Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Появляется и специальная организация со своей структурой, где каждый ее член имеет свои функции. Отсюда — автор проводит параллель со структурой государства.




Спорт связан и с другой стороной жизни первобытных людей. Из-за частых стихийных бедствий, стычек между соседними племе­нами, а также примитивной формы охоты, на которой погибали лучшие мужчины, род нес потери в мужской части населения. Слу­чалось, что племена лишались большей части мужчин, что грозило им вымиранием. Для того чтобы этого не случалось, старейшины приглашали других мужчин из других племен и между ними устраи­вали состязания. Победивших в них мужчин оставляли и делали полноправными членами рода. Так восстанавливался нужный ба­ланс между мужчинами и женщинами в роде. И опять для проведе­ния таких состязаний создавались специальные органы, функции которых схожи с функциями государства. В дальнейшем эти органы стали брать на себя выполнение и других общественных функций.

Таким образом, родовая и военная аристократия своим появлени­ем обязана военно-физической подготовке и необходимости опреде­лять победителей в состязаниях юношей и зрелых мужчин. Постепен­но рядовые члены племени все больше отстраняются от участия в об­щественной жизни, занятий физическими упражнениями и играми. Их уделом становится тяжелый физический труд и обслуживание аристократии. В этих условиях связь между физическим воспитанием и трудом утрачивается все больше и больше. Однако общество диф­ференцируется на две группы: управляющие и управляемые.

В подтверждение выдвинутой идеи автор приводит систему фи­зического воспитания в Спарте, с помощью которой была создана сильная армия, позволившая создать государство в Греции. Олим­пийские игры стоят в том же ряду: они способствовали объедине­нию греческих полисов и образованию единого греческого государства. Для их проведения требовались структуры, намного превосхо­дящие по количеству людей органы, создаваемые для проведения инициации в первобытном обществе. В Древней Греции и были со­зданы именно такие органы, которые впоследствии переросли в ор­ганы государства.

Оценка теории. Оценивая эту теорию, нельзя сказать, что она создана на пустом месте. Во-первых, данная теория опирается на достоверные факты, в частности на многочисленные факты проведения Олим­пийских игр, традиция организации которых жива и поныне. Прав ее создатель и в том, что сила и ловкость имели в то далекое время большое, если не решающее, значение. Он также справедливо под­черкивает, что организаторы инициации Олимпийских игр — это люди почтенного возраста, имеющие большой жизненный опыт, отличающиеся мудростью. С позиции прожитых лет они и оценива­ли состязания. Вожди, организаторы жизни людей, были людьми отнюдь не юного возраста, а поэтому они помимо осущест­вления ими управленческих функций, являлись также хранителями социальных правил сообщества людей, которыми они правили.

Вот почему им не в диковинку было и разрабатывать правила проведе­ния спортивных состязаний, правила оценки результатов соревно­ваний, а именно из них и состояли коллегии судей на тех же Олим­пийских играх.

И все же... Греция — не единственный регион, где возникла госу­дарственность. В других же частях Земли мы не наблюдаем столь мас­штабных спортивных состязаний, как Олимпийские игры, хотя ини­циации встречаются повсеместно. Поэтому данная теория, даже если априорно признать ее правильность, не объясняет процесс возникно­вения государства во всех регионах земного шара.

Во-вторых, спортивная теория не объясняет глубинных процес­сов образования государства. Это результат того, что ее сторонники берут для рассмотрения интересующего вопроса (вопроса о проис­хождении государства) всего лишь одну сторону жизни человечест­ва — воспроизведение самого человека. Но, как известно, не менее, а возможно и более важное значение имеет материальное производ­ство. Именно здесь произошел прорыв человека, выведший его на совершенно новый круг бытия и оторвавший от мира животных. Материальные условия жизни людей авторами данной теории ос­тавляются за скобками.

Одним словом, спортивная теория, как говорится, имеет право быть, поскольку иллюстрирует один из немаловажных фрагментов жизни человечества.

(13) Диффузная теория

Автором диффузионной теории является Гребнер. Она была вы­двинута как результат осмысления процессов государствообразования, интенсивно развивавшихся в XIX—XX вв.

Суть теории. Слово «диффузия» (лат.) означает распро­странение, растекание, рассеяние. Государство, согласно этой тео­рии, возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался.

Процесс смешивания народов носит объективный характер, и он идет все более ускоренными темпами с развитием общества в целом. На это влияет, прежде всего,

- совершенствование производи­тельных сил общества и транспортных средств в частности,

- измене­ние производственных отношений,

- возрастание личностного по­тенциала людей, и в первую очередь интеллекта человечества, что позволяет увидеть в других людях не противников, а сообщников, партнеров в деле, что дает возможность при этом перенимать то положительное, что достигли другие народы.

Распространение и усвоение опыта управления большими струк­турными образованиями людей с помощью государства — это всего лишь одна из сторон конвергенции, т.е. сближения народов и их взаимообогащения.

Сторонники диффузионной теории, в отличие от представите­лей расовой теории, отмечая процесс распространения опыта госу­дарственно-правовой жизни среди других народов и на другие кон­тиненты, не считают это основанием для деления народов на выс­шие и низшие, на умные и не отличающиеся в этом отношении на­роды.

По их мнению, разность потенциалов народов — это резуль­тат различия условий природной среды, в которой им приходится проживать. Постепенно за передовыми в области организации об­щественной жизни народами подтянутся и другие народы. Им не следует в этом деле стремиться «изобретать велосипед». Ничего нет зазорного в том, чтобы взять и перенять в области управления то, что «наработали» другие народы. Возможно народы, перенявшие опыт государственно-правовой жизни, будут полезны всем осталь­ным народам в другом отношении. Таким образом, от диффузион­ного процесса выиграют все,

Оценка теории. Диффузионная теория имеет по меньшей мере три достоинства.

(1). Ее автор уловил процесс, существующий объективно: разные народы проходят исторический опыт в разное время, движутся к единой цели (повышение благосостояния людей и качества их жизни) как бы с разной скоростью. Появление государственности — это одна из стадий человеческого развития или один из способов, используемый на пути достижения этой цели. Этот отрезок пути (назовем его условно «государственность») обязательно должны пройти все народы.

Но подходят к этому отрезку пути народы раз­ных континентов и регионов Земли в разное время: одни раньше, другие позднее, поскольку не у всех одновременно создается мате­риальная база для образования государства. Климатические, геогра­фические, природные условия проживания у разных народов могут существенно разниться и именно в этом заключаются причины раз­новременности перехода к государственности. Они носят, конечно, объективный характер.

(2). Кроме того, государственность — это труднопроходимая часть человеческого пути и здесь не исключены ошибки. Вполне понятно, что народы, вступившие на путь развития государственности, могут поделиться и делятся своим опытом (положительным и отрицатель­ным, который надо стараться не повторять, а всячески избегать). Тем самым они помогают другим странам, идущим сзади, преодоле­вать этот путь.

Считается, что государственность впервые возникла в регионах с жарким климатом и необходимыми для проживания источниками пресной воды, а именно в долинах крупных рек (Нил, Янцзы, Тигр, Евфрат), а затем распространилась на все Средиземноморье. К Х в. государственность возникла почти на всей территории Европы.

Надо отметить, что с упрочением государственности в Ев­ропе она все более и более распространяется среди других народов, еще не перешедших к государственной жизни. Перешли к государст­венности и славяне.

Таким образом, диффузионная теория носит не умозрительный характер, а опирается на многочисленные исторические факты. Она научна, потому что ее положения многократно проверялись на практике, да и еще не один раз, думается, будут проверены и пере­проверены.

(3). Отрадно и то, что сторонники диффузионной теории, объяс­няя процесс возникновения государства, не отзываются уничижи­тельно о народах, позднее вступивших или вступающих только сей­час на путь государственности. Они смотрят при этом в корень и понимают, что от народов, движущихся с меньшей скоростью, мало что зависит и что это никак их не компрометирует.

Недостатки теории. Вместе с тем, при всей справедливости практически всех положе­ний диффузионной теории нельзя не видеть и недостатков, которые ей при­сущие.

Во-первых, если согласиться с тем, что, действительно, многие народы построили свою государственность, используя государст­венно-правовой опыт других стран, то непонятно, как появилось государство впервые. Перенять опыт государственного управления ведь было неоткуда и не у кого!

Во-вторых, отмечая научность, присущую диффузионной тео­рии, нельзя не отметить, что глубинных причин возникновения го­сударства она все же не раскрывает.

Напр., с позиций данной теории нель­зя объяснить неудавшиеся попытки «введения» государственности во многих регионах Земли: у индейцев в Америке (их пришлось ас­симилировать), у многих африканских народов (напри­мер, «голубые каски» вынуждены были убраться восвояси из Сомали, так и не прекратив там межплеменную вражду) и т.д. Вероятно, одного вмешательства развитых стран в ход развития отставших на­родов, пусть даже и доброжелательного и подкрепленного матери­альными средствами, недостаточно. Необходимо, чтобы отсталые народы, пройдя определенную часть исторического пути и подняв­шись на некоторую высоту, смогли воспринять «чужой опыт», об­разно говоря, протянуть руку, ухватившись за которую можно было бы их подтянуть по дороге общественного прогресса.

Если они свою руку не протянут, то помощь им проблематична. Отсталые на­роды должны «почувствовать» необходимость в государств е. У них должны сложиться для этого экономические или политические ус­ловия. Они должны перейти от присваивающей экономики к произ­водящей либо осознать, что в результате межплеменной войны ни­чего хорошего не будет и необходима внешняя сила, которая бы умерила все воюющие стороны, т.е. государство.

Одним словом, диффузионная теория при всей ее привлекатель­ности и несомненных достоинствах не может претендовать на роль универсальной и всеобъемлющей.

(14) Характеристика государственно-правовых теорий управления обществом, возникших в XX века

( теория элит, технократическая теория, теория плюралистической демократии )

А) Теория элит. Данная теория возникла в начале XX века (В.Парето, Г. Моски, Х. Лассуэл и др.). Суть теории: народные массы не способны управлять государством и делает это верхушка общества, его элита, которая формируется по происхождению, образованию, опыту, способностям и т.п., но может пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники утверждают, что существуют несколько элит, борющихся за власть и народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.

Оценка теории. Отстранения населения от власти, отрицание ее классового характера. Но, реализация власти осуществляется через государственный аппарат. Входящие в него лица должны реально выражать интересы народа, различных социальных слоев. Наряду с созданием элитарности народных избранников, народ осуществляет контроль за их работой через механизм отчетности.

Б) Технократическая теория возникла в 20-х годах XX века (Т. Веблен, Д. Барн-Хейм, Г. Саймон и др.). Это интерпретация теории элит: управлять обществом должны специалисты, менеджеры. В этом случае управление становится научным, объективным и обеспечивает прогрессивное развитие общества.

В) Теория плюралистической демократии. Появилась в XX веке (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дорендорф, Р. Даль и др.). Суть теории. Она отражает политические взгляды социал-демократов, либералов. В современном обществе классы, по сути, перестали существовать и власть утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по профессиям, возрасту, интересам, землячествам и т.п. Поэтому существуют объединения стариков-пенсионеров, молодежи, спортсменов, любителей пива, автомобилистов и т.п. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику.

Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают частицей государственной власти, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества.

Позитив теории в том, что она обосновывает демократический характер власти, участие всех граждан в делах государственного управления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...