Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская нация, ее этногенез

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание…………………………………………………… 2 стр.

 

Введение………………………………………………………. 3 стр.

 

Нация и этнос…………………………………………………. 4 стр.

 

Массовая психология………………………………………… 10 стр.

 

Русская нация, ее этногенез.…………………………………. 13 стр.

 

Заключение……………………………………………………. 22 стр.

 

Список используемой литературы……………………………23 стр.

ВВЕДЕНИЕ

 

Эта работа посвящена изучению такого важного понятия, как нация. Название «Психология нации» свидетельствует о том, что нация будет рассмотрена с различных позиций, в том числе и с позиции психологии, как основополагающей составляющей человеческого Я внутри какого-либо этноса.

В ходе этого исследования хотелось бы затронуть и некоторые проблемы, связанные непосредственно с этнической обусловленностью личности, с проблемой самоопределения индивида, живущего в обществе разнородном по своим национальным составляющим.

В работе использованы, как фундаментальные представления о таком щекотливом вопросе, как «нация», так и некоторые радикальные точки зрения на этот счет. Эта работа призвана не дистанцировать представителей разных этнотипов, но помочь в осмыслении комплекса сложившихся обстоятельств вокруг национального вопроса в обществе.

Чтобы разобраться с вышеперечисленными проблемами, необходимо отдавать себе отчет в том, что проблема нации – это не только то, кем мы являемся, но и то, что нас объединяет. Казалось бы, национальность человека не является основополагающим критерием в оценке человека, ведь «все люди равны между собой». Но, тем не менее, мы разные. Национальность человека определяет не только внешность, но тянет за собой целую вереницу характерных черт представителя одного из этнотипов.

Русский человек кажется более гостеприимным человеком, взбалмошным, привыкшим мыслить широко. Уроженец Северного Кавказа представляет собой человека чести, порою дикого, но патриотичного и уверенного в себе. Евреи это старательные, трудолюбивые и хитрые люди с обостренным чувством локтя, что очень полезно в стремительно развивающемся мире.

Каждый человек несет в себе частицу своих предков, частицу народа, в котором он был рожден, в котором воспитывался. В мире, который быстро глобализируется, стираются границы между странами, народами, языками. На смену самоидентификации приходит ассоциирование себя с размытым образом человеческого сообщества. Но даже в этом случае, человек не мыслим вне этноса.

Нет человека без национальности. Национальность не должна являться чем-то отрицательным в сознании человека. Ведь это то, что связывает детей и родителей, прошлое и будущее, то, что поддерживает стабильность преемственности поколений.

 

 

                           НАЦИЯ И ЭТНОС

 

Во второй половине двадцатого столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". Значение термина "этнос" до сих пор остаётся неоднозначным. Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. За рубежом другой подход к изучению этнической общности, они рассматриваются как социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных результатов. В качестве этнодифференцирующих характеристик могут выступить самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.

    Значение и роль признаков восприятия членов этноса меняется в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от особенностей этнического окружения. Этнодифференциирущие признаки отражают чаще всего элементы духовной культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искажённым, даже ложным. Иными словами, этническая общность – это, прежде всего, общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Не случайно, попытки определить этнос через ряд признаков постоянно терпели неудачу, тем более, что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих неуклонно сокращается.

Итак, с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своём существовании группу людей, осознающих себя её членами, на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференциирующие.

    Рост этнической идентичности рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине ХХ века. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попытки реанимировать старинные обычаи, фольклор и т.д. до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Пример тому – СНГ. Рост этнической идентичности может привести к кровопролитным войнам.

Если настолько важно осознание человеком своей принадлежности к определённому народу, поиски его особенностей – в том числе и особенностей психики – оказывают столь серьёзное влияние на отношение между людьми, то совершенно необходимо изучение психологического аспекта этнического фактора.

Психолога этнос интересует как психологическая общность способная успешно выполнять важные для каждого человека функции:

1) Ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию;

2) Задавать общие жизненные ценности

3) Защищать, отвечая не только за социальное, но и, подчас, за физическое самочувствие.

 

Человеку всегда необходимо ощущать себя частью "мы", и этнос – не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Среди таких групп можно назвать партии, церковные организации и т.д. Многие люди целиком "погружаются" в одну из подобных групп, но в них стремление к психологической стабильности не всегда может быть реализовано. Состав такой группы постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут из группы исключить.

Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для неё не характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно "исключить" из этноса. Благодаря этим качествам этнос является для человека надёжной группой поддержки.

Однажды., Зигмунд Фрейд сказал:

"Меня не связывали с еврейством (признаюсь в этом к своему стыду) ни вера, ни национальная гордость, потому что я всегда был неверующим, хотя уважение к тому, что называют "этическими нормами" человеческой цивилизации мне прививалось. Я везде старался подавить в себе склонность к национальной гордости, считая это вредным и неправильным; меня беспокоили подобные явления в народах, среди которых мы, евреи, живём. Но было много другого, что делало евреев и еврейство неотразимо притягательными – много смутных эмоциональных сил, тем более сильных, чем труднее они поддавались выражению словами, а также ясное осознание внутреннего тождества с ними, уютное сознание общности психологического устройства. Кроме того, было ощущение, что именно своему еврейскому происхождению я обязан проявлению у меня двух черт, свойственных мне в течение всей моей жизни. Будучи евреем, я чувствовал себя свободным от многих предрассудков, ограничивающих интеллект других людей; будучи евреем, я готов был примкнуть к оппозиции, не заручаясь согласием "сплочённого большинства". 

Этим заявлением он иллюстрирует основные параметры положительного ощущения идентичности. Это единственный случай, когда Фрейд использовал термин "идентичность" не просто мимоходом, а в очень существенном этническом смысле.

Фрейд противопоставляет позитивную идентичность бесстрашной свободы мыслить негативной черте "народов, среди которых евреи живут", а именно "предрассудкам, ограничивающим интеллект других людей". И тогда мы понимаем, что идентичность человека или группы может быть соотнесена c идентичностью другого или других, и что гордость за сильную идентичность может свидетельствовать о внутренней свободе от более влиятельной групповой идентичности, например идентичности "сплочённого большинства".

Некоторые ученые предлагают отказаться от понятия нации. Но определение нации нужно, без него такие важнейшие производственные понятия, как “национальная культура”, “национальная самосознание”, “национальная жизнь” просто повисают в воздухе. Идут поиски нового определения нации. Так, В.М. Межуев считает, что “нация есть форма национального объединения и национальной жизни людей в условиях “гражданского общества”, основанной на личной - экономической, правовой и духовной - самостоятельности индивидов.

    Это определение нации, новое по форме и содержанию, вызывает возражение не только потому, что “нация” определяется через “национальное” Главное в том, что определение нации в лучшем случае может быть отнесено лишь к западному типу развития, но никак не к Востоку. Оно не может быть отнесено и к России, ведь здесь никогда не было гражданского общества - ни в дореволюционный, ни в советские периоды. А нация была и есть.

    Не может удовлетворить нас и старое определение нации как такой исторической общности людей, для которой характерны общность языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в национальном своеобразии ее культуры.

Поэтому, вполне резонно было бы охарактеризовать нацию по определенным признакам.

Общность языка. Казалось бы, что может быть более естественным и необоримым признаком нации? Но ведь давно известно, что в Швейцарии четыре языка, четыре этнических общности - германо-швейцарцы (65% всего населения), франко-швейцары (18,4%), итало-швейцарцы (9,8%), реторманцы (0,8%) - но есть единая швейцарская нация.

    Возьмем пример из нашего бытия. 30% казахов не знают казахского языка, пользуются русским языком.

    Общность территории. Этот признак нации тоже казался незыблемым, однозначным. Однако далеко не всегда он приближает нас к определению нации. Скажем, русские в национальных республиках СССР, конечно, относились к русской нации. Тогда можно было говорить об общности большой территории - СССР. А теперь, когда бывшие советские республики стали независимыми, суверенными государствами и на многих новых границ России с обеих сторон сооружаются пограничные столбы. Они не перестали относится к русской нации даже на том основании, что они потеряли общность территории с русским населением России.

    Общность экономической жизни. Этот признак сыграл, как нам представляется, свою историческую роль. Нации сложились на основе становления индустриального, капиталистического общества. В Европейском Экономическом Сообществе при полном сохранении наций устанавливается западноевропейская общность экономической жизни, границы становятся действительно прозрачными, вводится единая валюта.

    Все это позволяет сделать вывод, что прежнее “четырехпризнаковое” определение нации не отвечает реалиям нынешней жизни.

    В основу выработки нового определения нации следует, на взгляд В.Д. Зотова, положить такую фундаментальную ценность, как общность духовной жизни. Что касается общности психического склада, т.е. того, что отличает область чувств, привычек, традиций, обыденного сознания данной нации от другой, то она является производной от общности духовной культуры, а не наоборот. Другим важным компонентом национальной общности людей является их самосознание, которое тоже относится к сфере духовной культуры.

А национальное самосознание - это не часть национальной духовной культуры наряду с другими частями, а ее стержень. Именно в самосознании нация определяет свои общие, коренные интересы, цели и идеалы, свое лицо в многонациональном мире, свое отношение к другим нациям и государствам. Другими словами, нация есть не только объективная, но и субъективная данность, представители которой говорят в отношении себя “это - мы”, а в отношении других “это - они”.

    Особенно следует о таком признаке нации как наличие государственности. Исторически сложилось так, что русская нация (не русский этнос, а русская нация, начало складывания которой относится к 17 веку), послужившая основной российской государственности, всегда развивалась в условиях многонациональной Среды и не отделяла себя от нерусских народов ни национальными, ни расовыми барьерами. Смешанные семьи занимают высокий процент в населении России. В Чувашии, например, 98% подростков из чувашско-русских семей именует себя русскими.

Но в противопоставлении «нас» и «их» легко забыться и переступить черту. Так с легкостью можно встать на путь национализма и расизма. Расизм - это психология, идеология и социальная политика, основывающая на антинаучных представлениях и идеях о физической и психологической неравноценности человеческих рас.

    В развернутом виде “теория” неравенства рас впервые была изложена в середине 19 века во Франции идеологом федеральной аристократии графом Артуром де Гобино (1816-1882). Граф в своем сочинении “Неравенство человеческих рас” выводил историю человечества из борьбы между высшими и низшими расами и народами, “провозглашая подлинно высшей и современно-совершенной расой “северную, арийскую”, а самыми “чистыми арийцами” Гобино считал франков - будущих французов.

    Особенно широкое влияние во II половине 19 века получил социальный дарвинизм. Люди вдруг увидели в расах, в нациях непрестанную и непримиримую борьбу за выживание. В результате социал-дарвинисты совершенно необоснованно истолковывали конкуренцию и классовую борьбу в обществе, захватнические войны и т.п.

     Уже в эпоху т.н. “первоначального накопления капитала” господствующие классы свершились навязать государственный шовинизм, представление о цветных как о “низшей” расе, дикарях, варварах и т.п.

    Конечно, самый отвратительный, самый грубый и примитивный расизм проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм был ядром “мировоззрения” германских фашистов. С помощью мифа о мнимом превосходстве “арийской расы” нацисты оправдывали “право” немцев на мировое господство, на угнетение и подавление других народов.

    Расизм был важной частью идеологических построений и у фашистов других стран. Например, в идеологии японского фашизма ключевым был расистский миф о “японском духе”, который утверждал несравненное превосходство японской нации, внушал веру в якобы свое призвание в качестве “великой нации”, “нации колонизатора”.

    Преступные расистские “идеи” распространялись не только в фашистских странах, но и в США. В США удалось в то время проложить дорогу законом о запрещении браков между представителями различных рас. Такие законы были приняты примерно в 30 штатах. В настоящее время расистские, социал-дарвинистские и т.п. “идеи” получают новое рождение по всему миру.

Но если приглядеться получше, то можно увидеть, что всю историю человечества люди убивают друг друга. Миллионы людей полегли в борьбе за разные идеалы, в том числе и за национальные. Римляне захватывали и присоединяли близлежащие территории, навязывая римскую власть, свою «более правильную» культуру. Так противостоят палестинцы и евреи. И дело даже не в том, чтобы отвоевать чужую территорию, а чтобы «облагородить» ее своим присутствием, своей культурой.

Борьба наций – это борьба культур, которые, порой, тесно переплетаются между собой, как, например, греческая и турецкая. Господь сотворил нас разными. Зачем он это сделал – остается загадкой. Однако этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности.

В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребёнка. Одним из первых концепцию развития у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе предложил Пиаже.

Он проанализировал – как две стороны одного процесса – формирования понятия "родина" и одновременно с ним развивающихся образов "других стран" и "иностранцев". Развитие этнической идентичности учёный рассматривает, прежде всего, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребёнок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык;

3) в 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

 

Проведены исследования, уточняющие конкретные возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Диффузная идентификация с этнической группой обнаружилась у детей 3- 4 лет.

Совершенно очевидно, что в процессе формирования этнической идентичности ребёнок проходит ряд этапов от диффузной до реализованной идентичности и результатом этого процесса является эмоционально-оценочное осознание своей принадлежности к этнической группе в подростковом возрасте.

 

             

                              МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Вполне ясно, что нация, жители какого-либо государства или этнические группы представляют собой массы людей, скрепленных чувством единства. Резонно же поговорить о психологии массы, психологии толпы.

Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Явления, обнаруживающиеся в этих особых условиях - выражение особого, глубже не обоснованного первичного позыва, который в других ситуациях не проявляется.

Индивид при определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать, при включении в человеческую толпу, приобретшую свойство «психологической массы».

Ле Бон в своей книге «Психология масс» пишет: «...В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть... новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток».

В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей, и исчезает их своеобразие; расовое бессознательное проступает на первый план, сносится психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей, и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.

У массовых индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и причины этого в следующих трех основных моментах.

Первая из причин состоит в том, что в массе в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, т.к. при анонимности, и тем самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает.

Вторая причина - заражаемость - также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода... В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего. Это - вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в составе составной части массы.

Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием... Индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине в особое состояние, весьма близкое к «зачарованности», овладевающим загипнотизированным под влиянием гипнотизера...

Сознательная личность совершенно утеряна, воля, и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером.

Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической массе:...исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом.

Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее не бывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда ненадолго, она неспособна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.

Некоторые из идей Ле Бона, по крайней мере об уличных толпах, представляются обоснованными. Подтверждено, что скопление в одном месте огромного числа людей в известных условиях может создавать коллективное возбуждение, приводящее к необычным типам активности. Порой зрители становятся «безумными» на концертах поп-музыки или буйствуют во время спортивных встреч. Иной раз охваченные паникой люди устремляются в безопасное место, даже если при этом давят или затаптывают окружающих насмерть. Толпы людей в яростном возбуждении могут проходить по улицам, зверски избивая или убивая тех, кто им кажется врагами, - что и делали, например, с евреями в нацистской Германии.

Совершенно очевидна опасность противоречить массе, и можно себя обезопасить, следуя окружающему тебя примеру. Поэтому не столь уж удивительно, если мы наблюдаем человека, в массе совершающего или приветствующего действия, от которых он в своих привычных условиях отвернулся бы.

Но то масса возбужденных людей, а то национальное объединение. Когда говорят о психологии толпы, обычно понимают ее разрушительную силу. Но в случае с национальным объединением это далеко не всегда так. Конечно, мы помним и о геноциде армянского народа турками, и о преступлениях гитлеровской Германии.

Нельзя забывать вехи истории. И все же считается нужным подчеркнуть то, что человек, родившись, уже является частью своей «толпы» и это не делает его агрессивным. Это делает его самобытным.

 

РУССКАЯ НАЦИЯ, ЕЕ ЭТНОГЕНЕЗ

 

Русские сыграли огромную роль в историческом развитии народов Европы, во всемирной истории, как свидетельствуют древнейшие письменные источники.

Они создали свое могущественное государство – Киевскую Русь, игравшее на Востоке Европы ту же роль, что на Западе государство Карла Великого. В годину нашествия Батыя Русь спасла Западную Европу от «кровавого болота монгольского рабства» (К.Маркс).

Став могущественной мировой морской державой в результате войн и преобразований Петра I, Россия в следующем столетии вступила на путь революционной борьбы с самодержавием и крепостничеством, и настала пора, когда на арену борьбы с царизмом и капитализмом вышел русский рабочий класс.

В процессе складывания новой исторической общности – советский народ- значение русского народа социалистической эпохи чрезвычайно велико. Советские люди – не «Иваны, не помнящие родства». Нам дорого наше прошлое. Вот почему мы оглядываемся на исторический путь русского народа, пройденный им в труде и борьбе и, прослеживая его, обращаемся к первым страницам русской истории. «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть».

     «Откуда пошла Русская земля»- этот вопрос интересовал первых русских летописцев, и этими словами начинается наша древняя летопись «Повесть временных лет». Первые русские летописцы, известные нам, Никон, Иван, Нестор, Сильвестр, и безвестные творили свои произведения на берегах Днепра – Славутича в Киеве, в Новгороде на берегу Волхова, и все они начинали повествование с того, «откуда Русская земля стала есть».

Прежде всего, о самом понятии народ. Термин народ перед нами выступает в двояком значении. Говоря народ, мы часто под этим термином подразумеваем основную массу населения, трудящихся, трудовой люд, составляющий большинство населения, говорящего на определенном языке и считающего себя единым этническим массивом.

Есть и другое значение термина народ, когда под ним подразумевается какое-то определенное этническое образование: русский народ, английский народ, узбекский народ, корейский народ и т.д.

Интересно, что же представляет собой понятие народ, когда мы употребляем его для обозначения какого-то этнического образования. Термин народ очень емкий и применим к самым различным формам этноса. Мы говорим русский народ и имеем в виду русских времен Киевской Руси, времен былинного Владимира Красное Солнышко и летописного Владимира Мономаха.

Мы говорим русский народ и имеем в виду русских людей Московского государства, времен Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Степана Разина и протопопа Аввакума.

А между тем, речь идет о древнерусской народности, а во втором – о русской, или великорусской, народности. Мы говорим о русском народе времен Полтавской баталии и Бородинского боя, обороны Севастополя и героев Шипки, о русских временах Пушкина и Толстого, Чехова и Горького, Ломоносова и Менделеева, Попова и Яблочкова, Репина и Сурикова. Русские люди той поры сложились в русскую нацию. Наконец, мы говорим о русском народе социалистической эпохи, о русских нашего времени: о Калинине и Кирове, Чапаеве и Куйбышеве, Стаханове и Изотове, Папанине и Чкалове, Громове, Жукове и Матросове, Королеве и Курчатове, Гагарине и Титове.

В этом случае речь идет о русской нации эпохи социализма, о социалистической русской нации. Русский народ может быть приложим и применяется к этническим образованиям разного характера - древнерусской народности, русской, или великорусской, народности, русской нации эпохи капитализма, социалистической русской нации. Следовательно, понятием народ наука пользуется  для обозначения этнических образований эпохи феодализма, капитализма и социалистического общества.

Но это понятие народ не распространяется на этнические общности, имевшие и имеющие место до классового общества, рабовладельческого или феодального. Понятие народ не может быть применимо по отношению к этническим общностям доклассового, первобытного общества. Это относится не только к первобытной орде нижнего и среднего палеолита, но даже к племени – первой этнической общности в истории человечества. К роду, к союзу племен, возникающему на последней ступени первобытного общества, понятие народ тоже неприменимо.

Итак, говоря о начальном этапе истории русского народа, мы имеем в виду тот ее период, когда на смену летописным «племенам», племенам восточных славян «Повести временных лет» приходит этническая общность восточных славян времен Киевской Руси, Древнерусского государства - Древнерусская народность. 

Поэтому и рассмотрение вопроса о происхождении русского народа мы должны начать с древнейшей истории славян, с выделения из массы славянского населения Европы восточных славян и слияния их в новую этническую общность, характерную для эпохи феодализма, в единую древнерусскую народность, являвшуюся предком всех трех восточнославянских народностей, а впоследствии и наций – русской, или великорусской, украинской и белорусской.

В 1954 г, когда вся наша страна отмечала 300-летие воссоединения Украины с Россией, были опубликованы тезисы, посвященные этой славной годовщине. В них подчеркивалось: «Русский, украинский и белорусский народы ведут свое происхождение из единого корня – древнерусской народности, создавшей древнерусское государство – Киевскую Русь». Далее в тезисах указывалось:  «Постепенно из единой древнерусской народности образовались три братские народности – русская, украинская и белорусская с присущими им особенностями языка, культуры и быта. Несмотря на все исторические превратности и великие испытания, русский, украинский и белорусские народы сохранили и пронесли через века сознание единства происхождения, близости языка и культуры, сознание общности своей судьбы».

Древнерусская народность явилась тем этническим образованием восточных славян, которое возникло в период зарождения и утверждение феодализма, в эпоху возникновения государства, в процессе формирования расширявшим свою территорию, включая в состав Руси неславянские этнические элементы.

Этот процесс восходит к очень отдаленным временам, когда еще не было письменных источников, когда исследователь должен обращаться к данным языка, подвергнувшегося тщательному исследованию лингвиста, к вещественным памятникам, добытым кропотливым трудом археолога, к данным антропологии. Поэтому закономерным является вопрос – какое содержание следует вкладывать в понятие происхождение народа, в интересующем нас случае – происхождение русского народа?

Прежде, чем привести данные, проливающие свет на древнейшие судьбы славянства, необходимо остановиться на некоторых общих принципах, которые следует положить в основу изучения интересующих нас вопросов. В основе этнических принципов лежит ряд признаков, в том числе такие,как материальная и духовная культура, быт, обычаи, традиции и пр., наконец, сознание единства, но основой любого этнического образования в первую очередь является язык. Именно язык, а не культура и не расовый тип является важнейшим, определяющим признаком этнической общности.

Язык является продуктом ряда эпох, в течение которых он непрерывно развивается и обогащается. Язык связан с производственной деятельностью человека и связан непосредственно. Изменения в производстве влекут за собой изменения в языке. Поэтому язык находится в состоянии непрерывного изменения. Следовательно, хотя историческое развитие языка не совпадает со сменой общественно-экономических формаций, тем не менее история языка тесно и неразрывно связана с историей общества, начиная с самых отдаленных времен.

Попытка осветить древнейший период истории славян, используя лишь один археологический материал, не может дать положительных результатов, так как нельзя считать неразрывно связанными и обусловливающими друг друга не только культуру и язык. Не всегда совпадают даже понятия археологическая культура, гораздо более широкое, чем обычное понятие культуры, и язык.

Одна и та же (или, во всяком случае, чрезвычайно близкие друг к другу) материальная культура может принадлежать племенам, различным по языку, и один и тот же язык распространяется среди племен различных археологических культур. Отсюда следует вывод, что в основу поисков древнейших предков славян, обычно именуемых «протославянами» (более древний период) и «праславянами» (период более поздний), должен быть положен анализ славянских языков. Таков первый принцип, положенный в основу изучения древнейшего периода в истории славянства.

Второй принцип заключается в следующем. Нельзя ограничить разыскания о древнейших судьбах славян  каким-то определенным периодом, объявив его, и только его, временем происхождения славян, этногенеза славян. Поиски предков исторических славян не могут быть ограничены по времени. При современном уровне наших знаний мы можем проследить древнейшие судьбы славянства, начиная только с определенного времени, и более отдаленные эпохи пока что недоступны для исследователя.

Следовательно, проблема происхождения славян, этногенеза славян, должна сводиться к тому, каким наиболее ранним периодом можно датировать известные нам на данном этапе развития науки о языке древнейшие сведения о славянской речи. При этом надо учесть, что следует говорить именно о языке славян, а не об отдельных его элементах, восходящих к индоевропейской языковой общности.

Настает пора, и в руках исследователей появляется еще один вид источников - письменные. В письменных источниках славяне выступают под названием венедов. О венедах знали еще в Древней Греции.

Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, мы можем сделать вывод, что венеды обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря. Южная граница от Северных склонов Карпат шла на Восток вдоль лесостепной полосы, в юго-западной части которой венеды были соседями даков, а в юго-восточной - сарматов.

    Принадлежность венедов к славянам не вызывает сомнений.

Остановимся еще на одном виде источников, который не может не учитываться при попытке изучения древнейшей истории славян. Речь идет о данных антропологии. Антропологи пришли к выводу, что на территории исторического славянства в первые века нашей эры в основном были распространены те же европеоидные расовые типы, что и в эпоху позднего неолита и бронзы.

При поисках археологических культур, которые можно связать со славянами, наиболее правильным является путь от известного к неизвестному. Путь этот прослеживается примерно таким образом. Хорошо известно, что в 9-11вв. в Среднем Приднепровье жили восточные славяне, русские, создавшие свое Древнерусское государство, свою своеобразную древнерусскую культуру, отложившуюся в специфических археологических памятниках: жилище, керамике, типе поселений, украшениях и т. п.

Археологи ищут более ранние культуры, из которых выросла, эволюционировала, культура Киевской Руси. Но, идя таким путем - от памятников Киевской Руси 10-11вв. к памятникам 8-9вв., а от них – к археологическим культурам 6-7 вв. на территории Восточной Европы,- мы должны будем признать, что достоверно принадлежавшие славянам памятники, более древние, нежели 6 в., пока точно не установлены.

Отсюда делается вывод, что славяне пришли в Поднестровье, Побужье, Приднепровье поздно, не ранее 6в. и, вытесняя и ассимилируя балтов финно - угров, довольно быстро, в 8-9 вв., заселили обширные пространства Восточной Европы до верховьев Оки, Дона, Волги, Западной Двины, Волхова, Ильменского, Ладожского и Белого озер.

Полагают, что компонентом культуры славян является милоградская культура раннего железного века, распространенная главным образом на побережье Днепра. Тип жилища, изгороди, кровли, формы земледелия и пр., характерные для создате

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...