Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль интуиции в психологии осмотра места происшествия




О роли интуиции в процессе мыслительной деятельности следователя Н.Л. Гранат и А.Р. Ратинов пишут: «Следственная интуиция - это основан­ная на опыте и знаниях интеллектуальная способность быстро, непосредст­венно находить решение творческой задачи при ограниченном исходном ма­териале. Она играет положительную роль в отыскании истины, собирании доказательств, наиболее эффективных приемов расследования».

При осмотре места происшествия нельзя ограничиваться поиском следов, соответствующих версии следователя, поскольку она может быть неверной. Нужно исследовать любой обнаруженный факт или явление с разных точек зрения, подвергать сомнению наблюдаемые признаки. Все это необходимо не только потому, что первая выдвинутая следователем версия, его модель события могут оказаться ошибочными. Нельзя сбрасывать со счетов возможность инсценировки, подготовленной преступником на месте происшест­вия. А.Р. Ратинов в связи с этим отмечает: «Значение места происшествия как источника сведений о событии и его участниках, понимают многие преступ­ники, и поэтому нередко в следственной [1]практике приходится иметь дело с различными инсценировками на месте происшествия. Искажая картину со­бытия, создавая фиктивную обстановку и фабрикуя отдельные доказательст­ва, преступник стремится направить следствие по ложному пути»1.

В ходе проверки версии может обнаружиться несостоятельность первона­чальной версии. Это приводит к двум существенным с психологической точ­ки зрения последствиям. Прежде всего ведутся поиски недостающих данных. Бывают случаи, когда новой информации не поступает и вместе с тем есть ос­нование думать, что решение задачи находится внутри данной совокупности фактов. В таких случаях созданную ранее систему обстоятельств необходимо «расчленить» снова на отдельные элементы и еще раз пересмотреть каждый из этих элементов по другим, не отраженным ранее, признакам и связям. В этом проявляется основное свойство мышления - открывать новые при­знаки объекта через включение его в новые связи. В новых связях «те же» предметы, как известно, выступают в новом качестве. На основе этого анали­за возникает новая система обстоятельств, а вместе с ней и новые версии.

Проанализируем сказанное на следующем примере. Следователь осматри­вал полотно узкоколейной железной дороги - место происшествия. С одной стороны полотна был густой лес, с другой - болото. Ближайший населенный пункт находился в четырех километрах. Вдоль полотна железной дороги были разбросаны части человеческого тела и одежды со следами от колес поезда. Местные жители опознали в погибшем рабочего леспромхоза С.

Еще до приезда следователя оперативные работники, осмотрев место про­исшествия, пришли к выводу, что пьяный С. по собственной неосторожности попал под поезд. Присутствовавший здесь врач местной больницы заявил, что останки С. можно предать земле, не производя в дальнейшем вскрытия, по­скольку труп расчленен на несколько частей, а причина смерти не вызывает сомнения. Администрация леспромхоза настаивала «поскорее закончить ос­мотр», поскольку стоит сильная жара и, кроме того, необходимо открывать движение поездов по дороге. Следователь не видел оснований для окончания осмотра, поскольку собрано слишком мало информации. Он обратил внима­ние присутствующих на нечеткие следы ног человека, ведущие от болота на железнодорожную насыпь в трех метрах от того места, где были замечены пер­вые капли крови. Оперативные работники заявили, что, очевидно, это и есть следы ног потерпевшего С., который в нетрезвом состоянии вышел из болота на железную дорогу. Вообразив эту картину и сопоставив ее с имеющимися данными, следователь отметил два противоречия: если С. находился в таком состоянии опьянения, что упал под поезд, он не мог бы пройти от поселка по лесу и болоту ночью. А если бы он даже и прошел этот путь, то на сапогах остались бы следы болотной грязи.

У следователя возникли две версии первая, что С. сам прошел от поселка по шпалам около одного километра навстречу поезду и при загадочных обстоятельствах погиб под его колесами и вторая, что тело С. кто-то принес и бросил под колеса поезда и этот человек оставил свои следы. Следователь предложил проверить каждую версию. Стал тщательно осматривать части те­ла С., при этом очищая марлевым тампоном машинную смазку, он обратил внимание на веретенообразное отверстие в грудной клетке. Осмотрев отвер­стие, врач предположил, что это - ножевое ранение.

Так возникла новая версия. Прошлой ночью кто-то ударом ножа в грудь убил С., вынес труп через лес и болото на железную дорогу и бросил его под колеса проходившего поезда. Убийца является местным жителем, потому что ночью смог найти дорогу через густой лес и труднопроходимое болото, так как нес на себе труп С. (около 70 кг).

В ходе обсуждения этой версии участковый инспектор высказал предпо­ложение, что это убийство мог совершить лесник К., который относился к С. неприязненно, угрожал ему расправой. Кроме того, лесник был чрезвычайно сильным человеком. Нашлись также в поселке люди, которым К. хвастался, что он единственный, кто может выйти на железную дорогу через болото, не завязнув в нем. При обыске в доме К. в тайнике был обнаружен нож со сле­дами крови. К. сознался в убийстве С.

В.Л. Васильев пишет, что для успешного осмотра места происшествия ре­комендуется решать следующие три задачи, именно в той последовательнос­ти, в которой они будут изложены.

Задача первая - собрать всю информацию, которая может иметь отноше­ние к расследуемому событию. На этом этапе не следует ограничиваться сбо­ром сведений под влиянием только одной версии.

Вторая задача - проанализировать собранную информацию и на этой ос­нове попытаться создать версии, которые бы объясняли происшедшее собы­тие. Задача третья заключается в сопоставлении каждой выдвинутой версии со всей обстановкой места происшествия. В ходе такого сопоставления долж­ны быть объективно отмечены все противоречия.

Если при решении второй задачи нет возможности выдвинуть хотя бы од­ну, достаточно обоснованную версию, следует признать, что следователь по­торопился, и вернуться к решению первой задачи (сбору информации).

Если же при проверке каждой выдвинутой версии выявляются противо­речия, необходимо вернуться вновь к решению сначала первой, а затем вто­рой задачи.

Осмотр места происшествия позволяет получить сведение не только о со­бытиях преступления, но и о многих особенностях личности преступника (физических, биологических, психологических). Преступление, как один из видов сознательной целенаправленной деятельности человека, отражает многие особенности личности правонарушителя. Поэтому при совершении преступления «доказательства возникают неизбежно, а сам процесс их воз­никновения носит закономерный характер». Между результатом преступ­ных действий и личностью правонарушителя прослеживается объективно су­ществующая связь. Она может проявляться в виде и способе совершенного преступления, в определенных материальных изменениях обстановки места происшествия.

Группа преступников в составе восьми человек совершила более 20 опас­ных преступлений, из них значительное количество краж личного и государ­ственного имущества. Чтобы не оставлять следов, преступники надевали пер­чатки на руки, носки на обувь, засыпали следы веществами с сильным запахом. По окончании преступлений орудия взлома уничтожали, одежду и обувь сжигали. Однако во всех случаях следы все-таки оставались (повторяе­мость действий, своеобразие следов обуви и перчаток, преступный «почерк», наличие микрочастиц и т. д.). Все это позволило собрать достаточное количе­ство доказательств и изобличить преступную группу.

На основе анализа обстановки места происшествия рассмотрим возмож­ности определения особенностей личности преступника. Так, информация, получаемая при осмотре места происшествия, во многих случаях позволяет с большой долей вероятности судить о половой принадлежности преступника. Известно, что некоторые виды преступлений являются в большинстве случа­ев «мужскими» (например, изнасилование, убийство с изнасилованием) либо «женскими» (убийство новорожденных, некоторые виды мошенничества).

На определение пола преступника при проведении осмотра может ориен­тировать и способ преступления. Так, взлом дверей, сейфа, его перемещение, проломы стен, потолков, полов в жилых помещениях требует мужской силы. Установление при осмотре места происшествия таких обстоятельств дает ос­нование полагать, что преступник - мужчина. Если же преступник не отли­чался мужской силой, не применял инструментов и орудий, используе­мых преимущественно в мужских профессиях (слесарь, механик, электрик и т. д.), дают в определенной степени возможность предположить, что пре­ступление совершено женщиной. На пол преступника могут указывать и ха­рактерные следы и предметы, оставленные на месте происшествия: следы губной помады на окурках, одежде, посуде, шпильки, заколки и другие пред­меты женского туалета, портсигар, трубка, зажигалка, мундштук для сигарет и прочие вещи, обычно принадлежащие мужчинам.

Место происшествия может содержать и отдельные данные о возрасте преступника. Чаще всего они позволяют определить, взрослыми или несо­вершеннолетними правонарушителями совершено преступление. Психоло­гические особенности личности взрослого человека и несовершеннолетнего зачастую различны. Анализ следственной практики показывает, что, если взрослые преступники при кражах похищают обычно в первую очередь день­ги, самые дорогие и дефицитные вещи (драгоценности, хрусталь, ковры и т. п.), то интересы несовершеннолетних в первую очередь направлены на сладости, спиртные напитки, спортивные и фототовары, часы и т. д. При этом их действия не являются в достаточной степени целенаправленными, иногда сопровождаются элементами озорства. По некоторым следам и пред­метам можно судить о возрасте преступника и более однозначно (следы рук, ног небольшого размера, следы зубов на продуктах, личные вещи подрост­ков, обнаруженные на месте происшествия: одежда, обувь, учебники, пись­менно-школьные принадлежности и т. п.).

Осмотр места происшествия может дать определенную информацию о профессии, профессиональных навыках, знаниях и умениях преступников, так как последние часто реализуются в способах совершения преступления (например, слесарь может взломать сейф, электромонтер - отключить охран­ную сигнализацию и т. п.).

Проводимый в процессе осмотра места происшествия психологичес­кий анализ позволяет сделать вывод о мотиве совершенного преступления. В большинстве случаев мотив определяется характером преступления (на­пример, совершение лицом хищения, кражи, как правило, свидетельствует о наличии корыстного мотива и т. д.).

В преступлении могут найти отражение черты характера (жадность, злоб­ность, агрессивность, жестокость и пр.), волевые качества преступника (ос­торожность, смелость, трусость, решительность и т. п.). К примеру, дерзкие, смелые, решительные преступники чаще всего рассчитывают на неожидан­ность, внезапность, применение физического насилия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обстановка места происшествия иногда способна отразить и определенные психологические, в частности, эмоциональные состояния, испытываемые субъектом в момент совершения им преступления. Если преступник точно вы­брал время кражи, действовал продуманно и последовательно, взял наиболее ценные вещи, позаботился об уничтожении следов, от начала до конца пре­ступления вел себя предусмотрительно (не нарушило обстановки квартиры, погасил свет, запер за собой дверь и т. п.), это позволяет предположить, что он человек хладнокровный, расчетливый, осмотрительный. При осмотре места происшествия очень важно заметить все даже кажущиеся на первый взгляд мелкие детали, и что еще более важно сложить все имеющиеся факты и детали в одну головоломку. Психология в данной ситуации является неотъемлемой частью работы на месте происшествия.   

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

· Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология, Юриспруденция, М., 2000

· В.Л. Васильев, Юридическая психология, М., 1991

· М.В. Костицкий Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы, Киев, 1990

· Р.С. Белкин Курс советской криминалистики, М., 1977


[1] Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 250.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...