Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурология как наука. Предмет и метод культурологического исследования

 

Культурология занимается изучением законов культуры в ее историческом развитии. Иначе говоря, культурология есть наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и личности.

Формами культуры являются система образования, наука и техника, литература, искусство и т.д. Их развитие в целом имеет противоречивый характер, ибо они, как правило, развиваются неравномерно. Успехи в одной из них могут сопровождаться отставанием или регрессом в другой. В различные периоды ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая отрасль. Например, архитектура в период средневековья, литература в Х1Хв., наука и музыка в развитии современной культуры.

Среди основных задач культурологического исследования особо выделяются следующие:

- анализ культуры как системы культурных феноменов;

- исследование ментального содержания культуры;

- выявление типов связей между элементами культуры;

- исследование типологии культур и культурных единиц;

- разрешение проблем социокультурной динамики;

- исследование культурных кодов и коммуникаций.

В истории развития мировой культуры заметны большие различия. В с этим в культурологии возникла типология культуры (от греч. typos - вид, форма и 1оgos - слово, учение, наука) - учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В исторической типологии культур можно использовать следующие принципы:

1. Географический (локализация культур в географическом пространстве);

2. Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени);

3. Национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития).

Значительное место в теории культуры занимает проблема соотношения культуры и цивилизации. Цивилизация - данное понятие происходит от латинского сivilis - гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, достижения, преимущества жизни в гражданском обществе (сivitas).

Базовые значения данного понятия лежат в представлении римлян и греков о преимуществах жизни по закону, в государстве. Государство - это общество, в котором правит закон, которому подчиняются все люди, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т. е. обладающие гражданскими правами и связанными с ними достоинствами. По мнению греков, народы, не знавшие закона и подчинявшиеся не закону, а царю (как это было у персов), были лишены добродетелей свободного человека - мужества, справедливости, человеческого достоинства. Это нечто, достигнутое обществом в ходе его социального развития, непосредственно связанного с развитием личности.

Последующее развитие понятия «цивилизация» было связано с осмыслением понятия «культура». В Новое время слово «цивилизация» начинает использоваться как синоним слова «культура» и пониматься как продукт духовного развития человечества, совокупность достижений на пути перехода от естественных к социальным формам жизни, т. е. как нечто сязанное с развитием человеческого разума и просвещения. В то же время уже в этот период (XVIII в.) начинает осознаваться противоречивость развития цивилизации, появляются идеи культурно-цивилизованной замкнутости.

В XIX в. были обоснованы и развиты основные концепции цивилизации. Одна из них принадлежит Шпенглеру, согласно взглядам которого цивилизация есть последняя (заключительная) стадия развития культуры. Еще более определенно проводит идею цивилизационной замкнутости культур Данилевский. В целом, эти два основные заключения наиболее отчетливо проявляются в современных теориях культуры: 1. Под цивилизацией, цивилизованностью понимают исторически достигнутые результаты какой-либо культуры. В плане социально-политическом, технологическом и т. д., речь идет об «оснащенности» культуры, ее политических, технологических и т. д. Достижениях. 2. Под цивилизацией понимают культуру определенного региона и определенного исторического периода. Культура (ее институты, нормы и т. д. и материальные достижения), существующие способы и формы образования, духовной жизни в целом и социальных отношений объединяются в единое целое.

Одной из особенностей теоретического рассмотрения проблем цивилизации в XX в. является повышенное внимание к проблеме кризиса современной цивилизации; перспектив технического развития и его влиянии на судьбы мировой цивилизации; взаимовлияния и взаимодействия цивилизаций как самодетерминируемых целостностей (замкнутых, самостоятельных структур).

Предметом культурологии является:

- исследование принципов функционирования культуры в обществе;

- изучение содержания и форм культуры, их пространственно-исторического и социального взаимодействия;

- осмысление универсальных общечеловеческих и самобытных локальных (местных) черт культуры;

- определение роли культуры в социальной самоорганизации общества;

- выявление особенностей культурного менталитета (мышления) общества и его локальных групп;

- исследование взаимодействия культуры с другими областями общественной жизни;

- изучение свойственного культуре плюрализма и избыточности культурных форм, их взаимодополняемости.

Определив предмет исследования культурологии, другими словами, что изучает эта наука, мы можем рассмотреть метод или то, как изучается данный предмет.

Метод культурологии:

- комплексное, системное осмысление форм социального бытия как продукта воплощения ценностных ориентаций культуры (наряду с практическими интересами людей, регулирующими жизнедеятельность общества;

- исследование культуры в сочетании ее статической типологии с динамикой традиции, пониманием культуры как актуализированной памяти общества;

- преимущественно цивилизационный подход к теории исторического процесса, понимание культуры как основного содержания истории, а истории как одной из форм описания культуры и динамики ее эволюции;

- рассмотрение общества как сложной информационной системы, где культура является основным содержанием информационных потоков и одновременно механизмом их функционирования;

- интегративный (объединенный) подход к феномену культуры, понимание единства ее содержания, воплощаемого в различных исторически детерминированных (определенных) формах и видах культурной практики (художественной, религиозной, этносоциальной, научной и др.).

Обозначив культурологию как науку, рассматривающую теорию культуры, мы должны отметить, что она имеет и практическое применение. На основе результатов культурологических исследований разрабатываются программы образования, управления, информационной и культурно-массовой работы, культуроохранной и социально-регулятивной деятельности. Культурологами проводится экспертиза любых социально значимых проектов с точки зрения их культурно-ценностной приемлемости для общества, ведется научное наблюдение за практической реализацией разработанных программ, в социально-культурной практике.

Культурология как общая теория культуры сформировалась на базе различных наук: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, археологии, антропологии и других. В самых разных областях социальных знаний и научных дисциплинах выделились специфически культурологические направления, исследующие разные, а порой одни и те же, аспекты культурной жизни общества. Эти направления обусловили оформление основных разделов культурологии: истории культуры, философии культуры, антропологии культуры, социологии культуры, психологии культуры, истории культурологии.

Философия культуры изучает сущность и значение культуры, дает ее философское осмысление разных стадий эволюции. Исследуя смысл и закономерности основных направлений культурного процесса, она рассматривает методы его познания. Философия культуры раскрывает общественную жизнь людей как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами взаимозависимости многообразных проявлений деятельности человека в различных типах культур.

Социология культуры изучает социальные аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей, закономерности функционирования культуры, их социальные аспекты. Она анализирует цели творчества в области культуры, содержание социального заказа, материальные, социальные и политические факторы, влияющие на творческий процесс. Ею исследуются социально-демографические и другие характеристики публики как потребителя культуры, их интереса, вкусы, ориентации, изучаются учреждения культуры, события культурной жизни. В поле внимания социологии культуры входят общественное мнение, художественная критика, выражающие отношение общественности к событиям культурной жизни.

Культурная антропология - это отрасль культурологии, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики его поведения. Она соприкасается с этнографией, использует данные археологии и исторической лингвистики, позволяющие объяснить роль культуры в возникновении человека, воссоздать его исторические типы. Предметом культурной антропологии служит система родовых средств человеческой жизнедеятельности, свойственный человеку способ жизни, включающий в себя: сознание, язык, изготовление орудий, использование знаков и символов, закрепление созданных ценностей и добытой информации в материализованных знаковых системах.

Психология культуры рассматривает явления душевной жизни в их культурно-историческом понимании. Это наука о психическом отражении действительности в процессе культурной жизнедеятельности человека. Она изучает внутренние психологические механизмы и закономерности культурного процесса.

Предметом исследования истории культурологии являются культурологическое аспекты человеческой мысли. Она рассматривает динамику представлений о культуре на разных этапах исторического развития, особенности тех или иных культурологических школ и учений.

История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, быта, просвещения, общественной мысли, фольклора и литературы, истории искусства. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех ее областей. Изучение истории культуры позволяет познать и выявить закономерности развития человеческого общества в целом.


Заключение

Перспективы развития культурологии как науки и как сферы практической деятельности видятся одновременно в трех направлениях.

Во-первых, на пути сближения с социологией. Понимание культуры как системы социальных технологий по выработке ценностных ориентаций общества, создание комплекса духовных принципов человеческой жизнедеятельности, инструмента самопознания и самоидентификации человеческих коллективов, системы информационно-коммуникативных полей обмена информацией и наследования социального опыта - все это формирует проблемное поле для культурологических и социологических исследований.

Во-вторых, на пути определенной экологизации культурологического знания, сближения его с некоторыми областями социальной географии, экологии, социоестественной истории, а также с поисками природно-культурной гармонии в рериховской традиции.

В-третьих, в сближении культурологии с информатикой, при необходимости понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, а информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры.


Список используемой литературы

1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М., 1999.

2. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.

3. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.

4. Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.

5. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.

6. Культурология. XX век. Антология. - М., 1995.

7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.

8. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

9. Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная наука // Общественные науки и современность. - 2005. - №1.

10. Человек и общество. / Культурология. Словарь-справочник. - Ростов - на - Дону, 1996.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...