Президент и правительство Пакистана
Согласно конституции 1973, Исламская Республика Пакистан является федеративным государством. Высшее должностное лицо страны – президент, которого избирают на пятилетний срок члены коллегии выборщиков, состоящей из депутатов обеих палат парламента и провинциальных законодательных собраний. Исполнительные функции осуществляет руководимое премьер-министром правительство. Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту. Большинство депутатов Национального собрания выбираются населением на 5 лет, члены Сената – на 6 лет законодательными органами провинций. Президент назначает премьер-министра и членов его кабинета с одобрения большинства членов Национального собрания. Ранее глава государства имел полномочия распускать парламент страны и объявлять новую избирательную кампанию, но внесенные в 1997 в текст конституции изменения лишили его этого права. Судебная система Верховный суд состоит из председателя (главного судьи Пакистана) и других членов. Следующую инстанцию образуют расположенные в Карачи, Кветте, Лахоре и Пешаваре Высшие суды провинций, которые руководят деятельностью нижестоящих судебных органов в своей провинции: окружных судов, магистратов разного класса и мировых судов. В годы правления Зия был создан также Федеральный шариатский суд, который решает, соответствуют ли законы канонам исламского права. Административный аппарат В государственных учреждениях работают преимущественно профессионалы. Их верхний слой формируют прошедшие хорошую подготовку чиновники Государственной службы Пакистана, некогда включавшей 1000–1500 человек и упраздненной в 1973 при Зульфикаре Али Бхутто.
Политические партии В стране представлены партии разной ориентации, часть которых носит региональный характер. Мусульманская лига была ведущей силой в 1940-е годы, но позднее разделилась на ряд фракций. Коалиция фракций сохраняла доминирующее положение при Айюб Хане с 1962 по 1969. Партия Авами лиг (Народная лига) была основана в 1949 и под руководством Шейха Муджибура Рахмана завоевала почти все парламентские места от Восточного Пакистана на выборах 1970. В следующем году она стала правящей партией независимой Бангладеш. Зульфикар Али Бхутто основал в 1967 Пакистанскую народную партию (ПНП), выступавшую под лозунгом «исламского социализма». ПНП в 1970 получила 3/5 депутатских мест от Западного Пакистана и была самой влиятельной политической организацией страны в 1971–1977. После установления в 1977 военного режима деятельность партий была ограничена. На выборах 1985 наибольшее число мест в Национальном собрании досталось Пакистанской мусульманской лиге (фракция Погаро), и ее лидер Мухаммад Хан Джунеджо был выдвинут на пост премьер-министра. Главным оппозиционным объединением стало многопартийное Движение за восстановление демократии (ДВД; основано в 1981). В него вошли крайне левая Народная национальная партия и ПНП, которой руководила Беназир Бхутто. ДВД требовало возобновить действие конституции 1973 и призывало бойкотировать выборы 1985. После того как Зия сместил Джунеджо в 1988, политическая активность в стране была восстановлена. Судебные органы подтвердили, что партиям разрешается принимать участие в выборах. Прежние сторонники Зия-уль-Хака образовали новый Исламский демократический альянс (ИДА), который возглавил Наваз Шариф, стоявший у руля ее основной силы – проправительственной фракции Пакистанской мусульманской лиги (ПМЛ). На выборах в Национальное собрание в ноябре 1988 ПНП получила 93 из 205 депутатских мест, ИДА – 55. Беназир Бхутто заняла пост премьер-министра и оставалась у власти до августа 1990. На парламентских выборах в октябре 1990 одержал победу блок Исламский демократический альянс во главе с Навазом Шарифом, сформировавшим правительство. После внеочередных выборов в Национальную ассамблею в 1993 снова победила ПНП, а ее лидер Б.Бхутто возглавила правительство. На парламентских выборах в феврале 1997 подавляющее большинство депутатских мест (135) получила Пакистанская мусульманская лига (у ПНП всего 19 мест), а премьер-министром стал Наваз Шариф. Однако в октябре 1999 в результате бескровного переворота его правительство было свергнуто, а сам Наваз Шариф и несколько министров его кабинета были помещены под домашний арест. В результате к власти пришли военные под руководством Главного администатора Пакистана Первеза Мушаррафа.
Вооруженные силы Благодаря помощи со стороны США и ряда других стран пакистанские войска хорошо обучены и оснащены современным оружием. В 1998 сухопутные вооруженные силы насчитывали 450 тыс., морские 16 тыс. и воздушные 17,6 тыс. человек. Армия всегда обладала в стране огромным влиянием. Генералы часто переходили на высокие должности в гражданской администрации, активно участвовали в политических событиях страны, вводили чрезвычайное положение и устанавливали контроль над правительством. Внешняя политика В 1947 Пакистан был принят в ООН и в том же году стал членом Британского Содружества наций. В 1972, когда Великобритания и другие страны Содружества признали Бангладеш, Пакистан вышел из его состава и вернулся только в 1989. Внешняя политика Пакистана определялась прежде всего тем, как складывались отношения с соседями – Индией и Афганистаном, что отражалось на характере дипломатических связей даже со сверхдержавами. С 1970 Пакистан – член Организации Исламская конференция, с 1979 – Движения неприсоединения, с 1985 – Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии и Организации экономического сотрудничества и развития. На протяжении более 50 лет Пакистан находится в состоянии конфликта с Индией по вопросу о Кашмире. В 1947–1948 эти государства оказались из-за этого на грани войны. В 1972 при посредничестве ООН в Кашмире удалось провести демаркационную линию. Юго-восточные районы Кашмира остались под управлением Индии, а остальная часть бывшего княжества, известная как Азад (Свободный) Кашмир, контролируется Пакистаном. В его состав под названием «Северные территории» частично интегрированы горные местности на севере Кашмира, включающие Гилгит, Хунзу и Балтистан, но их жители не участвуют в выборах в общепакистанские органы власти. Спор о разделе вод системы Инда омрачал индийско-пакистанские отношения, пока не нашел успешного разрешения в договоре 1960, заключенном при посредничестве Всемирного банка.
В 1990 в Кашмире произошла очередная вспышка волнений, в разжигании которых индийская сторона обвинила Пакистан. Последний отрицает свое участие, признавая за собой право на дипломатическую поддержку кашмирских мусульман и настаивая на проведении в штате Джамму и Кашмир референдума в соответствии с резолюциями ООН. Индия требует, чтобы Пакистан вывел войска с кашмирской территории, а отказ от референдума, в чем ее обвиняет Пакистан, объясняет тем, что законодательное собрание штата высказалось за его полную интеграцию с Индией. В итоге никакие акции по разрешению конфликта не предпринимались. В 1998 индийское правительство, возглавляемое представителями партии Бхаратия джаната, и пакистанское правительство во главе с Навазом Шарифом согласились обсудить все спорные вопросы, включая кашмирский, на дипломатическом уровне. В 1950-х годах Пакистан подписал двусторонний договор с США и в 1954–1972 входил в региональный военный блок СЕАТО, а в 1955–1979 – в Багдадский пакт (позднее СЕНТО). В 1962, после того как произошли вооруженные столкновения между Индией и Китаем, Пакистану удалось достичь согласия по пограничным проблемам и упрочить добрососедские контакты с КНР. На протяжении 1970-х годов Пакистан укреплял связи с развивающимися странами Среднего Востока и других регионов «третьего мира». В 1974 провел конференцию лидеров мусульманских государств. Налажены отношения с Саудовской Аравией и эмиратами Персидского залива.
Власть в Кабуле никогда не принимала в качестве официальной государственной границы линию Дюранда, которой Великобритания в 1893 отделила от Афганистана пуштуязычные районы, оказавшиеся под ее контролем. Кабул стремился также, сначала в 1950-х и затем в 1970-х годах, поощрять сепаратистские устремления пуштунов в Северо-Западной Пограничной провинции, выступая с предложением создать государство Пуштунистан. Однако сам Афганистан как слабый сосед не вызывал серьезной тревоги. Выступление исламистов-консерваторов в 1978 против нового, придерживавшегося левых взглядов правительства в Афганистане и вторжение советской армии в эту страну в 1979 кардинально изменили ситуацию. За несколько лет в Пакистан прибыли 3 млн. афганских беженцев. Главное же состояло в том, что Афганистан, оказавшись потенциальным союзником Индии, стал бы представлять реальную угрозу для безопасности Пакистана. Поэтому в 1980-х годах на его территории афганские повстанцы получили надежное убежище и возможность организовывать военные лагеря. Через Пакистан поступали вооружения для моджахедов из США и Саудовской Аравии. Военная помощь была оказана и самому Пакистану. После того как советский воинский контингент был выведен из Афганистана в 1988–1989, бойцы сопротивления перешли к внутренней гражданской войне. Пакистан пытался содействовать ее прекращению и достижению согласия между враждебными группировками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|