Мартыновой. Башилову. Кропоткиной. Щербатовой. Булгакову. Сабуровой. Уваровой. Стихотворения 1832 года
Мартыновой Печатается по автографу – ИРЛИ, оп. 1, № 4 (тетрадь IV), л. 16. Впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1859, т. 125, № 7, отд. I, стр. 55). Датируется последними днями 1831 года по положению в тетради IV. Мадригал адресован одной из сестер Н. С. Мартынова – убийцы Лермонтова. Вернее всего, он обращен к Елизавете Соломоновне (род. в 1813 году) или Екатерине Соломоновне (род. в 1813 году).
Додо Печатается по автографу – ИРЛИ, оп. 1, № 4 (тетрадь IV), л. 16. Впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1859, т. 125, № 7, отд. I, стр. 55). Датируется последними днями 1831 года по положению в тетради IV. Додо – Евдокия Петровна Сушкова, впоследствии Ростопчина (1811–1858), поэтесса, друг Лермонтова. «Талисман», упоминаемый в мадригале, – название стихотворения Ростопчиной, напечатанного П. А. Вяземским в альманахе «Северные цветы» на 1831 год.
Башилову Печатается по автографу – ИРЛИ, оп. 1, № 4 (тетрадь IV), л. 15. Копия – ИРЛИ, оп. 4, № 26 (тетрадь I В. X. Хохрякова), л. 3, под заголовком: «A Son Ex< cellence> М-г Ваchiloff» («Его превосходительству г-ну Башилову». – Франц. ). Впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1859, т. 125, № 7, отд. I, стр. 55–56). Датируется последними днями 1831 года по положению в тетради IV. Александр Александрович Башилов (1777–1847) – тайный советник, сенатор, в 1831 году – директор комиссии строений в Москве.
Кропоткиной Печатается по автографу – ИРЛИ, оп. 1, № 4 (тетрадь IV), л. 16 об. Автограф зачеркнут. Впервые опубликовано в Соч. под ред. Висковатова (т. 1, 1889, стр. 56). Датируется последними днями 1831 года по положению в тетради IV. Какая Кропоткина имеется в виду, не установлено. Возможно, это племянница князя А. П. Кропоткина, Елизавета Ивановна, тогда невеста, а впоследствии жена Тиличеева, товарища Лермонтова по Московскому университету.
Щербатовой Печатается по автографу – ИРЛИ, оп. 1, № 4 (тетрадь IV), л. 16 об. Копия – ИРЛИ, оп. 4, № 26 (тетрадь В. X. Хохрякова), № 3, под заголовком «A la Princesse A. Tcherbatoff». («Княжне А. Щербатовой». – Франц. ) Впервые опубликовано в «Русск. мысли» (1882, № 2, стр. 174). Датируется последними днями 1831 года по положению в тетради IV. Княжна Анна Александровна Щербатова (1808–1870), в 30-х годах – фрейлина, в воспоминаниях и письмах современников упоминается как одна из красивейших женщин современной Лермонтову Москвы.
Булгакову Печатается по автографу – ИРЛИ, оп. 1, № 4 (тетрадь IV), л. 16 об. Впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1859, т. 125, № 7, отд. I, стр. 56). Датируется последними днями 1831 года по положению в тетради IV. Константин Александрович Булгаков (1812–1862) – сын московского почт-директора А. Я. Булгакова, впоследствии гвардейский офицер, гуляка и повеса, пользовавшийся особой благосклонностью вел. кн. Михаила Павловича. Лермонтов учился с Булгаковым в Московском благородном пансионе, где возникло впервые то неприязненное отношение к Булгакову, которое с такой резкостью звучит в эпиграмме. Незадолго до написания эпиграммы, 11 ноября 1831 года, К. Булгаков, как лучший танцор, был выбран с пятью товарищами на бал к князю С. М. Голицыну. В одном из своих писем А. Я. Булгаков извещал брата об успехах сына: «Когда Костя танцовал французскую кадриль, то государь глядел на него и сказал, кажется, Олсуфьеву: C'est le seul de tous ces messieurs, qui dance bien et qui soit bien tourn& #233; ». («Из всех этих господ нет ни одного, кто бы так легко танцовал и был бы так строен». – Франц. ) («Русск. архив», 1902, кн. 1, стр. 138). Возможно, что именно этот эпизод имел в виду Лермонтов, когда писал:
Недавно в платье Арлекина Ты молодецки танцовал…
Образ К. А. Булгакова послужил прототипом для фигуры Углакова в романе А. Ф. Писемского «Масоны» (1880).
Сабуровой Печатается по автографу – ИРЛИ, оп. 1, № 4 (тетрадь IV), л. 16 об. Впервые опубликовано в «Русск. мысли» (1882, № 2, стр. 173). Датируется последними днями 1831 года по положению в тетради IV. Какая Сабурова имеется в виду, не установлено.
Уваровой Печатается по автографу – ИРЛИ, оп. 1, № 4 (тетрадь IV), л. 17. Впервые опубликовано в «Русск. мысли» (1882, № 2, стр. 173). Датируется последними днями 1831 года по положению в тетради IV. Какая Уварова имеется в виду, не установлено.
Вы не знавали князь Петра… Печатается по автографу – ИРЛИ, оп. 1, № 4 (тетрадь IV), л. 17. Впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1859, т. 125, № 7, отд. I, стр. 56). Датируется последними днями 1831 года по положению в тетради IV. Эпиграмма относится к князю Петру Ивановичу Шаликову (см. примечание к «Эпиграммам» 1829 г. ). В одном из номеров издававшегося Шаликовым «Дамского журнала» (1832, ч. 37, № 3, стр. 46–48) помещен отчет о том самом маскараде, на котором Лермонтов читал свои мадригалы.
Стихотворения 1832 года
Люблю я цепи синих гор…
Люблю я цепи синих гор, Когда, как южный метеор, Ярка без света и красна Всплывает из-за них луна, Царица лучших дум певца И лучший перл того венца, Которым свод небес порой Гордится, будто царь земной. На западе вечерний луч Еще горит на ребрах туч И уступить всё медлит он Луне – угрюмый небосклон; Но скоро гаснет луч зари… Высоко месяц. Две иль три Младые тучки окружат Его сейчас… вот весь наряд, Которым белое чело Ему убрать позволено. Кто не знавал таких ночей В ущельях гор иль средь степей? Однажды при такой луне Я мчался на лихом коне, В пространстве голубых долин, Как ветер, волен и один; Туманный месяц и меня И гриву и хребет коня Сребристым блеском осыпал; Я чувствовал, как конь дышал, Как он, ударивши ногой, Отбрасываем был землей; И я в чудесном забытьи Движенья сковывал свои, И с ним себя желал я слить, Чтоб этим бег наш ускорить; И долго так мой конь летел… И вкруг себя я поглядел: Всё та же степь, всё та ж луна: Свой взор ко мне склонив, она, Казалось, упрекала в том, Что человек с своим конем Хотел владычество степей В ту ночь оспоривать у ней!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|