Структура занятий. Содержание программы. Занятие № 1. Упражнение 1 «Это мое имя». Упражнение 3. Части моего «Я». Упражнение 4 «Учимся расслабляться»
Структура занятий. Обязательный ритуал приветствия, который можно периодически менять. Выбирается он на вкус участников группы или ведущего. Разминочное упражнение 1-2 основных упражнения Упражнения на релаксацию Обязательным является рефлексия (на выбор ведущего) и домашнее задание. Домашнее задание является очень значимым в данной программе, так как заставляет детей задумываться о занятиях на протяжении всей недели. В данном случае применялись домашние задания с использованием арттерапевтических методик, что для детей являлось наиболее интересным. Конечно, в условиях сельской школы приходилось организовывать условия для выполнения детьми заданий. Там, где требовался цифровой фотоаппарат (понятно, что не у всех есть в наличии), оказывалась помощь в предоставлении для пользования. Опять же психолог имеет возможность индивидуально поработать в этот момент с подростком. Так же ребята вместе выполняли домашние задания, что способствовало сплочению и познанию друг друга. Необходимо было организовать доступ в кабинет информатики, так как некоторые подростки желали пользоваться мультимедийными средствами, но далеко не у всех есть дома компьютер. Не стоит их в этом ограничивать. Когда есть поддержка от психолога, ребята с большим удовольствием и в различных формах выполняли домашние задания. Особенно ценен итоговый альбом, выполненный в самом конце занятий, объединяющий все работы на протяжении занятий. Содержание программы Занятие № 1 Цель. Знакомство с целями данного блока занятий. Создание положительной мотивации; освоение приемов самодиагностики. Ритуал приветствия. (на выбор).
Упражнение 1 «Это мое имя» Детям предлагается поискать в комнате такой предмет, которому они бы могли дать свое имя. После того как каждый сделает свой выбор, предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. Упражнение 2 «Круг воли». (Н. А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 209). Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними безвольный человек. Затем даются определения волевых качеств. Заполнение бланка «Круг воли» Ф. И. ____________ возраст______дата_____
Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует Вашей силе воли. Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих: 1. Решительность 2. Настойчивость 3. Смелость 4. Самосоятельность 5. Целенаправленность 6. Инициативность 7. Выдержка 8. Дисциплинированность Упражнение 3. Части моего «Я». Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).
Упражнение 4 «Учимся расслабляться» «Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем». По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну? » Ведущий в данном случае показывает, как можно Рефлексия. 1. Домашнее задание. Предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др. ) то я был бы… Затем на листе ватмана, в центре подросток располагает свою реальную фотографию. Вокруг нее он располагает ассоциативные снимки. Работы принести на следующее занятие.
Занятие 2. Цель: поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения «Я-концепции»; осознание своих социальных ролей (кто «я» в этом мире); активизация механизмов творческого воображения. Ритуал приветствия. Упражнение 1 (Разминка). «Мое имя». Каждый участник пишет свое имя, располагая буквы вертикально. Затем к каждой букве подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени имеются 2-3 одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую. Упражнение 2 «Метафорический автопортрет». Обсуждение домашнего задания. При обсуждении в группе подростки делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства. Еще один групповой вариант, это когда каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая свою фотографию в центр. Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центр его фотографию.
Упражнение 3 «Ролевая карта». Обсудить вопросы: что такое социальная роль, какие роли мы играем? Выписать в столбик роли, которые мы играем. Затем нарисовать круг, в центре написать «Я». Вокруг разместить роли, которые играем, разукрасить цветными карандашами. Обсудить, как мы выглядим в той или иной роли, как общаемся, какие чувства испытываем.
Упражнение 4 «Учимся расслабляться» Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т. д. Начнем». По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились. Данное упражнение способствует не только усвоению подростками простых навыков саморегуляции и созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|