Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

направление в поэзии философского романтизма – психологическое.




Творчество поэтесс. Женская поэзия бытовала в основном в альбомных и салонных формах. С 1810 появляются в печати. В 30 гг самые известные – Юлия Жадовская, Евдокия Лапухина, Евдокия Растопчина. Уникальное – Каролина Карловна Павлова.

«У нас с вами как в «Мёртвых душах» – «кто читал губернские ведомости, а кто и вовсе ничего не читал…», - говорит тут Фролова.

Павлова из польской семьи, аристократической причём... тут и Мицкевич, польский поэт, влюблён в неё. Имущественная разница, он беден, она изливает горе в стихах. Павлова одна из первых поэтесс, кто дал женский взгляд на любовь. Для неё любовь – не растворение в личности, которую любишь – а идея равноправия. Мотивы в её лирике – мотивы страдания женщины, уязвлённой в достоинстве и самолюбии. Интересует её женщина как личность, круг интересов, которые допустимы для женщины в обществе, может, даже первые идеи феминизма. 2 тенденция в её поэзии – интерес к истории. История для неё – череда социальных потрясений. Её герои – граф Сен-Жермен, маг и чародей, подготовитель французской буржуазной революции. «Разговор в Трианоне» (дворец Марии Антуанетты, где проводятся маскарады), в этом стихе Павлова говорит от подоплёке революции 1789 г. Пишет о революции как опытный аналитик. В 1838 стихотворение «Встреча в Кремле», где дан прогноз, достаточно точно сбывшийся в 1848 г – революция в Германии.

С 1835 г П начинает писать пьесы. Темы – положение женщины, особенно богатой наследницы, женская судьба которой – предмет торга для искателей приданого + династические интересы, что делает судьбу трагичной. Они во многом, эти пьесы, автобиографичны. Выходит в 39 г за писателя Павлова. Он сам юрист и блистательный светский человек. Но и игрок. Он женился как раз из-за приданого. Когда женился, он был известным писателем, 3 его повести наделали шума, но потом его популярность падала, а популярность жены росла – и в 1846 г развод, Павлова уезжает в Германию, где и заканчивает жизнь. Умрёт в 1895 г, ей почти сто лет. Её творчество станет популярным у символистов – они будут обращаться к проблемам психологизма, идея феминизма будет волновать поэтесс, для Цветаевой она станет учителем.

Ей творчество – факт литературной истории, которое способствовало появлению философской поэзии и поэзии Лермонтова в частности.

 

Появление психологической поэзии, закончили на женской поэзии (Павлова).

 

Ещё одна тенденция 30гг – демократизация русской литературы. В поэзии связана с творчеством А В Кольцова. Первый поэт, который, не имея связи ни с какой литературной традицией, в поэзии воплотил все особенности народной песенной традиции. Он был сыном воронежского купца, с раннего детства должен быть помогать отцу в торговле на рынке… Он окончил только 2 курса в реальном училище (только читать и писать умеет), после его забрали домой. По сути, совсем не образован. Приятели его либо крестьяне, либо купцы. Вплоть до 17 лет стихов не писал. А тут он влюбился в крепостную своих родителей. Даже речь шла о браке, в контексте 19 века это было скандально. Сослан на полгода в степь, где паслись огромные стада. Эти полгода и сделали его поэтом. Первое стихотворение 1826 – 27 гг. (сам родился в 1809). До него были писатели-самородки, но это всё было как бы цирком для дворянства.

Вторая тенденция, связанная с народностью, коренилась с дворянством (Дельвиг). Университетский профессор Мерзляков также писал стихотворения в духе русских песен. Но все эти произведения (+ драматические). Нестор Кукольник –драматург, приятель Гоголя, официозный писатель. В основе его «драм из народной жизни» - всегда идея служения царю и отечества. «Рука всевышнего отечество спасла» - самая известная («речи, угодные императору»). Из народного творчества просто делали балаган, это была определённая ступень культуры. В 30 гг Белинский впервые говорит о «весёлой народности», выявившейся в Вечерах на хуторе близ Диканьки…

Изменил отношение дворянства к народному творчеству – Кольцов! Он писал о том, что хорошо знает! Во-вторых, он воспринимает себя крепостным крестьянином (тот же поступок отца с девушкой, которую Кольцов любил). Поэтому произведения правдоподобны и искренни!!! Абсолютно. Другая особенность - проникновение в суть русской народной поэзии. До него была песенная традиция. Которая, в конечном итоге, трансформировалась в так называемый книжный романс. У К сохраняется и ритмическая, и формальная организация народной песни. Романс отличается от песни – в песне чётко заданная схема, и песня пишется на свободный лад. Кольцов впервые показал, что народная поэзия не есть неорганизованная – а просто особый тип ритма, который до сих пор был неведом. Ему всегда помогали: книгопродавец Кашкин (подарил К книгу по стихосложению), он понял, что можно замахнуться не только на любовную лирику, но и на исторические темы. В 1831 г Серебрянский приносит Белинскому стихи Кольцова. И Белинский становится помощником Кольцова, знакомит его с кругами Одоевского и Жуковского + знакомство его с Пушкиным, который для него живой бог. Первый и единственный прижизненный сборник выходит в 1835 г, и там можно выделить 2 темы: 1) стихи на тему свободного крестьянского труда, но если раньше говорилось о тяжести труда, то тут слияние крестьянина и природы, это не жалкий мужичок – а русский богатырь, который счастливо своей силой и стремиться сделать окружающий мир ещё прекрасней. 2) любовная тема. Для К это тема несчастной любви: разлука, измена, смерть. Они постоянно в его лирике. Уже в этом сборнике появляются его знаменитые «Думы». Раньше были у Рылеева. Там это были небольшие исторические поэмы, написанные на известный в истории сюжет. Самая известная дума К – «Степан Разин». Да, это героическая личность, но К не связывает произведение с гражданской традицией декабристов. Это прежде всего у К – личность борца за волю, конкретную волю крепостного человека! Эти думы составили вторую книгу К, она была опубликована только после его смерти. В этом сборнике появится 3) философский цикл. Почти всё это - элегии (размышления). Известная – элегия «Лес» - навеяна смертью Пушкина.

 

Кольсов занимает совершенно самостоятельное место эпохи 30 гг. Белинский сказал так: гениальный и талантливый. В статье Б – понятие гения и таланта, а гений, по Белинскому, тот, который воплощает всеобщую идею. А талант творит на потребу толпе. Талант способен к творчеству, но ни о какой всеобщей идее и речи быть не может. А между ними существует промежуточная величина – гениальный талант. Именно таков Кольцов. «Поэт, который нашёл свой уголок, ему в этом нет равных». Пушкин не мог так написать о крестьянах, как К. Потом из Кольсова вырастет поэзия Некрасова, Никитина, во многом Есенин. Но некоторые черты и в поэзии Лермонтова. Демократическое направление!!!

Но всё же в 30 г поэзия переживает определённый кризис. Внешне он проявляется в ЭПИГОНСТВЕ. Эпигонус = потомок (греч). Художники, которые ориентируются на творчество предшествующих, заимствуя всю систему художественных приёмов, но оставляя в стороне мысль и чувство.

Владимир Бенедиктов! Вот он в этом ас!

После «Бориса Годунова» публика охладевает к Пушкину, его не понимают… и тогда появляется новый поэт, которого почитают как второго Пушкина. Б - в полудворянской-получиновничьей среде, которая так же, как и мещанская, не имеет культурных традиций.

Версификаторство = умение рифмовать. Белинской говорил про Пушкина: основная черта у П артистизм – владеет формой, словом, избегает множества эпитетов. От этого его стихотворения не теряют ни мысли, ни чувства. Форма была совершенна… не передать. Гениальность эта воспринималась эпигонами как просто жонглирование словами при полном отсутствии чувства и мысли. Однако внешняя красивость и пустота была настолько востребована, что Б ненадолго потеснил-таки память Пушкина. В 1832 г студент Московского Университета Афанасий Фет о Бенедиктове скажет так: «как будто меня поместили в сахарную вату, но чего-то не хватает, мелодия Пушкина… чрезмерная сладость».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...