Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий

В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел решают возложенные на них задачи как в обыч­ных, так и в особых условиях. Особые условия охраны общест­венного порядка и безопасности представляют собой возникаю­щую при определенных обстоятельствах повышенную по степени опасности для жизни и здоровья людей, сохранности материаль­ных и культурных ценностей обстановку, которая требует от ор­ганов внутренних дел принятия специальных мер правового и организационного характера. Указанные обстоятельства детерми­нируются возникновением различных чрезвычайных ситуаций. В условиях мирного времени к ним относятся: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, техногенные и экологические катастрофы, социальные конфликты, а также проведение крупных массовых

мероприятий.

В настоящее время различные массовые мероприятия являют­ся одной из популярных форм общественной активности и досуга населения и удовлетворяют потребности личности в непосредст­венном приобщении к политической жизни, достижениям спорта, культуры, искусства. Реализация конституционных прав и свобод граждан в условиях демократии в значительной мере связана с их активным участием в различных массовых мероприятиях, прово­димых государственными органами, политическими партиями и движениями, а также различными профсоюзными, спортивными, культурными, религиозными и иными организациями.

Массовые мероприятия, как правило, доступны большому ко­личеству граждан и проводятся на улицах, площадях, в общест­венных зданиях, концертных залах, на спортивно-зрелищных со­оружениях, специальных трассах и в других общественных местах городов и населенных пунктов.

На практике все массовые мероприятия условно подразделя­ются на общественно-политические, культурно-массовые, спор­тивно-зрелищные и религиозные обряды. Они различаются по целям их организации, характеру и количеству участников и зри­телей, местам проведения, по степени влияния на охраняемые общественные отношения и другим факторам. Рассмотрим осо­бенности их организации и проведения.

К общественно-политическим мероприятиям относятся де­монстрации, митинги, шествия, съезды политических партий и общественных организаций, выборы депутатов различных уров­ней, президента страны и др. Этому виду массовых мероприятий присущи, как правило, высокий уровень организации, качествен­ная однородность состава участников, необходимое финансирова­ние и техническая и рекламная поддержка. Для граждан, поддер­живающих различные партии, движения и принимающих участие в подобных мероприятиях, характерны общность интересов в дос­тижении поставленных целей, а также относительная схожесть мотивов и стереотипов поведения. В подобных мероприятиях уча­ствуют представители различных государственных органов и об­щественных организаций, их совместная деятельность опосредст­вуется устойчивыми коллективными интересами и межличност­ными взаимосвязями. Они, как правило, лояльно относятся к действующему законодательству и установленным правилам пове­дения в общественных местах, хотя имеются и исключения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», принятым с целью урегулирования рассматриваемых общественных отношений, в настоящее время предусмотрен уведомительный порядок информирования властей о намерениях организаторов провести то или иное массовое мероприятие (вместо существовавшего ра­нее разрешительного порядка). Соответствующий орган исполни­тельной власти местного самоуправления после рассмотрения поданного в официальном порядке уведомления может санкцио­нировать проведение подобных мероприятий либо отклонить его, обосновав мотивы отказа, а также предложить альтернативные варианты.

Особую группу общественно-политических мероприятий, серьезно осложняющих охрану общественного порядка, составля­ют несанкционированные собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации. Они образуют состав административного правона­рушения, предусмотренного ст.1661 Кодекса РСФСР об админи­стративных правонарушениях. А в некоторых случаях указанные правонарушения трансформируются в преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

В соответствии со ст.31 действующей Конституции Россий­ской Федерации граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование. Одновременно в ст. 13 Основного Закона прямо запрещаются соз­дание и деятельность общественных объединений, цели или дей­ствия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание воору­женных формирований, разжигание социальной, расовой, нацио­нальной и религиозной розни. В современных условиях резкого ухудшения социального климата в стране, на фоне повсеместного игнорирования существующих правовых норм, надлежащий госу­дарственный контроль за проведением подобных массовых акций приобретает особое значение.

В соответствии со ст.1661 Кодекса об административных пра­вонарушениях в РСФСР административная ответственность пре­дусматривается за воспрепятствование организации или проведе­нию собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирования либо иного публичного мероприятия, проводимого в соответствии с законом. Кроме того, ответственность предусматривается еще по двум составам указанной статьи. Остановимся на них более под­робно.

Во-первых, — это нарушение порядка организации собра­ний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Во-вторых, — это нарушение порядка проведения указанных мероприятий. Объектом посягательства данных правонарушений являются общест­венный порядок и безопасность, права и законные интересы гра­ждан, нормальная деятельность предприятий, учреждений и орга­низаций.

Порядок организации собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в Российской Федерации заключается в следую­щем.

1. В обязательном предварительном обращении (не менее чем за 10 дней) в соответствующий орган исполнительной власти с письменным уведомлением о проведении того или иного полити­ческого акта. При этом должны быть соблюдены два условия. Лица, подписывающие заявление, должны достигнуть 18-летнего возраста и выступать от имени официально зарегистрированной партии, общественного движения или организации.

2. В получении письменного согласия соответствующего ор­гана исполнительной власти (администрации) местного само­управления на проведение мероприятия, указанного в заявлении.

3. В случае официального мотивированного отказа соответст­вующего органа на проведение мероприятия — в обращении в вышестоящий орган исполнительной власти либо в суд.

К организаторской деятельности могут быть отнесены также разработка программы мероприятия, назначение выступающих, подготовка листовок, плакатов лозунгов и другой печатной про­дукции, принятие мер по техническому обеспечению мероприя­тия, организация сбора участников, письменное обращение в компетентную инстанцию с просьбой санкционировать проведе­ние соответствующего массового мероприятия.

Организаторами признаются лица как уполномоченные заре­гистрированными в установленном порядке партиями, общест­венными движениями и коллективами на организацию проведе­ния того или иного мероприятия, от имени которых они обраща­ются в компетентный орган, так и лица, представляющие интере­сы объединений и организаций, но не вступающие в официаль­ные отношения с органами власти. Следовательно, организаторы привлекаются к ответственности не только за игнорирование за­прета на проведение конкретного общественно-политического мероприятия, но и в тех случаях, когда они, вообще не информи­руя орган местного самоуправления, предпринимают организацион­ные меры по подготовке и проведению указанных мероприятий.

Вторым составом рассматриваемого правонарушения является нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Данный проступок может быть совер­шен путем несоблюдения обозначенных в заявлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, количества участников мероприятия, нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия, злостного непови­новения участниками мероприятия законным распоряжениям представителей органов государственной власти, а также ношения участниками мероприятия оружия и иных предметов, могущих причинить ущерб людям и собственности.

Активными участниками несанкционированных массовых ме­роприятий, как правило, совершаются публичные выступления, выкрикивание и демонстрация лозунгов, распространение листо­вок и иных информационных материалов, проведение пропаган­дистской работы среди собравшихся, документирование при по­мощи фото- и видеосъемки действий милиции и представителей других правоохранительных органов, противодействие их закон­ным требованиям.

К административной ответственности за нарушение порядка проведения массовых политических мероприятий могут привле­каться только непосредственные участники указанных акций. Обязательным условием отнесения их к субъектам данного право­нарушения является факт игнорирования ими неоднократных требований милиции покинуть место проведения мероприятия.

Распространенной ошибкой милиции, на которую обращают внимание прокуратура и суды путем вынесения протестов и част­ных определений, является, например, привлечение к админист­ративной ответственности по ст.1661 КоАП РСФСР отдельных граждан, хотя и пикетирующих с плакатами в общественных мес­тах, но выражающих свои личные требования, так как подобные действия не охватываются диспозицией указанной статьи. Непра­вомерным будет и задержание группы граждан, идущих на не­санкционированное массовое мероприятие на подступах к месту его проведения.

Следующим распространенным видом массовых мероприятий являются культурно-массовые мероприятия. К ним относятся:

выставки, вернисажи, народные гулянья, театрализованные пред­ставления, фестивали, ярмарки, концерты и др. С точки зрения охраны общественного порядка, для указанных мероприятий при­сущи различные формы поведения людей, складывающиеся в условиях произвольно формирующихся общностей граждан, стре­мящихся удовлетворить свои культурные, эмоциональные и духовные потребности. Однако несмотря на неоднородность соста­ва, различия в образовании, возрасте, наличие различных интере­сов и устремлений, в целом поведение лиц, посещающих упомя­нутые мероприятия, укладывается в общепринятые нормы.

Вместе с тем следует отметить, что на поведение отдельных групп граждан, посещающих некоторые культурно-массовые ме­роприятия, влияют факторы фанатической любви к своим эстрад­ным кумирам, доходящей до экстаза, а также условия анонимно­сти в толпе, что снижает степень ответственности за совершенные поступки. Особенно ярко это проявляется в манере поведения подростков - поклонников рок-музыки на концертах звезд отече­ственной и зарубежной эстрады, проводимых в больших концерт­ных залах'и на спортивно-зрелищных сооружениях. Правонару­шения, совершаемые рок-фанатами в указанных общественных местах, часто носят групповой характер и негативно влияют на состояние общественного порядка.

Спортивно-зрелищные мероприятия традиционно являются одной из популярных форм массового досуга населения в нашей стране. В зависимости от масштаба и степени значимости они классифицируются как международные, всероссийские, област­ные, городские и местные. По массовости посещения и степени влияния на состояние общественного порядка наибольшую слож­ность для его охраны представляет проведение спортивных игр, таких, как футбол, хоккей и др. Эти спортивно-зрелищные меро­приятия проводятся, как правило, на стадионах и других спор­тивных сооружениях. Характерной чертой рассматриваемых мас­совых мероприятий является присутствие на футбольных и хок­кейных матчах определенного контингента спортивных болель­щиков, так называемых фанатов, принадлежащих к различным спортивным клубам. Как правило, их поведение характеризуется пристрастным отношением к своей команде, доходящим до фана­тизма. В Москве, например, существуют спортивные общества болельщиков команд «Спартак», «Динамо», ЦСКА, «Торпедо» и других популярных клубов. К сожалению, отдельные противобор­ствующие группировки болельщиков в ходе проведения спортив­ных матчей совершают серьезные правонарушения, создают кон­фликтные ситуации, нарушают правила поведения посетителей спортивных сооружений. Иногда это приводит к трагедиям.

В качестве примера можно привести трагический случай, ко­торый произошел в октябре 1982 г. на стадионе Лужники в Моск­ве. Во время футбольного матча на кубок Европейских Чемпионов между командами «Спартак» (Москва) и «Харлем» (Гол­ландия) в результате давки, возникшей при активном участии фанатов «Спартака», погибло 67 человек и более 300 получили различные серьезные травмы. Это чрезвычайное происшествие произошло, как показало проведенное расследование, из-за не­скольких причин. Во-первых, по вине администрации стадиона, которая нарушила действующие правила проведения подобных мероприятий, а во-вторых, — из-за нераспорядительности мили­ции, а также из-за хулиганского поведения болельщиков, многие из которых были в нетрезвом состоянии, грубо нарушали общест­венный порядок и вели себя агрессивно.

Подобные случаи как у нас в стране, так и за рубежом носят не единичный характер. Поэтому организаторы различных зре­лищных массовых мероприятий совместно с милицией обязаны усиливать меры по охране общественного порядка и безопасности во время их проведения с целью контроля за соблюдением бо­лельщиками установленных правил поведения.

Нормы поведения посетителей спортивно-зрелищных соору­жений во время различных спортивных состязаний, рок-концертов и других массовых мероприятий регламентируются типовыми правилами, которые действуют на спортсооружениях Москвы и других городов.

Так, посетители имеют право:

— входить на территорию и помещения спорт-сооружений при проведении платных зрелищных мероприятий только при нали­чии билетов или документов, дающих право на вход;

— занимать места, указанные в билетах и пропусках;

— приносить и использовать спортивную и иную атрибутику, не представляющую опасности и не мешающую остальным зрите­лям;

— посещать с детьми до 16 лет спортивные и иные зрелищные мероприятия, заканчивающиеся не позднее 20 час. 30 мин., а в дни школьных каникул — 21 час. 30 мин.

Посетители обязаны:

— вести себя уважительно по отношению к участникам сорев­нований и иных зрелищных мероприятий, зрителям, судьям, тре­нерам, администрации и другим должностным лицам, ответствен­ным за поддержание общественного порядка и безопасности на спортивно-зрелищных мероприятиях;

— не допускать действий, могущих создать опасность для ок­ружающих и привести к созданию экстремальных ситуаций;

— проявлять организованность при выходе со спортивно-зрелищных сооружений по окончании массового мероприятия;

— подчиняться предупреждениям и требованиям администра­ции спортсооружений, милиции и иных лиц, ответственных за поддержание порядка.

Посетителям запрещается:

— проносить огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые, ядовитые, сильно пахнущие и наркотические вещества, а также колющие и режущие предметы, чемоданы, большие портфели, сумки и иные предметы, мешающие нормальному проведению

мероприятия;

— находиться во время проведения спортивных и иных зре­лищных мероприятий на лестницах или люках, выбегать на поле или сцену, а также создавать помехи передвижению зрителей ли­бо участникам;

— распивать спиртные напитки или появляться на стадионах в

пьяном виде;

— допускать выкрики, скандировать лозунги, унижающие че­ловеческое достоинство;

— выбрасывать на поле или трибуны различные предметы, могущие причинить ущерб жизни и здоровью других людей.

Лица, не соблюдающие установленные правила, на спортсооружения не допускаются либо удаляются с них. В зависимости от характера правонарушения администрация спортсооружения может ограничиться предупреждением или передать нарушителя в милицию для принятия мер административного воздействия. Ма­териальный ущерб, причиненный спортсооружению, взыскивает­ся с виновных через суд в установленном законом порядке.

В последние годы значительно возрос интерес населения к религии. Это стало возможным благодаря демократическим пре­образованиям в стране. Массовые религиозные мероприятия, к которым относятся всевозможные праздники различных церков­ных конфессий, обряды и богослужения, проводятся, как прави­ло, в соответствующих храмах в условиях большого скопления верующих и просто любопытных. В настоящее время в связи с изменением государственной политики по отношению к церкви строятся новые и возрождаются старые храмы, и ряды верующих постоянно пополняются. Среди них имеются секты, деятельность которых носит антиобщественный характер и представляет опас­ность для окружающих. К таким сектам относятся известные «Белое братство», «Аум-Сенрике», сектанты «Муна» и др. Они

вербуют свою паству среди молодежи, растлевающе действуют на души людей, проповедуют сатанизм, а иногда и прямо совершают преступления и террористические акты.

Это нередко влияет на состояние общественного порядка в местах проведения подобных мероприятий и осложняет опера­тивную обстановку, что в свою очередь требует от органов внут­ренних дел принятия специальных мер по надлежащей охране общественного порядка и безопасности, умения действовать в специфических условиях быстро и эффективно, нейтрализовать возникающие эксцессы.

В ходе проведения различных массовых мероприятий между их участниками, зрителями и субъектами охраны общественного порядка складываются специфические общественные отношения, которые, будучи урегулированы правовыми нормами, составляют содержание общественного порядка в местах их организации в обычных условиях. В тех случаях, когда нормальный ход проведе­ния массового мероприятия нарушается наступлением какого-либо чрезвычайного происшествия или обстоятельства, охрана общественного порядка и безопасности трансформируется в ре­жим условий охраны при чрезвычайных ситуациях.

Иными словами, общественный порядок при нормальном хо­де массовых мероприятий характеризуется как совокупность каче­ственно определенных общественных отношений, складывающих­ся в местах их проведения, установление и развитие которых соз­дает гражданам возможности для реализации своих конституци­онных прав и свобод, с одной стороны, и обеспечения внешних условий для гармонического сочетания государственных, группо­вых и личных интересов при соблюдении требований безопасно­сти, уважения чести и достоинства личности, — с другой.

Под возникновением экстремальных ситуаций в ходе прове­дения массовых мероприятий, применительно к общественному порядку, следует понимать резкое изменение качественного со­стояния охраняемых общественных отношений, носящее, как правило, локальный и краткосрочный характер, что требует от органов внутренних дел и других субъектов правовой охраны принятия экстремальных мер по устранению возникшей чрезвы­чайной обстановки.

Правовой основой, регламентирующей порядок проведения массовых мероприятий в нашей стране, являются Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, законы «О полиции», «О чрезвычайном положении»,

«О безопасности», а также иные законодательные и подзаконные акты, определяющие порядок проведения митингов, уличных ше­ствий и демонстраций, спортивно-зрелищных и других мероприя­тий. Ответственность за совершение административных правона­рушений, составляющих наибольший удельный вес среди всех деликтов, совершаемых при проведении массовых мероприятий, предусмотрена в Кодексе РСФСР об административных правона­рушениях.

Одним из основных требований, предъявляемых к проведе­нию массовых мероприятий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их прав и законных интересов, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся. Главным субъектом, ответственным за организацию и поддержа­ние общественного порядка при проведении массовых мероприя­тий, в соответствии с действующим законодательством являются

органы внутренних дел.

Именно на них возложены задачи по разработке плана охра­ны общественного порядка и безопасности при проведении кон­кретного массового мероприятия, подготовка и расстановка необ­ходимых сил и средств, организация и координация взаимодейст­вия со всеми государственными органами и общественными орга­низациями, участвующими в охране общественного порядка и непосредственно в проведении массового мероприятия, контроль за обстановкой, осуществление административного надзора, пре­дупреждение и пресечение преступлений и правонарушений со стороны участников и зрителей, а также привлечение виновных к

ответственности.

Особенности охраны общественного порядка при проведении

массовых мероприятий характеризуются рядом специфических черт. К основным из них относятся:

— характер проводимого мероприятия;

— скопление большого количества людей на ограниченной

территории (условия толпы);

— динамика и скоротечность происходящих событий;

— быстрое изменение оперативной обстановки;

— специфический контингент присутствующих лиц (пред­ставители оппозиционных партий либо соперничающих блоков, агрессивно настроенные группировки болельщиков, принадлежа­щих к различным командам, рок-фэны, лица в нетрезвом состоя­нии и др.);

— особенности расположения спортивно-зрелищных и иных объектов проведения массовых мероприятий;

— необходимость приостанавливать работу некоторых пред­приятий и изменять движение городского транспорта на время проведения массового мероприятия;

— обязательный учет погодных условий на момент проведения мероприятия и др.

Вышеперечисленные факторы учитываются при организации охраны общественного порядка в рассматриваемых условиях и в конечном счете обусловливают выбор приемов и методов дея­тельности милиции, включая конкретные меры воздействия на поведение участников и зрителей массовых мероприятий с целью приведения его в соответствие с требованиями правовых и иных социальных норм.

Так, при проведении массовых шествий, демонстраций и ми­тингов различными партиями, движениями и другими организа­циями работники милиции обязаны проверить, имеется ли у ор­ганизаторов санкция органов власти на проведение конкретной акции, согласованы ли цели, место и время проведения меро­приятия с администрацией района (города) или иной инстанцией, не нарушается ли порядок их проведения. В случае нарушения установленных правил проведения подобных мероприятий, а так­же совершения серьезных правонарушений со стороны их участ­ников милиция имеет право прекратить проведение мероприятия, а виновных привлечь к установленной ответственности.

На правонарушителей по ст.1661 КоАП РСФСР уполномо­ченные должностные лица полиции (дежурный, участковый ин­спектор и др.) составляют административный протокол. К прото­колу должны быть приобщены вещественные доказательства из числа атрибутов проводившегося мероприятия, например лозунги, листовки, рукописные списки участников, другие документы, а также использовавшиеся технические средства.

В случаях, когда организаторы либо участники совершили не­сколько административных правонарушений, рассмотрение кото­рых относится к компетенции различных органов, по каждому факту совершенного проступка милиция составляет отдельный протокол и направляет их для рассмотрения по подведомственно­сти.

Дела о правонарушениях, предусмотренных указанной стать­ей, рассматриваются народным судьей единолично в течение трех суток с момента совершения правонарушения.

При проведении спортивно-зрелищных мероприятий, осо­бенно футбольных и хоккейных матчей, основные силы и средст­ва милиции, задействованные на охрану общественного порядка, главным образом направлены на регулирование поведения бо­лельщиков и обеспечение безопасности зрителей. Проводится общая и индивидуальная профилактическая и разъяснительная работа среди зрителей, устанавливается особый административ­ный надзор за активными фанатами, принимаются меры по ра­зобщению соперничающих группировок болельщиков, применя­ется комплекс мер по обеспечению безопасности присутствую­щих, таких, как проверка надежности конструкций и систем жиз­необеспечения спортсооружений, организуется посадка массы людей на общественный транспорт и т.д.

В ходе проведения культурно-массовых мероприятий, осо­бенно на рок-концертах, повышенное внимание при охране об­щественного порядка уделяется предотвращению беспорядочного скопления зрителей в проходах, на лестницах концертного зала или спортивного сооружения, где проводится выступление арти­стов; полиция следит также за тем, чтобы зрители не вскакивали со своих мест, и пресекает попытки отдельных групп музыкаль­ных фанатов прорваться на сцену или за кулисы. Повышенное внимание на подобных концертах уделяется соблюдению проти­вопожарной безопасности, так как в среде музыкальных фанатов модно в темном зале зажигать открытый огонь (зажигалки, свечи, бенгальские огни и др.) и размахивать в такт музыке.

Специфика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в отличие от обычных условий требует введения определенного режима ограничений, поскольку обыч­ными методами обеспечить надлежащий порядок невозможно. В некоторых случаях приходится проводить оцепление зоны прове­дения мероприятия, удалять из нее лиц, не имеющих отношения к проводимому мероприятию, например, при проведении фут­больного матча на стадионе, спортивной эстафеты на улицах го­рода. В зону оцепления не допускаются лица, имеющие громозд­кий багаж. Перекрывается движение транспорта или изменяется направление его маршрутов. В необходимых случаях приостанав­ливается проведение дорожных и некоторых других видов работ.

Названные виды ограничений вводятся органами внутренних дел по согласованию с органами местного самоуправления. Вве­дение ограничений должно быть обоснованным, соразмерным и вызываться их действительной необходимостью.

Важной особенностью деятельности органов внутренних дел в рассматриваемых условиях является их тесное взаимодействие с организаторами проведения массовых мероприятий. Таковыми обычно выступают государственные и общественные организа­ции, политические партии, спортивные, культурные, профсоюз­ные и другие организации, по плану которых проводятся различ­ные массовые мероприятия. При проведении крупных комплекс­ных мероприятий, таких, как Олимпийские игры, спартакиады, фестивали, создаются организационные комитеты и оперативные штабы для разработки планов охраны общественного порядка и безопасности, координации деятельности всех заинтересованных участников и контроля за исполнением.

В состав оперативного штаба обычно входят: начальник и его заместители; оперативный дежурный; группа управления силами и средствами; группа информации и анализа; оперативно-следственная группа; представители ОМОН, ГИБДД приглашают­ся представители скорой помощи и местной администрации.

Взаимодействие органов внутренних дел с другими заинтере­сованными организациями заключается в согласовании совмест­ной деятельности по времени, месту и цели. Такое взаимодейст­вие включает в себя обмен информацией о характере планируе­мого мероприятия, о предлагаемом количестве участников и зри­телей, о месте и времени его проведения, изучение психологиче­ского климата среди участников массового мероприятия (агрессивные установки, конфликтные намерения и т.п.). Также совместно обследуются сооружения и иные объекты, где планиру­ется проведение массового мероприятия, производится рекогнос­цировка местности.

Взаимодействие при проведении массовых мероприятий но­сит не только внешний характер, но и осуществляется непосред­ственно внутри органов внутренних дел. Оно координируется и контролируется штабом милиции и в целом заключается в сле­дующем:

— в едином понимании всеми нарядами и службами, задейст­вованными в обеспечении общественного порядка, общей задачи и своих функциональных обязанностей по ее реализации;

— постоянном знании оперативной обстановки и ее измене­ний;

— наличии бесперебойной связи и постоянном обмене опера­тивной информацией;

— знании и правильном применении установленных команд и сигналов;

— своевременном оказании взаимной помощи;

— эффективном осуществлении маневра силами и средствами;

— корректном осуществлении правоприменительной деятель­ности.

Главными задачами органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий являются: создание нормальных условий для организации массовых мероприятий в местах их проведения;

обеспечение безопасности для участников и зрителей; предупреж­дение и пресечение преступлений и правонарушений; оказание необходимого содействия организаторам проведения массовых мероприятий в рамках предоставленной компетенции; поддержа­ние надлежащего порядка на прилегающей территории.

Охрана общественного порядка и безопасности при проведе­нии массового мероприятия осуществляется при помощи обыч­ных и специальных нарядов. К первым относятся посты, патрули, автопатрули, патрульные группы; ко вторым ~ полицейские це­почки (коридоры), посты охраны объектов, группы сопровожде­ния, контрольно-пропускные пункты, посты наблюдения, засло­ны, посты по надзору за движением, резерв.

Тактика деятельности, задачи и основные функции нарядов органов внутренних дел в условиях проведения массовых меро­приятий наиболее полно определены в Уставе патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности.

Охрану общественного порядка и безопасности при проведе­нии различных массовых мероприятий в зависимости от их мас­штаба и значения организуют МВД России, ГУВД Москвы и Санкт-Петербурга, МВД республик в составе Российской Федера­ции, УВД краев, областей, а также районные и городские органы внутренних дел.

К участию в этой ответственной работе привлекаются практи­чески все основные службы органов внутренних дел. К ним отно­сятся: служба охраны общественного порядка, службы уголовного розыска и борьбы с экономическими преступлениями, служба по делам несовершеннолетних, ГИБДД, Госпожнадзора, спецмедслужба и др. Каждая из упомянутых служб призвана решать спе­цифические, присущие ей одной задачи, однако решение главной задачи — охраны общественного порядка и безопасности при про­ведении массовых мероприятий — возлагается на службу охраны общественного порядка. Все остальные службы на период проведения массового мероприятия находятся в ее оперативном подчи­нении.

Важнейшим условием успешного проведения любого массо­вого мероприятия является разработка планов охраны обществен­ного порядка и безопасности. Для проведения различных массо­вых мероприятий службой охраны общественного порядка разра­батываются типовые и индивидуальные планы. При систематиче­ски повторяющихся мероприятиях, таких, как футбол, хоккей, проводимых на определенных стадионах и во дворцах спорта, демонстрациях и митингах, организуемых различными партиями и общественными организациями (например. Пушкинская пло­щадь в Москве), как правило, составляются типовые планы охра­ны общественного порядка. Для массового мероприятия, нося­щего разовый характер, разрабатывается индивидуальный план.

Разработка плана начинается с получения исходной инфор­мации, ее анализа с учетом опыта проведения аналогичных меро­приятий, рекогносцировки местности, обследования объектов проведения мероприятия, изучение маршрутов движения и путей подхода к остановкам общественного транспорта, установления рабочих контактов с организаторами массового мероприятия и представителями местной власти.

Как уже отмечалось, в охране общественного порядка и безо­пасности принимают участие многие службы и подразделения внутренних дел. Основная нагрузка и ответственность ложится на службы охраны общественного порядка, ГИБДД и Госпожнадзо-ра. На практике это нашло отражение в структуре рассматривае­мых планов. Первый раздел посвящен мероприятиям по линии службы ООП, второй — по линии службы ГИБДД, а третий отво­дится мероприятиям по линии пожарной безопасности. Кроме того, в плане обязательно предусматривается постановка опера­тивных задач для других задействованных служб и подразделений

ОВД.

В целом план должен предусматривать: содержание меро­приятий, время и место его проведения, состав и количество уча­стников и зрителей, оптимальный расчет сил и средств ОВД, т.е. количество и виды нарядов, а также иных сил и средств, задейст­вованных на мероприятии, границы оцепления, количество зон, секторов, участков, расположение пунктов управления, нормы выделения сил и средств от соответствующих подразделений, за­крепление ответственных лиц за конкретными участками и объек­тами и постановку задач перед ними, порядок введения режимов ограничений, организацию пропускного режима, маневр силами и средствами, порядок организации связи и взаимодействия, прове­дение комплекса противопожарных мероприятий, организацию материально-технического и медицинского обеспечения.

После утверждения плана охраны общественного порядка и безопасности по проведению конкретного массового мероприятия соответствующим начальником органа внутренних дел он приоб­ретает силу приказа и является обязательным для исполнения всеми задействованными службами и подразделениями.

Деятельность органов внутренних дел по непосредственному обеспечению порядка и безопасности при проведении массового мероприятия условно подразделяется на три основных этапа:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...