Особенности и проблемы переходной экономики в России.
В переходной экономике России к настоящему времени можно выделить два основных этапа развития. Первый этап начался в конце 1991 — начале 1992 г. и завершился дефолтом экономики в 1998 г. В этот период в России происходило постоянное ухудшение основных макроэкономических показателей. Производство ВВП уменьшилось на 40%, инвестиций — более чем на 75%, а доходы населения — на 50%. С 1991 по 1999 г. доля промышленности в структуре ВВП уменьшилась с 37,6 до 24%, доля убыточных предприятий промышленности за этот период возросла с 7 до 39,2%; численность безработных увеличилась с 3,6 до 9,2 млн человек, а государственный долг страны увеличился с 80,8 до 158,6 млрд долларов США. Российская экономика в результате преобразований первого этапа оказалась в тисках глубоких противоречий, которые и в современных условиях во многом определяют характер ее развития, диктуют условия социально-экономической политики. 1. значительное усиление теневой экономики и высокий уровень коррупции; плохая собираемость налогов при дефиците бюджета; 2. ослабление роли государства; 3. концентрация в руках небольшой части общества национального богатства страны, включая природные ресурсы, и формирование на этой основе олигархической системы; 4. неравные условия конкуренции при усилении роли естественных монополий особого рода; 5. падение национальной промышленности и захват национального рынка импортерами; 6. неравенство и поляризация доходов населения; 7. ориентация структуры экономики на топливно-сырьевой комплекс и деградация наукоемких отраслей Спад экономики на первом этапе был чрезвычайно длительным и глубоким. Глубина спада экономики и его последствия превосходят глубину спада во время Великой депрессии 1929-1932 гг.
Природа данного трансформационного, т.е. свойственного переходной экономике, спада неоднозначна. Он явился следствием нескольких групп факторов, имеющих разную природу. К первой группефакторов следует отнести развал СССР и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), что неизбежно привело к снижению объема общественного продукта, утрате традиционных рынков сбыта, распаду народно-хозяйственных связей. Вторая группа причин связана с применением рыночных критериев к огосударствленной экономике, что привело к ухудшению показателей действующих предприятий, развитию неплатежей и другим отрицательным последствиям. Третья группа причин связана с выбранным вариантом экономической политики и недооценкой сложности экономической трансформации. Во-первых, принятым теоретическим концепциям преобразований была свойственна абсолютизация роли рыночной системы в современной экономике. Идеи быстрейшего становления рынка и капитализма игнорировали сложную структуру советской экономики и общемировые тенденции создания смешанной экономики. Во-вторых, принятая теоретическая концепция перехода абсолютизировала потенциал либерализации и частной собственности как таковой. Предполагалось, что форсированная либерализация в сочетании с быстрой приватизацией не только разрушат прежнюю систему, но и сами по себе создадут мощные импульсы для быстрого развития производства. В-третьих, форсированное достижение открытости экономики в ущерб интересам менее конкурентоспособной национальной промышленности, а также принижение других целей национального развития (государственной поддержки науки и образования, совершенствования накопленного потенциала). Второй этап преобразований начался в 1999-2000 гг. и продолжается до настоящего времени. Его отличительные признаки — благоприятная динамика развития, рост экономики и уровня жизни населения. В 2000-2006 гг. экономика росла устойчиво высокими темпами, которые опирались на интенсивное расширение экспорта, рост инвестиций и доходов населения.
Важной особенностью второго этапа явились новые условия развития экономики в связи с устойчивым и быстрым ростом цен на энергоносители, что, с одной стороны, создало ресурсное обеспечение преобразований, а с другой — потребовало особых мер макроэкономической политики, направленных на нивелирование последствий значительного поступления денежной массы в экономику России. Сформировался Стабилизационный фонд, объем которого на 1 января 2008 г. превысил 3,8 трлн руб., выросли международные валютные резервы, которые в марте 2008 г. составили свыше 490 млрд долл. США. В настоящее время в российской экономике: · остаются неблагоприятными тенденции изменения структурных сдвигов в экономике — не снижается доля топливно-энергетических отраслей, ориентированных на экспорт. Несмотря на активизацию инновационной политики, еще не происходит активного развития инновационных направлений; · хотя инвестиционная активность возросла, однако, учитывая физическую и моральную изношенность основного капитала, темпы роста инвестиций явно недостаточны, а их структура все еще отражает топливно-сырьевую ориентацию экономики; · не преодолена резкая социальная дифференциация и поляризация в обществе. Реформирование социальной сферы проходит сложно и противоречиво. Об этом свидетельствует реализация мер по монетизации льгот и реформированию жилищно-коммунального хозяйства; · остается относительно высоким уровень инфляции. В связи с этим, необходимо с одной стороны, дальнейшего углубления рыночных реформ, а с другой — осуществления преобразований, прямо ориентированных на экономический рост и социальную устойчивость общества. Дальнейшее реформирование экономики требует: 1. Создание системы институциональных правил и норм в экономике. В настоящее время в России введены в действие Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой, Земельный и другие кодексы. Это создает институциональную базу для дальнейшего совершенствования законодательства и правового обеспечения преобразований.
2. Совершенствование отношений государства и регионов, развитие межбюджетных отношений. 3. Меры по ограничению монополистического и олигархического влияния на экономическое развитие и формирование новых принципов отношения бизнеса и государства. 4. Осуществление мер по реформированию социальных отношений путем монетизации льгот, введению новой пенсионной системы. 5. Действия и меры, направленные на устранение перекосов в социальной политике, которые привели к социальной поляризации в обществе. В этой связи важное перспективное значение имеет успешное осуществление национальных проектов. Особое значение приобретают: во-первых, изменение структуры народного хозяйства в сторону наукоемких и технологически прогрессивных отраслей, ориентированных на постиндустриальное развитие. во-вторых, практические шаги по приведению роли государства в соответствие с задачами современного этапа и инновационного развития. Совершенствование государственного управления в процессе начатой административной реформы, антимонопольного законодательства, продолжение налоговой реформы. Другое направление — укрепление роли государства в отношениях собственности не только путем совершенствования законодательной базы, но и путем усиления участия государства в собственности крупнейших компаний в стратегических отраслях экономики и инфраструктурном развитии; в-третьих, острой проблемой является осуществление значительных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|