Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы реализации политических прав женщин в России

 

 

Политические права женщин, закрепленные в меж­дународном и национальном законодательстве, являют­ся элементом общечеловеческих ценностей и идеалов, ме­ханизм реализации которых в значительной степени за­труднён тем, что в век информатизации, политика остаётся ещё преимущественно сферой мужской деятельности.

Согласно Конвенции о политических правах жен­щин 1953 г. женщины имеют право без какой-либо диск­риминации голосовать ни всех выборах наравне с мужчи­нами, им предоставлено право быть избранными во все учреждения, требующие публичных выборов, занимать должности на общественно-государственной службе. Многие страны ратифицировали эту Конвенцию, в том числе и СССР, однако женщины на планете занимают все­го 14% управленческих должностей, 6% постов в кабине­тах министров, 11% мест в парламентах*(13). Поэтому ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. понятие «дискриминация» в отношении женщин трактует как любое различие, исклю­чение или ограничение по признаку пола, которое направ­лено на ослабление или сводит на нет признание, исполь­зование или осуществление женщинами прав и свобод, в том числе и политических. Конституция Российской Фе­дерации 1993 г. также закрепила не только равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равные возможности их реализации. Это указание не может истолковы­ваться элементарно. Общепризнанно социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода, вслед­ствие чего женщина нуждается в дополнительных гаран­тиях равенства в сфере реализации не только социально-экономических, но и политических прав. Провозглашен­ное в Конституции России равенство граждан перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов вовсе не означает, что различные категории граждан имеют равный правовой статус. В законодательстве имеется большое количество норм и даже отдельных законов, посвященных особенно­стям правового статуса детей, молодежи, женщин. Эти особенности, связанные с возрастом, полом касаются раз­личных, сфер общественных отношений, в том числе и политических.

Проблема реализации избирательных прав женщин в России была решена с принятием Конституции РСФСР 1918 г.. В состав же 1 Съезда народных депутатов СССР в 1988 году было избрано 15% женщин — вдвое меньше, чем до демократических нововведений. Причём большая часть депутатов-женщин была избрана от КПСС и других общественных объединений, на выборах в парламенты союзных республик в 1990 году доля женщин-депутатов не превышала 5%. Примерно на этом же уровне она держится и теперь, так в Республике Беларусь депутаты-женщины в парламенте составляют 4,5% в то время, как в парламенте Турции их 11%. Общеизвестно, что в скандинавских странах, где в парламентах женщины-депутаты составляют порядка 40%, политика малоагрессивна и конструктивна, приоритетами в ней являются защита прав человека и социального благосостояния. Опыт этих стран показал, что женщины приходят во власть, как правило, пройдя школу политических партий и иных общественных движений, имея опыт работы с людь­ми. Так, в Голландии в каждой политической партии, име ется 35% квота для женщин; программа «равных возмож­ностей» в США вынуждает из числа претендентов на различные должности выбирать в первую очередь женщин*(13).

Нельзя согласиться с тем, что введение квот для устранения фактического неравенства создаёт новое неравенство, поскольку «квотные» назначенцы уступают уровне профессионализма тем, кто получил место в парламенте или ином органе государства в результате свободной конкуренции. Так, подбор «квотных» кандидатов депутаты в рамках партии или иного общественного движения также характеризуется конкурентной борьбой.

Путь реализации политических прав женщин в России, как и в других странах, лежит через создание женс­кой политической партии, которая бы представляла и защищала в парламенте интересы, прежде всего женщин-избирательниц, которых на 9,5 млн. больше, чем мужчин, а среди пенсионеров, которые более активны на выборах, — их больше в 2,5 раза. Так, движение «Женщины России» — прототип политической партии, на выборах в Государственную Думу в 1993г. получили 46 мандатов более 10% общего состава депутатов Думы.

В законе о политических партиях и иных законодательных актах особое внимание законодателя должен привлечь механизм реализации провозглашенных Конституцией равных прав и свобод мужчин и женщин.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По-моему, переход от одной системы общественных отноше­ний к другой, как это происходит в нашей стране, неиз­бежно влечет за собой изменения законодательной базы, в том числе и в отношении прав и интересов женщин. Прежде всего это касается конституционных норм. В ныне действующей Конституции РФ осталась формулировка:

«Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». В то время как в Конституции СССР была статья 35, которая не только закрепляла равные права женщин и мужчин, но и гаран­тировала осуществление этих прав. В совокупности кон­ституционных гарантий выделялись две группы гарантий. К первой из них относились те, которые обеспечивали равноправие женщины как гражданки и трудящейся, т.е. равные с мужчинами возможности в получении образо­вания, профессиональной подготовки, в труде, вознаграж­дении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности.

Ко второй группе гарантий относились конститу­ционные установления, учитывающие выполнение мате­ринских функций и обеспечивающие возможности для совмещения профессионального труда и семейно-бытовых обязанностей. В числе этих гарантий были: специальные меры по охране труда и здоровья женщин, создание усло­вий, позволяющих сочетать труд с материнством.

Дополнительные гарантии равенства женщин содер­жались в ст.53 советской Конституции были конкре­тизированы формы государственной заботы о семье — со­здание и развитие широкой сети детских учреждений, организация и совершенствование службы быта и обще­ственного питания, а также различные виды пособий и льгот.

Все это полностью соответствовало международным Конвенциям ООН. К сожалению эффективного механизма контроля за их соблюдением разработано не было.

Мне кажется, что сегодня Конституция РФ не содержит никаких га­рантий равенства прав женщин, а статья 38 п. 1 лишь су­рово констатирует: «Материнство и детство, семья нахо­дятся под защитой государства». Фраза эта оставлена лишь потому, что та же самая Конституция признает вер­ховенство международных актов. Фактически же дело обстоит совсем наоборот: в бюджете отсутствуют соот­ветствующие статьи расхода, а при хроническом его де­фиците урезаются в первую очередь расходы на пособия по материнству и детству, не говоря уже о том, что мно­гие родовспомогательные и детские учреждения закрыты из-за отсутствия бюджетного финансирования. В капиталистических странах занятость женщин растет в связи с коренными изменениями условий труда, расширением гибких форм занятости, сопровождается высокой степенью индустриализации сферы быта, а так­же такими общераспространенными явлениями, как рост цен, инфляция, необходимостью заработка.

В нашей стране причины высокой занятости женщин были связаны с индустриализацией народного хозяйства, разрушениями Великой Отечественной войной, экстенсивным развити­ем экономики в 60-е годы, созданием новых рабочих мест с сохранением устаревших технологий, необходимостью еще одного заработка в семье.

Вместе с тем интенсивное вовлечение женщин в об­щественное производство, рост их образовательного уров­ня оказали существенное влияние на возможность реали­зации личности в различных сферах, включая обществен­но-политическую. Все это изменило их потребности, духовный мир, формы жизнедеятельности, статус в обще­стве, нашло соответствующее отражение в правовых нор­мах и правовой культуре. Однако на положении женщин негативно сказалось отсутствие верховенства закона, а также принятие законодательных актов, не подкреплен­ных материальным и финансовым обеспечением, напри­мер, решение высвободить женщин с тяжелых работ не было подкреплено созданием рабочих мест для них с бла­гоприятными условиями труда.

Представленные в реферате главы преследуют одну, первостепенную задачу — показать безответственное отношение нынешнего государства к главному субъекту общественных отношений, к женщине. Древние давно сказали истину, суть которой заключается в том, что желание увидеть стабильное государство и общество требует взглянуть на отношение в них к женщине — матери, воспитательнице.                                

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СТАТЬИ

1. Балибалова Д.И. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

2. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан(теория и практика). – Спб., 1998.

3. Гоппе Э.Ю. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

4.  Григоян Э.Е. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

5. Зиновьев А.В. Энциклопедия правоведения для абитуриентов и студентов                                 юридических вузов. Основы конституционного права. – СПб.: СКФ «Россия –Нева», 1996.

6. Келехсаева Г.Б. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

7. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909; Общество и материнство. Петроград., 1916.

8. Корбут Я.В., Поленина С.В. Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей (Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин). – М., 1997.

9. Никифорова Н.Н. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

10. Пасешникова Л.А. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

11.  Петражицкий Л.И. О равноправии женщин. СПб.,1907.С.7

12. Романенкова Г.М. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

13. Челышева О.В. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

14. Хвостов В.М. О равноправии женщин. М., 1911. С.12

 

 

ДОКУМЕНТЫ

 

15. Венская декларация и программа действий.

16. Всеобщая декларация прав человека.

17. Кодекс Законов о Труде РФ.

18. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

19. Конвенция о политических правах женщин.

20. Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями.

21. Конституция РФ (1993).

22. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

23. Международный пакт о гражданских и политических правах.

24. Пекинская декларация.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...