Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности и проблемы переходной экономики в России.

В переходной экономике России к настоящему времени можно выде­лить два основных этапа развития.

Первый этап начался в конце 1991 — начале 1992 г. и завершился дефолтом экономики в 1998 г.

В этот период в России происходило постоянное ухудшение основных макроэкономических показателей. Производство ВВП уменьшилось на 40%, инвестиций — бо­лее чем на 75%, а доходы населения — на 50%. С 1991 по 1999 г. доля промышленности в структуре ВВП уменьшилась с 37,6 до 24%, доля убыточных предприятий промышленности за этот период возросла с 7 до 39,2%; численность безработных увеличилась с 3,6 до 9,2 млн человек, а государственный долг страны увеличился с 80,8 до 158,6 млрд долларов США.

Российская экономика в результате преобразований первого этапа оказалась в тисках глубоких противоречий, которые и в современных условиях во многом определяют характер ее развития, диктуют условия социально-экономической политики.

1. значительное усиление теневой экономики и высокий уровень коррупции; плохая собираемость налогов при дефиците бюджета;

2. ослабление роли государс­тва;

3. концентрация в руках небольшой части общества национального богатства страны, включая природные ресурсы, и формирование на этой основе олигархической системы;

4. неравные условия конкуренции при усилении роли естественных монополий особого рода;

5. падение нацио­нальной промышленности и захват национального рынка импортерами;

6. неравенство и поляризация доходов населения;

7. ориентация структуры экономики на топливно-сырьевой комплекс и деградация наукоемких отраслей

Спад экономики на первом этапе был чрезвычайно длительным и глубоким. Глубина спада экономики и его последствия превосходят глубину спада во время Великой депрессии 1929-1932 гг.

Природа данного трансформационного, т.е. свойственного переходной экономике, спада неоднозначна. Он явился следствием нескольких групп факторов, имеющих разную природу.

К первой группефакторов следует отнести развал СССР и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), что неизбежно привело к снижению объема общественного продукта, утрате традиционных рынков сбыта, распаду народно-хозяйственных связей.

Вторая группа причин связана с применением рыночных критериев к огосударствленной экономике, что привело к ухуд­шению показателей действующих предприятий, развитию неплатежей и другим отрицательным последствиям.

Третья группа причин связана с выбранным вариантом экономической политики и недооценкой сложности экономической трансформации.

Во-первых, принятым теоретическим концепциям преобразований была свойственна абсолютизация роли рыночной системы в современ­ной экономике. Идеи быстрейшего становления рынка и капитализма игнорировали сложную структуру советской экономики и общемировые тенденции создания смешанной экономики.

Во-вторых, принятая теоретическая концепция перехода абсолютизи­ровала потенциал либерализации и частной собственности как таковой. Предполагалось, что форсированная либерализация в сочетании с быстрой приватизацией не только разрушат прежнюю систему, но и сами по себе создадут мощные импульсы для быстрого раз­вития производства.

В-третьих, форсированное достижение открытости экономики в ущерб интересам менее конкурентос­пособной национальной промышленности, а также принижение других целей национального развития (государственной поддержки науки и образования, совершенствования накопленного потенциала).

Второй этап преобразований начался в 1999-2000 гг. и продолжается до настоящего времени. Его отличительные признаки — благоприятная дина­мика развития, рост экономики и уровня жизни населения. В 2000-2006 гг. экономика росла устойчиво высокими темпами, которые опирались на интенсивное расширение экспорта, рост инвестиций и доходов населения.

Важной особенностью второго этапа явились новые ус­ловия развития экономики в связи с устойчивым и быстрым ростом цен на энергоносители, что, с одной стороны, создало ресурсное обеспечение пре­образований, а с другой — потребовало особых мер макроэкономической политики, направленных на нивелирование последствий значительного поступления денежной массы в экономику России. Сформировался Стабилизационный фонд, объем которого на 1 января 2008 г. превысил 3,8 трлн руб., вы­росли международные валютные резервы, которые в марте 2008 г. соста­вили свыше 490 млрд долл. США.

В настоящее время в российской экономике:

· остаются неблагоприятными тенденции изменения структурных сдвигов в экономике — не снижается доля топливно-энергетических отрас­лей, ориентированных на экспорт. Несмотря на активизацию инноваци­онной политики, еще не происходит активного развития инновационных направлений;

· хотя инвестиционная активность возросла, однако, учитывая физическую и моральную изношенность основного капитала, темпы роста инвестиций явно недостаточны, а их структура все еще отражает топливно-сырьевую ориентацию экономики;

· не преодолена резкая социальная дифференциация и поляриза­ция в обществе. Реформи­рование социальной сферы проходит сложно и противоречиво. Об этом свидетельствует реализация мер по монетизации льгот и реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

· остается относительно высоким уровень инфляции.

В связи с этим, необходимо с одной стороны, дальнейшего углубления рыночных реформ, а с другой — осуществления преобразований, прямо ориентированных на экономический рост и социальную устойчивость общества.

Дальнейшее реформирование экономики требует:

1. Создание системы институциональных правил и норм в экономике. В настоящее время в России введены в действие Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой, Земельный и другие кодексы. Это создает институ­циональную базу для дальнейшего совершенствования законодательства и правового обеспечения преобразований.

2. Совершенствование отношений государства и регионов, развитие межбюджетных отношений.

3. Меры по ограничению монополистического и олигархического влияния на экономическое развитие и формирование новых принципов отношения бизнеса и государства.

4. Осуществление мер по реформированию социальных отношений путем монетизации льгот, введению новой пенсионной системы.

5. Действия и меры, направленные на устранение перекосов в социаль­ной политике, которые привели к социальной поляризации в обществе. В этой связи важное перспективное значение имеет успешное осуществление национальных проектов.

Особое значение приобретают:

во-первых, изменение структуры народного хозяйства в сторону наукоемких и технологически прогрес­сивных отраслей, ориентированных на постиндустриальное развитие.

во-вторых, практические шаги по приведению роли государства в соответствие с задачами современного этапа и инновационного развития. Совершенствование государственного управления в процессе начатой административной реформы, антимонопольного законодательства, про­должение налоговой реформы. Другое направление — укрепление роли государства в отношениях собственности не только путем совершенствования законодательной базы, но и путем усиления участия государства в собственности крупнейших компаний в стратегических отраслях экономики и инфраструктурном развитии;

в-третьих, острой проблемой является осуществление значительных
изменений, которые должны привести к созданию социально справедливого и устойчивого общества.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...