Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 67.Основные этапы, формы и методы работы по профориентации с незрячими и слабовидящими школьниками.




Билет 66.Цели,задачи и принципы организации профориентационной работы в спец.(коррекционной) школе 3-4 вида.Ее значение для успешной социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями зрения.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

(1).Цели организации профориентационной работы в спец.(коррекционной) школе 3-4 вида.

1.оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

2.выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

(2)Задачи:

1.получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

2.обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

3.дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

4.выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

(3). Принципы организации профориентационной работы в спец.(коррекционной) школе 3-4 вида.

При планировании и проведении профориентационной работы нужно соблюдать

следующие принципы:

1 ) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа не

ограничивается работой только со старшеклассниками. Она ведется с первого по

выпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от

возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных

ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм

профориентационной работы с учащимися и их родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров

профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями

общества в кадрах), т. е. для работы по профессиональной ориентации в школе ее

педагогическому персоналу рекомендуется:

- располагать социально-экономическими характеристиками различных профессий,

- знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий,

уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы

профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.

Билет 67.Основные этапы, формы и методы работы по профориентации с незрячими и слабовидящими школьниками.

(1) Основные Этапы:

- Профессиональная информация, включающая в себя сведения о мире профессий,

личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его

трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о

потребностях общества в специалистах разного профиля. Задача педагогов,

осуществляющих профориентацию, – довести эти сведения до учащихся через различные

формы профориентационной работы.

Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование

склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической

работы в плане профессионального воспитания заключается в том, чтобы побуждать

учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы,

общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет

учащимся на практике определить свои склонности и способности. Последние

формируются и развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания

успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы

школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности, поэтому в школе

необходимо использовать различные формы учебной и внеклассной работы в соответствии

с индивидуальными особенностями учащихся.- Профессиональное консультирование – это изучение личности учащегося и на

этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций. Профессиональная

консультация чаще всего носит индивидуальный характер, поэтому классный руководитель

может использовать такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием

учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование,

составление психолого - педагогических характеристик учащихся, встречи и беседы с их

родителями.

(3).Методы работы по профориентации с незрячими и слабовидящими школьниками.

В организации профориентационной работы выделяется два аспекта: диагностический; воспитательный.
Диагностический аспект
предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. С этой целью используются диагностические методы: наблюдение; анализ документов и продуктов деятельности учащихся; анализ практических действий школьников; анкетирование; беседа-интервью; метод обобщения независимых характеристик; социометрия; статистический; аппаратурный; тестовый; педагогический эксперимент и др.

Воспитательный аспект профориентации связан с диагностическим, он предусматривает использование следующих методов: методы профессионального просвещение и формирования профессиональной направленности личности: рассказ, беседа, убеждение, метод положительного трудового примера, экскурсия, диспут, метод творческого диалога; методы социально-профессиональной адаптации и профессионального воспитания: поручение, упражнение, трудовое задание, общественно полезный труд, производительный труд, предъявление требований в труде, общественное мнение, создание воспитывающей ситуации, соревнование, деловая игра, воспитание на трудовых традициях.

В профориентационной работе наиболее распространены следующие основные группы методов профориентации по целям профориентационной помощи: информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы; справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами по различным профессиям; познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; профориентационные уроки со школьниками как система занятий; учебные фильмы и видеофильмы; использование средств массовой информации; различные «ярмарки профессий» и их модификации.

Методы профессиональной психодиагностики: беседы-интервью закрытого типа; открытые беседы-интервью; опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей; «личностные» опросники; проективные личностные тесты; методы наблюдения; сбор косвенной информации о клиенте; психофизиологические обследования; «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе; использование различных игровых и тренинговых ситуаций; исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности; использование для исследования работника различных тренажеров.

Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения; тренинги общения; сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии; «пламенные» публичные выступления; профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта; различные положительные (успешные) примеры самоопределения; «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий; методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения.

Важное место в профориентационной работе занимают активизирующие методики. Наиболее распространёнными из них являются: профориентационные игры с классом (рассчитаны на реальные условия работы в школе); игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой); карточные профконсультационные методики («профессьянсы», игровые карточные методики); настольные карточные игры; бланковые карточные методики; активизирующие профориентационные опросники; бланковые игры с классом; ценностно-смысловые опросники.

(2).Формы работы по профориентации с незрячими и слабовидящими школьниками. Направления и формы работы.

Организационно-методическая деятельность

  • Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
  • лектории для родителей.
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...