Требования к помещениям общественного назначения
Состав помещений и требования к размещению приемно-вестибюльной группы, помещений торгового и бытового обслуживания. Дизайн интерьера. Проектирование лобби-бара. Требования к размещению оборудования, торгового зала, ассортименту продукции Вестибюльная группа помещений
В состав гостиниц (в соответствии с МГСН 4-16-98) могут входить следующие группы помещений и служб: приемно-вестибюльная, жилая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, медицинского обслуживания, бытового обслуживания, предприятий питания, предприятий торговли, деловой деятельности, администрации и служб эксплуатации, помещений обслуживания, встроено - пристроенных предприятий и учреждений. Наличие жилой и приемно-вестибюльной групп помещений является обязательным. Состав дополнительных помещений, повышающих комфорт гостиницы, не нормируется и принимается в соответствии с заданием на проектирование или с проектом.
Приемно-вестибюльные помещения
Рекомендуемые состав и площади помещений приемно-вестибюльной группы приведены в таблице 1. Вестибюльная группа помещений. Основные функции этих помещений – прием, оформление и размещение клиентов, хранение их багажа, расчеты с проживающими, выдача справок по гостинице, выполнение услуг по обеспечению проживающих билетами в зрелищные предприятия города, а также на авиа и железнодорожный транспорт, вызов такси, аренда (прокат) автомашин, иногда заказ и бронирование номеров в гостиницах других городов – страны, выполнение почтово-телеграфных услуг, денежные операции. В связи с этим в состав вестибюльной группы помещений входят: вестибюль, бюро приема и регистрации, бюро бронирования, пункт оперативной и факсимильной связи, комнаты дежурного персонала, служебный санитарно-гигиенический блок, комната дежурного администратора, сейфовая, швейцарская и помещения носильщиков, камера хранения, помещения охраны, помещения посыльных, отделения связи, телефонный переговорный пункт междугородной связи, отделения банков, пункт обмена валюты, бюро обслуживания (включая кабинет заведующего, операционный зал, комнату переводчиков, стенографов, машбюро, бюро множительной техники, кассы и др.), гардероб, помещения портье, багажный вестибюль, кладовая уборочного инвентаря и медпункт.
Набор и площади этих помещений во многом зависят от назначения гостиницы, ее вместимости и комфортабельности. Вестибюль – помещение многофункциональное. В нем расположен главный вход в гостиницу, осуществляется прием и оформление клиентов, расчеты с проживающими. Через вестибюль по вертикальным коммуникациям – лестницам и лифтам – проживающие и посетители гостиницы попадают на жилые этажи, иногда через вестибюль проходят в предприятия общественного питания (ресторан, кафе, бар), в конференц-зал и т.д. Часто вестибюль используют для встреч и отдыха. Планировочное решение вестибюля каждой гостиницы индивидуально. Решаются вестибюли компактными, вытянутыми вдоль фасада здания или имеющими глубинную или смешанную композицию. Вокруг вестибюля или вблизи него располагают основные помещения вестибюльной группы. Приемы их взаиморасположения различны: они могут размещаться вдоль одной, двух или трех сторон вестибюля. Во всех случаях размещения помещений должно быть таким, чтобы максимально сократить перемещение потоков движения клиентов и персонала по вестибюлю. Бюро приема и регистрации – рабочее место сотрудников гостиницы, занятых приемом и оформлением гостей. Вблизи от бюро приема и регистрации для удобства заполнения документов размещают кресла и столы. За стойкой бюро предусматривают небольшие комнаты, где располагают шкафы для документов, сейфы для ценных бумаг и т.д.
Обычно в вестибюле организуют специальную зону отдыха и ожидания, которую размещают вне основных потоков движения, где располагают мебель для отдыха. Отделения связи и отделения банка обычно размещают в самом вестибюле либо в изолированном помещении, удобно связанном с вестибюлем. Камера хранения служит для хранения ручной клади и оборудуется стеллажами. Ее размещают вблизи вестибюля, нередко смежно с гардеробом, что позволяет одному сотруднику совмещать функции гардеробщика и дежурного в камере хранения. В гостинице при вестибюле предусматривают помещения для швейцаров и подносчиков багажа, а также помещения для временного хранения багажа, доставляемого в гостиницу при переезде клиентов.
Требования к помещениям общественного назначения Приемно-вестибюльные помещения 5.1. Рекомендуемые состав и площади помещений приемно-вестибюльной группы приведены в Приложении 2. 5.2. В вестибюле гостиницы следует, как правило, выделять входную зону, зоны приема (регистрации гостей и оформления документов), ожидания, отдыха и сбора организованных групп, информации, установки телефонов-автоматов, банкоматов и торговых киосков, входа в предприятия питания и бытового обслуживания, коммуникационную зону (с лифтовыми холлами). Допускается частичное взаимопроникновение функциональных зон без нарушения системы коммуникаций вестибюля. Зона ожидания, отдыха и сбора организованных групп не должна быть проходной.
Помещения бытового обслуживания и торговли предусматриваются в составе гостиниц в соответствии с их вместимостью и категорией: ♦ парикмахерская — 0,25 кв. м на одного проживающего в гостиницах на 50—200 мест (предусматривается для трехзвездочных гостиниц и более высоких категорий). В четырех- и пятизвездочных гостиницах следует проектировать парикмахерскую-салон с косметическим кабинетом, помещениями для массажа, маникюра и педикюра и проч.; ♦ комплексный приемный пункт (для мелкого ремонта одежды, химчистки, стирки и глажения и т. п.) — 12 кв. м при вместимости 50—300 мест, 18 кв. м при наличии 301—500 мест;
♦ билетные кассы на транспорт, театральные и на другие культурные и спортивные мероприятия — 3 кв. м на одну кассу; ♦ торговые точки — 3—4 кв. м на один киоск. Помещения бытового обслуживания следует проектировать обособленными и размещать непосредственно при вестибюле гостиницы. При торговых киосках различного назначения нужно предусматривать подсобные помещения из расчета не более 3,0 кв. м на киоск, располагаемые вне общественных зон гостиницы. Площади помещений приемно-вестибюльной группы (м2)
Лобби-бар (от англ. Lobby – «вестибюль») располагается на первом этаже гостиницы, недалеко от стойки администратора. Как правило, лобби-бары открыты круглосуточно. Кроме контактной барной стойки, в зоне лобби-бара обычно находится мягкая мебель, дополняемая кофейными столиками и стульями. Лобби-бары организуют в изолированных помещениях или на территориях, выделенных из холлов гостиниц с помощью колонн, растений, фонтанов. Специфика расположения лобби-бара создает определенные преимущества в его оформлении и освещении: панорамные окна, принятые в холлах гостиниц, - это яркий декоративный элемент и естественное освещение большую часть суток. Лобби-бар ориентирован на обслуживание не только постояльцев отеля, но и посетителей, в нем не проживающих. Он является местом встреч и ожиданий. Посетителям баров предлагают развлечения, самые распространенные среди которых пресса, живая музыка и телевизор. В ассортименте лобби-бара, как правило, представлены кондитерские изделия, закуски, десерты, крепкие, слабоалкогольные и безалкогольные напитки. Особое место в меню отводится чаю и кофе. Посетители лобби-бара обычно не делают больших заказов, поэтому здесь могут устанавливаться цены выше средних. Высокие цены объяснимы уже самим статусом места и не вызовут негативной реакции, если их поддержать эксклюзивностью ассортимента и сервировкой. В целом же, лобби-бар должен поддерживать и подтверждать класс гостиницы, в которой находится. Идеальный дизайн лобби-бара. Какой он? Какая должна быть мебель? Какие сложности возникают при проектировании и оформлении лобби-бара? Что насчет минимального набора оборудования? Лобби-бар служит местом для кратковременного отдыха гостей и бизнес-переговоров. Какие особенности учитывают в связи с этим при его проектировании? Что должно включать меню и какая должна быть его ценовая политика? Есть ли какие-то специальные требования к персоналу? Требования к устройству И оборудованию помещений 3.1. Требования к составу и площадям помещений приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам. 3.2. В помещении организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, должно быть выделено помещение, либо специальное место для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментов, оборудованное раковиной с подводкой горячей и холодной воды. 3.3. Кабинеты - косметический, педикюра, массажа, солярий, пирсинга, татуажа - должны размещаться в отдельных помещениях. 3.4. Допускается размещение отдельных рабочих мест для маникюра в помещениях общественных зданий, в том числе торговых центров, при соблюдении гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата. 3.5. Допускается совмещение в одном изолированном кабинете площадью не менее 9 м [2] при совмещении выполнения услуг маникюра и педикюра при условии организации одного рабочего места мастера маникюра-педикюра. 3.6. В педикюрных кабинетах должно быть не менее 2-х ванн для ног с подводкой горячей и холодной воды и отдельная раковина для мытья рук. Допускается наличие одной ванны с использованием одноразовых вкладышей. 3.7. В косметических кабинетах допускается организация до 3 рабочих мест при условии их изоляции перегородками высотой 1,8 - 2,0 м. 3.8. Рабочие места оборудуются мебелью, позволяющей проводить обработку моющими и дезинфицирующими средствами. 3.9. Рабочие места парикмахеров оборудуются креслами, туалетными столами с раковинами для мытья волос. При наличии отдельного помещения или специального места для мытья волос допускается установка туалетных столиков без раковин. 3.10. Парикмахерские должны иметь подсобные, вспомогательные и бытовые помещения (гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи, санузлы, кладовые), а также помещения или место для хранения инвентаря, мусора и остриженных волос. 3.11. Допускается совмещение комнаты приема пищи с гардеробной для персонала при численности работников в смене менее 10 человек, а также совмещение вестибюля с гардеробом для посетителей и залом ожидания. 3.12. Помещения для хранения чистого белья и парфюмерно-косметических средств оборудуются стеллажами или шкафами; для грязного белья - емкостями с крышками, покрытие которых позволяет проводить их мытье и дезинфекцию. 3.13. На рабочем месте допускается хранение парфюмерно-косметической продукции, используемой в течение рабочей смены, с учетом соблюдения требований к условиям хранения, указанным в инструкции по применению. 3.14. Постижерные работы должны проводиться в изолированном помещении, площадь которого и набор оборудования принимаются с учетом объема и характера проводимых работ и должна быть не менее 4,5 м2 на одно рабочее место. В [13, с. 250-260] подробно описаны основные требования, предъявляемые к устройству торгового зала. Рассмотрим их подробнее. Торговый зал — часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Он является основным помещением магазина. Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать его функциям и разрабатываться с учетом следующих требований: • обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков; • создания условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей; • удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования; • эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования; • обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров; • создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания. Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине. Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1; 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка колонн. Чем больше расстояния между колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования. Величина сетки колонн зависит от площади торгового зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн 6x6, 6x9, 6х12м. При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла. В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки. Всю площадь торгового зала можно условно разделить на: • установочную площадь; • площадь проходов для покупателей и перемещения товаров; • площадь рабочих мест обслуживающего персонала; • площадь контрольно-кассового узла. Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале, а также площадь для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей площади торгового зала. (см. гл. 3) Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади (см. главу 3). Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению. Этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации. Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь. Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают так: Кэксп. = Sэксп. / Sт.з. где Кэксп — коэффициент экспозиционной площади торгового зала; Sэксп — экспозиционная площадь магазина, м2; Sт.з., — площадь торгового зала, м2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|