Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты административного права

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:

  • управленческая сущность;
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;
  • обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане.

Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Виды субъектов административного права:

1) индивидуальные:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;
  • государственные служащие или должностные лица;

2) коллективные:

  • государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);
  • негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).

67.. Если предмет административного права определяет сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования.

Метод административного права — совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения.

Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

Предписания — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты — фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Иначе говоря, методы правового регулирования — это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

К методам правового регулирования, характерным для административного права, относятся:

§ метод власти — подчинения, или метод прямого распорядительства — отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому;

§ метод рекомендаций — рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления;

§ метод согласования — регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении, в том числе в форме административного договора.

Особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений вытекают из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

§ для механизма правового регулирования особенно характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически-властных полномочий, адресуемых другой стороне;

§ административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения (т.е. властеотношения).

Применение методов административно-правового регулирования управленческих отношений направлено на:

§ установление определенного порядка действий;

§ предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой, в условиях, определенных данной нормой;

§ предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения;

§ запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия

§

68.. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение обладает следующими признаками:

— общественная опасность – в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства;

— противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права;

— виновность – деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности;

— наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы:

— объект административного правонарушения;

— объективная сторона административного правонарушения;

— субъект административного правонарушения;

— субъективная сторона административного правонарушения

69.. Административная ответственность - это разновидность правовой ответственности, специфическая форма негативного реагирования со стороны государства в лице его компетентных органов на соответствующую категорию противоправных проявлений (прежде административных х проступков), согласно которой лица, совершившие эти правонарушения, должны дать ответ перед полномочий государственных органов за свои неправомерные действия и понести за это административные взыскания в учреждениях влены законом формы и порядка.

Социальная роль административной ответственности является чрезвычайно важным прежде всего потому, что она возникает как правовое последствие ненадлежащего реализации гражданами и юридическими лицами своих прав и обязанностей связка в обществе Она включает не только ретроспективную ответственность, как следствие правонарушения, но и позитивный аспект, есть определенный внутреннее состояние человека, его отношение к порученному делу, общества, своим поведениеми.

В современной науке административного права преимущественно административную ответственность связывают с применением мер государственного принуждения, рассматривают как предусмотрено санкциями правовых норм реакцию ю на правонарушения, как реализацию применения санкций, как форму обеспечения административных взысканий.

Административная ответственность применяется за правонарушения, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. В отличие от УК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях не охватывает всех составов административных правонарушений, которые могут устанавливаться и другими актами.

За совершение административных правонарушений устанавливается 7 видов административных взысканий:

1. предупреждение;

2. штраф;

3. возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4. конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5. лишение специального права, предоставленного гражданину;

6. исправительные работы на срок до двух месяцев;

7. административный арест на срок до 15 суток.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...