Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гарантии прав ребенка и государственные социальные стандарты социальной защиты детства

Законодательство РФ об основных гарантиях прав ребенка основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет основные направления обеспечения прав ребенка в РФ.

1. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и др.

2. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

• Органы государственной власти содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка: принимают соответствующие нормативные правовые акты, проводят методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством, поддерживают практику правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

• Родители ребенка (лица, их заменяющие) помогают ему осуществлять самостоятельные действия, направленные на реализацию и защиту его прав и законных интересов, при этом учитывается возраст ребенка и пределы установленного законодательством объема его дееспособности.

• Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную поддержку и социальное обслуживание ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях, связанных с обеспечением защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

• Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей.

3. Защита прав ребенка в процессе осуществления деятельности, связанной с его образованием и воспитанием.

• При осуществлении деятельности в области образования и воспитания детей в семье, образовательных и учебно-воспитательных учреждениях не могут ущемляться права ребенка.

• В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе учащихся в возрасте старше 8 лет детских общественных объединений, кроме учреждаемых политическими партиями, а также религиозных организаций.

Детские общественные объединения действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях. Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

• Учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных и учреждений начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией учебных заведений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Если учащиеся не согласны с решением администрации, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные государственные органы. Учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по защите своих нарушенных прав. Администрация не вправе препятствовать проведению таких мероприятий. Однако они не могут проводиться в нарушение установленных законодательством требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

• В учебных заведениях в местах, доступных для детей и родителей, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

5. Обеспечение прав детей на охрану здоровья, В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, которая включает в себя профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также санаторно-курортное лечение.

6. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости.

• В соответствии с законодательством органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают профессиональную ориентацию и подготовку детей, достигших 14 лет.

• В случае приема на работу детей, достигших 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и др.

7. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают права детей на отдых и оздоровление, ведут работу в связи с сохранением и развитием соответствующих учреждений.

8. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей.

• Органы исполнительной власти, принимая решения по социально-экономическому развитию соответствующих территорий, учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Эти нормативы устанавливаются Правительством РФ и применяются с учетом региональных различий и традиций.

• Орган исполнительной власти или местного самоуправления не может принять решение о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, который является государственной и (или) муниципальной собственностью, без предварительной экспертной оценки последствий такого решения.

• Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и др.), относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и предназначено для образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи и социальной защиты и может использоваться только в этих целях. Имущество, находящееся в собственности субъекта РФ и предназначеное для тех же целей, используется в порядке, определенном законодательством.

• Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности и земельные участки, заключению договора об аренде должна предшествовать экспертная оценка его последствий для образования, воспитания, развития и социального обслуживания детей.

• Изменить назначение имущества, являющегося муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и используемого в целях, связанных с развитием подрастающих поколений, органы местного самоуправления могут лишь после создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

• Изменить форму собственности имущества, относящегося к объектам социальной инфраструктуры для детей, можно в установленных законом порядке.

9. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Органы государственной власти принимают меры по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

• В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей законом устанавливаются нормативы распространения продукции, не рекомендуемой детям до 16 лет.

• Для обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

10. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

• Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Детей, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, защищают федеральные органы государственной власти. Государство гарантирует судебную защиту прав детей.

• Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения в лице отделений, находящихся на территории России, осуществляют свою деятельность по защите прав детей в соответствии с принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством Российской Федерации. Эти объединения могут в судебном порядке оспаривать неправомерные действия должностных лиц, а также родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

• При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним правонарушителям, должностные лица действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации. Это касается в первую очередь гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.

В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия суд вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего. Если ребенок нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи или социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру, сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.

Гарантии обеспечения прав детей содержатся также в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с законом «несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют право на:

- уведомление родителей или иных законных представителей о помещении их ребенка в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- получение информации о целях своего пребывания в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правах и обязанностях, основных правилах, регулирующих внутренний распорядок в данном учреждении;

- обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, органы прокуратуры и суд;

- гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

- поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества; получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

- обеспечение на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по установленным нормам, необходимым для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних (для учреждений, обеспечение деятельности которых является расходным обязательством Российской Федерации, указанные нормы утверждаются Правительством РФ);

- обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации.

Как видим, в российском законодательстве гарантии прав ребенка базируются на нормах международного права.

Своеобразным гарантом социальной защиты детства, реально действующим сегодня на практике, выступают государственные пособия гражданам, имеющим детей. В нашей стране система детских пособий (особенно ежемесячных пособий на ребенка) в течение последних лет претерпела существенные изменения.

Федеральным законом РФ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции от 05.12.2006 г. № 207-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. Она обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Статья 3 этого закона устанавливает следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

• пособия по беременности и родам;

• единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

• единовременное пособие при рождении ребенка;

• ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

• ежемесячное пособие на ребенка;

• единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных пособий устанавливаются Правительством РФ в части, не определенной данным законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования РФ, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций.

Несмотря на то, что в нашей стране система государственных пособий семьям с детьми постоянно совершенствуется (отказ от универсальности семейных пособий, адресный подход к выплате определенных видов пособий наиболее нуждающимся семьям, увеличение их размеров, введение так называемого «материнского капитала» и т.д.), российская система социального обеспечения семей с детьми далека от общеевропейских стандартов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...