Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пародия как признак исчерпанности литературного «кода»




Пародия – (греч. parodía, буквально — пение наизнанку), в литературе и (реже) в музыкальном и изобразительном искусстве комическое подражание художественному произведению или группе произведений. Осмеяние может сосредоточиться на стиле (заштампованные, отставшие от жизни приемы поэзии) и тематике (пошлые, недостойные поэзии явления действительности).

Почти каждая смена литературных эпох и направлений обычно сопровождалась волной пародий. Появление жанровых и стилевых пародий является показателем исчерпанности того или иного литературного кода.

Жанровая парод ия осмеивает общие черты, присущие какому-либо конкретному жанру, его особенности, клише. Например, наиболее авторитетный жанр эпохи романтизма – элегия – пародировался самими же творцами этого жанра. В романе «Евгений Онегин» Владимир Ленский, проникнутый романтической серьезностью, пишет элегию, которая является нагромождением жанровых клише: «златые дни», «глубокая мгла» и т.д. «Двойное авторство» элегии придает ей пародийное звучание. Другой пример. Бледность лица – постоянный атрибут романтического портрета – обыгран в пародии Нового поэта (псевдоним И.Панаева) на «Дневник девушки» Растопчиной, начинающейся словами: «Он бледен был. Она была бледна». А за «бледностью» следуют в его пародии «странная улыбка», «печаль», «глубокий взгляд» - словом, привычные знаки романтического страдания.

Стилевая пародия осмеивает те или иные стилевые особенности конкретного автора (группы авторов). В качестве примера приведем пародию на Игоря Северянина, его жеманный, офранцуженный язык:

Зима! Пейзанин, экстазуя,

Ренувелирует шоссе,

И лошадь, снежность ренифлуя,

Ягуарный делает эссе.

Пропеллером лансуя в'али,

Снегомобиль рекордит дали,

Шофер рулит; он весь в бандо,

В люнетках, маске и манто.

Гарсонит мальчик в акведуке:

Он усалазил пса на ски,

Мотором ставши от тоски,

Уж отжелировал он руки.

Ему суфрантный амюзман,

Вдали ж фенетрится маман.

 

Творческая история

 

Творческая история – процесс создания литературного произведения – от замысла к воплощению, к окончательному тексту, а также научное описание этого процесса.

Методы литературоведения, включающие в себя исторический подход к литературе, предполагают знание хотя бы некоторых основных фактов творческой истории. Знание исторического контекста помогает понять творчества писателя в целом и оценить достоинства данного произведения.

Родословная произведений – предмет многочисленных исследований литературоведческих школ 19в., сосредоточенных по преимуществу на вопросах широко понимаемого генезиса произведений и эволюции литературы. Независимо от того, возводилось ли произведение в конечном счете к мифу, к историческому событию или легенде, - в центре внимания мифологической (братья Гримм), культурно-исторической (И. Тэн, А. Пыпин), сравнительно-исторической (Т. Бенфей, А. Веселовский) школ оставалась фольклорная, литературная традиция, а не творческая воля автора.

Для понимания своеобразия произведения важно знать традицию, в частности жанровую. Как подчеркивал Бахтин, считавший именно жанры «главным героем» литературы, «произведения уходят своими корнями в далекое прошлое». Творческая история – лишь часть генезиса произведения: работе автора над данным текстом предшествует работа Времени над многими его элементами. Поэтому творческую историю произведения следует отграничивать от более широкого понятия его генезиса.

Интерес к «личному творчеству» выдвигает на первый план творческую индивидуальность автора и соответственно историю созданного им произведения, источники которого могли быть разнородными, часто заимствованными (вспомним русскую литературу 18 в.).

Важное значение творческой истории придавала в 19 веке психологическая школа в российском литературоведении и биографическое направление в западном. В 20 веке под воздействием идей З.Фрейда многие биографические исследования являются одновременно психоаналитическими. Редукционизм другого рода был свойствен ученым социологической школы Ф. Переверзева: в основе лежал исследовательский путь через поэтический текст к «бытию» класса.

Согласно теории формальной школы, произведение является автоновным, независимым от биографии его создателя. Исследователи изучают имманентные свойства текста, оставляя в стороне историю его создания, биографию автора.

В советском литературоведении 1920-х годов творческая история произведения как тип научного исследования получила подробное обоснование в работах Н.К. Пиксанова. Методология творческой истории, по его мнению, должна была объединить приемы культурно-исторической школы с методикой формального подхода, т.е. рекомендовалось привлекать как биографию писателя, различные типы комментариев (литературный, реальный, исторический), так и исследовать эволюцию языка произведения, его стиха, метрики, сюжета, композиции.

Выдвижение Пиксановым нового метода объяснялось тем, что к этому времени в отечественном литературоведении наметился кризис: абсолютизация культурно-исторического метода приводила к тому, что литературе отводилась роль иллюстрации общественной жизни. Реакцией на такое принижение искусства явился формальный метод. А Пиксанов объединил, молодечик.

Но творческую историю можно рассматривать и в более широком контексте генезиса произведения вообще, в контексте исторической поэтики. Речь идет уже не столько о прототипах в жизни и в литературе, сколько об архетипах. Для Пиксанова творческая история была прежде всего историей текста, а также выявлением жизненных и литературных фактов, имевших непосредственное влияние на писателя и его произведения. Опыт такого толкования представлен им в книге «Творческая история «Горя от ума».

Воссоздание творческой истории тесно связано с текстологией и обязательно опирается на ее данные. Поэтому возникает вопрос о соотношении и разграничении задач творческой истории и текстологии, изучающей те же материалы. Текстология, прослеживая историю формирования текста, обосновывая основной текст и сопровождая его необходимым реально-историческим комментарием, представляет его как образец, эталон для тиражирования. Творческая история, опираясь на историю текста, в идеале дает историю создания всего произведения в целом.

 

Порою трудно определить, что относится к творческой истории, а что к текстологии, атрибуции, лингвистической стилистике. Решающим здесь Пиксанов считал присутствие в труде, претендующем на творческую историю, элементов анализа и обобщения. Текстологические данные и описание рукописей не включаются в творческую историю, а служат для нее исходным материалом.

В конце 20 в. технический прогресс, в частности переход на компьютерный набор, снимает многие проблемы текстологии. Писатели, становясь издателями своих произведений, выполняют работу редактора, текстолога и комментатора.

Знание творческой истории произведения является важнейшим критерием объективности прочтения и ориентиром во множестве толкований, которыми произведение обрастает в процессе своего функционирования. В работе автора над произведением выявляется его преднамеренность, творческая воля.

Чем древнее памятник литературы, тем более гипотетична его творческая история. При изучении произведений средневековой литературы в большинстве случаев анонимных и создававшихся в соответствии со сложившимися жанрово-стилистическими канонами, неоценимым подспорьем являются данные текстологии; отсюда важность тщательного изучения рукописи, списков, вариантов, редакций памятников. Заимствование, варьирование, повторяемость сюжетов, персонажей, формул было нормой творчества в эпоху традиционализма.

Для творческой истории произведений реалистической литературы, в большей степени основывающейся на реальных фактах, жизненных наблюдениях писателей, важны данные о протосюжетах и прототипах героев. В констатации жизненных источников необходима точность и осторожность, от этого в значительной степени зависит адекватное понимание авторского замысла.

Очевидно значение «динамической поэтики» для понимания крупных эпических полотен, имеющих массу редакций и черновых вариантов. Но творческую историю имеют и многие лирические миниатюры. Известны случаи, когда они претерпевали значительные изменения при подготовке не только к первому, но и к позднейшим изданиям. Изменения могли способствовать наиболее яркому воплощению намерений автора, но могли и затемнять их под давлением различных обстоятельств (цензура, редактура). Например, редакторское участие Тургенева в некоторых изданиях стихов его друзей-поэтов Тютчева и Фета в незначительной степени исказило тексты, поэтому необходимо обращение к более ранним, авторским редакциям.

По разным причинам творческая история художественных произведений не всегда устанавливается методом прямой документации. Бывает, что замысел художника вынашивается в голове и выливается на бумагу сразу в окончательном варианте. Так, по утверждению П.Н. Медведева, «Незнакомка» А.Блока, черновик которой остался без переработок, «не имеет истории».

Для понимания авторского замысла произведения могут иметь значение факты его внешней истории: история перепечаток, вмешательство цензуры, связь с биографией…

Пиксановская концепция нового типа исследования была воспринята неоднозначно. В результате творческая история стала пониматься более широко и данный литературоведческий жанр стал весьма популярным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...