Отрасли современной психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В настоящее время психология представляет собой сложную, разветвленную систему научных и практических знаний. В ней выделяется много отраслей, являющихся относительно самостоятельными направлениями научных и прикладных исследований. Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Знания, содержащиеся в фундаментальных науках, имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того, кто эти люди и какой конкретной деятельностью они занимаются. К фундаментальным наукам в первую очередь относится общая психология. Кроме нее в число фундаментальных наук можно включить социальную психологию, дифференциальную психологию, психологию развития, а также ряд областей научных исследований, занимающих пограничное положение между психологией и другими науками, в том числе психофизику, психогенетику и психофизиологию. Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике (результаты фундаментальных исследований, как правило, не рассчитаны на их прямое практическое использование). Фундаментальные отрасли науки ставят и решают вопросы, одинаково важные для всех без исключения наук, а прикладные - вопросы, представляющие интерес в основном для познания и понимания психологии человека в специальных видах деятельности человека. Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные отрасли научной психологии. Общая психология исследует психологию отдельно взятых людей, выделяя в ней познавательные процессы, психические состояния и психологические свойства личности. Познавательные процессы позволяют человеку изучать себя и окружающий мир. Они же участвуют в формировании и преобразовании уже имеющихся у человека знаний. Психические состояния определяют настрой человека в данный момент времени и непосредственно влияют на его поведение. Личностные свойства включают в себя такие особенности человека, которые являются устойчивыми и отличают его от других людей, характеризуя индивидуальное своеобразие. Это - способности, потребности, темперамент, характер, воля, эмоции и мотивы поведения.
Помимо психологии как науки существует еще и практическая психология. Она представляет собой концепции и методы, рассчитанные на работу с людьми по их психологическому развитию или коррекции их психологии и поведения. Как в научной, так и в практической психологии существует мною различных направлений и методов воздействия на людей. Их можно разделить на группы в зависимости от следующих критериев: научного направления, в рамках которого они возникли; целей, которые ставит перед собой данное направление практической психологии; применяемой техники и методов воздействия на людей; количества людей, на которых одновременно может оказываться соответствующее психологическое воздействие. По первому критерию направления практической психологии делятся на психоаналитическое, бихевиористическое (поведенческое) и гуманистическое. По второму критерию выделяются методы практического воздействия, рассчитанные соответственно на коррекцию психических процессов, психических состояний, психологических свойств человека или его отношений с окружающими людьми. По третьему критерию определяются и дифференцируются друг от друга направления и методы психологического воздействия, в которых используются физические упражнения, словесные воздействия (разъяснение, убеждение и внушение), дыхательные упражнения, занятия различными видами продуктивной деятельности (например, художественным творчеством). По четвертому критерию методы практической психологии можно разделить на индивидуальные и групповые: первые рассчитаны на работу только с одним человеком, а вторые - на одновременную работу с группой людей.
Таким образом, изучение основ психологических знаний начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных научных понятий, вводимых в курс общей психологии, методов исследования, главных теорий и законов невозможно будет разобраться и в том материале, который содержится в прикладных разделах науки, а также в практической психологии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ современный психология практический социальный Все вместе взятые психические явления, которые субъективно представлены в виде ощущений, образов, внимания, памяти, воображения, мышления, речи, способностей, воли, характера, потребностей, чувств, иногда обобщенно называют словом «психика». К психическим явлениям, изучаемым психологией, кроме тех, которые встречаются у отдельных людей, относят также явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в группах или массах. Есть две основные, фундаментальные, взаимно дополняющие друг друга области психологических знаний. Это - общая психология и социальная психология. В общей психологии исследуются психические явления, характерные для отдельно взятых людей, а в социальной психологии - явления, свойственные группам или массам людей. В системе наук психология занимает достойное место. Психология и философия, медицина, математика, физика, история, социология, педагогика взаимно дополняют друг друга, используют одни и те же методы, приемы и предмет изучения (человека и общественные явления). Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике.
Среди отраслей психологии наиболее известны: общая психология и практическая психология. Направления практической психологии делятся на: психоаналитическое, бихевиористическое (поведенческое) и гуманистическое. Таким образом, психология как наука имеет историю, предмет, приемы и методы, научную базу. Она является частью научного знания и практики. ЛИТЕРАТУРА
1. Брунер, Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации [Текст] / Д.С. Брунер. - М.: Высш. шк., 1987. - 329 с. 2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Высш. шк., 2000. - 432 с. . Коул, М. Культура и мышление. Психологический очерк [Текст] / М. Коул, С. Скибнер. - М.: Высш. шк., 1997. - 328 с. . Лурия, А.Р. Эволюционное введение в психологию [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Высш. шк., 1995. - 376 с. . Немов, Р.С. Психология: учебник [Текст] / Р.С. Немов. - М. Высш. образ., 2005. - 639 с. . Поршнев, Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии [Текст] / Б.Ф. Поршнев. - М.: Высш. шк., 1984. - 287 с. . Юшке, Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта [Текст] / Ф. Юшке. - М.: Высш. шк., 1983. - 289 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|