Психоаналитическая теория Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856—1939) родился в г. Фрейбург (Моравия), но более 80 лет прожил в Вене. Лишь в 1938 г., после оккупации Австрии во время второй мировой войны, он вынужден был уехать в Лондон. Фрейд был евреем, и этот факт сыграл решающую роль не только в его решении покинуть Австрию фактически накануне смерти, но и в выборе профессии в молодые годы. Дело в том, что скудные средства ограничивали возможности еврейской молодежи в получении высшего образования и проведении научных исследований. Кроме того, у Фрейда появилась и стала расти семья, и ему пришлось отказаться от карьеры ученого. Он основал частную медицинскую практику. Интерес Фрейда к человеческой психике обусловил его специализацию на нервных расстройствах. Сам он рано начал курить, и, вероятно, курение оказалось причиной его заболевания (рак челюсти), от которого он страдал 15 лет и с которым боролся до самых последних дней. Дочь Фрейда, Анна, продолжила развитие психоаналитической теории после его смерти. Зигмунда Фрейда более всего интересовало развитие человека как личности, проблемы, возникающие в процессе его личностного становления. Он рассматривал поведение как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте. Он считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, и что происходящее с нами есть результат деятельности подсознания ("бессознательного"), "содержимое" которого накапливается в течение всей жизни. Фрейд выделил 3 компонента человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции: "ид", "эго" и "суперэго".
" Ид " — врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия. Его основные составляющие — либидо, т. е. позитивные любовные, сексуальные импульсы*, и танатос, т. е. деструктивные, агрессивные импульсы. " Эго " — та рациональная часть психики человека, которая объясняет ему происходящее и помогает ослабить или снять конфликт между его либидо и танатосом, с одной стороны, и тем, что он перенимает от родителей в процессе воспитания или просто общения с ними, — с другой. "Суперэго" — это примерно то же, что обычно называют сознанием, включая нормы поведения (как хорошего, так и плохого), усваиваемые с помощью родителей и подкрепляемые ими. Взаимодействие "ид" и "суперэго" заключается в следующем: то, что "ид" принуждает нас делать, как правило, противоречит тому, что позволяет делать "суперэго". Они часто "конфликтуют" друг с другом, порождая чувство тревоги, нервозность или напряженность без какой-либо видимой и логически объяснимой причины. Именно "эго" — рациональная, "объясняющая" часть личности — помогает разрешить конфликт между "ид" и "супер-эго", изобретает социально приемлемые способы удовлетворения желаний нашего "ид". Для того чтобы вы лучше поняли теорию Фрейда, приведем пример. Воспитательница рассердилась на Никки за его нескончаемую болтовню, мешавшую ей заниматься с другими детьми. В какие-то моменты он так докучал ей, что она готова была ударить его ("ид"). Но Мэри Хопкинс знает, что не должна бить детей ("суперэго"), и потому ищет другой способ удовлетворить или снять свое желание и в то же время прекратить болтовню Никки. Она направляет свою злость в социально приемлемое русло ("эго") — стучит указкой по столу и говорит: "Ты сведешь меня с ума, Никки!"
Существуя вместе, "ид", "эго" и "суперэго" обычно не мешают, не противоречат друг другу. Все они действуют как "одна команда" под руководством "эго". Фрейд полагал также, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития, а характер протекания каждой из них оказывает определенное воздействие на формирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, братьев и сестер, бабушек и дедушек, учителей, воспитателей и т. д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела, служащей источником получения удовольствия. * Фрейд понимал сексуальность не так, как понимают ее сейчас — в узком смысле, только как сексуальные отношения, а более широко — как стремление к получению удовольствия. 1. Оральная стадия (от рождения до 2 лет). Мир ребенка сосредоточен вокруг рта. Высшая степень удовлетворения на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, ребенок будет предельно самостоятельным без видимых на то оснований. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень.зависимого взрослого. Вы, наверное, знаете таких людей, которые постоянно раздражены, агрессивны или саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резинку. Как сказал бы З.Фрейд, все они "застряли на оральной стадии развития".
2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). На этой стадии ребенку прививаются навыки туалета. Его внимание сосредоточивается на анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью — чертами, которые сохраняются на всю жизнь. Быстрое и сопряженное с насилием приучение к горшку может обернуться тем, что ребенок "зациклится" на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, как и куда ребенок отправляет свои естественные потребности, делает ли он это в горшок, в ползунки или на пол, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности в поведении, к желанию лидерства.
3. Фаллическая стадия (от 4 до 5 лет). На этой стадии дети внимательно изучают свои половые органы (нередки мастурбации). У них впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Возможные связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отождествления себя (идентификации) с родителями того же пола. Они начинают копировать образцы их поведения, интонации речи, прически и т. п. Фрейд полагал, что мальчики, испытывавшие трудности на фаллической стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами. Что касается девочек, то он считал, что они всю жизнь несут комплекс Электры как крест, только в каждый возрастной период это проявляется по-разному. Обычно он выражается в стремлении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи. 4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). В этом возрасте либидо (напомним: позитивные любовные, сексуальные импульсы) не концентрируется в какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом. 5. Геиитальная стадия (от 12 до 18 лет). Внимание детей вновь сосредоточивается на своих половых органах, потом появляется интерес к противоположному полу. Последним двум стадиям — латентной и генитальной — Фрейд уделил мало внимания. Он утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте 5—6 лет. Согласно теории психоанализа, успешное преодоление оральной, анальной и фаллической стадий обусловливает формирование психически здоровой личности, трудности же на этих стадиях приводят к серьезным проблемам во взрослом состоянии. По Фрейду, если ребенок на какой-то из трех указанных стадий переживает событие, травмирующее его психику, получает предельно полное удовлетворение естественных потребностей или, напротив, испытывает абсолютную неудовлетворенность, то он начинает сосредоточивать на них излишне много внимания, отчего различные моменты этого периода детства откладываются в личностном мире человека и сопровождают его на протяжении всей жизни.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|