Воспитание на основе здравого смысла
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Проверенное и поэтапное руководство по воспитанию ответственных детей и созданию счастливой семьи
Санкт-Петербург О Г Л А В Л Е Н И Е: Предисловие редактора перевода................................ 6 Введение.........................................................8 Глава 1 Наказание иди обучение.................................. 11 Глава 2 Ясность............................................ 17 Глава 3 «Последствия»....................................... 23 Глава 4 Положительные «последствия».................................. 31 Глава 5 Отрицательные «последствия».............................. 37 Глава 6 Эффективная похвала.....................................47 Глава 7 Профилактическое обучение.................................55 Глава 8 Четкие требования.......................................... 63 Глава 9 Сохраняйте спокойствие..................................... 71 Глава 10 Корректирующее обучение...................................79 Глава 11 Обучение самоконтролю.................................... 87 Глава 12 Принятие решений....................................... 97 Глава 13 Графики и договоры...................................... 105 Глава 14 Семейные собрания...................................115 Глава 15 Средства массовой информации — друзья или враги?.................. 121 Глава 16 Социальные навыки.......................................... 129 Глава 17 Влияние сверстников................................... 153 Глава 18 Как помочь ребенку добиться успехов в учебе................... 159 Краткий справочник............................................ 175
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА: Бойз Таун» («город мальчиков») был основан в 1917 году священником отцом Фланаганом как дом-город для осиротевших и беспризорных детей. 20-е годы в США были временем экономического кризиса и «великой депрессии», безработицы, голода и нищеты. Дети в такие трудные времена страдают не меньше, чем взрослые, но не умеют, не могут организовывать митинги и просить о помощи. Отец Флананган хотел помочь детям пережить это нелегкое время, дать им возможность нормально развиваться и вырасти хорошими и ответственными людьми. И помог. Дом-город, организованный священником, удивительно напоминал легендарную коммуну для беспризорников, основанную А. С. Макаренко примерно в то же время в России. Фильм о «Бойз Таун» был так же популярен в Америке, как «Республика ШКИД» у многих поколений русских людей.
«Бойз Таун» развивался все эти годы и превратился во всемирно известную организацию со своей системой помощи сиротам, беспризорным и «трудным» детям и их родителям. Эта система включает в настоящее время приюты, семейные дома, терапевтические дома-центры, больницы, телефоны доверия, учебные программы для родителей и профессионалов на территории США и Южной Африки. Система построена так, что каждый ребенок, мальчик или девочка 10—18 лет, любой национальности и религии, оказавшийся в трудной ситуации, может найти здесь необходимую помощь. Больше 20 лет «Бойз Таун» помогает не только мальчикам, но и девочкам, и в сентябре 2000 года дети проголосовали за его переименование в «Город девочек и мальчиков» — «Гелз — Бойз Таун». «Бойз Таун» пользуется поистине всенародным уважением и признанием. Каждый американец и многие люди в других странах знают это название. Есть ценности жизни, для которых не существует границ, национальных и политических. Воспитание детей — одна из таких ценностей. Я рада представить программу «Воспитание на основе здравого смысла» читателям в России. Более пятисот тысяч родителей в 13 странах мира, включая Англию, Германию, Францию и Японию, прошли обучение по данной программе со времени ее разработки в 1989 году. Программа удивительно хорошо работает и помогает детям и родителям жить в мире и согласии. Надеюсь, она окажется полезной и вам. Выход этой книги в России стал возможен благодаря сотрудникам «Бойз Таун», их бескорыстной помощи и заинтересованности, прежде всего благодаря директору, отцу Петеру, его доброму вниманию и заботе о детях, в какой бы стране мира снк ни жили, Рею Берку, Джо Диллону, Джени Сербер, Барбаре Лоннборг и многим другим. Я хочу поблагодарить мою маму, а также Евгения Креславского, Виктора Бергера и Людмилу Гудман-Турменко за ценные советы, касающиеся перевода книги. Спасибо моим детям, Кате и Яше, которые помогли мне оценить замечательный эффект «Воспитания на основе здравого смысла». Особая признательность Кате за помощь в переводе и подготовке рукописи.
Татьяна Балашова, кандидат психологических наук
ВВЕДЕНИЕ Вам предстоит нелегкая, но очень важная работа, может быть, самая важная из тех, какие только бывают на свете. Кое-кто считает, что она плохо оплачивается, не всегда приносит удовлетворение, отнимает огромное количество сил и времени и никогда не может быть доведена до конца. И тем не менее, это удивительная работа! Услышав, что мы называем воспитание детей самым благодатным и замечательным занятием в мире, некоторые родители отнесутся к этому более чем скептически: что за радость вытирать сопливые носы, поднимать сонных детей в школу, целыми днями таскать их по всевозможным кружкам и занятиям, выслушивать жалобы на несправедливость учителей и нытье по поводу вареной моркови? Однако все это — внешняя сторона дела, за ней — нечто гораздо большее: узы, которые соединяют нас и наших детей, и возможность поделиться с ними своей любовью и своими жизненными ценностями. Вряд ли можно найти родителей, никогда не испытывавших трудностей с детьми. У каждого бывают минуты, когда он начинает сомневаться в правильности своих поступков и нуждается в помощи и совете. Тут-то и может пригодиться вам наша книга. Нам отлично известно, как трудно воспитывать детей. Наша организация — «Бойз Таун» («Город мальчиков») была основана священником, отцом Эдвардом Дж. Фланаганом, в 1917 году. Она оказывала помощь осиротевшим и беспризорным мальчикам, предоставляла им кров, кормила, учила и давала профессию. В конце 60-х — начале 70-х годов, когда проблемы американских детей стали более сложными и серьезными, «Бойз Таун» расширил область своей деятельности и разработал программу «Семейный дом», предназначенную не только для мальчиков, но и для девочек, а также для целых семей. В 80-х годах у нас появился еще один проект, получивший название «Воспитание на основе здравого смысла», который стал основой этой книги. С тех пор с нашими методами воспитания познакомились тысячи родителей в США и других странах.
Чем же хороши наши методы? Мы считаем, что в воспитании необходимо опираться на две вещи — на «голову» и на «сердце». Говоря о «голове», мы имеем в виду использование логического, практического метода воспитания, иными словами, мы учим родителей навыкам, которые помогут им изменить поведение детей. Под «сердцем» мы понимаем безусловную любовь к детям. Те из мам и пап, кто последовал нашим советам, считают, что благодаря «Воспитанию на основе здравого смысла» они научились лучше справляться с родительскими обязанностями, получать от них большее удовлетворение, а их дети стали лучше себя вести. Для ребенка нет человека важнее, чем его папа или мама. Вы — его первый и самый главный учитель. Никто никогда не сможет повлиять на жизнь маленького человека сильнее, чем его родители, и поэтому от вас потребуется вся любовь, вся энергия и все терпение, на которое вы только способны. Вкладывая их, вы поймете, что нет более трудного и интересного дела, чем воспитание детей. В этой книге говорится о многом из того, что необходимо знать и уметь родителям, но есть одно условие, без которого невозможен успех: вы должны отдавать ребенку время. Научить его чему-нибудь можно, только находясь рядом с ним. Нельзя познать радость и богатство семейного общения, не посвящая этому времени. Это абсолютно необходимо. Время, проведенное вместе, является тем элементом, который цементирует семью. Каждая глава книги посвящена отдельному навыку воспитания. Она подробно описывает его и приводит примеры практического применения. Мы рекомендуем подробно познакомиться и постараться запомнить все «шаги» каждого из этих навыков, а затем почаще обращаться к ним на практике.
Прекрасно понимая, что в мире не бывает абсолютно одинаковых ситуаций, одинаковых детей и одинаковых родителей, мы приводим практические инструкции и предложения, которые помогут вам приспособить каждый из навыков к вашей уникальной ситуации, к вашему стилю взаимодействия с ребенком. Описываемые здесь навыки больше всего подходят для воспитания детей от 3 до 16 лет. Поведение ребенка формируется в течение всей его жизни, и не стоит надеяться, что оно изменится за один день. Постарайтесь замечать даже небольшие сдвиги в нужном направлении и хвалить себя даже за самые маленькие успехи. Помните, что иногда, прежде чем улучшиться, поведение ребенка может на некоторое время стать хуже — не спешите опускать руки! Ваши старания обязательно будут вознаграждены, и на смену сомнениям придет ощущение уверенности. Будьте настойчивы, и ваши самоотверженность, терпение и труд непременно увенчаются успехом.
ГЛАВА 1:
НАКАЗАНИЕ ИЛИ ОБУЧЕНИЕ Чтобы лучше понять, какой тактики воспитания вы придерживаетесь, когда ваши дети плохо себя ведут, попробуйте ответить на следующие вопросы: · Ругаете ли вы детей за их поведение? · Прибегаете ли к угрозам, зная, что не станете или не сможете привести их в исполнение? · Говорите ли детям то, о чем впоследствии жалеете? · Часто ли уступаете детям только потому, что это легче, чем вступать с ними в спор? · Часто ли прибегаете к строгому наказанию за · Наказывали ли вы когда-нибудь своих детей физически — шлепали или поддавали им, потому что считали, что никакие другие средства уже не могут помочь? Если на некоторые из приведенных вопросов вы ответили положительно, это, скорее всего, означает, что в воспитании вы полагаетесь на наказание. Если так, вы не одиноки. Многие родители, стремясь добиться от детей хорошего поведения, срываются на крик, бранят, обзывают их и наказывают физически. Но наказание — не лучший способ воспитания. НАКАЗАНИЕ: Под неприемлемым наказанием мы понимаем грубость и насилие, неразумные действия, вредящие ребенку. Когда детей подвергают телесным наказаниям — бьют, шлепают, дают подзатыльники — это наносит им эмоциональный и физический вред. Когда ребенка унижают, высмеивают, кричат на него или изолируют — это тоже неприемлемое наказание, поскольку оно мешает правильному развитию ребенка. Почему же тогда взрослые так часто прибегают к подобным способам воздействия? Такое наказание позволяет быстро изменить поведение ребенка (хотя впоследствии вызывает еще большие трудности во взаимоотношениях родителей и детей). Кроме того, оказавшись в трудном положении, взрослые нередко просто не знают, что можно предпринять, и потому реагируют автоматически, давая волю своему гневу и раздражению. Иногда их пугает потеря власти над ребенком: а вдруг дети перестанут их слушаться? Возможно также, что никто никогда не учил их другому способу воспитания, и они просто следуют примеру своих родителей.
Вот два примера неподходящего наказания: Миша играет с мячом и учится забивать его в ворота. Его брату Диме тоже не терпится погонять мяч, и, не дожидаясь своей очереди, он выбивает его из-под Мишиных ног. Миша толкает Диму. Вошедшая в этот момент мама хватает Мишу и говорит: «Как тебе не стыдно обижать брата?» Леночка взяла красный карандаш и нарисовала картинку на обоях в гостиной. Получившийся рисунок так ей понравился, что она позвала маму, чтобы та тоже полюбовалась им. Мама рассердилась и, шлепнув Леночку, на час отправила ее в детскую. В ответ на неподходящее или неразумное наказание дети, скорее всего, поведут себя не самым лучшим образом — будут кричать, браниться или же, обиженно пробурчав себе что-нибудь под нос, уйдут в другую комнату. Вероятнее всего, им не понравится это наказание, да и у вас от него останется неприятный осадок. Более того, вряд ли это наказание научит детей вести себя правильно, чтобы избежать неприятностей в будущем. Неподходящее наказание влияет на то, как дети воспринимают себя. От того, что на ребенка кричат, унижают и бьют, сильно страдает его самолюбие. Он начинает искать способы отомстить наказавшему его человеку, или старается его избегать. Нередко наказание нарастает, как «снежный ком». Когда какая-то мера не приводит к ожидаемому результату, родители уже не могут остановиться и прибегают к более жесткой. Так наказание может перерасти в крики, а затем и в побои.
ОБУЧЕНИЕ:
Цель этой книги — показать родителям, как более эффективно учить своих детей правильно себя вести, не прибегая при этом к неподходящим наказаниям. «Воспитание на основе здравого смысла» предлагает родителям то, что мы называем «разумным обучением». Разумное обучение — это позитивный и эффективный подход к неправильному поведению детей. Использовать разумное обучение вам помогут следующие указания: · Прежде всего, четко выражайте свои мысли — точно указывайте детям на то, что именно они сделали правильно или неправильно. · Во-вторых, незамедлительно реагируйте на поведение ребенка — помогите ему понять связь между его действиями и тем, к чему они приводят. · В-третьих, будьте конкретны — ясно показывайте детям то, как они могут улучшить свое поведение. · В-четвертых, будьте позитивны — обучайте детей владеть собой, контролировать свои действия и адекватно выражать эмоции. · В-пятых, активно включайтесь во взаимодействие со своими детьми — дайте им возможность показать, чему они научились. Принимайте участие в их обучении и вместе добивайтесь поставленных целей. · В-шестых, предоставляйте необходимую информацию — будьте для своего ребенка учителем и наставником, рассказывайте ему то, что поможет ему учиться самостоятельно решать проблемы. Иными словами, разумное обучение поможет вашему ребенку обрести уверенность в себе, научит его ладить с окружающими и привьет навыки, необходимые для принятия самостоятельных решений.
ГЛАВА 2: ЯСНОСТЬ «Ты поступаешь безответственно!» «Никита, ну-ка соберись и перестань безобразничать!» «Когда мы были в магазине, ты был просто умницей!» Действительно ли понимают наши дети, что мы имеем в виду, когда говорим подобные вещи? Если мы хотим чему-то научить своего ребенка, необходимо говорить с ним на понятном ему языке. Что могут означать для детей слова вроде «безответственно», «безобразничать», «неуважительно»? Им трудно взять в толк, чего от них хотят, и это вызывает у них недоумение и досаду. Стараясь научить чему-то детей, необходимо доходчиво излагать свои мысли, сообщать, чего от них хотят и как именно они должны этого добиться. Следует указывать детям, когда они делают что-то неправильно, а когда правильно. БУДЬТЕ КОНКРЕТНЫ Необходимо воздерживаться от неопределенных высказываний. Родители должны давать точное описание поведения детей и говорить о том, что можно увидеть, услышать или измерить. Вот примеры точного описания поведения: «Моя дочь говорит по телефону больше часа». «Когда я прошу сына что-то сделать, он закатывает глаза и выходит из комнаты». «Когда мои дети приходят домой из школы, они убирают на место портфель и сразу же спрашивают, не надо ли помочь по хозяйству». «Когда я говорю дочери, что у нее в комнате беспорядок, она начинает кричать и жаловаться, что я ни на минуту не оставляю ее в покое». «Сын помог мне убрать со стола, вымыл посуду и подмел на кухне». Эти описания точно передают то, что можно видеть или слышать. Что значит «измерить поведение»? Когда человек лежит на диване, это можно рассматривать как его поведение. Поведение — это то, что человек делает. Вы можете измерить, сколько времени ваш сын проводит на диване, или, как часто он на нем лежит, ставя галочку в календаре, каждый раз, как он это делает. Для того чтобы дети вас правильно понимали, используйте знакомые им слова. С маленькими детьми говорите простым языком, избегая длинных предложений. Вот несколько вопросов, следуя которым, вы сможете понятнее говорить с ребенком о его поведении: Кто участвует в ситуации? Чье поведение вызывает одобрение? Чье поведение необходимо изменить? Что произошло? Что удалось сделать? Что необходимо изменить или улучшить? Когда это произошло? Где это произошло?
КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ЕГО ПОВЕДЕНИИ То, как вы сообщаете ребенку о его поведении, тоже очень важно.
А теперь давайте посмотрим, как одно и то же поведение можно описать в общих, неопределенных словах или точно и конкретно. Пример неопределенного замечания: «Дима, почему при посторонних людях ты ведешь себя как маленький?» А вот как можно было бы сказать то же самое, но только гораздо конкретнее: «Дима, когда приходят гости, сначала поздоровайся с ними, а потом можешь идти к себе играть». Вместо весьма расплывчатого: «Пожалуйста, веди себя в магазине прилично», можно сказать так: «Запомни, что в магазине, мы не будем покупать конфет. Я бы хотела, чтобы ты помогла мне найти продукты, которые нам нужно купить, и положить их в сетку. Можешь помочь мне их нести. Хорошо?» И еще два слова о том, как говорить с детьми об их поведении. Очень важно, чтобы ребенок знал, что даже, когда вам не нравится то, как он себя ведет, вы по-прежнему любите его и именно поэтому хотите исправить его ошибки. В других главах этой книги будет показано, как доходчиво объяснить детям, за что их хвалят, а что в их поведении требуется изменить.
ГЛАВА 3: «ПОСЛЕДСТВИЯ» Люди сталкиваются с последствиями своих поступков на каждом шагу. Не выполнив задания на работе, мы получаем нагоняй от начальника, а, сказав что-то приятное другу, слышим в ответ комплимент. Последствия поступков заставляют детей думать, они узнают, что их действия всегда ведут к каким-то результатам: иногда к положительным, а иногда — к отрицательным. Вы, наверняка не раз использовали этот механизм в воспитании детей: наказывали, когда те поздно приходили домой, или разрешали играть только после того, как они сделают все уроки. Однако назначение родителем «последствия» еще не означает, что ребенок сразу изменит свое поведение. Родителям необходимо сочетать ясные и четкие объяснения того, чего они хотят от детей, с назначением «последствий». Соблюдение этих двух условий в сочетании с заботой и любовью дает очень хорошие результаты. Существует два типа «последствий» — положительные и отрицательные. Положительные «последствия» людям нравятся, и они готовы приложить определенные усилия, чтобы их добиться. Если какое-то поведение приводит к положительным «последствиям», это заставляет человека повторять свои действия. Одним из видов положительных «последствий» являются поощрения и награды. Отрицательные «последствия» неприятны, и люди стремятся их избегать. Когда за определенным поведением следуют отрицательные «последствия», человек старается больше так не поступать или, по крайней мере, вести себя подобным образом как можно реже. Когда человека лишают поощрения или привилегии, это тоже является отрицательным «последствием». КАК ВЫБИРАТЬ «ПОСЛЕДСТВИЯ» Что следует учитывать, когда вы назначаете ребенку «последствие» за его поведение? · Во-первых, «последствие» должно быть значимо для ребенка. Лишать его поощрения или же использовать в качестве награды то, что не имеет для него значения, совершенно бесполезно. Обратите внимание, чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время. Если, например, он любит смотреть телевизор, приглашать к себе друзей или кататься на велосипеде, то все это можно использовать в качестве «последствия». · Во-вторых, родители должны назначать ребенку «последствие» как можно скорее после того, как ребенок совершил данный поступок. Чем больше времени пройдет между поступком и его «последствием», тем менее эффективным это «последствие» окажется, и тем менее очевидной будет связь между ними. Если, например, вы лишите свою пятилетнюю дочку возможности поиграть с друзьями за ее проступок недельный давности, она вряд ли сможет это понять и решит, что вы поступаете несправедливо.
· В-третьих, родители должны подумать о том, как часто следует использовать одно и то же «последствие». Если вы прибегаете к нему слишком часто или слишком редко, оно теряет силу своего воздействия. Если, например, каждый раз, когда ваш сын будет помогать вам по хозяйству, вы будете давать ему конфету, то первое время он будет работать не покладая рук. Однако вскоре конфеты ему наскучат, и его активность значительно ослабеет. · В-четвертых, важно обращать внимание на размер выбранного «последствия» и стараться прибегать к минимальной величине, которая, по вашему представлению, способна оказать воздействие на ребенка. Если за небольшое достижение ребенок будет получать слишком большое поощрение, этим вы избалуете его. С другой стороны, если за небольшие проступки вы будете назначать слишком серьезные «последствия», это приведет к тому, что ваш ребенок будет всегда чувствовать себя наказанным. · И наконец, ребенок должен получать награду только после того, как справится с каким-то делом. Если, например, вы позволите ему разговаривать по телефону с друзьями только после того, как он вымоет посуду, это значительно увеличит вероятность того, что посуда будет чистой. Если же ему будет разрешено звонить друзьям до мытья посуды, ближайшие несколько недель вы обречены есть с грязных тарелок!
ЕСЛИ «ПОСЛЕДСТВИЕ» НЕ РАБОТАЕТ Иногда родители сообщают нам, что, используя «последствия», им не удается изменить поведение детей. Бывает, что проблемы ребенка слишком серьезны, и родителям самостоятельно с ними не справиться. В этом случае необходимо обратиться за помощью к профессиональному психологу. Однако нередко «последствия» не работают совсем по другим причинам. Во-первых, некоторые родители используют в воспитании гораздо больше отрицательных «последствий», чем положительных. Детям это тяжело, и у них не остается ничего другого, как искать положительных переживаний где-то в ином месте. Вторая причина заключается в том, что иногда родители ожидают положительных сдвигов слишком рано. Не следует забывать, что поведение вашего ребенка складывалось не за один день, поэтому наберитесь терпения и старайтесь замечать даже самые мелкие изменения в лучшую сторону. Еще одна ошибка состоит в том, что некоторые родители путают поощрения и исконные права детей. Дети обладают неотъемлемым правом на пищу, общение и одежду. Совсем другое дело — прогулки с друзьями, телевизор, карманные деньги и другие удовольствия. Всё это относится к разряду поощрений или привилегий и может быть предоставлено ребенку с одобрения родителей и под их наблюдением. В следующей главе вы найдете список поощрений, которые можно использовать в качестве положительных «последствий» для изменения поведения ребенка. ПЛАНИРУЙТЕ ЗАРАНЕЕ Стоит заранее подумать о том, что использовать в качестве положительных и отрицательных «последствий». Ваши решения не должны стать для ребенка неожиданностью. Пусть он знает, к каким результатам приведет хорошее поведение, а к каким — плохое. Назначая ребенку «последствие», помните о следующем: · Необходимо убедиться, что ребенок точно знает, каково «последствие», и за какие действия он это «последствие» получил. · Важно быть последовательным. Недопустимо, чтобы один раз какому-то поступку соответствовали серьезные «последствия», а в другой раз — такой же поступок остался без «последствий». · Будьте кратки. Не читайте длинных нотаций, особенно маленьким детям. · Доводите дело до конца. Если вы приняли решение, что, выполнив какое-то задание, ваш ребенок должен получить поощрение, не забудьте об этом. Точно так же, если вы назначили негативное «последствие», не поддавайтесь на уговоры ребенка и выполните обещанное. Если же вы позднее почувствовали, что действовали необдуманно или поддались своему гневу и «последствие» было слишком серьезным, извинитесь перед ребенком и сделайте так, чтобы «последствие» соответствовало проступку. · Старайтесь избегать предупреждений. Предупреждения будут означать, что вы только грозитесь «последствиями». Например, вы можете сказать: «Перестаньте ссориться, а не то я отберу игру». Если дети продолжают ругаться, а вы не забираете у них игру, они поймут, что ваши угрозы ничего не стоят, и в следующий раз не будут обращать на предупреждения никакого внимания. Ваши действия потеряют свою эффективность. · Ваше поведение должно соответствовать «последствию». Если «последствие» положительно, будьте дружелюбны и полны энтузиазма. Если же ребенок своим поведением вызвал отрицательное «последствие», будьте спокойны и просто констатируйте произошедшее. Сообщая о негативных «последствиях», не следует кричать и сердиться. Увидев ваш гнев, дети будут хуже воспринимать то, что вы говорите. Если «последствия» соответствуют поступку, они учат ребенка правильно себя вести, способствуют ослаблению отрицательного и укреплению положительного поведения. Для того чтобы «последствия» достигали своей цели, необходимо соблюдать пять принципов: «последствия» должны быть важны для ребенка, они должны непосредственно следовать за его поведением, быть регулярны, соответствовать поступку по величине и быть к этому поступку непосредственно привязаны. В следующей главе мы обсудим разнообразные варианты отрицательных и положительных «последствий».
ГЛАВА 4: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ «ПОСЛДЕДСТВИЯ» Положительные «последствия» могут стать лучшим другом родителей, поскольку они направлены на стимулирование хорошего поведения детей. Иногда мы называем положительные «последствия» поощрениями. Поощрение — это то, что человеку нравится, то, что он любит. Под поощрением мы имеем в виду такие «последствия», под воздействием которых ребенок повторяет желательное поведение. Некоторым родителям кажется, что использование поощрений является своего рода подкупом или взяткой, даваемой ребенку за то, что он и так должен делать. Однако взятка — это иное. Это вознаграждение, которое дается ребенку, чтобы он перестал себя плохо вести. Когда, например, ребенок кричит и топает ногами, а мы покупаем ему шоколадку, чтобы только его унять — это взятка. Если такой подкуп будет происходить достаточно часто, ребенок всегда будет требовать награду до того, как сделает то, чего от него хотят родители. Поощрение же — естественная часть жизни. Оно является наградой за правильное поведение, поведение, которое мы хотим у ребенка закрепить. Поэтому следите за тем, чтобы ваш ребенок получал поощрение только за положительное поведение.
«ПОСЛЕДСТВИЯ», которые работают В представленном ниже списке мы попытались обобщить всевозможные варианты поощрений, к которым обычно прибегают родители для закрепления положительного поведения детей. Советуем вам использовать приведенные примеры как основу для собственного списка. Подумайте, что нравится вашим детям. Держите составленный список под рукой, чтобы при случае добавлять или изменять что-то. В конце концов вам удастся составить довольно полный перечень того, что любит ваш ребенок. Деятельность. Чем любит заниматься ваш ребенок? Играть в карты, видео- или компьютерные игры, заниматься спортом, смотреть телевизор, печь пирожки, читать?.. Вещи. Что из материальных предметов интересует вашего ребенка больше всего? Одежда, комиксы, куклы, магнитофонные записи, марки?.. Особые развлечения. Какие события приносят вашему ребенку особенную радость? Поход в кино, на футбол, в зоопарк, приход в гости друга?.. Еда. Есть ли у вашего ребенка любимая еда или напитки? Мороженое, кока-кола, сок, шоколад, конфеты, пирожные?.. Никогда не используйте в качестве «последствия» обычную еду. Недопустимо наказывать, «сажая на хлеб и воду». Каждый ребенок имеет право на нормальное питание. Говоря об использовании в качестве «последствий» еды, мы имеем в виду лакомства, которые любит ребенок, что-то «вкусненькое». Люди. С кем ваш ребенок больше всего любит проводить время? С вами, с друзьями, с бабушкой или дедушкой, с кем-то еще?
Внимание. Какие виды вашего внимания особенно дороги вашему ребенку? Он любит, когда вы обнимаете его, улыбаетесь или просто находитесь рядом? Ему нравится, когда его хвалят или говорят комплименты? А может быть, ему важно, чтобы его похлопали по плечу или поцеловали? Некоторым родителям кажется, что каждый раз, когда ребенок хорошо себя ведет, ему надо что-то покупать. Это не так. Внимание, похвала и подбадривание родителей являются самыми эффективными — и дешевыми — способами поощрения ребенка. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ «ПОСЛЕДСТВИЯ», КОТОРЫЕ НЕ БУДУТ СТОИТЬ ВАМ НИ КОПЕЙКИ:
примеры Не забудьте о тех принципах, от которых зависит эффективность поощрений: важность, немедленность, регулярность, размер и соответствие поступку. Вот несколько примеров положительных «последствий» в зависимости от поведения. Поведение: придя из школы, ваш десятилетний сын сразу сделал уроки. Поощрение: он может полчаса погулять во дворе. Поведение: ваш пятилетний сын вовремя помылся и приготовился ко сну. Поощрение: вы можете прокатить его на спине и затем почитать ему на ночь книжку. Поведение: ваши дочери хорошо играют вместе. Поощрение: можно дать им любимое лакомство, пока они будут играть. Помните, что, поощряя детей за хорошее поведение, вы тем самым увеличиваете вероятность того, что они будут его повторять. Самой действенной наградой для ребенка являются ваша похвала и внимание.
ГЛАВА 5: ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ «ПОСЛЕДСТВИЯ» « Не обязан я ничего делать и не буду!» « Подумаешь! Я и опоздала-то всегона полчаса!» «Почему я должна у себя убирать? Никто из моих друзей этого не делает!» Дети часто говорят и делают то, что не нравится их родителям. Когда это происходит, они должны убедиться, что подобное поведение влечет за собой негативные «последствия». В настоящей главе мы рассмотрим два вида таких «последствий»: одно состоит в том, что ребенка лишают каких-то привилегий или поощрений, а во втором случае он должен выполнить дополнительную работу по дому. Если ваша четырнадцатилетняя дочка возвращается домой на час позже, чем вы договаривались, можно частично лишить ее привилегии, а если это случается не в первый раз, то и отменить привилегию вовсе. Вы можете сказать ей: «Вера, ты сегодня на час опоздала и поэтому завтра должна будешь прийти домой на час раньше, чем мы договаривались». «ТАЙМ-АУТ» На детей младшего возраста очень хорошо действует кратковременная отмена привилегий. Вы можете использовать то, что мы, по аналогии со спортом, называем «тайм-аут». Это способ дисциплинировать и приводить в чувство вашего маленького ребенка, не повышая голоса и не применяя физические наказания. «Тайм-аут» означает, что ребенок должен посидеть на одном месте определенное время. Это делается так: как только ребенок совершает проступок, вы говорите ему, что он сделал неправильно и отсылаете (или ведете) его на «тайм-аут». Говорите спокойно и только один раз. Не уговаривайте его вести себя лучше, не угрожайте и не шлепайте. Постарайтесь в это время не уделять ему слишком много внимания. Найдите подходящее для «тайм-аута» место. Необязательно всегда использовать одно и то же место. Подойдет кухонный стул, диван, маленькая скамеечка или кресло. Обратите внимание на то, что это место должно быть безопасным, хорошо освещенным и расположенным вдали от таких отвлекающих вещей, как телевизор или игрушки. Прежде чем начать использовать «тайм-аут», объясните ребенку, что это такое, в каком случае «тайм-аут» будет применяться и как долго продолжаться. Вы, например, можете сказать: «Когда я попрошу тебя убрать игрушки, а ты вместо этого начнешь их разбрасывать и кричать, тебе придется пойти на кухню и посидеть там три минуты на стуле. Я поставлю будильник, и когда он зазвонит, ты можешь встать со стула». Некоторые родители предпочитают не называть ребенку точное время. В этом случае можно сказать, что он встанет со стула, когда вы ему разрешите. «Тайм-аут» длится при этом те же три минуты, только родитель сам незаметно следит за временем. После объяснения попрактикуйтесь с ребенком в том, как он пойдет и сядет на стул, если вы ему скажете. Решая вопрос о времени «тайм-аута», необходимо учитывать возраст ребенка. На каждый год жизни ребенка должно приходиться не больше минуты «штрафного» времени. Другими словами, если вашему ребенку три года, он должен оставаться на стуле не более трех минут. Для некоторых очень подвижных детей даже это время может оказаться трудным. В таком случае можно начать с более короткого времени. Постепенно, по мере того как ребенок будет учиться сидеть спокойно, вы сможете увеличить время до трех минут. Не стоит проводить «тайм-аут» дольше пяти минут. Если вам кажется, что этого времени недостаточно, или «тайм-аут» не помогает, используйте другое «последствие» или проконсультируйтесь у детского психолога. В течение «тайм-аута» ребенок должен вести себя достаточно спокойно. Если он кричит и скандалит, время «тайм-аута» нужно соответственно увеличить. Но если он только ерзает на стуле или что-то негромко говорит, то это можно признать допустимым. Помните, что таким поведением дети обычно стараются привлечь внимание родителей. Если вы будете игнорировать это, ребенок постепенно научится вести себя на «тайм-ауте» спокойно. Если, когда вы замечали время, ребенок вел себя тихо, а потом начал кричать и пререкаться, подождите, пока он успокоится. Постарайтесь, чтобы «тайм-аут» завершался, когда ребенок спокойно сидит на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|