История исследования проблем массовой коммуникации» 4 глава
Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность'аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатного издания эта характеристика условно оценивается через тираж, а для телевидения, радиоканалов — через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания. Оценивая те или иные СМК, необходимо учитывать не только возможности по охвату населения, но и потенциальные возможности этого населения (например, возможности включиться в коммуникационный процесс, потребность в общении и интерес аудитории к данному печатному материалу или передаче и т.д.).
СМК обладают возможностью комплексного воздействие личность, социальную группу, организацию. Это выражается в • что: -ф- распространяемая СМК информация фокусирует внимание и! дитории на тех темах и проблемах, которые с точки зреш циальной системы, владельцев СМК, коммуникаторов являи наиболее важными. Таким образом, формируются информации онные интересы и потребности, которые могут стать реалв ми для реципиентов; -ф- СМК могут оказывать и оказывают влияние на формировал эмоциональной сферы личности и через содержание ции влияют на систему ценностей, идеалов, мировоззрения; -ф используя различные способы влияния на личность (внушеь убеждение, подражание, заражение), СМК могут оказывать; мое воздействие на поведение людей; -ф- СМК влияют на структуру и содержание свободного времежк! досуга. Мера эффективности — степень реализации целей, соответствую-потребностям аудитории в информации и коммуникации с учетом можностей, которыми располагают и СМК, и аудитория.
Уровень эффективности СМК и их конкретное проявление словлены: -ф- характером исходных целей, задач, идей, их реальностью; -ф технической,' технологической, научной и интеллектуальной! возможностью процесса их распространения, формирования! ценностей, идеалов, воззрений; -ф степенью принятия или непринятия целей, глубиной усвое! аудиторией содержания передаваемой информации, степеь воплощения идей, задач, теоретических установок в практмк$| социальную реальность. Это в конечном счете и представлю собой результат деятельности (влияния) СМК, выступающий форме духовного и практического эффектов. Результатами, которых добиваются СМК, являются эффекте —,| конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. ты проявляются как: ^ возникновение каких-то новых «образований» (знаний, ений, идей, стремлений и др.); -ф коррекция, дополнение, развитие уже имеющихся «образсаа-. ний» у аудитории; -ф- переоценка, опровержение, вытеснение осознанного состояния^ как ложного, вредного для нее. Именно система эффектов, которых желает добиться то мм иное СМК, и определяют задачи и совокупность целей коммуника-1 тора. Существует зависимость между содержанием материалов СМИ и отношением к ним. Так, сравнительные исследования показа «плохих» и «хороших» новостей демонстрируют, что «плохие» новости ухудшают отношение читателей к прессе. Определенной тенденцией в изучении массовой коммуникации является анализ влияния СМИ на восприятие людьми окружающего мира. Такой подход был использован в цикле работ, проведенных под руководством Дж. Гербнера в созданной при Университете Пенсильвании Анненбергской школе коммуникации. Воздействие массовой коммуникации в этих работах рассматривается не с точки зрения непосредственного влияния на поведение и установки человека, но скорее в отношении того, как она формирует у него восприятие социальной реальности.
К числу эффектов относятся: утилитарный эффект — удовлетворение от получения информации, необходимой для решения жизненных, практических задач (например, реклама товаров и услуг, прогноз погоды, программы телепередач и т.п.); эмоциональный эффект — удовлетворение от эмоциональной разрядки, компенсация эмоциональной недостаточности; эффект удовлетворения познавательного интереса, который возникает в том случае, когда реципиент, получив новую информацию, субъективно чувствует себя хорошо информированным; эффект усиления позиции — удовлетворение от информации, подтверждающей мнения, суждения, взгляды человека по какому-то вопросу, в том числе и дискуссионному; престижный эффект — удовлетворение от информации, утверждающей ценности и позиции социальной группы, к которой принадлежит или стремится принадлежать человек; эстетический эффект — удовлетворение от восприятия прекрасного, эстетического обогащения; эффект комфорта — удовлетворение от снятия личностного напряжения. Перечень эффектов можно продолжить, проводя классификацию по другим основаниям. Однако в целом в области сознания эффекты обнаруживаются в коррекции мировоззрения, миросозерцания, общественного мнения, а также внутри знаний, взглядов, убеждений, стремлений, ценностей, норм, идеалов и др. В поведении эффекты проявляются в переменах направленности действий, деятельности, участия, а также в изменении общественной активности (в сфере труда, быта, досуга, политике и др.). Эффект массовой коммуникации следует считать наименее предсказуемым. Это объясняется тем, что намерения коммуникатора и желания аудитории довольно часто не совпадают и каждый из них имеет собственные социальные связи в обществе. Социальные отношения искажают цели коммуникации, вносят «шумы» и «поме-
хи» в процессе передачи сообщений, выступают в роли источни» дисфункциональных явлений и повышают неопределенность фектов коммуникационных процессов. Степень этой неопреде ности тем выше, чем больше масштаб коммуникации.
Влияние на личность — явление сложное и характеризуется ным переплетением не только сознательно, но и стихийно возде вующих факторов (индивидуальный жизненный опыт, социаль условия существования, социальное окружение и т.д.). Индивид,,; дитория не может рассматриваться как пассивный объект воздей^ вия. Он в принципе относится избирательно ко всем видам внешне воздействия, принимая и усваивая одно и отвергая другое. Объев но очень хороший материал может оказаться на деле гораздо меи эффективным, чем могли ожидать коммуникаторы, общество, дельцы СМК. Аудитория может просто не воспринимать,,,инфор»| цию или же воспринимать искаженно, и в результате вместо «г убеждения» материал будет служить, лишним усилителем и^ взглядод, отношений, установок, а отсюда и поступков, действий, п| Повышению эффективности воздействия СМК способству охват, целевая направленность и быстрота информационного^ коммуникационного воздействия; мощность, постоянство и мне образие воздействия и общения; комплексность; многообра форм и методов общения с реципиентами; доступность, распп| страненность, динамичность, стабильность. Эффективность СМК — явление подвижное, динамичное. П| воздействием информационного потока, всего комплекса комл кативных отношений происходят обновление и изменение обще венного сознания и поведения человека, социальной группы, с»р низации, своеобразный сдвиг его взглядов, убеждений, пост Следовательно, эффективность СМК необходимо рассматриват двух параметрах: изменение в массовом, групповом и индивид ном сознании, а также изменение в поведении социальных под воздействием той или иной информации; удовлетворение требности в социальной информации аудитории и возможно практического применения данной информации. В связи с этим выделяются критерии эффективности на л цЩ ностном уровне и уровне социальных групп, которые отр ют степень пользы, приносимой данной социальной информаци конкретным отдельно взятым людям. К таким критериям след отнести: •§• приобретение информации, необходимой для жизнедеят
ности; ^ изменение в познавательной активности индивида (стремлен расширять кругозор, приобретать знания и др.); .ф- приобретение личностью особых морально-нравственных и духовных ориентиров; -ф- социализация и ресоциализация индивида, приобщение его к жизни в данной социальной среде; ^ осуществление эмоционально-психологической релаксации и др. Критерии эффективности СМК на уровне социальных групп прежде всего показывают, насколько успешно достигнута цель, которую поставили перед собой коммуникаторы, и насколько успешно им удалось изменить сознание и поведение общественных групп. На уровне социальных групп важным критерием выступает изменение общественного мнения (а возможно, и всего общественного сознания) под воздействием социальной информации. Главным содержанием эффективности СМК выступают: донесение информационных сообщений до аудитории в том контексте, который составлен коммуникаторами; освещение событий с особой точки зрения, представляющей прежде всего позицию коммуникатора; создание особого морально-психологического состояния в конкретных социальных группах или у всей аудитории; формирование психологической готовности социальных групп к активным действиям и т.д. На практике особую сложность вызывает выбор критериев и показателей массовой коммуникации, так как: 1) каждая редакционная акция дает несколько эффектов одновременно (основные и побочные), причем основные эффекты коммуникатор способен предвидеть и даже планировать, а побочные эффекты бывают порой неожиданными; 2) большинство изменений в действительности лишь частично зависит от СМК. Как правило, массовая коммуникация лишь усиливает действие комплекса факторов. Следует учитывать, что в создании эффекта наравне с коммуникатором участвует реципиент со своими субъективным взглядом на окружающую действительность, непредсказуемостью психической организации, индивидуальным восприятием информации. Чтобы хотя бы с какой-то степенью достоверности говорить об эффективности информационного потока, всегда необходим по меньшей мере двойной замер (с известным временным интервалом между ними) состояния сознания и поведения аудитории, что может быть условно выражено следующей формулой эффективности: Эф = СЩ2) - СЩ1) / Ц, где Эф— эффективность деятельности СМК; СЩ1) и 677(2) — состояние сознания и поведения аудитории при первом и втором заме-Рах; Ц - цель деятельности СМК.
В современной структуре массовой коммуникации СМИ при» Поскольку эффективность массовой коммуникации зависит цели, которую ставят создатели информационных сообщений, сами эффекты МК могут быть как позитивными, так и деструкт ными для общества. Как уже было отмечено, массовая коммувд ция проникает во все сферы человеческой деятельности, в резул тате чего изменяются привычные образы поведения и самое нания людей, что нередко приводит к трансформации или да «патологизации» многих социальных процессов и явлений (ре циализация индивидов, формирование новых социальных инст* тов и ценностей, изменения в политической системе рбщес и др.). Кроме того, в реальных условиях практически невозмоэ отделить опасные для психики человека и общественной безог ности заведомо деструктивные приемы СМИ,от многих програ которые не представляют потенциальной угрозы для болыыинс] Пытаясь оценить массовую коммуникацию с точки зрения значимости для общечеловеческого прогресса, многих исследо^ телей можно условно разделить на «оптимистов» (Д. Белл, М. М люэн, П. Козловски и др.) и «пессимистов» (Т. Адорно, Э. Фрол Б. Розенберг и др.). «Оптимисты», например Белл, считают, что современна общество объединяет индивидов прежде всего на основе «новой,1 родной культуры», поскольку с появлением радио, телевиден! газет, других СМИ и увеличением доступа аудиторий к ним в сощ менном обществе появляется единая система идей, образов и р влечений, предоставляемых вниманию широких народных ма Понятие «культура», означавшее когда-то моральную и интелле» альную утонченность и высокий уровень развития искусств, сег ня существенно расширилось и стало означать общий кодекс или иной группы или всего социума. В настоящее время, согла Беллу, к СМИ перешла воспитательная функция, теперь «хорош! манерам» большинство населения учится не в элитарных школа с помощью кино и телевидения. Именно СМИ способствуют (} мированию особых манер, вкусов, моды и развлечений у соврем^ ных людей. Поэтому СМИ делают свои аудитории полноправным участниками культурных, социальных и политических процессе! приближая обывателей к выдающимся личностями современ»! эпохи и делая их участниками многих событий. «П е с с и м и с т ы» обычно приводят следующие аргументы: ^- вследствие широкого функционирования массовр-коммуник онных процессов в обществе осуществляется «массовиза! культуры, результатом чего являются частичная или полная утрата многих образцов и установок высокой элитарной культуры и духовное обеднение общества; ^- СМК навязывают чуждые большинству модели поведения, что опасно для психики человека и социальной организации. Причем, согласно Розенбергу, даже если СМИ пытаются воспитывать и образовывать общество, они предлагают в качестве идеальных образцов поведения нереальные модели и нереальных персонажей, которые уводят аудиторию из обыденной жизни в мир грез; ^ слепое копирование ценностей, пропагандируемых СМИ, приводит к утрате традиции, когда на смену испокон веков существовавших в данной социальной системе ценностей приходят суррогатные идеи. Розенберг утверждает, что никакое общество в действительности не готово к простому копированию или искусственному переносу на свою почву ценностей, создаваемых СМК в'угоду своей собственной выгоде; Д часто искусственно занижают планку интеллектуального и духовного развития для всего общества. Не случайно в США телевизоры стали называть «видеотами» (от игры слов «видео» и «идиот»), а в Англии — «кретинометрами»; ^ СМК заменили реальную демократию на «телекратию», где политика осуществляется не в органах государственной власти, а на телестудиях. Век телекратии ознаменован театрализацией политического процесса, т.е. подменой политической борьбы, идеологией защиты интересов избирателей иллюзорными репортажами и политической рекламой. Прямо или косвенно СМК изменяют не только общество как социальную систему, его многочисленные связи и отношения, но и саму человеческую личность, и не просто как социальную единицу, а во многом и как психологический и биологический организм. Подобные трансформации в наши дни еще невозможно оценить однозначно, но уже сегодня становится понятно, что проблема информационно-психологической безопасности личности в эпоху господства массовой коммуникации в обществе актуальна не только для Политиков, ученых-обществоведов, журналистов или медиков, но и Для каждого современного человека. Оказывая серьезное влияние на общественное мнение, СМИ начинают осуществлять управление широкими массами, заменяя собственно политиков и политические организации. Подобное господство СМИ над общественным сознанием объясняется также и Трансформацией социально-психологической природы современной личности. Дело в том, что, по мнению А. Тоффлера, в конце
1980-х гг. в период расцвета телевизионных и телекоммуникац! ных технологий появляется так называемое «демассифицирс ное индивидуалистское общество», когда человек взаимодейст со всем окружающим миром посредством новых информациог технологий, при этом не выходя из своего дома. Конец XX в. ознаменовался также появлением телеличнс частично десоциализированного человека, потерявшего многие^ выки поведения. Для телеличности характерны агрессия, откло| ния в психике, отчуждение от собственной жизни. Такой чело$[ живет в ирреальном мире телеобразов, что негативно сказывается! его интеллектуальном и культурном развитии. Телеличности с-"^ вятся удобными объектами для информационно-психологиче манипуляции, а в конечном счете — хорошими подчиненными власть имущих. Согласно точке зрения Д. Балтера, современный 1 ловек — это «человек Тьюринга» (по имени английского математ разработавшего идею ЭВМ в 1936т., а в 1950 г. сформулировав! принципиальные основы теории искусственного интеллекта), ловек Тьюринга» подобен машине, так как он существует в т взаимодействии с компьютером, СМИ и искусственным инт том. Хотя Балтер полагает, что «человек Тьюринга», интегрироя ный вместе с новейшими достижениями техники и информатй"4* единый организм, является вершиной западной культуры, автор: концепции вынужден признать уязвимость такого человека п возможными непредсказуемыми изменениями во внешней среде.1 Аналогичной точки зрения на природу современного челогу придерживается и Д. Пелтон, называя людей конца XX в. «глоб; ные электронные машины». По Пелтону, нынешний человек—*| Ьото е1ес[готси5 (человек электронный), принципиально отл ющийся от своих предков по социально-психологическим черт В этом ряду специалистов, объясняющих состояние развити^! временного человека, пожалуй, лишь японский ученый И. Ма<г оптимистически оценивает новую личность, называя ее Ьото ш Н§еп8 (человек интеллектуальный), т.е. человеком занятым тод|(умственным трудом и переложившим все другие проблемы'] «плечи новых машин». Тем не менее Ьото т1еШдеп8 также вес'1" зависим от современных технологий и утратил многие умения: тановки своих предшественников. ВЫВОДЫ /. Массовая коммуникация - процесс распространения информации^ мощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на чи" большие, рассредоточенные аудитории. Средства массовой коммуникации - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространения информационных сообщений на большие террито- рии. 2. Структура массовой коммуникации в современном обществе представляет собой сложную систему, соединяющую индивидов и технические средства массовой коммуникации. Данная система выполняет ряд важнейших социально значимых функций, среди которых выделяются интеграция и поступательное развитие современной цивилизации. 3. Социальная сущность массовой коммуникации, находящая выражение в 4. Эффективность СМК есть отношение достигнутого резулътата-к предварительно намеченной цели. Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному результату, то можно говорить об их эффективности. 5. Теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на исследование социальной роли СМК. Одни ученые прогнозируют, что увеличение разнообразия СМК приведет к упадку культурного уровня общества и ослаблению его интеграции. Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМК в условиях свободного выбора информации, поскольку это дает возможность избежать централизованного контроля над СМК, а интеграция в новых условиях будет более глубокой и прочной. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. Дайте определение понятию «массовая коммуникация». Назовите основные теоретические направления изучения массовой коммуника- ции. Дайте определение понятию «массовая информация» и назовите характеристи- ки массовой информации. Охарактеризуйте структуру массовой коммуникации по Г. Лассуэллу. Какие существуют основные условия функционирования процесса создания и преобразования массовой информации? Какова роль коммуникаторов в создании массовой информации? Кто и какими средствами осуществляет контроль за процессом создания массо- вой информации в СМК? Определите механизм превращения социальной информации в массовую инфор- мацию. *
Дайте определение понятию «средства массовой коммуникации».
10. Охарактеризуйте структуру современной системы средств массовой инфов ции. 11. Выделите основные типы реакций аудитории на потребление массовой инф| мации. 12. Каковы критерии эффективности массовой коммуникации? ЛИТЕРАТУРА Верезин В. Теория массовой коммуникации. М., 1994. Бретон Ф., Пру С. Взрыв коммуникации. Рождение новой идеологии. М.,1990. Буданцев Ю. Социология массовой коммуникации. М., 1995. Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проблема конструирования ] альности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999. ЗасурскийИ. Массмедиа второй республики. М., 1999. КастелъсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. Конецкая В. Социология коммуникации. М., 1997. •' -, Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика! следований / Под ред. М. Назарова. М., 1999. Мельник Г. Массмедиа: психологические процессы и эффекты. СПб., 1999. Митрохина Е.Ю. Информационная безопасность личности как социологиче проблема. М., 1999. Терин В.П. Массовая коммуникация: социокультурные аспекты политического ] действия. М., 1999. Томпсон Д. Идеология и современная культура. Критическая социальная теори эру массовой коммуникации. М., 1992. Федотова Л.Н. Массово-коммуникационные процессы в условиях общественной^ дернизации России. М., 1997. Часть IV ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ Глава 12 КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ 12.1. Коммуникация как функция управления организацией (481) • 12.2. Особенности внутренних коммуникаций в организации (488) • 12.3. Виды коммуникаций в организациях (494) • 12.4. Формы деловой коммуникации в организации (500) • 12.5. Особенности маркетинговых коммуникаций (508) 12.1. КОММУНИКАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Коммуникации в организации - это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностные инструкций. Автор книги «Предприятие будущего» Г. Аммельбург определяет значение коммуникативных процессов в организации, пользуясь аллегорическим сравнением с живым организмом. Организацию в широком понимании он представляет как систему, образуемую определенными функциями: собственно организацией, коммуникацией и мотивацией. В узком понимании организация - это структура, конструкция, делающая возможным протекание процессов, связанных с движением («скелет»). Коммуникация — это функция управления, позволяющая при помощи правильно организованной передачи информации обеспечить надежное соединение всех звеньев предприятия и их взаимодействие («нервная система»). Мотивация играет роль регулятора всех прочих функций, аналогичную интегрирующей роли психики в организме. Понятие организации/В широком смысле понятие «организация» применяется к биологическим, социальным и к техническим Глава 12. Коммуникации в организациях 12.1. Коммуникация как функция управления организацией
объектам. В научных работах понятие «организация» определяе как: •ф- внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодейств более или менее дифференцированных и автономных частей 1 лого; •ф- совокупность процессов или действий, ведущих к образован» и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; •ф- объединение людей, совместно реализующих программу цель и действующих на основе определенных правил и пг цедур. В этих определениях выделяются три уровня организа структурный, процессуальный и социально-психологический. А. Файоль, которого считают отцом классического менеджме та, отмечал, что организовывать — значит «строить двойной —; териальный и социальный — организм предприятия». По мнению М. Мескона, чтобы рассматривать некоторую гру как организацию, необходимо наличие: по крайней мере двух че век, которые считают себя частью этой группы; по крайней м«одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результат которую понимают как общую все члены данной группы; чле* группы, работающих для достижения значимой для всех цели. Соединив в одно целое эти существенные характерно можно дать следующее определение: организация есть группа ль деятельность которых сознательно координируется для достиз общей цели или целей. Представление об организации развивалось в направлении жесткого структурно-функционального подхода М. Вебера, шкс человеческих отношений (Э. Мэйо) к школе социальных сие основоположником которой можно считать биолога Людвига Берталанфи. За отправную точку исследования организации принимать уровень социальной системы, объединяющей отде ные элементы. Ключевыми понятиями школы социальных систем явля! представления об открытых и закрытых системах. Система любого типа — это некое целое, состоящее из час (подсистем), которые функционируют сообща взаимозависим образом с целью осуществления общих задач. Отрытая система — это система, которая влияет на свое окруже и испытывает влияние с его стороны, и взаимодействует с ним. Конце ции, рассматривающие организацию в качестве открытой сие мы, акцентируют внимание на взаимосвязи различных компон* тов и функций организации и признают взаимную зависймс между организацией и ее внешней средой, являющейся исто* ком трудовой силы и сырья и реципиентом продукции и услуг организации. С системной точки зрения организация сумеет выжить и преуспеть, если ее различные функции и компоненты функционируют в согласии друг с другом и система как единое целое поддерживает интенсивную связь со своим окружением. Система взаимосвязей представлена на рис. 12.1. Внутренняя среда организации (социальная структура, техническая структура, административная структура) Среда прямого воздействия Конкурирующая среда Общественная среда I Макросреда Рис. 12.1. Система взаимосвязей открытой организации Внутренняя среда организации. Каждая организация имеет внутреннюю и внешнюю среды, в которых осуществляется операциональная деятельность. Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Внутренняя среда организации формируется в соответствии, во-первых, с целями и задачами организации, во-вторых, с ресурсами организации. Внутренняя среда состоит из структур, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Эти структуры реализуют следующие цели и задачи: •ф- кадровая структура —, взаимодействие менеджеров и рабочих, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками; •ф организационная структура - коммуникационные процессы, организационные структуры, нормы, правила, процедуры распределения прав и ответственности, иерархия подчинения;
Глава 12. Коммуникации в организациях 12.1. Коммуникация как функция управления организацией
•ф производственная структура — изготовление проду снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание нологического парка, осуществление исследований и боток; •ф маркетинговая структура внутренней среды — страте| ценообразования, стратегия продвижения продукта на рьн выбор рынков сбыта и систем распределения; •ф финансовая структура включает в себя процессы, связан» с обеспечением эффективного взаимодействия. Внутренняя среда, можно сказать, пронизана организационна культурой, которая может либо способствовать тому, что орган» ция выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентнс! борьбе структурой, либо ослаблять организацию, не давая ей пешно развиваться даже при высоком уровне технического и нансового потенциала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|