Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с суждением историка

Тренинг по теме «РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ (1618-1689 гг.»

Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
1. Андрусовское перемирие  
2. Восстание под руководством Б. Хмельницкого  
3. Крестьянская война под руководством Степана Разина  
4. Крымские походы  
5. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам  
6. Медный бунт  
7. Начало самостоятельного правления Петра I  
8. Нерчинский мир  
9. Переяславская рада  
10. Последний Земский собор  
11. Принятие Соборного уложения  
12. Регентство царевны Софьи  
13. Смоленская война  
14. Соляной бунт  
15. Стрелецкий бунт, приход к власти Софьи  
16. Царствование Алексея Михайловича  
17. Царствование Михаила Романова  
18. Царствование Федора Алексеевича  
19. Церковная реформа Никона  

 

Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель Когда действовал (и)? Кто такой(ие)?   Что сделал? Что с ним произошло?  
Аввакум     1. 2.
В.В. Голицын     1.
Дежнев     1.
Никон     1. 2.
Поярков     1.
Степан Разин     1. 2.
Ушаков      
Филарет     1.
Хабаров     1.
Хмельницкий     1. 2.

Работа со схемой

1. Заполните родословную таблицу «Первые Романовы»

 

2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVI в.

 

1 —

2 —

3 —

4 —

5 —

6 —

7 —

 

Работа с картой

Найдите на карте:

1) походы Степана Разина;

2) Соловецкий монастырь;

3) места важнейших сражений украинских повстанцев с польскими войсками;

4) территории, отошедшие к России по Андрусовскому перемирию;

5) маршруты походов С. Дежнева, В. Пояркова, Е. Хабарова;

6) города Архангельск, Царицын, Астрахань, Симбирск, Азов, Смоленск, Киев, Якутск, Иркутск, Красноярск.

 

Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Мануфактура ___________________________________________________.

2. Ярмарка _______________________________________________________.

3. Протекционизм _________________________________________________.

4. Белые слободы _________________________________________________.

5. Сословно-представительная монархия ______________________________ __________________________________________________________________.

6. Абсолютная монархия ____________________________________________ __________________________________________________________________.

7. Старообрядчество _______________________________________________.

8. Обмирщение культуры ___________________________________________

__________________________________________________________________.

9. Нарышкинское барокко __________________________________________ __________________________________________________________________.

10. Парсуна ________________________________________________________.

 

Работа с источниками

О действиях каких органов государственной власти и должностных лиц рассказывается в отрывках из документов?

А. Приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого всё Войско Запорожское с городами и с землями принять. А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приёме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чинам, порознь.

Б. В нём сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские… И (туда) бояре и думные дьяки не входят и дел не ведают, кроме самого царя.

В. Бояре и окольничие и думные дворяне садятся по чинам, от царя поодаль, на лавках: бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем, кто выше и преж в чину; окольничие под боярами против того ж; под окольничими думные дворяне потом уж по породе своей, а не по службе; а думные дьяки стоят, а иным временем царь велит им сидеть; и о чём случиться мыслить, мыслят с царём.

Г. В нём сидит думный дьяк, да два дьяка, да подьячих 14 человек. А ведомы (там) дела всех окрестных государств и послов чужеземских принимают… Также и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство получится.

Д. Князь Иван Семёнович Прозоровский с товарищи и всякие начальные люди… сели в осаде в кремле и заперлись накрепко, и городовые ворота заметали кирпичами. И Стенька (Разин) с воровскими казаками и с астраханцами-изменниками к тому городу-кремлю приступали приступом.

Работа с суждением историка

Прочитайте отрывок из работы историка и публициста И. Солоневича. Является ли высказанная им точка зрения общепризнанной? Можете ли вы опровергнуть какие-либо аргументы автора?

«Не прошло и трех-четырех десятков лет [после Смуты], и московское крестьянство подымается до того материального уровня, какого оно не имело никогда — или во всяком случае никогда в послепетровскую эпоху. Присоединяется Малороссия… Обескровленная Польша делает свой окончательный шаг в пропасть… Растет и крепнет военная сила Москвы. При Алексее Михайловиче не только строились оружейные и пушечные заводы, но стало фабриковаться даже нарезное огнестрельное оружие… В Москве появился первый театр, первая аптека, первая газета, на Дону был построен первый русский корабль — «Орел», у которого петровский ботик впоследствии безо всякого зазрения совести украл звание «Дедушки русского флота»… Москва первых Романовых росла поразительными темпами».

 

Проверочный контроль

Структура работы

На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.

Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).

Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.

 

Общие рекомендации

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

ЧАСТЬ I

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.

A1

 

 

Какой ряд дат отражает события внутриполитической жизни России?

 

 

  1624 г., 1637 г.
  1643 г., 1667 г.
  1648 г., 1662 г.
  1654 г., 1658 г.

 

A2

 

 

Памятник в стиле «нарышкинское барокко»

 

  Церковь Покрова в Филях
  Церковь Вознесения в Коломенском
  Покровский собор в Москве
  Вознесенский собор Новоиерусалимского монастыря

 

A3

 

 

Какой орган власти утратил свое значение и перестал существовать в период правления первых Романовых?

 

  Боярская дума
  Земский собор
  Приказ тайных дел
  Разбойный приказ

 

A4

 

 

В соответствии с Соборным уложением

 

  сыск беглых крестьян становился бессрочным
  была проведена реформа церковной обрядности
  уничтожались последние уделы
  ликвидировались «черные слободы»

 

 

A5

 

 

Соборное уложение было введено непосредственно после

 

  восстания в Соловецком монастыре
  восстания Степана Разина
  Соляного бунта
  Медного бунта

 

A6

 

 

Духовный лидер старообрядцев

 

  Симеон Полоцкий
  Аввакум
  Филарет
  Никон

 

A7

 

 

Обязательный признак мануфактуры

 

  работа на рынок
  использование механизмов
  вольнонаемный труд
  разделение труда

 

A8

 

 

В период правления царевны Софьи

 

  были совершены Крымские походы
  Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой
  было заключено Андрусовское перемирие
  начался раскол в Русской православной церкви

 

A9

 

 

Земский собор 1653 г.

 

  отменил некоторые главы Соборного уложения
  решил принять Украину в состав России
  осудил старообрядцев
  учредил Приказ тайных дел

 

A10

 

 

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, когда произошли описанные события.

«Весь народ возопил: волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову поганину достати. Потом полковник… Тетеря, ходячив по кругу, на все стороны спрашивал: вси ли тако соизволяете? Рекли весь народ: вси единодушно».

 

               

 

A11

 

 

Даты 1645, 1676, 1682 г. относятся к началу

 

  войн России с соседними государствами
  крупных народных выступлений
  церковных реформ
  правления царей

 

A12

 

 

Кто из перечисленных ниже лиц прославился как самый выдающийся писатель XVII в.?

 

  Василий Голицын
  Филофей
  Никон
  Аввакум

 

A13

 

 

Протекционизм – это политика, направленная на…

 

  ограничение иностранных капиталовложений в национальную экономику
  поощрение и расширение ярмарочной торговли
  укрепление абсолютизма, ограничение деятельности сословно-представительных органов власти
  защиту внутреннего производства от конкуренции импортных товаров с помощью различных ограничений

 

A14

 

 

Смоленская война и «Азовское сидение» произошли в период правления

 

  Алексея Михайловича
  Михаила Романова
  Федора Алексеевича
  царевны Софьи

 

A15

 

 

Нововведение Никона

 

  богослужение на русском языке вместо старославянского
  запрещение всем священнослужителям вступать в брак
  крещение тремя перстами вместо двух
  отказ от церковного землевладения

 

A16

 

 

Какие из перечисленных городов были взяты войсками Степана Разина?

 

А Царицын
Б Казань
В Нижний Новгород
Г Симбирск
Д Астрахань
Е Самара

 

Укажите верный ответ.

 

  АБД   АДЕ   АВД   ВГЕ

 

 

A17

 

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Князь Михайла Юрьевич Долгорукий, вышедши, унимал их жестокими словами. За то стрельцы, ухватя его, с крыльца бросили на копья. И боярина Матвеева бросили с крыльца и все его тело рассекли. И, склонив копья пред себя, побежали в царские палаты искать якобы еще изменников».

 

  1648 г.   1650 г.   1662 г.   1682 г.

 

A18

 

 

Новое явление в русской культуре XVII в.

 

  «шатровый стиль»
  «книгопечатание»
  «парсуна»
  «унификация»

 

A19

 

 

Россия окончательно вернула себе Смоленск в

 

  1634 г.
  1648 г.
  1654 г.
  1667 г.

 

A20

 

 

Поярков и Хабаров первыми исследовали бассейн реки

 

  Амур
  Енисей
  Обь
  Лена

 

 

A21

 

 

Направление внешней политики первых Романовых

 

  желание вернуть Смоленскую землю
  стремление получить выход к Балтийскому морю
  защита от нападений крымских татар
  верно всё вышеназванное

 

A22

 

 

Церковный собор 1666-1667 гг.

 

  подтвердил все решения Стоглавого собора
  лишил Никона патриаршего сана
  пошел на соглашение с раскольниками
  верно всё вышеназванное

 

A23

 

 

Одна из основных причин церковной реформы патриарха Никона – стремление

 

  сблизиться с католицизмом и протестантизмом
  подчинить светскую власть церковной
  добиться окончательной независимости Русской православной церкви от константинопольского патриарха
  сделать Москву центром мирового православия

 

A24

 

 

Прочитайте отрывок из письма и укажите его автора.

«Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком, не уничижай его и в церкви и в дому, и в пословицах. Как нас Христос научил, так и подобает говорить. Любит нас Бог не меньше греков; предал нам и грамоту нашим языком Кириллом святым и братом его. Чего же нам еще хочется лучше того? Разве языка ангельского?».

 

  Степан Разин
  Богдан Хмельницкий
  Никон
  Аввакум

 

A25

 

 

К правлению Федора Алексеевича относится

 

  окончание войны с Польшей
  отмена местничества
  Нерчинский мир
  Медный бунт

 

A26

 

 

Прочтите отрывок из рассказа иностранца и укажите название села, о котором идет речь.

«В небольшом расстоянии от города виднеются несколько летних дворцов, назначенных для отдохновения царей, куда они имеют обыкновение по временам удаляться, дабы собраться с новыми душевными силами. Среди них не последнее место принадлежит селу…, обладающему знаменитым обширным садом с четырьмя высочайшими, широко раскрытыми воротами, со многими извивающимися дорожками».

 

  Тушино
  Измайлово
  Кусково
  Медведково

 

A27

 

 

В том же году, что и Соляной бунт, произошло(а)

 

  «поход за зипунами»
  Переяславская рада
  восстание Богдана Хмельницкого
  церковная реформа

 

A28

 

 

Окончательное закрепощение крестьян было предпринято по многочисленным просьбам

 

  крупных бояр-вотчинников
  священнослужителей
  дворян-помещиков
  самих крестьян

 

A29

 

 

Один из сподвижников Степана Разина

 

  протопоп Аввакум
  Филипп Колычев
  Василий Ус
  Юрий Барятинский

 

 

A30

 

 

Что было одной из причин неудачи России в войне со Швецией?

 

  необходимость вести войну одновременно с двумя государствами
  предательство «полков иноземного строя»
  союз Швеции с Польшей
  восстания стрельцов

 

Часть В

Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.

B1. Расположите в хронологическом порядке события истории России. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: БВАГ. __________________

А) война со Швецией и Кардисский мир

Б) «Азовское сидение»

В) Крымские походы

Г) Соборное уложение

B2. Установите соответствие между религиозными деятелями и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

  Религиозный деятель Факт биографии
  1. Филарет А. Основал Новоиерусалимский монастырь
  2. Аввакум Б. Фактически управлял государством при юном царе
  3. Никон В. Освятил Соборное уложение
    Г. Сожжен за «хулу на царский дом»

B3. Прочтите отрывок из записок иностранного автора и назовите фамилию деятеля, к которому относится эта характеристика.

«Князь… бесспорно, один из искуснейших людей, какие когда-либо были в Московии, которую он хотел поднять до уровня остальных держав. Он хорошо говорит по латыни и весьма любит беседу с иностранцами, не заставляя их пить, да и сам он не пьет водки, а находит удовольствие только в беседе. Не уважая знатных людей по причине их невежества, он чтит только достоинства и осыпает милостями только тех, кого считает заслуживающими их и преданными себе».

_________________________

B4. Установите соответствие между народным выступлением и фактом, который к нему относится. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

  Восстания Факты
  1. Восстание С. Разина А. Правительство удовлетворило важнейшие требования восставших
  2. Соляной бунт Б. Восставших поддержал патриарх Никон
  3. Медный бунт В. Восстанием была охвачена огромная территория
  4. Соловецкое восстание Г. Причина восстания – денежная реформа
    Д. Длительная осада центра восстания царскими войсками

B5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя человека, о котором идет речь.

«Он родился в 1605 г. в крестьянской семье, при помощи своей грамотности стал сельским священником, но по обстоятельствам жизни рано вступил в монашество, закалили себя суровым искусом пустынножительства в северных монастырях и способностью сильно влиять на людей приобрел неограниченное доверие царя».

______________________

B6. Напишите фамилию самого известного русского иконописца XVII в.

________________________

B7. Установите соответствие между правителями и созданными в период их правления памятниками (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

  Правители Памятники и явления культуры
  1. Михаил Федорович А. Царский дворец в Коломенском
  2. Алексей Михайлович Б. Сухарева башня
  3. Царевна Софья В. Церковь Троицы в Никитниках
    Г. Славяно-греко-латинская академия

B8. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с царевной Софьей. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г)

  Деятель Родство
  1. Алексей Михайлович А. «Единоутробный» брат
  2. Федор Алексеевич Б. Брат по отцу
  3. Михаил Федорович В. Дядя
  4. Петр Алексеевич Г. Дед
    Д. Отец

B9. Прочтите отрывок из сочинения современника и напишите имя и фамилию человека, о котором идет речь.

«Когда он напивался допьяна, что с ним часто случалось, то по малейшему поводу приказывал рубить головы в его присутствии и даже сам прикладывал к тому свои жаждущие крови руки, и такое несчастье постигало большею частью начальников, ибо простой народ всячески подмазывался к этому хитрому тирану, и они служили ему, чем могли, убивая одного начальника за другим».

_____________________

В10. Распределите перечисленные ниже события: произошедшие в период правления царя Алексея Михайловича – в группу А, произошедшие в период правления других царей – в группу В. Запишите номера ответов в порядке возрастания в каждой из групп в нижеприведенную таблицу.

  стрелецкий бунт
  «Вечный мир» с Польшей
  церковная реформа
  Переяславская рада
  строительство каменного кремля в Можайске
  создание «Приказа тайных дел»

 

Группа А Группа В
           
           

 

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«Принуждены были их величество сами с царевичем идти на Красное крыльцо и поставили государя царя и царевича того ж крыльца на стенах. Изменники дерзали говорить с особами царскими с великою невежливостью и, как львы рыкая, нагло спрашивали царевича:… кто его из бояр-изменников изводит? На что он ответствовал, что никто его не изводит».

C1. Где и когда произошли описываемые события, что это за события?

C2. Назовите главных действующих лиц.

C3. Какие последствия имели описанные в отрывки события?

 

Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 

C4. Укажите основные черты русской культуры XVII в.

C5. Сравните восстание Степана Разина и восстание Ивана Болотникова. Найдите черты сходства и различия.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

 

Общее  
Различия
   
   
   

 

 

C6. Рассмотрите историческую ситуацию (просьба Богдана Хмельницкого о воссоединении с Россией) и ответьте на вопросы.

Почему Хмельницкий обратился к русскому царю с такой просьбой? Почему русское правительство не сразу решилось дать согласие на эту просьбу?

C7. Существует точка зрения, что в период правления первых Романовых Россия достигла высокого уровня развития, превосходившего уровень развития западных стран. Какая другая точка зрения по данному вопросу вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите факты, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

ОТВЕТЫ

Тренинг

Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
1. Андрусовское перемирие  
2. Восстание под руководством Б. Хмельницкого  
3. Крестьянская война под руководством Степана Разина 1670-1671
4. Крымские походы 1687-1689
5. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам 1666-1667
6. Медный бунт  
7. Начало самостоятельного правления Петра I  
8. Нерчинский мир  
9. Переяславская рада  
10. Последний Земский собор  
11. Принятие Соборного уложения  
12. Регентство царевны Софьи 1682-1689
13. Смоленская война 1632-1634
14. Соляной бунт  
15. Стрелецкий бунт, приход к власти Софьи  
16. Царствование Алексея Михайловича 1645-1676
17. Царствование Михаила Романова 1613-1645
18. Царствование Федора Алексеевича 1676-1682
19. Церковная реформа Никона  

Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель Когда действовал (и)? Кто такой(ие)?   Что сделал? Что с ним произошло?  
Аввакум середина XVII в. Протопоп 1. Духовный лидер раскольников 2. Был сожжен за «хулу на царя»
В.В. Голицын 1680-е гг. князь, любовник Софьи 1. Фактический соправитель Софьи в 1682-1689 гг.
Дежнев   землепроходец 1. Открыл пролив между Азией и Америкой
Никон середина XVII в. патриарх 1. Инициатор церковных реформ 2. Пытался поставить власть патриарха выше царской
Поярков 1640-1650-е гг. землепроходец 1. Исследовал бассейн реки Амур
Степан Разин 1667-1671 вождь восстания 1. Возглавил поход «за зипунами» 2. Казнен на Красной площади
Ушаков XVII в. иконописец  
Филарет первая треть XVII в. патриарх 1. Фактический правитель при юном царе Михаиле
Хабаров 1640-1650-е гг. землепроходец 1. Исследовал бассейн реки Амур
Хмельницкий 1640-1650-е гг. вождь восстания 1. Поднял восстание запорожских казаков против Польши 2. Выступил за воссоединение Украины с Россией

Работа со схемой

1. Заполните родословную таблицу.

1 — Филарет; 2 – Михаил; 3 – Алексей; 4 – Мария Милославская; 5 – Наталья Нарышкина; 6 – Федор; 7 – Софья; 8 – Иван V; 9 – Петр I.

2. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в конце XVI в.

1 – царь; 2 – Приказ тайных дел; 3 – Боярская дума; 4 – Земский собор; 5 – приказы; 6 – воеводы (командующие полками); 7 – воеводы (наместники).

Работа с картой

Работа с понятиями

1. Мануфактура – крупное предприятие, основанное на разделении труда, но без использования машин; промежуточная ступень в развитии производства между ремесленной мастерской и фабрикой

2. Ярмарка – периодический торг в установленном месте.

3. Протекционизм – политика, направленная на защиту внутреннего производства от конкуренции импортных товаров с помощью различных ограничений.

4. Белые слободы – торгово-ремесленные поселения, жители которых несли повинности в пользу частных лиц или церкви.

5. Сословно-представительная монархия – форма правления, при которой власть осуществляется монархом совместно с избранными представителями различных сословий.

6. Абсолютная монархия – форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху (наследственному правителю).

7. Старообрядчество – течение в русском православии, сторонники которого выступили против реформ Никона, за сохранение старой обрядности.

8. Обмирщение культуры – снижение влияния религии на культуру, приобретение ею более светского характера.

9. Нарышкинское барокко – архитектурный стиль, распространившийся в России в конце XVII в.; характерны живописность и усложненность плана, сочетание белого и красного цветов фасада.

10. Парсуна – произведение живописи, сочетавшие портретное сходство с плоскостным изображением.

 

Работа с источниками

О каких правителях идет речь в отрывках?

А – Земский собор; Б – Приказ тайных дел; В – Боярская дума; Г – Посольский приказ; Д – воевода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...