Логика: Программа учебной дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению «Юриспруденция» (030900.62) – М.: МФЮА, 2013.
Программа предназначена для изучения учебной дисциплины «Логика» и составлена в соответствии с утвержденными учебными пранами вуза.
МФЮА, 2013г.
Содержание
1. Рабочая программа дисциплины
1.1 Пояснительная записка:
Цель и задачи освоения дисциплины
Место дисциплины в структуре ООП
Компетенции обучающегося, формируемыев результате освоениядисциплины
1.2 Структура и содержание дисциплины:
Структура дисциплины (тематический план)
Содержание дисциплины:
Тематическое содержание разделов дисциплины
Тематическое содержание семинарских занятий
1.3. Образовательные технологии
1.4. Учебно-методическоеобеспечениесамостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,промежуточной аттестациипо итогам освоения дисциплины:
Методические рекомендациистуденту по организациисамостоятельной работы.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
1.6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
3 Словарь терминов (глоссарий)
1. Рабочая программа дисциплины
1.1 Пояснительная записка
Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины состоит в обучении слушателей законам логического мышления (рассмотрении механизма принятия истинного вывода, в овладении навыками аргументирования, доказательства, подборе истинных посылок, исключении противоречивых суждений, а так же нахождении и исключении логически неверных выводов).Основными задачами изучения дисциплины являются:
- Приобретение знаний о формах и законах правильного логического мышления, правил определения понятий и оперирование понятиями:
- Овладение способами и приемами аргументации и критики;
- Построение гипотезы;
- Овладение навыками и приемами доказательств: обоснования истинной мысли и опровержения мысли;
- Развитие навыков и практических приемов логически последовательного мышления при решении конкретных профессиональных задач;
- Выявления противоречащих суждений, постановлений, решений;
-Приобретение знаний и навыков оперирования основной и дополнительной информацией о степени ее обоснованности, логическом и фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других ее характеристиках
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к вариативной части учебного цикла - Б1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл.
Дисциплина «Логика» является дисциплиной, формирующей основы правильного мышления. Изначально материал «Логики» тесно связан с философией и математикой, но не ограничивается использованием знаний по этим дисциплинам. Знания и умения, получаемые в процессе прохождения курса необходимы для работы с любым теоретическим и практическим материалом, используемым слушателем
В свою очередь, для успешного овладения дисциплиной «Логика» в профессиональной деятельности.Слушатели должны знать основы юриспруденции и другие дисциплины, оперирующие юридическими понятиями, поскольку обучение логическим законам оперирования понятиями этих предметов является одной из задач курса логики.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
– готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
– способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
б) профессиональных (ПК):не предусмотрены
Бакалавр знает:
– общие законы мышления(ОК-3); (ОК-9);
– логические операции с понятиями, суждениями и умозаключениями; (ОК-3); (ОК-9);
– формы и законы правильного логического мышления (ОК-3); (ОК-9);;
– правила определения понятий и оперирование понятиями(ОК-3); (ОК-9);.
Бакалавр умеет:
– использовать навыки и практические приемы логически последовательного мышления при решении конкретных профессиональных задач; (ОК-3); (ОК-9);
– выявлять противоречащие суждения, постановления, выводы. (ОК-3); (ОК-9);
Бакалавр владеет:
– способами и приемами аргументации и критики; (ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
– правилами построения гипотезы; (ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
– навыками и приемами доказательств: обоснования истинной мысли и опровержения мысли; (ОК-3)
– способами и приемами аргументации и критики;
– правилами построения гипотезы;
– навыками и приемами доказательств: обоснования истинной мысли и опровержения мысли; (ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
Приобрести опыт деятельности:
– оперирования основной и дополнительной информацией о степени ее обоснованности, логическом и фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других ее характеристиках; (ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
– опытом рассмотрения механизма принятия истинного вывода, в овладении опытом аргументирования, доказательства, подборе истинных посылок, исключении противоречивых суждений, а так же нахождении и исключении логически неверных выводов в практической психологии(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9)
1.2 Структура и содержание дисциплины
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, всего 108 часа, из них 51 часов – аудиторных, 57 часов – самостоятельной работы на очной форме обучения.I семестр; озо полное 2 семестр.
Очная форма обучения.
Семестр
Общая трудоемкость
Лекции
Практические занятия (в том числе интерактивные)
Самостоятельная работа
Форма текущего контроля
экзамен
№
Разделы дисциплины
Кол-во часов
Компетенции
Общее количество компетенций
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
1. 1
Предмет науки логики
(ОК-3); (ОК-9);
2. 2
Логическая характеристика понятия
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
3. 3
Логическая характеристика суждения
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
4. 4
Дедуктивные умозаключения
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
5. 5
Индуктивные умозаключения и заключения с аналогией
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
6. 6
Доказательство.
Логические основы аргументации
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
заочная форма обучения полное
заочная форма обучения, сокращенная (на базе СПО) программа обучения.
Семестр
Общая трудоемкость
Лекции
Практические занятия (в том числе интерактивные)
Самостоятельная работа
Форма текущего контроля
-
экзамен
№
Разделы дисциплины
Кол-во часов
Компетенции
Общее количество компетенций
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
7. 1
Предмет науки логики
(ОК-3); (ОК-9);
8. 2
Логическая характеристика понятия
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
9. 3
Логическая характеристика суждения
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
10. 4
Дедуктивные умозаключения
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
11. 5
Индуктивные умозаключения и заключения с аналогией
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
12. 6
Доказательство.
Логические основы аргументации
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
заочная форма обучения сокращенная (на базе ВПО) программа обучения.
Семестр
Общая трудоемкость
Лекции
Практические занятия (в том числе интерактивные)
Самостоятельная работа
Форма текущего контроля
-
экзамен
№
Разделы дисциплины
Кол-во часов
Компетенции
Общее количество компетенций
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
13. 1
Предмет науки логики
(ОК-3); (ОК-9);
14. 2
Логическая характеристика понятия
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
15. 3
Логическая характеристика суждения
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
16. 4
Дедуктивные умозаключения
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
17. 5
Индуктивные умозаключения и заключения с аналогией
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
18. 6
Доказательство.
Логические основы аргументации
(ОК-3); (ОК-4), (ОК-9);
Содержание дисциплины
Тематическое содержание разделов дисциплины
Тема 1. Предмет науки логики
Логика – наука о формах и приемах правильного языкового мышления, нацеленного на познание окружающей действительности. Процесс познания и его основные закономерности. Чувственная и логическая ступени познания. Логика и вербальное (словесное) познание.
Предмет логики: законы и формы мышления, с помощью которых человек познает мир. Понятие логической формы. Основные логические формы познания.
Понятие о логическом законе. Основные законы логики и их нормативное значение. Основные формально-логические законы как методологические принципы формальной логики. Основные черты логического мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
Логика как наука и основные этапы ее развития. Современный этап развития логики. Неклассические логики. Логика и; методология научного познания. Значение логики в развитии современной науки и техники логика и конкретные науки.
Нормы правильной реализации интеллектуальных процедур. Логика и стандарт правильного мышления. Нормативное значение логики, как условие повышения культуры мышления бакалавра. Основные направления применения современной логики.
Логика и язык. Логический анализ языка. Логика и журналистика. Логический анализ высказываний и письменных текстов. Логическая структура различных видов журналистского текста.