Содержание компетенции (или ее части)
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
Технологии формирования
Оценочные средства
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИИ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
5 - компетенция проявлена полностью (ошибок нет);
4 - компетенция проявлена частично (допущено незначительное количество ошибок и/или они не существенные);
3 - компетенция проявлена частично (по выделенному критерию при выполнении задания допущено значительное количество ошибок)
2 – не имеет представления (компетенция не проявлена)
Самооценка студента
Оценка руководителя практики лечебного учреждения
Оценка преподавателя
ОК-1
способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
Клиническая практика:
наблюдение взаимодействия
обучающийся-врач, обучающийся -пациент
анализ процесса взаимодействия
обучающийся -врач, студент-пациент
Защита отчета по практике
Применять основы философских знаний
Знать:
Основные и фундаментальные мировоззренческие проблемы в их историко-философском преломлении.
Основные варианты познавательного и аксиологического выбора, их роль в решении коренных вопросов медицинской этики и деонтологии.
Роль философии в анализе реалий современной жизни, общественных и духовных структур человеческого мира.
Основные проблемы философии медицины, единство медицинского знания и философской методологии.
Уметь:
Использовать историко-философский и системно-аналитический методы при исследовании общих законов функционирования природы, общества и человека.
Использовать философию как общую методологию при анализе частных медицинских проблем, при работе с учебной, научной и справочной литературой.
Владеть:
Навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений
ОК-3
способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
Психологическая практика:
наблюдение взаимодействия
обучающийся-врач, обучающийся -пациент
анализ процесса взаимодействия
обучающийся -врач, студент-пациент
Защита отчета по практике
Знание правил личностного общения
Использование нормы деловой этики
Соблюдение правил профессиональной этики в общении с пациентами и родственниками пациентов
Знать:
Основы техники перевода научного текста по специальности, основы аннотирования и реферирования научного текста.
Правила фонетики и морфологии латинского языка; систему склонений имен существительных и имен прилагательных, образование глагольных форм, употребляемых в рецептуре, способы словообразования.
Уметь
использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов;
Переводить с латинского языка на русский язык со словарем и без словаря: анатомические, гистологические, паразитологические, зоологические, микробиологические термины из международных номенклатур, топографо-анатомические, клинические термины, фармацевтические термины, а также латинские выражения и простые предложения.
Переводить на латинский язык без словаря и со словарем рецепты полностью и с использованием принятых сокращений.
Использовать иностранный язык для получения профессионально значимой информации (читать оригинальный текст со словарем с полным и точным пониманием содержания, а также без словаря с целью ознакомления с содержанием).
Владеть
Иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.
Навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
иностранным языком в объеме, необходимом для возможности коммуникации и получения информации из зарубежных источников
ОК-4
способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
Сохранение норм делового общения с представителями различных социальных, этнические, конфессиональные и культурные слоев общества.
Осуществлять основные функции общения: обмен информацией, межличностное взаимодействие, восприятие друг друга;
Осуществлять используемые стили общения
Корректный выбор подходящего к ситуации стиля
Знать
Функции и средства общения, основы делового общения.
Пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов. Типы связей и отношений индивида и различных социальных групп.
Типологию межличностных отношений.
Принципы построения эффективных организационных коммуникаций.
Уметь
Использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях.
Определять преобладающий тип поведения сослуживцев и пациентов;
Оценивать конфликтные ситуации. Общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива;
Владеть
основными функциями общения: обменом информацией, межличностным взаимодействием, восприятием друг друга
ОК-5
способность к самоорганизации и самообразованию
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
Культура поведения
Проявление таких качеств как
Организованность
Пунктуальность
Вежливость
Доброжелательность и т.д.
Знать
потребности, необходимые для продолжения обучения;
Основные подходы к принятию управленческих решений, этапы процесса рационального решения.
уметь
оценивать и определять свои потребности, необходимые для продолжения обучения;
На научной основе организовывать свою работу, определять и формулировать цели и задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, организовывать работу исполнителей.
Владеть:
навыками саморазвития, повышения своей квалификации и
мастерства
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки,
наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
ОК-7
способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
Поддерживание хорошей физической формы
Отсутствие вредных привычек
оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи
умелое использование приемов
приемов первой помощи
умелое проведение СРЛ
методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
Знать
Принципы организации работы в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
Основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи, основное назначение и виды медицинской сортировки, принципы ее организации и проведения, сортировочные признаки, организацию и объем первой медицинской помощи).
Уметь:
Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
Собирать данные о состоянии основных жизненных показателей пострадавших для принятия врачом сортировочного решения. Пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты.
Оказывать первую медицинскую помощь.
Владеть
Навыками работы и организации работы в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
Общепрофессиональные компетенции:
№
п/н
Номер/ индекс
Содержание компетенции (или ее части)
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
Технологии формирования
Оценочные средства
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИИ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
5 - компетенция проявлена полностью (ошибок нет);
4 - компетенция проявлена частично (допущено незначительное количество ошибок и/или они не существенные);
3 - компетенция проявлена частично (по выделенному критерию при выполнении задания допущено значительное количество ошибок)
2 – не имеет представления (компетенция не проявлена)
Самооценка студента
Оценка руководителя практики лечебного учреждения
Оценка преподавателя
ОПК-1
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -медперсонал
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -медперсонал
Защита отчета по практике
Использование информационных, ресурсов
библиографических ресурсов,
медико-биологической терминологии,
информационно-коммуникационных технологий
соблюдение основных требований информационной безопасности
Знать
Основы техники перевода научного текста по специальности, основы аннотирования и реферирования научного текста.
Основные виды специальной словарно-справочной литературы и правила работы с ней.
Основные возможности использования программных оболочек, архиваторов файлов, текстовых редакторов, баз данных в здравоохранении
Уметь
Использовать базы данных для хранения и пользования информации в здравоохранении.
Использовать компьютерные программы для решения задач математической статистики в профессиональной деятельности.
Использовать иностранный язык для получения профессионально значимой информации (читать оригинальный текст со словарем с полным и точным пониманием содержания, а также без словаря с целью ознакомления с содержанием
Владеть
критическим анализом получаемой информации;
Иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.
Навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений
ОПК-2
способность использовать основы экономических знаний и правовых знаний в профессиональной деятельности
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
Составление алгоритма решения проблемных ситуация с умелым использованием экономических знаний.
Умелом использование правовых знаний
Знать
Основные положения теории права.
Конституционные права граждан Российской Федерации.
Виды и объем юридической ответственности.
Основные положения и нормы ведущих отраслей российского права, как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации
проблемы и общественные процессы,
основные аспекты экономической деятельности.
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности.
Уметь
Работать с нормативно-методической литературой, кодексами и комментариями к ним, законами и подзаконными нормативными актами, регулирующими правоотношения.
анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности.
Владеть
навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления
ОПК-3
способность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
организация и осуществление сестринского ухода с учетом этических и деонтологических принципы
выявление потребностей пациента с учетом этических и деонтологических принципов
Знать:
Основные категории и понятия психологической науки;
основные факты закономерности функционирования психики; особенности изучения психологии личности представителями основных психологических школ;
роль сознания и бессознательного в регуляции поведения человека; основы психологии межличностных отношений, психологии малых групп; психологические факторы, влияющие на эффективность межличностного общения, общения медсестры с пациентом;
принципы психологической диагностики и возможности психологического тестирования;
Обязанности медицинской сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий в терапевтическом отделении; при оказании хирургической помощи; при оказании помощи при заболеваниях и травмах глаз, уха, горла, носа, при инфекционных, кожных и венерических заболеваниях, туберкулезе; при оказании помощи детям, женщинам, лицам пожилого и старческого возраста, пациентам с психическими расстройствами.
Юридические и этические аспекты работы в отделениях интенсивной терапии и реанимации.
Уметь:
Эффективно общаться с гериатрическими пациентами, учитывать этический аспект при контактах с гериатрическим пациентом.
оперировать ключевыми понятиями профессиональной деятельности, психологического управления;
анализировать психологические критерии эффективности управления;
преодолевать коммуникативные барьеры;
психологически воздействовать на партнера в общении;
Владеть:
методами анализа психологических критериев эффективности профессиональной деятельности и управления;
методиками изучения психологических явлений в сфере профессиональной деятельности и управления;
владеть основными видами и формами делового общения;
навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического
ОПК-5
готовность к ведению медицинской документации
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
Корректное оформление медицинской документации
Знать:
Правила ведение учетно-отчетной медицинской документации
Уметь:
Осуществлять ведение учетно-отчетной медицинской документации;
Владеть:
Методикой ведение учетно-отчетной медицинской документации;
ОПК-6
способность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
Корректное применение знаний общих закономерностей происхождения и развития жизни, строения и функционирования клеток, тканей, органов и систем организма,
представления о факторах формирования здоровья, защитно-приспособительных процессах, регуляции и саморегуляции в норме и патологии
Знать
Наиболее общие физические закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме: мембранные процессы, транспорт ионов, электрогенез в клетках, тканях и органах, действие полей на ткани. Физические свойства биологических жидкостей и тканей: мышца, нерв, кровь, лимфа.
Наиболее общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма.
Задачи и общие пути катаболизма; вопросы интеграции и регуляции метаболизма. Пути обмена углеводов, липидов, белков, аминокислот. Элементы биохимии тканей.
Уровни организации живых систем и общие свойства живого: метаболизм, саморегуляцию, самообновление и самовоспроизведение.
Общие закономерности передачи наследственных признаков и свойств в поколениях, принципы реализации наследственной информации, основные закономерности и общую характеристику процесса эмбриогенеза.
Уметь
Применять основные понятия, теоремы и формулы теории вероятностей для расчетов вероятностей случайных событий.
развивать и формировать логическое мышление,
точно формулировать задачу и использовать полученные знания при изучении физики, химии биологии и других дисциплин;
Владеть
Методикой обобщать и осмысливать данные различных медицинских наук с общефизиологических и естественно-научных позиций
ОПК-7
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
Корректное применение знаний в оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека
знать
Строение во взаимосвязи с функцией, топографию, развитие и индивидуальные особенности: опорно-двигательного аппарата человека; внутренних органов; сердечно-сосудистой системы; иммунной системы; центральной и периферической нервной системы; органов чувств.
Основные закономерности эмбрионального развития тканей и органов.
Наиболее общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма.
Уметь
Применять законы наследования для расчета вероятности проявления изучаемых признаков и прогнозировать наследственные заболевания человека при решении генетических задач.
На натуральных препаратах и трупе человека показывать и называть органы, детали их строения, распознавать варианты нормы и аномалии развития органов.
Распознавать изменения структуры клеток, тканей и органов в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма.
Проводить исследования функционального состояния организма человека.
Владеть:
Анализировать основные патологические состояния.
Определять роль типовых патологических процессов в динамике развития основных групп болезней.
Объяснять механизмы развития и проявления заболеваний, а также механизмы действия различных принципов лечения и профилактики
ОПК-8
готовность к применению специализированного оборудования и медицинских изделий, предусмотренных для осуществления профессиональной деятельности
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
Корректное использование медицинского оборудования согласно направлениям профессиональной деятельности
знать
правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными;
физические основы функционирования медицинской аппаратуры, устройство и назначение медицинской аппаратуры;
Уметь
пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;
Владеть
применению специализированного оборудования и медицинских изделий, предусмотренных для осуществления профессиональной деятельности
Содержание компетенции (или ее части)
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
Технологии формирования
Оценочные средства
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИИ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
5 - компетенция проявлена полностью (ошибок нет);
4 - компетенция проявлена частично (допущено незначительное количество ошибок и/или они не существенные);
3 - компетенция проявлена частично (по выделенному критерию при выполнении задания допущено значительное количество ошибок)
2 – не имеет представления (компетенция не проявлена)
Самооценка студента
Оценка руководителя практики лечебного учреждения
Оценка преподавателя
ПК-1
готовность к обеспечению квалифицированного ухода за пациентом
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
организация и осуществление сестринского ухода в стационаре и на дому:
выявление потребностей пациента
планировать квалифицированный сестринский уход
знать
Основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации.
Повседневные жизненно важные потребности человека.
Принципы обучения пациента и его семьи уходу и самоуходу.
Обязанности медицинской сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий в терапевтическом отделении; при оказании хирургической помощи; при оказании помощи при заболеваниях и травмах глаз, уха, горла, носа, при инфекционных, кожных и венерических заболеваниях, туберкулезе; при оказании помощи детям, женщинам, лицам пожилого и старческого возраста, пациентам с психическими расстройствами
уметь
Осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода.
Осуществлять сестринский процесс в периоперативном периоде: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода.
Владеть
организацией и осуществлением сестринского ухода в стационаре и на дому
ПК-2
способность и готовностью к выполнению сестринских манипуляций при проведении диагностических процедур
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
участие в лечебно-диагностической помощи пациентам различных возрастных групп в условиях стационара и поликлиники:
Подготавливать пациента к диагностическим процедурам и брать биологический материал для исследований.
Проводить забор крови для серологической диагностики.
Знать:
Факторы риска, клинические проявления, осложнения, принципы лечения, профилактику заболеваний внутренних органов, хирургических заболеваний и травм, заболеваний
детского возраста, гинекологических заболеваний
Обязанности медицинской сестры при выполнении диагностических мероприятий в терапевтическом отделении; при оказании хирургической помощи; при оказании помощи при заболеваниях и травмах глаз, уха, горла, носа, при инфекционных, кожных и венерических заболеваниях, туберкулезе; при оказании помощи детям, женщинам, лицам пожилого и старческого возраста, пациентам с психическими расстройствами.
Уметь:
На научной основе организовывать свою работу, определять и формулировать цели и задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, организовывать работу исполнителей.
Подготавливать пациента к диагностическим процедурам.
Обеспечивать инфекционную безопасность пациента, его семьи и персонала.
Подготавливать пациента к диагностическим процедурам и брать биологический материал для исследований.
Проводить забор крови для серологической диагностики.
Владеть:
Выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги)
ПК-3
способность и готовностью к выполнению сестринских манипуляций при проведении лечебных процедур
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
Осуществлять лекарственную терапию по назначению врача.
Оценивать действие лекарственных препаратов на пациента
обучения пациента и семьи правилам применения лекарственных средств
Знать:
Факторы риска, клинические проявления, осложнения, принципы лечения, профилактику заболеваний внутренних органов, хирургических заболеваний и травм, заболеваний
детского возраста, гинекологических заболеваний
Обязанности медицинской сестры при выполнении лечебных мероприятий в терапевтическом отделении; при оказании хирургической помощи; при оказании помощи при заболеваниях и травмах глаз, уха, горла, носа, при инфекционных, кожных и венерических заболеваниях, туберкулезе; при оказании помощи детям, женщинам, лицам пожилого и старческого возраста, пациентам с психическими расстройствами.
Уметь:
На научной основе организовывать свою работу, определять и формулировать цели и задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, организовывать работу исполнителей.
Осуществлять лекарственную терапию по назначению врача.
Обеспечивать инфекционную безопасность пациента, его семьи и персонала.
Оценивать действие лекарственных препаратов на пациента.
Владеть:
Выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги)
Методикой обучения пациента и семьи правилам применения лекарственных средств
ПК-4
готовность к оказанию доврачебной медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи
Знать:
особенности оказания медицинскую помощи;
Методы сердечно-легочной реанимации.
Уметь:
оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи
оказывать первую помощь
установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое (терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом,
Оказывать первую медицинскую помощь при лекарственных отравлениях.
Владеть:
основными мероприятиями по оказанию первой помощи при неотложных и угрожающих жизни состояния
ПК-5
готовность к оказанию доврачебной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи
Знать:
особенности оказания медицинскую помощи при чрезвычайных ситуациях;
Методы сердечно-легочной реанимации. при чрезвычайных ситуациях
Уметь:
оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
оказывать первую помощь при чрезвычайных ситуациях
установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое (терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, при чрезвычайных ситуациях
Оказывать первую медицинскую помощь при лекарственных отравлениях. при чрезвычайных ситуациях
Владеть:
основными мероприятиями по оказанию первой помощи при неотложных и угрожающих жизни состояния при чрезвычайных ситуациях
ПК-6
способность и готовностью к осуществлению сестринского ухода и других сестринских манипуляций, предусмотренных при проведении медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
планировать этапы сестринского процесса при проведении реабилитации пациентов различных возрастных групп, при проведении медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения
Знать:
Виды, формы и методы реабилитации. при проведении медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения
Уметь:
Осуществлять этапы сестринского процесса при проведении реабилитации пациентов различных возрастных групп, перенесших травмы, соматические и инфекционные заболевания при проведении медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения
Владеть:
Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений
ПК-7
способность и готовностью к участию в разработке и реализации специализированных реабилитационных программ
Симуляционные технологии
Учебная практика:
наблюдение обучающийся -пациент
Наблюдение и анализ процесса взаимодействия обучающийся -пациент
Защита отчета по практике
планировать этапы сестринского процесса при проведении реабилитации пациентов различных возрастных групп, перенесших травмы, соматические и инфекционные заболевания
Знать:
Основные закономерности и этапы развития медицины и сестринского дела,
Узловые проблемы мед<