Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие личностных ориентаций




 

Основа чувства компетентности и самодетерминации личности приобретается от рождения до двенадцатилетнего возраста и в течение этого периода ребенок разрешает или не разрешает проблемы, возникшие на разных четырех стадиях развития. Результат первых двенадцати лет жизни является основанием структуры развития. В своем развитии ребенок проходит, по мнению Деси, следующие стадии:

22 Первый год жизни. Важными факторами здесь являются реакция среды на проявления ребенка и взаимодействия с этой средой. На этой стадии закладываются основы воли.

23 Второй и третий годы. Происходит отделение "Я" ребенка от других людей и утверждение его как автономного, эффективного агента. Для ребенка самым важным становиться необходимость "оттолкнуться от среды и идти своим путем" (Deci, 1980).

Сочетание первых двух стадий является критическим периодом для развития самодетерминации, в котором важны как воля, так и автономия.

24 Четыре - шесть лет. На этой стадии для ребенка основными являются повышение активности и координация своих инициаций. Он (ребенок) действует в среде в поисках возможности проявить свою компетентность в своих взаимодействиях с ней. Происходит научение путем проб и ошибок, в котором дети проверяют свою эффективность и компетентность. На этой стадии, по мнению Деси, характерно проявление соперничества и идентификации, а также вербального опосредования поведения.

25 В возрасте семи - двенадцати лет возникает борьба за аккомодацию в социальной среде. От родителей и дома ребенок в эти годы обращается к миру ровесников и замещающих родителей взрослых. На этой стадии могут быть решены некоторые проблемы, которые не удалось разрешить в более раннем возрасте. Это возможно благодаря идентификации, имитации, взаимодействию с ровесниками, а также развитию когнитивного понимания.

Вторые две стадии - критические для развития чувства компетентности.

Изменение ориентаций в течение жизни связано с переживанием их эффективности. Самыми важными для развития ориентаций являются первые двенадцать лет, поскольку именно в этом возрасте формируется базовая ориентация, которая впоследствии подвержена лишь незначительным изменениям. В дальнейшем она влияет на то, как будет проявлять себя человек, в виде общей ориентации, а не в виде конкретного поведения, то есть обеспечивает, с помощью воли, способности выбирать поведение и управлять мотивами, свободу. Более подробно проблема развития разных типов ориентации будет рассмотрена ниже.

Развитие внутренней каузальной ориентации. Такая ориентация возникает в результате успешного решения конфликтов как самодетерминации, так и компетентности. Проявляется она в стремлении уже взрослого человека к психологически здоровому существованию. Ее поведенческими особенностями являются максимальные проявления самодетерминированного и автоматизированного поведения и минимальные - автоматического, что является результатом комбинированного действия внутренней и внешней мотивации.

Внутренне каузальная ориентация развивается в результате стремления под действием потребностей в компетентности и самодетерминации принимать среду такой, какая она есть, и работать над возникающими конфликтами. Для это ребенок должен жить в среде, которая реагирует на его проявления, где есть взаимосвязь между поведением и его результатом, что, как подчеркивает автор, не означает выполнения всех желаний ребенка. Необходимо проявление уважения к потребностям ребенка даже при отсутствии возможности их выполнить. Ребенку необходимо чувство, что принимаются все его естественные желания, однако, не все поведение. Тогда он учится осознанию своих мотивов и эмоций и принятию решения, как себя вести, на основе этого осознания и на основе переработки релевантной информации. При этом границы, которые устанавливаются взрослыми для ребенка, должны быть максимально широкими, чтобы обеспечивать возможность учиться путем проб и ошибок. Обучение внутренне мотивированной регуляции, считает Деси, происходит путем сначала осуществления ребенком поведения, а затем - наблюдения за последствиями этого поведения. При этом награда в данном случае должна являться источником компетентности, а не контроля. Для ребенка необходимо находиться в ситуации широчайшего выбора, в которую включается даже возможность нарушения границ и ограничений и плата за последствия такого действия. Деси говорит, что в некоторых ситуациях детей необходимо и контролировать, однако нарушение границы не должно представлять собой угрозы, оно должно быть "информативным, а не контролирующим". Здесь, считает он, важно понимать, почему ребенок переходит границу, важна причина поведения ребенка. Ее автор рассматривает как значимую возможность обучаться и решать проблемы и задачи. Родителям же необходимо выполнять роль помощника ребенку, способствующего умению правильно разбираться в ситуации и искать пути альтернативного удовлетворения потребностей без нарушения границ. Деси считает, что чем больше решений ребенок выработает сам, тем лучше он научится самодетерминации.

Развитие внешней каузальной ориентации. Основная особенность данной ориентации - это наличие компетентности при отсутствии самодетерминации. Человек может эффективно использовать внешние импульсы для достижения желаемого результата (что будет адекватным проявлением компетентности). Однако решение самодетерминационного, связанного с доверием и автономией, конфликта здесь неадекватно. Поведение и результаты воспринимаются как взаимосвязанные, в то же время проявления самодетерминации нет. Это происходит в результате того, что в детские годы родители не реагируют на проявления и действия ребенка, и кроме этого требуют, чтобы он вел себя определенным образом для получения последующей награды. В детстве попытки автономии блокируются ребенком, поскольку автономное поведение может быть наказано. Под влиянием автоматического поведения родителей ребенок, как говорит Деси, "проигрывает" в борьбе за самодетерминацию и чувство автономии. Среда, в которой развивается ребенок, определяется автором как контролирующая (в отличие от информационной), поэтому взаимоотношения между поведением и результатом воспринимаются ребенком так, что результат как бы является причиной поведения.

Ребенок привыкает реагировать только на внешние события, а собственные мотивы и эмоции при этом блокируются от осознания. В более взрослом возрасте попытки осознания приводят к конфликту, поскольку контролирующая среда не реагирует на действия человека, поэтому формируются бессознательные мотивы, в результате чего появляется автоматическое поведение. И как результат - создается чистая внешняя каузальная ориентация, при которой преобладает действие внешней мотивационной субсистемы и автоматическое поведение. Иногда могут проявляться попытки к самодетерминации, но это не будет истинной самодетерминацией, поскольку в данном случае цель поведения будет определяться внешними или интернализованными командами и этими же командами контролироваться.

Развитие безличной каузальной ориентации. При такой ориентации человек не воспринимает как взаимосвязанные свое поведение и получаемые результаты, поэтому видит мало пользы в осуществлении реакций. Среда воспринимается не только как не реагирующая на инициации человека, но и как не обеспечивающая контролирующих сигналов. Отсюда устойчивая независимость между поведением и результатом, поведение или проявления среды не воспринимаются личностью как причины дальнейшего следствия. Характерно наличие чувства беспомощности и депрессия, основной действующей мотивационной системы является амотивирующая. Безличная ориентация возникает при неадекватном решении некоторых конфликтов, связанных с компетентностью и самодетерминацией.

Деси считает, что для данной ориентации свойственна направленность на внутренние процессы организма. Неспособность наладить отношения между собой, другими людьми и объектами собственной среды становится причиной постоянной занятости собой и своим телом и последнее можно рассматривать как способ справиться со стрессами. Крайними примерами таких проявлений являются аутичные дети и кататонические взрослые.


Заключение

 

Для обобщения всего сказанного выше можно применить следующую схему (таблица 1), предложенную Деси (Deci, 1980), для систематизации понятий в рамках организмической теории:

 

Таблица 1. Взаимосвязь основных понятий теории самодетерминации.

  Интернальность Экстернальность Безличность
Среда Реагирующая на инициации и информационная Контролирующая и требующая Не реагирующая на инициации и причудливая
Личностная ориентация Интернальная каузальность Экстернальная каузальность Безличная каузальность
Мотивационная субсистема Внутренняя Внешняя Амотивационная
Уровень проявления воли я Высокий Средний Низкий
Доминирующий тип поведения Самодетерминированное Автоматическое Отсутствие поведения
Средства контроля поведения Сознательные мотивы, воля и возможности среды Внешние стимулы и неосознаваемые мотивы Отсутствие взаимосвязи между средой, поведением и результатом
Когнитивная оценка Внутренняя каузальность и высокая компетентность Внешняя каузальность и высокая компетентность Безличная компетентность и низкая компетентность
Аффективное переживание Самодетерминация и компетентность Неотложность, компетентность, стресс Некомпетентность, беспомощность

 


Literature list

 

1. Bandura A. Self-Efficacy Mechanism in Human Agency // American psychologist, 1982, Vol. 37, No. 2, p. 122-147.

2.      Deci E.L. The psychology of self-determination. Lexington books, Toronto, 1980.

.        Deci E.L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. Plenium press, New York, 1985а.

.        Deci E.L., Ryan R.M. The Causality orientation scale: self-determination in personality // Journal of research in personality 19, 109 - 134 (1985б).

.        Deci E.L., Ryan R.M. The dynamics of self-determination in personality and development. In R. Schvarzer (Ed.) Self-related cognitions in anxiety and motivation. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1985в.

6. Deci E.L. and Ryan R.M. A motivational approach to self: integration in personality // Nebraska symposium on motivation 1990. Volume 38. University of Nebraska Press. Lincoln and London, 1991.

.   Ryan R.M. Agency and organization: intrinsic motivation, autonomy, and the self in psychological development. // Developmental perspectives on motivation. Nebraska symposium on motivation. Volume 40. University of Nebraska Press. Lincoln and London, 1993.

.   Ryan R.M. and Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being. // American psychologist, 2000, vol. 55, №1, p. 68-78.

9.      Ryan R.M., Deci E.L., and Grolnic W.S. Autonomy, relatedness, and the Self: their relation to development and psychopathology // D. Cicchetti and D.J. Cohen (Ed.) Developmental psychopathology. Vol. 1. New York, A Willey -interscience publication, 1995, 618-655.

10. Seligman M.E.P., Csikszentmihalyi M. Positive psychology. // American psychologist, 2000, vol. 55, №1, p. 5-14.


Глоссарий

внимание

attribution theory теория атрибуции

behavioral science поведенческая наука, наука о поведении

derivation деривации

dynamic psychology динамическая психология

external motivation внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

education образование

higher mental processes высшие психические процессы

identification идентификация

imagination воображение

incentive theory <http://en.wikipedia.org/wiki/Motivation> теория стимулирования

intelligence интеллект, умственные способности, умственное развитие

intelligence level уровень умственного развития, уровень интеллекта

intensity интенсивностьmotivation внутренняя мотивация

introspection интроспекция, самонаблюдение

group egoism групповой эгоизм

motivation мотивация

mind 1. психика 2.сознание З.ум, разум 4.склад ума

objective test объективный тест

observation наблюдение

perception восприятие

rational motivations <http://en.wikipedia.org/wiki/Motivation> рациональные мотивы

reinforcer подкрепляющий стимул

self-determination самодетерминация

sensation ощущение

sensation type ощущающий тип

sense чувство, ощущение

sensibility чувствительность, способность к ощущению

sensitivity чувствительность; чуткость, сензитивность

sensory сенсорный

sensory acuity острота ощущения

sensory adaptation сенсорная адаптация

sensory deprivation сенсорная депривация

sensory memory сенсорная память

storage (со) хранение (в памяти)

thinking мышление

types of theories and models типы теорий и моделей воля

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...