Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника свободного рисования мандалы.

Для создания мандалы необходимо взять лист бумаги формата А3 и вписать в него круг, диаметром примерно 28см. После этого описать вокруг круга квадрат и обрезать бумагу по контуру квадрата. В центр мандалы поставить точку и можно начинать ее создание. Для того чтобы погрузиться в создание целиком, окружите себя спокойной атмосферой, можно включить спокойную музыку и зажечь ароматические свечи. Рисовать можно чем угодно: карандашами, гуашью, акварелью и мелками.

Важно расслабиться и позволить себе рисовать, не критикуя и не оценивая результат. Рядом с собой можно положить лист бумаги, на котором можно записывать свои идеи, ассоциации и инсайты. После рисования можно отдохнуть несколько минут и посмотреть на мандалу со стороны для того, чтобы глубже ее понять и осознать смысл. Предлагаемый алгоритм следует рассматривать как всего лишь опору для анализа, требующего значительной гибкости и творческой активности.

Центр мандалы. Центр является организующим элементом системы. Если система — это психика, то центр — это «Я» автора. Структурные и цветовые особенности центра, а также его размер будут отражать разные аспекты «Я» — степень его сформированности, силу, способность выполнять те или иные связанные с ним функции (сознательный контроль, целеполагание). Наличие двух центров может быть связано с переживанием «Я» глубоких изменений, связанных с процессом развития или иными причинами. Иногда это можно также рассматривать как признак противоречивого «Я». Следует учитывать и то, что центр в некоторых случаях может отражать так называемое «трансперсональное Я» — духовный центр личности. Отсутствие центра характерно для измененных состояний сознания, в том числе патологического характера. В некоторых случаях, если отсутствие центра наблюдается лишь на протяжении определенного отрезка времени, это может быть связано с особыми обстоятельствами или фазами в жизни человека (временное отсутствие центра может отмечаться на определенных этапах беременности и после родов).

Внешние границы мандалы. Внешние границы мандалы, как и центр, тесно связаны с осознаваемым «Я» и его функциями, в особенности, такой важной функцией, как способность осознавать свои психологические границы и защищать свое личное пространство в процессе взаимодействия с другими. В определенной мере границы мандалы также характеризуют степень открытости автора к контактам с внешним миром. Так, слишком плотные границы мандалы могут говорить об избегании контактов и потребности в самозащите. Связь центра с внешними границами и разными зонами внутреннего пространства мандалы. Хорошая связь, как правило, может говорить о высокой психологической интеграции, способности «Я» ставить цели и достигать их, хорошем развитии воли и сознания. Однако, значение может иметь и способ связи центра с внешними границами и разными зонами мандалы. В одних случаях интеграция изображения достигается за счет изображения идущих от центра лучей, лепестков цветка, напоминающих кристалл форм, а также геометрического характера рисунка. Такой способ связи более характерен для взрослых, хорошо функционирующих в обществе. В других случаях связь элементов рисунка и границ с центром достигается за счет изображения спирали. Этот способ является более регрессивным, отражающим ранние формы самосознания (связанные с фазой сепарации).

Общий характер рисунка — степень хаотичности или упорядоченности. Упорядоченный характер мандалы связан с наличием изображений геометрических фигур или хорошо оформленных образов, включая изображения людей, животных, растений. При этом элементы рисунка связаны друг с другом как пространственно, так и по содержанию. Такие изображения свойственны более зрелым состояниям. Хаотичные изображения характеризуются плохой связью между элементами рисунка. Иногда изобразительные элементы пересекают внешние границы мандалы. Такие рисунки говорят о регрессивных состояниях. В некоторых случаях определенная степень хаотичности может быть связана со спонтанностью либо переживанием сильного аффекта.

Симметрия/асимметрия. Симметричные мандалы, то есть такие, в которых правая и левая половины или верхняя и нижняя часть «отзеркаливают» друг друга, могут свидетельствовать о покое, равновесии, пассивности, отсутствии психологических изменений. Асимметричные же более свойственны людям, переживающим процесс психологических изменений, а также тем, кто испытывает внутренний конфликт. Такие мандалы говорят об активной внутренней динамике, которая может быть связана как с процессом развития, так и с рядом эмоциональных нарушений. Мандалы с выраженной асимметрией могут быть свойственны подросткам, говоря об амбивалентности их чувств, внутренней противоречивости и психологических изменениях. Асимметрия также может быть признаком внутриличностного конфликта. Более «здоровый» характер имеют те асимметричные мандалы, в которых виден хорошо оформленный центр — он говорит о сохранении «Я», несмотря на изменения и внутренние противоречия. Движение в мандале.

Движение в мандале часто отражает восприятие движения различных элементов образа еще на стадии его визуализации (представления). Движение может иметь разный характер и направленность. Вращательное движение по часовой стрелке (которое может быть связано с изображением спирали, вихря или свастики) нередко говорит о процессе осознавания (переживании инсайта), энергетической мобилизации. Противоположное движение отражает усиление регрессивных тенденций, вытеснение определенного материала из сознания. Движение, направленное от центра к периферии мандалы, свидетельствует об усилении связей с внешним миром, потребности в действии. Движение, направленное от периферии к центру, говорит о потребности в сохранении энергии и уходе от контактов. Восходящее движение может быть одним из признаков трансперсональных, «мистических» переживаний. Нисходящее же движение говорит о фокусировке на телесных ощущениях, которая может иметь как патологический, так и здоровый характер.

Цвет и числовые элементы в мандале. Дополнительно следует проанализировать особенности цветового оформления мандалы и числовые проявления. Числа связаны с повторяющимися элементами изображения (например, лепестки у цветка), а также с геометрическими фигурами. При этом можно использовать разные системы психологического анализа цвета и чисел, однако предпочтительнее те из них, которые рассматривают цвет и числа как одну из форм символической экспрессии и допускают содержательную поливалентность цветов.

Линии – то, чем, собственно, заполняется поле мандалы. Прямые линии (и составленные из них рисунки и фигуры) означают преобладание разума над чувствами, часто характерны для мужских мандал. Извилистые линии характеризуют преобладание эмоционального начала, недостаток рациональности и часто характерны для женских мандал. Если мандала почти не заполнена рисунками (много белого фона) – это означает, что человек скрытен и подавляет свои эмоции, ему как бы «нечего сказать», он пока не может разговориться на языке рисунка. Чем больше мандал нарисует такой человек, тем больше он начнёт раскрываться, заполняя рисунки других мандал уже большим количеством элементов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...