированность о событиях общественно-политической жизни по месту жительства. Но указанные группы отстают от других и по этому показателю. В целом, уровень информированности выше у студентов очного обучения и у безработных.

Основная форма политического участия большинства молодых людей – голосование на выборах, что особенно характерно для студентов, совмещающих работу с заочной учебой (регулярно участвуют в выборах 56,8% ответивших на вопрос).

Таблица 1

Политическая информированность и политическая активность

социальных групп пермской молодежи

(в % от числа опрошенных в каждой группе)

Показатели политической информированности Занятые Незанятые
учащиеся студенты очного отде- ления работают и учатся заочно безработные не хотят ни работать, ни учиться
Информированность о политических событиях в стране и в мире
постоянно следят за всеми событиями 6,0 10,9 10,0 6,3 11,4
только за наиболее важными событиями 36,0 56,4 48,8 62,5 30,4
не интересуются политической жизнью 58,0 32,7 41,3 31,3 58,2
Информированность об общественно-политических событиях в Перми
хорошо информированы 12,0 27,8 11,3 25,0 5,0
знают о наиболее важных событиях 52,0 59,3 67,5 50,0 52,5
мало что знают о происходящем 36,0 13,0 21,3 25,0 42,5
Участие в политических мероприятиях, акциях
в выборах 9,8 24,6 56,8 33,3 11,0
в проведении избирательной компании 5,9 10,8 4,5 5,6 1,2
в митингах, пикетах - 21,5 4,5 5,6 -
в сборе подписей под обращением к органам власти 3,9 4,6 4,5 - 1,2
не участвовали ни в каких мероприятиях 80,4 36,9 28,4 55,6 86,6

 

К политически пассивным группам относятся учащиеся и те, кто не хочет ни работать, ни учиться. Из них более 80% вообще не участвовали в политиче-

ских мероприятиях, а доля голосовавших на выборах минимальна. Но если у учащихся это обусловлено возрастом (многим еще не исполнилось 18 лет), то у другой группы – просто нежеланием.

Высокой активностью отличаются студенты-очники. Кроме проведения

избирательной кампании, голосования, сбора подписей под обращениями к ор-

ганам власти, управления и др., они принимают заметное участие в протестных акциях, то есть в митингах, пикетах и неофициальных демонстрациях.

Представление о том, что побуждает молодежь к участию в общественно-

политической жизни, а что этому препятствует, дают мотивы ее участия и неучастия в общественно-политической деятельности (рис. 1).

Для половины безработных главным мотивом является желание повлиять на ситуацию в сфере занятости по месту жительства и в стране в связи с отсутствием у них возможности для трудоустройства. Изменение ситуации по месту работы, учебы, по месту жительства и в стране в целом актуально и для студентов-заочников.

Рис. 1. Мотивация участия и неучастия социальных групп молодежи

в общественно-политической деятельности (в % от числа участвующих)

 

Претензия четверти безработных на политическую карьеру не имеет под собой никаких оснований. Также указанный теми, кто не хочет ни работать, ни учиться, в качестве главного мотива свой гражданский долг явно не соответствует действительности.

Среди мотивов неучастия доминирует сформировавшееся представление о том, что политикой должны заниматься те, кому положено по должности, кто стремится к политической карьере. На втором месте мотив «есть более интересные дела», который более распространен среди студентов-очников, учащихся и безработных.

Для идентификации политической культуры молодежи Перми мы применили предложенную Г. Алмондом и С. Вербой типологию политических культур. В качестве «чистых» типов они выделили патриархальную, активистскую и подданническую культуры, а смешанными являются патриархально-подданическая, подданическо-активистская, патриархально-активистская [6, с. 263].

Список литературы

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. – 420 с.

2. Социология: Словарь-справочник. Т. 2: Отдельные отрасли социологического знания / Отв. ред. Г.В. Осипов. – М: Наука, 1992. – 232 с.

3. Социология молодежи: учебник / под ред. Р.В. Ленькова. – М.: Юрайт, 2015. – 416 с.

4. Разинская В.Д. Социокультурный облик современной российской молодежи. Deutschland, Saarbrucken: LAP LAMBERT, Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2013. – 88 с.

5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.

6. Вятр Е. Социология политических отношений. – М: Прогресс, 1979. – 463 с.

 

Иванов Сидор Петрович – канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].

(Для студентов!)

Научный руководительСидоров Иван Петрович, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и права ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...