Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психоаналитическая теория Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856—1939) родился в г. Фрейбург (Мора­вия), но более 80 лет прожил в Вене. Лишь в 1938 г., после оккупации Австрии во время второй мировой войны, он вынуж­ден был уехать в Лондон. Фрейд был евреем, и этот факт сыграл решающую роль не только в его решении покинуть Австрию фактически накануне смерти, но и в выборе профессии в моло­дые годы. Дело в том, что скудные средства ограничивали возможности еврейской молодежи в получении высшего об­разования и проведении научных исследований. Кроме того, у Фрейда появилась и стала расти семья, и ему пришлось отказаться от карьеры ученого. Он основал частную медицин­скую практику.

Интерес Фрейда к человеческой психике обусловил его специ­ализацию на нервных расстройствах. Сам он рано начал курить, и, вероятно, курение оказалось причиной его заболевания (рак челюсти), от которого он страдал 15 лет и с которым боролся до самых последних дней.

Дочь Фрейда, Анна, продолжила развитие психоаналитичес­кой теории после его смерти.

Зигмунда Фрейда более всего интересовало развитие человека как личности, проблемы, возникающие в процессе его личност­ного становления. Он рассматривал поведение как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте. Он считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, и что происходящее с нами есть результат деятельности подсознания ("бессознательного"), "содержимое" которого накапливается в течение всей жизни.

Фрейд выделил 3 компонента человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции: "ид", "эго" и "суперэго".

" Ид " — врожденный компонент, включающий общие ин­стинктивные влечения и поиск удовольствия. Его основные со­ставляющие — либидо, т. е. позитивные любовные, сексуальные импульсы*, и танатос, т. е. деструктивные, агрессивные им­пульсы.

" Эго " — та рациональная часть психики человека, которая объясняет ему происходящее и помогает ослабить или снять конфликт между его либидо и танатосом, с одной стороны, и тем, что он перенимает от родителей в процессе воспитания или просто общения с ними, — с другой.

"Суперэго" — это примерно то же, что обычно называют сознанием, включая нормы поведения (как хорошего, так и пло­хого), усваиваемые с помощью родителей и подкрепляемые ими. Взаимодействие "ид" и "суперэго" заключается в следующем: то, что "ид" принуждает нас делать, как правило, противоречит тому, что позволяет делать "суперэго". Они часто "конфликту­ют" друг с другом, порождая чувство тревоги, нервозность или напряженность без какой-либо видимой и логически объяснимой причины. Именно "эго" — рациональная, "объясняющая" часть личности — помогает разрешить конфликт между "ид" и "супер-эго", изобретает социально приемлемые способы удовлетворения желаний нашего "ид". Для того чтобы вы лучше поняли теорию Фрейда, приведем пример.

Воспитательница рассердилась на Никки за его нескончаемую болтовню, мешавшую ей заниматься с другими детьми. В какие-то моменты он так докучал ей, что она готова была ударить его ("ид"). Но Мэри Хопкинс знает, что не должна бить детей ("суперэго"), и потому ищет другой способ удовлетворить или снять свое желание и в то же время прекратить болтовню Никки. Она направляет свою злость в социально приемлемое русло ("эго") — стучит указкой по столу и говорит: "Ты сведешь меня с ума, Никки!"

Существуя вместе, "ид", "эго" и "суперэго" обычно не меша­ют, не противоречат друг другу. Все они действуют как "одна команда" под руководством "эго".

Фрейд полагал также, что дети проходят 5 стадий психичес­кого, точнее, психосексуального развития, а характер протекания каждой из них оказывает определенное воздействие на фор­мирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, братьев и сестер, бабушек и дедушек, учителей, воспитателей и т. д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела, служа­щей источником получения удовольствия.

* Фрейд понимал сексуальность не так, как понимают ее сейчас — в узком смысле, только как сексуальные отношения, а более широко — как стремление к получению удовольствия.

1. Оральная стадия (от рождения до 2 лет). Мир ребенка сосредоточен вокруг рта. Высшая степень удовлетворения на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, ребенок будет предельно самостоятельным без види­мых на то оснований. И наоборот, неудовлетворенность, непри­ятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень.зависимого взрослого.

Вы, наверное, знаете таких людей, которые постоянно раз­дражены, агрессивны или саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резин­ку. Как сказал бы З.Фрейд, все они "застряли на оральной стадии развития".

 

2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). На этой стадии ребенку прививаются навыки туалета. Его внимание сосредоточивается на анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мы­шления, великодушием, аккуратностью — чертами, которые со­храняются на всю жизнь.

Быстрое и сопряженное с насилием приучение к горшку может обернуться тем, что ребенок "зациклится" на постоянных требо­ваниях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, как и куда ребенок отправляет свои естественные потребности, делает ли он это в горшок, в ползунки или на пол, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к не­гативизму, анархичности в поведении, к желанию лидерства.

3. Фаллическая стадия (от 4 до 5 лет). На этой стадии дети внимательно изучают свои половые органы (нередки мастурбации). У них впервые появляется симпатия к родителям проти­воположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Возможные связанные с этими чувствами конфлик­ты Фрейд назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплек­сом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отож­дествления себя (идентификации) с родителями того же пола. Они начинают копировать образцы их поведения, интонации речи, прически и т. п.

Фрейд полагал, что мальчики, испытывавшие трудности на фаллической стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассив­ными мужчинами. Что касается девочек, то он считал, что они всю жизнь несут комплекс Электры как крест, только в каждый возрастной период это проявляется по-разному. Обычно он вы­ражается в стремлении к половой связи с мужчинами или в жела­нии иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи.

4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). В этом возрасте либидо (напомним: позитивные любовные, сексуальные импульсы) не концентрируется в какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездейст­вия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с пред­ставителями того же пола, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.

5. Геиитальная стадия (от 12 до 18 лет). Внимание детей вновь сосредоточивается на своих половых органах, потом появляется интерес к противоположному полу.

Последним двум стадиям — латентной и генитальной — Фрейд уделил мало внимания. Он утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте 5—6 лет. Согласно теории психоанализа, успешное преодоление оральной, анальной и фаллической стадий обусловливает фор­мирование психически здоровой личности, трудности же на этих стадиях приводят к серьезным проблемам во взрослом состоя­нии. По Фрейду, если ребенок на какой-то из трех указанных стадий переживает событие, травмирующее его психику, получа­ет предельно полное удовлетворение естественных потребностей или, напротив, испытывает абсолютную неудовлетворенность, то он начинает сосредоточивать на них излишне много внимания, отчего различные моменты этого периода детства откладывают­ся в личностном мире человека и сопровождают его на протяже­нии всей жизни.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...