Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антимонопольное регулирование в США и России. Отличия в подходах к регулированию деятельности монополии и естественной монополии.




Антимонопольное регулирование.

“Пионер” антимонопольного регулирования – США (Закон Шермана 1890 г. – запрет картелей)

“За создание картеля – штраф до 10 млн. долл. с компании и до 350 тыс. долл. либо 3 года заключения в тюрьме”

По закону Шермана запрещаются:

-Фактическая монополизация рынка и попытки монополизации

-Эксклюзивное дилерство (покупка товара у единственного продавца, продажа – единственному покупателю)

-Связанные продажи (приобретение компьютера+обязательная установка определённой операционной системы)

-Слияния и поглощения, которые ведут к монополизации рынков

Другие антимонопольные законы США:

-Закон Клейтона (1914)

-Закон Робинсона-Пэттмана (1950)

-Оба уточняют закон Шермана

-Значительная, если не решающая роль в развитии антимонопольного законодательства в США отводится решениям судов

Антимонопольное регулирование в России.

-Федеральный закон “О защите конкуренции” (2006 год)

-Неустойчивый характер антимонопольного законодательства (почти 20 поправок)

-Антимонопольный орган в России – Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

 

21) Ценовое поведение в условиях олигополии. “Дилемма заключенного”.

21)

Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Как правило, олигополия насчитывает от трёх участников и более.

Важно подчеркнуть, что в случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счёт других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т.п.

Хар-ка олигополии:

-Несколько крупных фирм

-Однородная или дифференцированная продукция

-Стратегическое взаимодействие между крупнейшими игроками на рынке

-Преобладание неценовой формы конкуренции

Количество олигополистов на рынке зависит:

1)от технологии, которая определяет минимальный масштаб производства

2)патентование

3)лицензирование

4)контроль за ресурсами

5)крупные финансовые расходы на рекламу.

При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учётом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объёма выпуска и цен, установленных другими олигополистами.

 

фон Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение (1944)

Основные понятия:

Множество заинтересованных сторон – игроки

Возможные действия игроков – стратегии, или ходы

Интересы сторон – платёжные функции, выигрыши

(Как правило, отображаются с помощью платёжных матриц)

 

Картель. Де-факто рынок сжимается до монополии. Устойчивость картеля зависит от:

-степени однородности товара

-различий в уровнях издержек

-жёсткость санкций антимонопольного регулирования

Дилемма заключённого

Поведение участников команды, которые должны принять наилучшее для всех решение, но не имеют возможности договориться, называется некооперативным. Наиболее простая и распространённая матричная модель (платёжная матрица), с помощью которой исследуется некооперативное поведение, называется «дилеммой заключённого».

  Y\X   сознался   не созн.
  сознался   5;5   3;10
  не созн.   10;3   0;0

 

 

(когда оба заключённых не сознаются и их отпускают) – ^ Парето-эффективное решение максимизирующее полезность обеих сторон. В результате другого решения (обоюдное признание) – достигается равновесие по Нэшу, при котором ни один из игроков (заключённых) не может увеличить свой выигрыш, в одностороннем порядке меняя своё решение. Равновесие по Нэшу – это ситуация, когда стратегия каждого из игроков является наилучшей реакцией на действия другого игрока.

Равновесия по Нэшу и Парето:

Доминирующие стратегии в игре S1-S2:

Для S1: исходы при НЦ лучше, чем при ВЦ, так как (30;400)>(-50;200)

Для S2: исходы при НЦ также лучше, чем при ВЦ, так как (30;300)>(-100;200)

Решение игры (по Нэшу) – назначение нормальных цен, т.е. (30;30), равновесие по Парето – (200;200), т.е. сговор и назначение высоких цен

 

 

22) Модели ценового поведения олигополиста: ломанная кривая спроса, “тайный сговор”.

 

Модель Суизи 1939 г.

Устойчивость ценовой политики = жёсткость цен.

Основная задача автора модели — объяснить жёсткость цен в условиях некооперируемой олигополии.

Предположим, что три крупных фирмы А, В и С производят практически однородный товар и владеют каждая 1/3 рынка. Все три фирмы продают свою продукцию по общей цене P*. Объем продаж фирмы А при данной цене составляет Q*. Как отреагируют олигополисты В и С, если фирма А в одностороннем порядке решит изменить цены на свою продукцию?

Если фирма А понижает свои цены ниже уровня сложившейся цены Р*, то ее конкуренты скорее всего последуют ее примеру, чтобы не потерять своих покупателей и не допустить укрепления фирмы А за их счёт.

Если фирма А повышает свои цены выше сложившейся в отрасли цены Р*, то скорее всего фирмы В и С не последуют ее примеру, поскольку, в этом случае они, ничего не предпринимая, расширят свои доли рынка за счёт части покупателей фирмы А.

Можно предположить, что если на олигопольном рынке конкуренты игнорируют повышение цен, но реагируют соответствующим образом на понижение цен, то кривая спроса фирмы А будет иметь различный наклон выше и ниже уровня преобладающей цены. Перегиб кривой спроса в точке преобладающей цены имеет своим следствием разрыв кривой предельного дохода на участке ВС, как это представлено на рис. 7.2. Модель ломаной кривой спроса (рост издержек-слева).

1. Предположим, что кривая предельных издержек МС фирмы проходит через разрыв ВС. Как видно из приведённого рисунка, оптимальный объем производства равен Q*, а оптимальная цена Р*. Если по каким-то причинам издержки возрастают и кривая МС смещается вправо в пределах отрезка ВС (например, в положение МС`), то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.

Аналогичным образом можно рассмотреть ситуацию, когда меняется рыночный спрос. Как видно из рис. 7.3, увеличение рыночного спроса и соответствующее смещение кривой предельного дохода вызовут прирост оптимального объёма, но сохранят неизменной рыночную цену.

2. Модель ломаной кривой спроса, по мысли ее создателя, позволяет объяснить причину стабильности цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек или рыночного спроса на продукцию. Очевидно, что если конкуренты ожидают адекватной реакции на свои действия, то они постараются воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен.

Исключением может быть ситуация, когда издержки олигополистов существенно отличаются друг от друга, и фирма с наименьшими издержками может назначить более низкую цену, чтобы использовать данное преимущество. Более того, поскольку покупатели могут достаточно легко поменять продавца, выбирая того, у кого цены ниже, конкуренция заставляет олигополистов продавать свою продукцию по одинаковым или почти одинаковым ценам. Исключением является дифференцированная олигополия. Если фирма сформировала высокую приверженность своей торговой марке среди покупателей, то они будут готовы платить более высокую цену за покупку более качественного товара.

Практические наблюдения не противоречат выводам из данной модели. Результаты исследований показывают, что в чистой или слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен (рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированных олигополисты взимают сопоставимые цены.

Вместе с тем допущение о возможной реакции конкурентов не всегда справедливо.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...