Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы противодействия аппаратным кейлоггерам





Никакие программные продукты не в состоянии определить наличие установленных аппаратных устройств, которые обеспечивают перехват нажатий клавиатуры пользователем персонального компьютера.

К сожалению, сегодня существует только два метода противодействия аппаратным кейлоггерам при работе на стандартном персональном компьютере:

-- физический поиск и устранение аппаратного кейлоггера;
-- использование виртуальных клавиатур для ввода особо важной информации (логины, пароли, коды доступа, PIN коды кредитных карт и т.д.)

 

68. Техническое и программное обеспечение информационной безопасности в зависимости от видов юридической деятельности

 

 

69. Система защиты информации. Информационное оружие. Компьютерные вирусы. Деблокеры. Информационные войны

направления защиты и соответствующие им технические средства вызывают сегодня наибольшее внимание со стороны разработчиков и потребителей.

· Защита от несанкционированного доступа (НСД) ресурсов автономно работающих и сетевых ПК. Эта функция реализуется программными, программно-аппаратными и аппаратными средствами, которые будут рассмотрены ниже на конкретных примерах.

· Защита серверов и отдельных пользователей сети Internet от злонамеренных хакеров, проникающих извне. Для этого используются специальные межсетевые экраны (брандмауэры), которые в последнее время приобретают все большее распространение (см. «Мир ПК», №11/2000, с. 82).

· Защита секретной, конфиденциальной и личной информации от чтения посторонними лицами и целенаправленного ее искажения осуществляется чаще всего с помощью криптографических средств, традиционно выделяемых в отдельный класс. Сюда же можно отнести и подтверждение подлинности сообщений с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП). Применение криптосистем с открытыми ключами и ЭЦП имеет большие перспективы в банковском деле и в сфере электронной торговли. В данной статье этот вид защиты не рассматривается.

· Достаточно широкое распространение в последние годы приобрела защита ПО от нелегального копирования с помощью электронных ключей. В данном обзоре она также рассмотрена на конкретных примерах.

· Защита от утечки информации по побочным каналам (по цепям питания, каналу электромагнитного излучения от компьютера или монитора). Здесь применяются такие испытанные средства, как экранирование помещения и использование генератора шума, а также специальный подбор мониторов и комплектующих компьютера, обладающих наименьшей зоной излучения в том частотном диапазоне, который наиболее удобен для дистанционного улавливания и расшифровки сигнала злоумышленниками.

· Защита от шпионских устройств, устанавливаемых непосредственно в комплектующие компьютера, так же как и измерения зоны излучения, выполняется спецорганизациями, обладающими необходимыми лицензиями компетентных органов.

 

Информационное оружие, согласно одному из существующих определений - это комплекс программных и технических средств, предназначенных для контроля информационных ресурсов объекта воздействия и вмешательства в работу его информационных систем. Информационное оружие, возможно, классифицировать по методам воздействия на информацию, информационные процессы и информационные системы противника. Это воздействие может быть физическим, информационным, программно-техническим или радиоэлектронным.

Компьютерный вирус — это фрагмент исполняемого кода, который копирует себя в другую программу, модифицируя ее при этом.

Здесь стоит отметить, что, в первую очередь, это обычная программа, правда, предназначенная не для удовлетворения потребностей пользователя, а наоборот, призванная уничтожить ценную информацию, испортить "досуг" различными сбоями операционной системы и программного обеспечения, нанести материальный ущерб и т.п.

Наиболее характерные черты компьютерных вирусов:

· самостоятельное копирование из каталога в каталог или из файла в файл, что обычно называется "самовоспроизведением". Это позволяет вирусам выживать в условиях постоянной смены программного обеспечения (зараженную программу пользователь может удалить и на этом "жизнь" вируса закончится). Тем более, что наличие копии вируса в каждой папке повышает шанс его копирования на другой компьютер;

· маскировка под полезные программы или режим невидимости, при котором вы даже не подозреваете, что компьютер заражен (при нажатии комбинации клавиш <CTRL>+<ALT>+<DEL> запущенные вирусом файлы не отображаются).

 

Информационная войнаэто захват сырьевых, энергетических, других ресурсов чужой страны посредством распространения на её территории ложной информации и манипуляции сознанием населения, устраняющей способность этого населения к сопротивлению.

70. Правовое обеспечение информационной безопасности. Концепция национальной безопасности РФ и Доктрина информационной безопасности РФ

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ основано на двух документах Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 и Доктрине информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000г.

Концепция национальной безопасности РФ - система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ.

Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере. Национальная безопасность РФ зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации и ее использования.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере.

Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ.

Третья составляющая включает в себя развитие современных информационных технологий.

Четвертая составляющая включает в себя защиту информационных ресурсов и телекоммуникационных систем на территории России.

Рассмотрим основные положения этого документа.

 

Виды угроз информационной безопасности РФ.

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

- угрозы конституционным правам и свободам человека;

- угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ;

- угрозы развитию индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

- угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

 

Состояние информационной безопасности РФ и основные задачи по ее обеспечению.

За последние годы в РФ реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности. Сформирована база правового обеспечения информационной безопасности. Приняты Законы РФ “О государственной тайне”, Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах, “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, “О техническом регулировании”, ряд других законов, развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов, регламентирующих общественные отношения в информационной сфере.

Осуществлены мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Ф, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности. Развернуты работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти.

Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности РФ способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.

Тем не менее, уровень информационной безопасности РФ в настоящее время не соответствует потребностям общества и государства:

Нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства.

Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок.

Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну в результате массового ухода наиболее квалифицированных специалистов.

Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной

 

Методы обеспечения информационной безопасности РФ.

Общие методы обеспечения информационной безопасности РФ разделяются на правовые, организационно-технические и экономические. К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере.

Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности РФ являются:

-создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности РФ;

-разработка и совершенствование средств защиты информации;

-сертификация средств защиты информации, и лицензирование деятельности в области защиты информации.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности РФ включают в себя:

-разработку программ обеспечения информационной безопасности РФ и определение порядка их финансирования;

-создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

Особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни.

Информационная безопасность РФ является одной из составляющих национальной безопасности РФ и оказывает влияние на защищенность национальных интересов РФ в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.

В сфере экономики.

В сфере внутренней политики.

В сфере внешней политики.

В области науки и техники.

В сфере духовной жизни.

В общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах.

В сфере обороны.

В правоохранительной и судебной сферах.

В условиях чрезвычайных ситуаций.

 

Международное сотрудничество РФ в области обеспечения информационной безопасности.

Международное сотрудничество РФ в области обеспечения информационной безопасности - неотъемлемая составляющая политического, военного, экономического, культурного и других видов взаимодействия стран, входящих в мировое сообщество.

Такое сотрудничество должно способствовать повышению информационной безопасности всех членов мирового сообщества, включая РФ.

Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности РФ.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ определяет основные направления деятельности органов власти РФ в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов РФ в информационной сфере и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Первоочередные мероприятия по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности РФ.

-разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм;

-разработка и реализация механизмов повышения эффективности осуществления государственной информационной политики;

-принятие и реализация федеральных программ комплексного противодействия угрозам и информационным войнам.

Основные элементы организационной основы системы обеспечения информационной безопасности РФ.

Основными элементами организационной основы системы обеспечения информационной безопасности РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом РФ и Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения и граждане РФ.

Для обеспечения защиты информации ограниченного доступа действует Государственная система защиты информации в РФ (ГСЗИ), которая включает:

-совокупность органов (ФСБ, ФСТЭК, СВР), сил и средств, осуществляющих деятельность в области защиты информации (ЗИ);

-систему лицензирования деятельности в области ЗИ;

-систему сертификации средств ЗИ;

-систему подготовки и переподготовки специалистов в области ЗИ.

71. Электронное государство: понятие, концепция

Понятие «электронное государство» наиболее соответствует английскому понятию «e-government». Одно из его значений - «электронное правительство». Однако в современных международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека, термин «government» применяется для обозначения государства в целом. Речь идет не только о правительстве, как о центральном органе исполнительной власти, а обо всех трех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Поскольку в настоящее время «электронное государство» находится в стадии становления, его понятие четко не сформировалось. Определение «электронное» условно обозначает новые информационно-коммуникативные каналы связи государственных органов и граждан. Согласно закону США «Об электронном государстве» 2002 года под этим термином понимается использование государством Интернета и других информационных технологий в целях расширения доступа общественности, агентов, других государственных структур к государственной информации и службам, а также для повышения эффективности качества работы информационных технологий. В официальных документах электронное правительство наиболее часто определяется как система информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Согласно определению Gartner Group, электронное правительство - это концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Электронное государство (электронное правительство) - способ осуществления информационных аспектов государственной деятельности, основанный на использовании ИКТ-систем, а также новый тип государства, основанный на использовании этой технологии. Электронное государство подразумевает поддержку при помощи ИКТ деятельности как исполнительной власти («электронное правительство»), так и парламентских («электронный парламент») и судебных органов («электронное правосудие»).

Концепция и сам термин электронного государства появились совсем недавно - в конце ХХ века, когда многие страны столкнулись с проблемой низкой эффективности работы органов государственного управления, выражающейся в больших расходах, задержках в принятии решений, плохом управлении, коррупции и т.п. В 90-х годах в США и ряде стран Европы была предложена концепция повышения эффективности работы органов государственного управления на основе внедрения «e-government», имеющего черты корпоративной информационной системы национального масштаба.

Стратегия создания электронного государства базировалась на следующих положениях:

· децентрализация - передача полномочий в принятии решений на региональный и местный уровни управления с целью уменьшения затрат на централизованное принятие решений;

· повышение ответственности государственного сектора за принимаемые решения (создание механизма, мотивирующего борьбу с коррупцией);

· улучшение управления ресурсами, повышение эффективности использования человеческих, финансовых и других ресурсов;

· внедрение элементов рыночных отношений, которые должны снижать затраты и повышать эффективность принятия решений;

· использование ИКТ для управления всеми видами информации в государственном секторе.

Принципы «e-government» подразумевают возможность получения традиционных правительственных услуг он-лайн. Для граждан это может быть подача налоговых деклараций, голосование, получение копий разнообразных свидетельств, оплата коммунальных услуг, возобновление регистрации транспортных средств и водительских прав, поиск работы и т.п. Для бизнеса - регистрация новых компаний, обновление лицензий, уплата корпоративных налогов, отправка сведений в статистические органы, подача таможенных деклараций, проведение выплат в фонды социального страхования, осуществление государственных закупок и т.д.

Основными результатами создания «e-government», по данным Европейской комиссии, будут:

· улучшение качества предоставляемых госорганами услуг;

· уменьшение времени обслуживания клиентов;

· снижение административных барьеров;

· расширение набора государственных услуг;

· повышение эффективности деятельности госорганов;

· улучшение показателя удовлетворенности услугами клиентов.

 

72. Технология перехода к электронному государству и условия его развития

Формирование электронного правительства предполагает комплексное решение следующих задач:

· полная автоматизация государственного управления на базе современных информационных технологий;

· осуществление реформы институтов государственного управления;

· обеспечение правительственного веб-присутствия;

· достижение высокого уровня телекоммуникационной инфраструктуры;

· повышение уровня готовности населения к пользованию информационными услугами.

В свою очередь, правительственное веб-присутствие (согласно классификации Европейской комиссии) характеризуется последовательным прохождением пяти этапов:

1. Информационный (Information) — означает 20%-ное веб-присутствие и предполагает создание регулярно обновляемых правительственных веб-сайтов с публикацией на них основной правительственной информации (нормативные акты, распоряжения, постановления и пр.) ссылок на министерства и государственные департаменты (образования, здравоохранения, финансов и т.п.).

2. Интерактивный односторонний (One way interaction) — предполагает 40%-ное веб-присутствие и заключается в организации пассивного взаимодействия между клиентами и правительством. Он подразумевает, например, предоставление доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с государством. Нужную форму можно распечатать, но отправлять ее придется традиционным образом, а не через Интернет. Или, например, поиск вакансий в государственных организациях на основе заданных пользователем критериев.

3. Интерактивный двусторонний (Two way interaction) — означает 60%-ное веб-присутствие и реализуется посредством интерактивного двустороннего взаимодействия. На этой стадии онлайновые сервисы приобретают интерактивность и появляется возможность запрашивать информацию по тем или иным выступлениям и обсуждениям, обращаться к госчиновникам по электронной почте, участвовать в онлайновых дискуссиях или оставлять комментарии на досках сообщений и т.п.

4. Транзакционный (Transaction) — предполагает 80%-ное веб-присутствие и характеризуется транзакционным взаимодействием, благодаря чему возможно предоставление услуг, выполнимых в онлайне на всех стадиях. Примером может служить подача заявок в электронной форме на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций, заявлений на обмен документов и т.п. На данном этапе одной из серьезных проблем становится обеспечение безопасности работы.

5. Проактивный (Targetisation) — означает 100%-ное веб-присутствие и отличается тем, что правительство не только предоставляет гражданам и коммерческим структурам сервисные услуги, но и привлекает граждан к принятию решений и двустороннему диалогу на базе интерактивных сервисов.

В целом «электронное правительство» определяется как специализированная комплексная система взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета.

 

73. Основные тенденции развития электронного государства в мире

Государственные органы во всем мире существенно улучшили предоставление услуг по сети Интернет, расширив спектр и функциональность электронных государственных служб для граждан и для компаний. В мире растет понимание значения информационных технологий для возможности полного изменения характера деятельности государства — как с точки зрения предоставления услуг, так и с точки зрения эффективности управления.

Канада опережает остальные рассматриваемые страны по такому показателю, как инновации в области электронного правительства. В конце первой десятки находятся пять европейских государств: Великобритания, Германия, Дания, Ирландия и Финляндия. Разрыв в сфере онлайновых услуг между странами, отнесенными к категории «Лидеры инноваций» (Канада, Сингапур и США), и странами из группы «Возможные соперники» (Австралия, Великобритания, Германия, Гонконг, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Франция) сокращается. При этом 13 государств имеют общий показатель зрелости онлайновых служб (maturity of online services), равный 40% и выше. Для сравнения: в прошлом году такой же показатель был всего лишь у двух стран — Канады и Сингапура.

В данный момент часть государств предлагают постоянно обновляющиеся информационные услуги. В ряде стран Запада есть специальные государственные должности - уполномоченные наблюдать за соблюдением конституционных прав граждан на доступ к информации: в США - главный ответственный по информации (Chief information officer), в Великобритании - электронный посланник (e-envoy). В рамках деятельности «электронного правительства» в режиме он-лайн стали реально доступными и удобными многие виды государственных услуг. Среди них: электронный запрос многих видов информации (документов, законов, постановлений, статистических сведений и о вакансиях, географических карт); оплата различных платежей по электронным формам (от квартплаты до штрафов и налогов). Все большее количество правительств и правительственных агентств во всех странах мира выкладывают на сайты в Интернет различные справки, формы, публикации и базы данных. Подавляющее большинство сайтов предлагают телефонные номера департаментов (70%) и почтовые адреса (67%). Это в помощь обычному гражданину, нуждающемуся в установлении контакта с правительственными службами. На большинстве сайтов (85%) есть также рубрикация, помогающая ориентироваться в структуре сайта и предлагаемых им услугах.

Почти 71% правительственных Web-сайтов во всем мире предлагают гражданам различные публикации документов, а 41% предоставляют базы данных. Почти 42% имеют отсылки на внешние неправительственные сайты, куда гражданин может обратиться за дополнительной информацией.

Существуют многочисленные проблемы использования информационно-кибернетических технологий в управлении:

· недостаточность "интернетизации" многих государств, их институтов, граждан;

· дисбалансы между служащими различных подразделений и поколений;

· существуют сомнения среди многих граждан в отношении доступности новых технологий, качества электронного управления (необходимо переучивание миллионных когорт служащих), выбора наилучших моделей электронного взаимодействия с правительством. Страны Скандинавии (Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция) вкупе с некоторыми странами Юго-Восточной Азии (Сингапур и Гонконг) имеют наивысший уровень доверия к надежности онлайновых госслужб (почти треть пользователей). Авот наибольшие сомнения в защищенности Интернет-контактов с чиновниками выразили японцы (90% считают, что связь с государством по Интернет недостаточно безопасна), немцы (82%) и французы (76%).

Таким образом, государственные органы и население демонстрируют понимание значения информационных технологий для возможности полного изменения характера их деятельности — как с точки зрения предоставления услуг, так и с точки зрения эффективности управления. Канада опережает остальные рассматриваемые страны по такому показателю, как инновации в области электронного правительства. «Лидерами инноваций» являются Канада, Сингапур и США. В конце первой десятки находятся пять европейских государств: Великобритания, Германия, Дания, Ирландия и Финляндия. Создание единых принципов обеспечения конфиденциальности, стандартов электронной подписи и шифрования важной информации — вот некоторые направления деятельности государства в этой сфере, которые формируют основу для будущего развития в области электронного правительства.

В основном органы государственной власти используют информационные технологии для публикации документов (законопроектов, справок, бланков и т.д.), а также для оказания услуг он-лайн (например, оплата счетов). Однако перечень из года в год увеличивается. В настоящее время идет приспособление администраций стран к использованию ИКТ в их деятельности. В связи с этим были выявлены некоторые проблемы, среди которых низкий уровень использования услуг Интернет населением стран, недоверие граждан к «e-government».

74. Электронное государство и российское общество

Программа «Электронная Россия» (2002 – 2010 гг.) рассчитана на 9 лет, в течение которых предстоит предпринять меры, направленные на информатизацию России.

Программа предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы должны быть подключены к Интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т.д.

Идея «Электронной России» возникла в начале 2000 г., когда Министерство экономического развития и торговли РФ работало над стратегическим планом развития страны до 2010 г. Было понятно, что для сокращения экономического отставания от развитых стран, необходимо развивать сектор высоких технологий, в котором возможно достичь большей производительности, чем в секторе сырьевом. А без компьютеров и мощной телекоммуникационной инфраструктуры добиться этого нельзя.

Главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики (ВШЭ) – один из ведущих государственных университетов России в экономической и управленческой области. Помимо ВШЭ, над документом работали Минэкономразвития, Министерство по связи и информатизации, Министерство образования, Федеральное агентство правительственной связи и информации. Кроме того, в разработке "Электронной России" принимали участие Бюро экономического анализа, Межведомственный аналитический центр, НИИ "Информика", эксперты российских и зарубежных ИТ-компаний, представители академической науки. Репрезентативность группы, занимавшейся подготовкой программы, позволила учесть потребности всех слоев общества и добиться, чтобы в результате реализации программы эти потребности были удовлетворены максимально полно.

К экономическим целям можно отнести задачу построения экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг (это позволит кардинально сократить отставание России в использовании новых технологий и органично интегрировать нашу страну в мировую экономику). Важная политическая задача программы состоит в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Идея такова: в стране с высокой степенью информационной открытости гораздо меньше возможностей для злоупотреблений по отношению к гражданам со стороны представителей власти. Использование ИТ в этой связи как раз и позволит обеспечить такую открытость. Действительно, возможность направить запрос по электронной почте существенно облегчит гражданину общение с государством.

Предпосылками для внедрения программы стал наметившейся разрыв между Россией и развитыми странами в области ИТ. Это в равной степени касается как мизерной доли участия отечественных информационных технологий в ВВП страны, так и низкого уровня компьютеризации населения. При этом внедрению новых технологий препятствуют множество факторов: от слабой готовности государства к их применению и высокой степени монополизма в индустрии, до несовершенства законодательной базы и ничем не оправданных административных барьеров. Учитывая, что степень информатизации экономики становится определяющим фактором конкурентоспособности страны, такое отставание представляет угрозу экономической безопасности государства.

Программа «Электронная Россия» призвана создать условия, при которых по степени проникновения информационных и коммуникативных технологий Россия сможет максимально быстро выйти на один уровень с развитыми странами. Выполнение заложенных в программе мер позволит не только повысить эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики и степень развития общества, но также поможет сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира.

Российская методология создания электронного государства пока не принята на правительственном уровне и реализуется в рамках пилотных проектов ФЦП Электронная Россия. Основными документами, которые определяют методологию создания «электронного государства» являются следующие:

Концепция интеграции административной реформы и ФЦП «Электронная Россия», показывающая основные принципы использования ИКТ в государственном секторе;

Доклад о совершенствовании государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), излагающий основные элементы предлагаемого «Электронной Россией» подхода;

Концепция государственного учета, предлагающая регламентацию деятельности по сбору и хранению информации в государственном секторе;

Концепция доступа граждан к информации государства, предлагающая механизмы предоставления гражданам информации без направления обрабатываемого чиновником запроса;

Концепция информационного аудита государственных ИКТ-систем, предусматривающая проверку соответствия ведения государственных ИКТ-систем требованиям методологии «электронного государства»

Концепция стандартизации формального представления административных процессов, определяющая стандарты использования ИКТ для моделирования деятельности органов власти;

Концепция стандартизации программного обеспечения, определяющая обязательные требования к закупаемым и используемым в государственном секторе программным продуктам;

Концепция информационного регулирования, определяющая категории доступа к собираемой и хранимой государством информации.

Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа:

§ 2008 год — разработка и утверждение необходимых документов

§ 2009—2010 годы — практическое внедрение

10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002—2010 годы)“».

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р).

Согласно положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов — информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.

В Петербурге губернатор Валентина Матвиенко и президент корпорации Oracle Чарльз Филлипс подписали соглашение о намерениях в области применения информационных технологий.

Под «Электронным правительством Российской Федерации» понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...