Билет 67.Основные этапы, формы и методы работы по профориентации с незрячими и слабовидящими школьниками.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Билет 66.Цели,задачи и принципы организации профориентационной работы в спец.(коррекционной) школе 3-4 вида.Ее значение для успешной социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями зрения. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. (1).Цели организации профориентационной работы в спец.(коррекционной) школе 3-4 вида. 1.оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; 2.выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. (2)Задачи: 1.получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; 2.обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; 3.дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
4.выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона. (3). Принципы организации профориентационной работы в спец.(коррекционной) школе 3-4 вида. При планировании и проведении профориентационной работы нужно соблюдать следующие принципы: 1 ) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Она ведется с первого по выпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей. 2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями. 4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. 5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах), т. е. для работы по профессиональной ориентации в школе ее педагогическому персоналу рекомендуется: - располагать социально-экономическими характеристиками различных профессий, - знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Билет 67.Основные этапы, формы и методы работы по профориентации с незрячими и слабовидящими школьниками. (1) Основные Этапы: - Профессиональная информация, включающая в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его
трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля. Задача педагогов, осуществляющих профориентацию, – довести эти сведения до учащихся через различные формы профориентационной работы. – Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы в плане профессионального воспитания заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет учащимся на практике определить свои склонности и способности. Последние формируются и развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности, поэтому в школе необходимо использовать различные формы учебной и внеклассной работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.- Профессиональное консультирование – это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер, поэтому классный руководитель может использовать такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого - педагогических характеристик учащихся, встречи и беседы с их родителями. (3).Методы работы по профориентации с незрячими и слабовидящими школьниками. В организации профориентационной работы выделяется два аспекта: диагностический; воспитательный.
Воспитательный аспект профориентации связан с диагностическим, он предусматривает использование следующих методов: методы профессионального просвещение и формирования профессиональной направленности личности: рассказ, беседа, убеждение, метод положительного трудового примера, экскурсия, диспут, метод творческого диалога; методы социально-профессиональной адаптации и профессионального воспитания: поручение, упражнение, трудовое задание, общественно полезный труд, производительный труд, предъявление требований в труде, общественное мнение, создание воспитывающей ситуации, соревнование, деловая игра, воспитание на трудовых традициях. В профориентационной работе наиболее распространены следующие основные группы методов профориентации по целям профориентационной помощи: информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы; справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами по различным профессиям; познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; профориентационные уроки со школьниками как система занятий; учебные фильмы и видеофильмы; использование средств массовой информации; различные «ярмарки профессий» и их модификации. Методы профессиональной психодиагностики: беседы-интервью закрытого типа; открытые беседы-интервью; опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей; «личностные» опросники; проективные личностные тесты; методы наблюдения; сбор косвенной информации о клиенте; психофизиологические обследования; «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе; использование различных игровых и тренинговых ситуаций; исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности; использование для исследования работника различных тренажеров.
Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения; тренинги общения; сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии; «пламенные» публичные выступления; профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта; различные положительные (успешные) примеры самоопределения; «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий; методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения. Важное место в профориентационной работе занимают активизирующие методики. Наиболее распространёнными из них являются: профориентационные игры с классом (рассчитаны на реальные условия работы в школе); игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой); карточные профконсультационные методики («профессьянсы», игровые карточные методики); настольные карточные игры; бланковые карточные методики; активизирующие профориентационные опросники; бланковые игры с классом; ценностно-смысловые опросники. (2).Формы работы по профориентации с незрячими и слабовидящими школьниками. Направления и формы работы. Организационно-методическая деятельность
Работа с учащимися
Работа с родителями
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|