Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пропорции. Отношение и соразмерности предметов и их частей по определенным признакам. Восприятие пропорций и их изображежение в рисунке

Все тела, а также их части могут быть сравнимы или соизмеримы, или, как говорят, «взяты в отношениях друг к другу» по определенному конкретному признаку. Указанная соразмерность — соотношение по определенным признакам предметов или в самом предмете его частей — называется пропорциональными отношениями или пропорциями. Пропорции могут рассматриваться по линейному размеру, по площади, по объему, по весу, по цвету, по силе, по крепости, по освещенности и т. д.
Знание пропорций и умение применять их во многом определяют успех задуманного дела. Например, в химии точные весовые пропорции различных веществ при соединении обусловливают возможность получения нового вещества. В строительном деле нарушение пропорций в составе строительных материалов и размерах элементов конструкций может привести к разрушению сооружения.
Для успешной практической деятельности архитектора умение оценивать соотношение частей необходимо и позволяет широко и всесторонне решать архитектурно-строительные задачи. Одна и та же конструктивная схема, взятая в различных линейных и объемных пропорциях, получает таким образом различное архитектурное выражение и производит различное эстетическое впечатление (рис. 1,г).
При хороших, как говорят, «найденных» пропорциях, учитывающих всесторонние требования: функциональные, экономические, конкретные условия места, правильное использование материала при решении конструкции и, наконец, эстетические,— сооружение становится подлинным произведением искусства.
Много специальных трудов и книг посвятили ученые, художники и архитекторы общим вопросам пропорций и, в частности, пропорциям человека и архитектуры. При обучении рисунку необходимо развить и закрепить в первую очередь чувство линейного и объемного соизмерения тел между собой и частей, входящих в то или другое тело, с учетом направлений в высоту, ширину и глубину. При этом следует учитывать как абсолютное соотношение частей конструкции тела или ряда тел между собой, так и зрительное восприятие этих соотношений в пространстве, изображение пропорций на рисунке в перспективных сокращениях. Чувство пропорций площадей, объемов, пространства основано главным образом на развитии чувства линейных соразмерностей (рис. 1,а). Поэтому линейные соотношения необходимо уметь точно определять не только на прямых линиях одного направления, но и на ломаных, изогнутых линиях в разных направлениях и в пространстве. Человек лучше чувствует кратные отношения—1:1, 1:2, 1:3, 1:4 и т.д., поэтому в практической работе при рисовании сначала следует приучиться выявлять кратные отношения линейных измерений, а затем, опираясь на эти простые отношения, искать более «тонкие» истинные соразмерности, находя их небольшие отклонения от кратных («чуть-чуть» больше или «чутьчуть» меньше целого, половины, трети и т.д.). На рис. 1,я показаны взятые в определенных пропорциях отрезки, нанесенные на линии различного характера и направления.
Так как обычно предмет изображается не в натуральную величину, то важное значение имеет умение чувствовать и передавать в рисунке подобные пропорции в разных масштабах.


Рис 1. Различные соотношения а - линейные; б - по площади; в - по объёму; г - пропорции стойки(колонны) из различных конструктивных материалов

Пропорции фигуры человека имеют решающее значение при определении пропорций создаваемых им вещей. Эстетические взгляды человека оказывают также существенное влияние на пропорции формируемого им предметного окружения. Кроме того, человеческая фигура может служить объектом для развития чувства пропорций вообще, так как хорошо знакомые формы тела человека, особенно его голова, заставляют рисующего требовательно относиться к нахождению точных и конкретных соотношений, поскольку на знакомых привычных формах даже неискушенный глаз замечает незначительные отклонения в пропорциях (в сходстве, в подобии). Наиболее удобной, общепринятой мерой, или модулем пропорций человеческой фигуры, может служить размер головы. Этой мерой измеряются все другие более крупные и меньшие части человеческого тела.


Рис 2. Пропорции головы и конечностей ребенка и взрослого человека

Различные отношения этих частей между собой придают определенный характер фигуре в целом и выявляют ее индивидуальные, возрастные, половые, расовые и другие особенности. На рис. 2 показаны различия в пропорциях головы, кисти и стопы ребенка И взрослого человека, а также зрительные перспективные изменения абсолютных пропорций при разных поворотах головы.


Рис 3. Голова — модуль пропорций животных

На рис. 3 приведен пример, показывающий, как различные пропорции одних и тех же конструктивных частей тела существенно влияют на создание общего облика различных животных. Мерой пропорциональности тела животного тоже может служить его голова. В прикладном искусстве также большую роль играют пропорции, определяемые по многим признакам, например в линейном измерении, в объемном построении или в отношениях площади орнамента к площади фона (рис. 4).


Рис 4. Примеры пропорций по линейным размерам и площадям в предметах прикладного искусства

Без достаточно развитого чувства пропорций невозможна правильная передача изображаемого с натуры предмета и тем более создание в процессе творческой работы определенного образа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...