Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация социальных характеров Фромма




 

Эрих Фромм (1900-1980) анализировал социальные факторы формирования психики, отмечал, что поведение человека может быть понято только в контексте влияния культуры, существующей в данный момент истории. По его мнению, «в социальный характер входит лишь сово­купность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и воз­никла в результате общих для них переживаний и обще­го образа жизни».

Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как приходится дей­ствовать. Если структура личности большинства людей в данном обществе, то есть социальный характер, приспо­соблена к объективным задачам, которые человек дол­жен выполнять в этом обществе, то психологическая энер­гия людей превращается в производительную силу, необ­ходимую для функционирования этого общества. Сам со­циальный характер формируется всем образом жизни данного общества, но доминантные черты социального характера, в свою очередь, становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера, то есть к появлению новых потребностей и тревог; в свою очередь, эти новые потребности порожда­ют новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют но­вый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

От социального характера следует отличать индиви­дуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия частично обусловлены особенностями лич­ности родителей, а также психическими и материальны­ми условиями, в которых растет ребенок, а также обус­ловлены особенностями конституции и темперамента.

Фромм выделяет следующие типы социальных харак­теров.

Неплодотворные ориентации:

Рецептивная ориентация (рецептивная структура характера). Человеку этого типа представляется, что «ис­точник всех благ» лежит вовне, и он считает, что един­ственный способ обрести желаемое — это получить его из внешнего источника. Материальные вещи, любовь, зна­ния, удовольствия — все ожидается от внешних людей: при такой ориентации проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не самому любить, в сфере интеллекта также ориентированы на восприятие идей, а не на их создание. Их первая мысль - найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того чтобы са­мим сделать хоть малейшее усилие.

Эксплуататорская ориентация. Люди этого типа так­же считают, что все необходимые блага находятся во внеш­ней среде и ничего нельзя создать самому, но они не ве­рят, что можно получить что-то от других в дар, а счита­ют, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у других. Даже в области любви они испытывают влечение только к тем лицам, которых они могут отнять у кого-то другого. Идеи они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата.

Стяжательская ориентация. Люди этого типа не ве­рят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. Они как бы окружают себя защитной стеной, и их главная цель — как можно больше в свое укрытие приносить и как мож­но меньше из него отдавать. В сфере любви они стремят­ся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В сфере вещей они проявляют стяжательству жадность, сверхэкономию и сверхакку­ратность.

Рыночная ориентация развилась в качестве домини­рующей только в современную эпоху в связи с экономи­ческими условиями рыночного общества. Ориентация ха­рактера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называется рыноч­ной ориентацией. Материальный успех у всех в совре­менном рыночном обществе зависит от признания их лич­ности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т. е. человек начинает воспринимать себя как товар. Каждый должен предложить требуемый тип личности, который, вне зависимости от его потребностей, должен удовлетво­рять одному условию: пользоваться спросом, Человек должен уметь вступить в состязание со многими други­ми, он заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтоб стать ходким товаром, а для этого нужно знать, какой тип личности пользуется повышенным спросом. Кино, мода формируют образ желаемой личности, который пы­тается воплотить каждый человек рыночного типа.

У человека с рыночной ориентацией нет устойчивых взглядов, а присуща изменчивость установок, когда раз­виваются только те качества, которые можно пустить на продажу. Человека интересует не свое достоинство, а то, что он сможет за себя выручить на рынке. Рыночная лич­ность свободна от всякой индивидуальности, ей присуща пустота, отсутствие устойчивых черт характера, посколь­ку в один прекрасный день эта устойчивая черта может вступить в конфликт с требованиями рынка.

Все ориентации имеют место в человеческом жизнеус­тройстве, но доминирующее положение той или иной ори­ентации в большей степени зависит от особенностей куль­туры, в которой живет индивид. Так, рецептивную ори­ентацию часто можно обнаружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую группу. Фромм отмечал: «Если эксплуатируемая группа не имеет сил изменить положение, то она склонна почти­тельно взирать на эксплуататоров как на своих благоде­телей, от которых она получает все то, что может дать жизнь». Советская культура формировала преимуществен­но рецептивную ориентацию характера.

Эксплуататорская ориентация с девизом: «Я беру то, что мне нужно», — по мнению Фромма присуща нашим предкам, пиратам, феодалам, магнатам-грабителям, аван­тюристам. «Свободный рынок, как он сложился на осно­ве конкуренции в XVIII и XIX веках, взрастил этот тип людей», — отмечает Фромм. По-видимому, аналогичные процессы происходят в современной России, в период формирования свободного рынка. Рыночная ориентация пре­обладает в современных западных обществах.

Одно из центральных понятий в концепции Э. Фром­ма - понятие «отчуждение». Под отчуждением Э. Фромм понимал такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Человек становится слов­но отстраненным от самого себя, перестает чувствовать себя центром своего мира.

По мнению Э. Фромма, отчуждение охватило большую часть современного общества. Оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним, к самому себе.

Отчужденная личность лишается в большей части чув­ства собственного достоинства. Такая личность должна почти полностью утратить чувство самости, перестать ощущать себя существом единым и неповторимым.

Чувство самости вытекает из переживания собственно личности как субъекта ее опыта, ее мыслей, ее чувств, ее решений, ее суждений, ее действий. Оно предполагает, что переживание индивида является его собственным, а не отчужденным.

Фромм противопоставляет описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческого развития. Плодотворность пред­полагает, что человек обладает здоровой зрелой личнос­тью, силой своего разума способен проникнуть в глубь явлений и познать их сущность, силой своей любви спо­собен разрушить стену, отделяющую одного человека от другого, способен понять самого себя, свое назначение, которое отличает его от других людей, стремится стать тем, кем он является, потенциально используя и разви­вая все свои силы, способности и возможности. Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума. Плодотворная любовь включает в себя заботу, ответственность, уважение и знание. Любить че­ловека плодотворно, значит, заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физи­ческое существование, но и за развитие всех его челове­ческих сил. Уважение к человеку означает способность видеть его таким, каков он есть, понимать его уникаль­ность и индивидуальность,

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...