Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение природной ренты

 

Россия - одна из самых богатых стран мира по запасам полезных ископаемых. Так, обеспеченность топливными ресурсами оценивается по нефти - в 35 лет, по газу - в 80 лет, по углю - в 150 лет. Природные богатства дают нам реальную возможность преодолеть затянувшийся кризис, достичь высоких темпов роста и восстановить необходимый индустриальный и технологический уровень. Однако ни государственная статистика, ни Министерство финансов не публикуют оценок природной ренты. В Налоговом кодексе РФ нет понятия рентного дохода, правительство даже не ставит вопроса, правильно ли этот доход используется.

В законодательстве многих стран, например Великобритании и Норвегии, имеется понятие дополнительного дохода, который возникает за счет использования полезных ископаемых. Как и в России, они являются собственностью государства. Дополнительный доход есть юридическое выражение ренты природных ресурсов. Часть его государство изымает в виде налога на дополнительный доход с более высокой ставкой, чем налог на прибыль (в Норвегии, например - 80%).

Главным фактором, обеспечивающим большой объем рентных доходов топливно-сырьевых компаний в России, является возможность продавать сырье за рубеж по ценам, намного превосходящим их затраты и внутренние цены. Так, экспортные цены на газ в 2000 - 2002 годах удерживались на уровне 61 - 65 долл. за тыс. куб. м, в то время как затраты на производство и транспортировку составляли 10 - 13 долл. за тыс. куб.м. Экспортная цена сырой нефти в 2000 - 2001 годах составляла 155 - 178 долл. за тонну, а затраты на добычу и транспортировку 37 - 42 долл. за тонну.

На практике рентный доход с помощью системы налогов и экспортных пошлин делится между добывающими компаниями и государством. Однако пропорции распределения дополнительного дохода смещены в России в пользу добывающих компаний. Именно в этом факте следует искать истоки и «утечки капитала» за рубеж, и многомиллиардных состояний российских «олигархов», и коррупции, а самое главное - массовой бедности в России.

Проведенные учеными РАН расчеты показали, что, несмотря на осуществляющееся изъятие государством некоторого объема природной ренты, значительная ее часть по-прежнему присваивается олигархическими структурами.

Доля природной ренты в ВВП неодинакова по годам, составляя в 2000-2003 гг. 11-17%. Гораздо более внушительно выглядит отношение ренты к сумме расходов госбюджета: 44-66%. Если ввести понятие рентного дохода в налоговое законодательство и установить 80-процентный налог на этот доход (по примеру Норвегии), это значительно увеличило бы доходы госбюджета: на 200-500 млрд. рублей по разным годам. Расчеты показывают, что тенденция образования рентного дохода в природоэксплуатирующих отраслях сохранится в обозримой перспективе.

Надо также учитывать, что дополнительный доход не исчерпывает всего реального объема ренты. Все затраты в отраслях, получающих большую ренту, оказываются гораздо выше, чем в остальных отраслях и секторах экономики. (таблица 1) Неоправданно большие доходы получают также многие структуры, связанные с посреднической деятельностью.

Таблица 1. Объемы и структура доходов по отраслям, добывающим полезные ископаемые (млрд. руб., млрд. долл)

Виды доходов

Годы

Нефтяной комплекс

Газовый комплекс

Черная металлургия

Цветная металлургия

Сумма по 4-м отраслям Экономика в целом
  Руб. Долл. Руб. Долл. Руб. Долл. Руб. Долл. Руб. Руб.
1.Фактический доход (Дi) до уплаты налогов 2000 2001 2002 2003 937 902 992 1047 33,5 30,6 31.7 34.0 357 356 372 413 12,8 12 11.9 13.4 124,5 75 4,45 2,55 218 137,6 7,8 4,7 1636,5 1470,6 1892 2158
2. Действующие налоги 2000 2001 2002 2003 468/50* 543/60 554/56 585/56 16,7 18,4 17.7 19.0 219/63 237/66,6 249/67 280/67.8 7,8 8 7.9 9.1 54,5/44 46,6/62 1,95 1,58 109/50 76,6/55,7 3,9 2,6 850,5/52 903,2/61,5 1102/58 1413/65
3. Доходы, остающ. у компаний и посредников 2000 2001 2002 2003 469/50 359/40 438/44 462/44 16,7 12,2 14.0 15.0 138/37 119/33,3 123/33 133/32.2 4,9 4 3.9 4.3 70/56 28,4/38 2,5 0,96 109/50 61/42,3 3,9 2,07 786/48 567/38,5 1191/42 1145/35
4.Нормативный доход Дiн 2000 2001 2002 2003 151/16 160/18 178/19 197/20 5,4 5,4 5.7 6.4 49,8/14 67,6/19 68.9/18 92/12 1,8 2,2 2.2 3.0 104,2/84 106/141 3,7 3,6 88,6/41 85,4/62 3,2 2,9 393,6/24 419/28 1892 2158
5. Рентный доход (Р) 2000 2001 2002 2003 786/84 443/82 814/82 850/81 28 24 26 27.6 307/86 288/81 304/82 320/78 11 9,8 9.7 10.4 20,3/14 - 31/-41 0,7 -1,05 129,4/59 52,2/38 4,6 1,8 1242,7/76 1051/72 0 0

Источник: Сергей Глазьев / 28.10.2003

 

Сложившееся положение должно быть решительно изменено. Этого требуют жизненно важные интересы страны, подавляющего большинства ее граждан. Без справедливого распределения сверхдоходов, принадлежащих всему обществу, и направления их на цели развития, преодоления бедности и роста благосостояния, Россия обречена на неоколониальную зависимость от мировых финансово-промышленных и политических центров, деградацию населения, природы и экономики.

В 2002 году при выручке в 4,8 млрд. долларов «Сибнефть» получила чистой прибыли больше, чем нефтяная монополия «Шеврон Тексако» с оборотом в 99,1 млрд. долларов. Объяснение такой вопиющей экономической эффективности российской компании заключается в том, что отношение налога на прибыль к балансовой прибыли у американской ТНК составляло 73%, а у «Сибнефти» – 12,3%. Соотношение налога к прибыли у «ЮКОСа» не превысило 20%, а у социально ответственного «ЛУКойла» составило 29%. 1

При этом «средняя ставка налогообложения сейчас составляет порядка 24% от прибыли, однако нефтяные компании, пользуясь различными обходными схемами, платят по «оптимизированной» ставке налогообложения. Так, например, «Сибнефть» платит порядка 10%, а ЮКОС – порядка 12-13%»,

Вопрос о перераспределении сверхвысоких прибылей добывающих отраслей, прежде всего, нефтяных и газовых монополий, приобрел в последнее время чрезвычайную остроту. Эта проблема находится в центре политической полемики, с повышением налогообложения сырьевых отраслей ряд экономистов и политиков связывают расчеты на качественное расширение доходов бюджета и, следовательно, решение многих социальных и экономических задач

С помощью системы налогов рентный доход, получаемый добывающими компаниями, делится между ними и государством. В силу слишком большого разрыва между экспортными и внутренними ценами неизбежно (и желательно) большая часть ренты должна изыматься государством в форме экспортных пошлин.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...