Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология работы с кейсом в учебном процессе

МЕТОД КЕЙСОВ (case study)

История метода case study

 

Метод был впервые применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году, чьи преподаватели быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.

Кейс-метод широко используется в бизнес-обучении во всём мире и продолжает завоёвывать новых сторонников. Так, с 50-х годов двадцатого века бизнес-кейсы получают распространение в Западной Европе. Лидирующие бизнес-школы Европы INSEAD, LBS, HEC, LSE, ESADE принимают деятельное участие не только в преподавании, но и в написании таких кейсов.

В России используются не только переводные, но и кейсы, которые специально пишутся для различных соревнований. Со второй половины 2000-х гг. интерес к кейс-методу возрастает - появляются вузовские кейс-клубы (Кейс-клуб НИУ-ВШЭ, НИЯУ МИФИ, Центр карьеры НИТУ "МИСиС", РЭУ им Г.В.Плеханова, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГИМО, Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, Финансовый Университет при Правительстве РФ, Новосибирский государственный университет и др.), а также всероссийские и локальные кейс-чемпионаты.

С начала 2000-х годов кейсы широко используются в практике преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. Например, Journal Of Chemical Education регулярно публикует соответствующие методические материалы. Практика использования кейсов при обучении различным специальным дисциплинам - технологическим, туристским, медицинским - наметилась и в России

Образовательный ресурс метода Case Study

«Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий… Он «позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации»

«Хороший "кейс", как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. "Я особенно ценю в методе работы с "кейсами" независимость мышления, – говорит Питер Экман. - В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам".

Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения».

Развитие навыков:

1. «Аналитические навыки.

К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические навыки.

Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.

 

 

3. Творческие навыки.

Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки.

Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки.

В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ.

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения».

Технология работы с кейсом в учебном процессе

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

При обучении на основе кейсов «можно использовать как минимум 6 форматов дискуссии: 1) учитель- студент: перекрестный допрос; 2) учитель- студент: адвокат дьявола; 3) учитель- студент: гипотетический формат; 4) студент- студент: конфронтация и/или кооперация; 5) студент- студент: “играть роль”; 6) учитель- класс: “безмолвный” формат».

 

1. «Учитель- студент: Перекрестный допрос.

Дискуссия между преподавателем и вами. Ваше высказывание, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика ваших утверждений, поэтому будьте предельно внимательны.

 

2. Учитель- студент: Адвокат дьявола.

Обычно это дискуссия между учителем и вами, но иногда в ней могут участвовать и другие студенты. Учитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит вас (и возможно других) занять позицию адвоката. Вы должны активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, ваш личный опыт.

 

3. Учитель- студент: Гипотетический формат.

Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки вашей позиции или рекомендации. Вас попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии вы должны быть открыты для возможной необходимости видоизменять свою позицию.

 

4. Студент- студент: Конфронтация и/или кооперация.

В данном формате дискуссия ведется между студентами. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить вашу позицию, предоставив новую информацию. Вы или другой студент будете пытаться “отразить вызов”. Дух кооперации и позитивной конфронтации позволит вам научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).

 

5. Студент- студент: “Играть роль”.

Учитель может попросить вас принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.

 

6. Учитель- класс: “Безмолвный” формат.

Преподаватель может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как никто не может ответить)».


 

Плюсы (+) и минусы (-) метода кейсов

Преимущества:

А) Метод кейсов акцентирует внимание не на самом процессе обучения, а на участии в обсуждении, где преподаватели выступают в качестве модераторов, направляя дискуссию студентов соответствующими вопросами и оценивая идеи, генерируемые в аудитории. Такие групповые обсуждения подобны лабораторным занятиям в инженерных ВУЗах, что дает студентам практический опыт применения основ теоретических знаний, полученных на лекциях.

Б) Еще одна цель метода кейсов ‑ дать студентам возможность проанализировать реальные конфликтные ситуации деловой жизни, заставляя их решать проблемы, с которыми они рано или поздно столкнутся на практике, превращая их в ответственных лидеров и членов команды. И это само по себе уже является преимуществом данного метода.

В) Обсуждение в аудитории обогащается вкладом всех членов группы, которые представляют различные отрасли экономики, имея различный деловой опыт и должностные обязанности. Такой обмен идеями между членами одной группы является еще одним преимуществом метода кейсов.

Г) Если в аудитории собралась группа из 30-ти студентов, и каждый имеет хотя бы 4‑5-летний опыт работы, то суммарный опыт получится больше, чем у любого, даже самого опытного преподавателя. Хороший преподаватель и опытный руководитель, присутствующие при обсуждении, еще больше усиливают этот эффект.

Д) Несомненное преимущество метода кейсов состоит в том, что процесс обучения более эффективен тогда, когда студенты учат других или опираются на опыт других участников, чем когда они просто слушают или конспектируют.

Недостатки:

А) Кейсы могут быть слишком самодостаточными. Студенты получают полный набор информации – все, что нужно знать о ситуации в структурированном виде. В этом случае они уже не должны проводить исследований или выяснять, что проблема на самом деле в чем-то другом... Такая ситуация искусственно блокирует поиск дополнительной информации, в которой они могут нуждаться. Как студенты могут научиться справляться с недостоверной или неполной информацией, когда в представленном кейсе уже все разложено по полочкам? С другой стороны, исходные данные кейса часто, наоборот, слишком ограничены и не дают полной свободы для принятия решений.

Б) Чтобы внести вклад в обсуждение, пользуясь своим опытом, студенты должны уже иметь этот опыт работы. Поэтому на курсе программ, где нет жестких требований к предыдущему опыту работы, эффект от обмена идеями в полной мере не достигается.

В) Если студентов нужно научить чему-то действительно простому, кейсы могут занять слишком много времени.

Г) Кейс-метод не очень подходит для областей, где могут быть свои уникальные правильные ответы. Сложно, да и не нужно организовывать преподавание фундаментального курса физики с использованием метода кейсов. Считается также, что кейсы не очень эффективны в таких точных дисциплинах как финансы, бухучет, статистика и т. д.

 

 

Качественные задачи

1. Задаём вопрос (Учитель-студент): Целесообразно было ли вступать в войну Российской империи в 1914 г.? Учащийся отвечает на поставленный вопрос, приводит свои аргументы. Преподаватель в свою очередь задаёт ещё ряд наводящих вопросов проверяя логику приведённых аргументов (Была ли угроза гос-ву со стороны Германии, Было ли выгодна война в принципе и т.д.)

2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...