Субъекты административного права
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм. Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления. Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности. Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:
Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности. Виды субъектов административного права: 1) индивидуальные:
2) коллективные:
67.. Если предмет административного права определяет сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования. Метод административного права — совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения. Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.
Предписания — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Запреты — фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Иначе говоря, методы правового регулирования — это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений. К методам правового регулирования, характерным для административного права, относятся: § метод власти — подчинения, или метод прямого распорядительства — отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому; § метод рекомендаций — рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления; § метод согласования — регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении, в том числе в форме административного договора. Особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений вытекают из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права: § для механизма правового регулирования особенно характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически-властных полномочий, адресуемых другой стороне; § административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения (т.е. властеотношения). Применение методов административно-правового регулирования управленческих отношений направлено на: § установление определенного порядка действий; § предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой, в условиях, определенных данной нормой;
§ предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения; § запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия § 68.. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Административное правонарушение обладает следующими признаками: — общественная опасность – в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства; — противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права; — виновность – деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности; — наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения. Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы: — объект административного правонарушения; — объективная сторона административного правонарушения; — субъект административного правонарушения; — субъективная сторона административного правонарушения 69.. Административная ответственность - это разновидность правовой ответственности, специфическая форма негативного реагирования со стороны государства в лице его компетентных органов на соответствующую категорию противоправных проявлений (прежде административных х проступков), согласно которой лица, совершившие эти правонарушения, должны дать ответ перед полномочий государственных органов за свои неправомерные действия и понести за это административные взыскания в учреждениях влены законом формы и порядка.
Социальная роль административной ответственности является чрезвычайно важным прежде всего потому, что она возникает как правовое последствие ненадлежащего реализации гражданами и юридическими лицами своих прав и обязанностей связка в обществе Она включает не только ретроспективную ответственность, как следствие правонарушения, но и позитивный аспект, есть определенный внутреннее состояние человека, его отношение к порученному делу, общества, своим поведениеми. В современной науке административного права преимущественно административную ответственность связывают с применением мер государственного принуждения, рассматривают как предусмотрено санкциями правовых норм реакцию ю на правонарушения, как реализацию применения санкций, как форму обеспечения административных взысканий. Административная ответственность применяется за правонарушения, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. В отличие от УК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях не охватывает всех составов административных правонарушений, которые могут устанавливаться и другими актами. За совершение административных правонарушений устанавливается 7 видов административных взысканий: 1. предупреждение; 2. штраф; 3. возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4. конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 5. лишение специального права, предоставленного гражданину; 6. исправительные работы на срок до двух месяцев; 7. административный арест на срок до 15 суток.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|