Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лодка успела сделать три выстрела и добиться двух попаданий, но неожиданно танкер принял бой и начал активно отвечать, что заставило Цаппа отказаться от атаки.

Отбившись от немецкой подводной лодки танкер в тот же день прибыл в Тринидад и после косметического ремонта отправился в Нью-Йорк для капитального ремонта, вернувшись в строй в августе 1942 года.

Расстреляв все торпеды и испытывая нехватку горючего, U-66 отправилась домой. Патруль окончился чрезвычайно успешно. Было потоплено 6 судов тоннажем 44 тыс. тонн.

17 мая U-66 заправилась от немецкого корабля снабжения «Макс Альбрехт» в испанской Эль-Ферроле и 27 мая прибыла в Лорьян, пробыв в походе 68 дней.

21 июня Цапп сдал командование лодкой и был назначен командиром 3-й флотилии в Ла-Рошели. К этому времени на его счету было 5 походов, 16 потопленных кораблей тоннажем свыше 100 тысяч тонн. После высадки союзников во Франции летом 1944 года, он возглавил полк морской пехоты «Цапп» который защищал базу до самого конца войны в мае 1945 года. 1 января 1945 года ему было присвоено звание фрегаттен-капитана. После капитуляции Цапп провел более двух лет во французском плену и умер в возрасте 60 лет в 1964 году.

Новым командиром лодки стал капитан-лейтенант Фридрих Маркворт, 27 лет, награждённый Железным крестом 2-го класса и боевым знаком подводника. На фотографии 1943 года он запечатлён с уже полученным Рыцарским крестом.

Маркворт начал свою военно-морскую карьеру в апреле 1934 года. Служил на легком крейсере «Кенигсберг» и тяжелом крейсере «Блюхер». В июле 1940 года был переведён в подводный флот и в качестве вахтенного офицера совершил два патруля на U-103 под командованием кавалера Рыцарского креста Вернера Винтера. Так что к моменту назначения Маркворт был не новичком в море и с блеском доказал это в своём первом походе.

Итак, 23 июня 1942 года U-66 вышла из Лорьяна в свой 6-й боевой поход, чтобы присоединиться к другим девяти лодкам IX серии, вновь достигших берегов Америки летом 1942 года. Шесть из них отправились на патрулирование впервые, большая часть из германских баз. Наличие подводных танкеров позволило им доплыть до Америки без захода во Францию. Самой опытной лодкой была U-66 Маркворта. Ей было дано задание выставить мины в порту Кастрис на острове Санта-Лючия, где американцы построили военно-морскую базу для контроля над соседней Мартиникой.

Кроме шести мин, на борту U-66 находилось 19 торпед — 13 внутри лодки и 6 в контейнерах на палубе. На случай, если бы по пути к Карибскому морю Маркворт встретил караван судов, все шесть торпедных аппаратов лодки были заранее заряжены. Так и произошло.

Первой жертвой Маркворта стал одиночный югославский 6300-тонный транспорт «Триглав». Вечером 9 июля он был торпедирован и быстро затонул в 930 милях к юго-востоку от Бермудских островов. Экипаж (за исключением двух погибших) покинул судно в двух спасательных шлюпках. U-66 всплыла, подводники допросили капитана о судне и грузе. Оказалось, что «Триглав» вёз 9000 тонн марганцевой руды. После этого лодка немедленно покинула район потопления судна. 19 членов экипажа транспорта были спасены испанским транспортом, а вот вторая шлюпка с 22 югославами пропала без вести в море.

Потопленный U-66 югославский «Триглав»

Израсходовав две торпеды, Маркворт зарядил каждый из опустевших торпедных аппаратов тремя минами.

Около полуночи 20 июля Маркворт оказался у входа в порт Кастрис и смело проскользнул в него вслед за небольшим судном. Оставаясь на перископной глубине, он установил шесть мин TMB и вернулся в открытый океан.

29 июля на одной из мин подорвался катер Береговой охраны США. Никто не пострадал, но власти немедленно закрыли порт и вызвали минный тральщик. 2 августа жертвами минной постановки U-66 стали британские торпедные катера MTB-339 и МТВ-342, получившие повреждения.

Оставшиеся мины были обезврежены минными тральщиками. 9 августа порт Кастрис вновь открылся для судоходства. Несмотря на то, что мины, выставленные Марквортом, не причинили особого вреда, если не считать потрепанных нервов противника, его патрулирование оказалось исключительно продуктивным.

Рано утром 26 июля с U-66 заметили у берегов Бразилии одиночный 5000-тыс. бразильский транспорт «Tamandaré» и торпедировали его двумя торпедами. Спустя 40 минут «бразилец» затонул кормой, унеся на морское дно 6600 тонн генеральных грузов, в том числе кофе. Четыре члена экипажа погибли. Оставшиеся в живых покинули корабль в двух спасательных шлюпках и были спасены американским сторожевиком после того, как их заметили с патрульного самолёта.

В 00.40 28 июля в 90 милях к юго-востоку от Барбадоса Маркворт атаковал одиночный 5000-тыс. британский транспорт «Weirbank» (капитан Дэвид Александр Баннер Рид). Получив торпеду шедший на балласте «британец» остановился и затонул через 37 минут. Один из членов экипажа погиб. Капитан, 55 членов экипажа и десять артиллеристов благополучно спаслись (на фото ниже)

Вечером 6 августа в 180 милях к востоку от Тобаго Маркворт потопил небольшой 750-тонный польский транспорт «Розеве» (капитан Левандовски, груз – 814 тонн, в том числе резина и какао). Торпеда попала в правый борт судна, уничтожив шлюпки и выведя из строя радиостанцию. Два члена экипажа погибли, а еще один был выброшен взрывом за борт и утонул. Оставшиеся в живых 15 моряков немедленно покинули корабль. U-66 всплыла и, подойдя к уцелевшей шлюпке, взяла в плен капитана.

Самое интересное, что за несколько часов до этого, «Розеве» сумел отбиться от надводной атаки находившейся неподалёку U-155 (командир Адольф Пининг). Пининг атаковал транспорт палубным орудием с расстояния 6 км, но поляки начали активно отвечать и немцы бросили опасное занятие. Торпеду на такую мелочь Пининг пожалел.

Следующие три недели прошли впустую. Зато 28 августа, находясь восточнее Тринидада, Маркворт обнаружил новый конвойный путь между Тринидадом и Кейптауном. Три дня, 29-31 августа, стали исключительно удачными для команды лодки, принеся ей богатую добычу.

Вечером 28 августа в 350 милях к северу от Кайены (Французская Гвиана) Маркворт заметил в дождевом шквале одиночный 5300-тыс. американский транспорт «Топа Топа» (капитан Кларенс Эдвард Маккой, 6500 тонн генеральных грузов, в том числе автомобили, самолёты и 800 тонн бензина в бочках для английских войск в Египте). От первой атаки транспорт ловко увернулся и его удалось потопить только ночью 29 августа. От попадания двух торпед, «американец» загорелся и уцелевший экипаж (35 человек) покинул его на трёх спасательных шлюпках. Капитан, два офицера, 15 члена экипажа и семь артиллеристов погибли. Подойдя к шлюпкам, немцы забрали на борт одного офицера, допросили его о названии судна, грузе и пути следования, а затем высадили обратно. Оставшиеся в живых были спасены на следующий день британским транспортом.

Утром 30 августа U-66 атаковала и потопила двумя торпедами панамский транспорт «Сир Хуан» (6000 брт, капитан Азель Бронер). Транспорт был гружен 5000 тоннами марганца и хромовой руды, 1004 тоннами сизаля, 1623 тоннами генеральных грузов, в том числе, асбеста и трофейными поврежденными итальянскими и немецкими танками на палубе. (На фото). Немцы допросили выживших одной из шлюпок и ушли. Весь экипаж в 46 человек вскоре был спасен.

Вечером того же дня в 375 милях к востоку от Тринидада U-66 обнаружила американский транспорт «Уэст Лэшеуэй» (5637 тонн, капитан Бенджамин Богдан, груз - 7670 тонн олова, меди, какао-бобов и пальмового масла). Маркворт атаковал его двумя торпедами. Они были замечены вахтой слишком поздно и обе попали в цель. Тяжело гружённый транспорт перевернулся на правый борт и затонул в течение одной минуты. Экипаж и девять пассажиров (в том числе две миссионерские семьи с детьми) оказались за бортом.

Уцелевшие разместились на четырёх плотах и остались вместе в течение трех дней, пока шторм не разбросал плоты. В результате 38 человек погибли, спаслось только 18.

Днём 31 августа в 390 милях к востоку от Тринидада Маркворт встретил одиночный британский танкер «Уиномак» (8621 тонна, капитан Эдгар Харрисон, груз – 12500 тонн мазута). Танкер имел несчастье отстать от конвоя TRIN-3. Получив торпеду неудачливый «британец» быстро затонул вместе с капитаном и 29 членами экипажа. 21 человек спаслись и были доставлены в Тринидад.

Британский танкер «Уиномак»

 

Последней жертвой U-66 в походе стал крупный шведский транспорт «Пайпинг», потопленный 9 сентября в Саргассовом море в 750 милях к северо-востоку от Барбуда. Маркворт решился потопить нейтрала, потому что он не нёс положенного освещения и не числился в списке судов, зарегистрированных для торговли с нейтральными странами. Истратив на потопление «шведа» 4 торпеды, немцы забрали из шлюпок капитана и главного инженера для допроса. Выяснилось, что «Пайпинг» шёл из Буэнос-Айреса в Нью-Йорк, имел водоизмещение 6390 тонн и имел 9950 тонн генеральных грузов, в том числе шерсть, шкуры, красители и жиры. Через час оба пленника были высажены обратно в шлюпки. За исключением трёх погибших при взрыве, остальной экипаж в 31 человек был спасён спустя неделю.

 

Расстреляв все торпеды, U-66 взяла курс домой. Патруль оказался исключительно успешным и очень долгим – 99 дней. Было потоплено 9 кораблей общим тоннажем почти 50 тысяч тонн. Поход стал самым результативным в карьере U-66, заняв 9-е место среди других лодок в 1942 году.

Успех был несколько омрачен гибелью одного из членов экипажа, похороненного в море 13 сентября. К концу сентября главный инженер Ольшевски рассчитал, что лодка имела недостаточно топлива, чтобы возвратиться в Лорьян. Тем более что последние приказы штаба предписывали лодкам пересекать Бискайский залив, где резко активизировалась британская авиация, на полной скорости.

Согласно плану, лодка должна была произвести дозаправку от подводного танкера U-460. Перед началом этой операции Маркворт запросил традиционные 25 кубометров топлива, с чем командир подводного танкера Шнорр и согласился, по крайней мере, оба командира решили, что поняли друг друга. Однако экипаж U-460 допустил ошибку и влил в баки U-66 вместе с 16 кубометрами топлива девять кубометров забортной воды. После того, как ошибка была обнаружена, Маркворт был вынужден войти в испанский порт Эль-Ферроль и ночью 26 сентября произвести дозаправку во второй раз от «интернированного» немецкого танкера «Макс Альбрехт», на борт которого с лодки U-66 был переправлен тяжело заболевший матрос Гельмут Эрлихманн.

Маркворт получил с танкера недостающие 15 кубических метров дизельного топлива (мощные насосы танкера перекачали их буквально в течение часа), а также некоторое количество яблок и фруктовых консервов. Почти весь экипаж подводной лодки поднялся на борт танкера для праздничного ужина, тем более что несколько месяцев назад они уже были здесь гостями.

Лодка прибыла во Францию 29 сентября. Эрлихманн, оставленный в Испании, вскоре выздоровел и вернулся во Францию как раз к началу следующего патрулирования своей лодки.

Весь октябрь 1942 года экипаж лодки отдыхал после трудного похода. Многие получили отпуска, а главный инженер лодки обер-лейтенант Ольшевски за свои заслуги был награждён Железным крестом 1-класса.

Произошли перестановки среди офицерского состава. Первый вахтенный офицер обер-лейтенант Карл Зибойд отправился на курсы подготовки командиров. До конца войны он командовал U-554 и U-3504, но боевых походов не совершал, что в итоге и спасло ему жизнь.

На место первого вахтенного был прислан обер-лейтенант Хеймар Ведемейер. Летом 1942 он обучался в торпедной школе во Фленсбурге, а затем был направлен на U-66, чтобы совершить один боевой патруль перед дальнейшим повышением. Сослуживцы отмечали его некоторую нервозность и соответственно не считали надёжным в критических ситуациях.

Это фото часто выдают за приём U-66 в состав флота в январе 1941 года. Однако командир лодки здесь явно не Цапп, а Маркворт. Снимок скорее всего сделан летом или осенью 1942 года в Лорьяне.

 

С конца 1942 г., в связи с нарастающей активностью союзной авиации, началось усиление зенитного вооружения на всех немецких лодках. 37-мм автомат переносился с палубы на специальную платформу — "Wintergarten" позади рубки (под которой хранились две дополнитель­ные торпеды); вместо одноствольного 20-мм автомата стали устанавливать спаренный или счетверённый; 105-мм орудие как правило снималось, но на U-66 его предпочли оставить, так как лодка действовала в удалённых районах, где орудие могло очень и очень пригодиться.

9 ноября 1942 года U-66 вышла в свой 7-й патруль. К этому времени усиление британских сил противолодочной обороны явилось особенно заметным в Бискайском заливе и в водах к северу от Британских островов. Противник постоянно держал в этих водах специальные противолодочные группы, а небо буквально кишело самолетами.

В 20.50 10 ноября детектор уловил радиолокационный сигнал британского самолёта и лодка совершила экстренное погружение. Однако не закрытый вентиляционный клапан (результат расслабленности экипажа после длительного отдыха) привел к поступлению воды в лодку и вызвал пожар. Вода быстро достигла аккумуляторной ямы, что вызвало выделение газообразного хлора.

Повреждённая лодка была вынуждена всплыть и в 21.20 попала под удар «Веллингтона» (172-эскадрилья RAF), который осветил её прожектором Ли и сбросил четыре глубинные бомбы, одновременно обстреляв с кормового пулемёта. Мощные взрывы подбросили корпус U-66 почти на метр из воды, вывели из строя воздушный компрессор, электродвигатели и руль. Самолет не имел больше глубинных бомб и был вынужден вернуться на базу. Серьёзно поврежденная лодка на следующий день, под прикрытием истребителей дальнего радиуса действия Ю-88 и вооруженных траулеров, «дохромала» до Лориана.

И хотя очередной поход окончился, не успев начаться, Маркворт получил 10 ноября Железный крест 1-го класса. Лодка ремонтировалась до Нового года, получив в качестве усиления дополнительное 37-мм зенитное орудие.

В свой 8-й поход U-66 вышла 6 января 1943 года, причём с необычным заданием. На борту находился агент абвера француз Жан-Мари Лалларт, которого необходимо было высадить на побережье Мавритании в районе мыса Кабо Бланка. Затем лодке предстояло действовать у берегов западной Африки.

20 января Лалларт на надувной лодке в сопровождении ботсмаата Вагнера и матросеноберефрейтера Дашки отправился к африканскому берегу. 13 часов Маркворт ждал обратно своих людей, но они так и не прибыли. Море было неспокойным. Маркворт решил, что ждать больше бессмысленно и, доложив о случившемся, ушел в открытое море.

10 дней спустя штаб уведомил Маркворта, что вся троица попала в плен к французским властям Виши. А так как двое из трёх пленных оказались немцами, французы уведомили об этом немецкие власти.

Тем временем Дениц создал волчью стаю (12 боевых субмарин и «дойная корова» U-461), куда 27 января вошла и U-66. Среди коллег Маркворта по «стае» были такие известные подводники, как Швантке на легендарной U-43, Позер на U-202, Баргштен на U-521.

1 февраля U-66 первой из стаи добилась некоторого успеха, потопив артиллерийским огнём (выпущенная торпеда прошла мимо) маленькое французское рыболовное судно «Джозеф Элиза». Один из рыбаков погиб, 11 спаслись. Неясно, чем руководствовался Маркворт, топя несчастное судёнышко в 113 брт. После этого успеха лодка отправилась к Бермудским островам.

14 февраля Маркворту исполнилось 28 лет.

Днём 27 февраля юго-восточнее Бермудских островов U-66 потопила отставший от конвоя ON-165 4300-тыс. британский транспорт «Санкт-Маргарет» (капитан Даниэль Сидней Дэвис, 6000 тонн генерального груза и угля). Оставшиеся в живых (в экипаже было трое погибших) были допрошены, капитан был взят в плен. Остальной экипаж через несколько дней был спасен и доставлен на Бермуды.

1-17 марта лодка действовала в составе новой группы «Тюммлер» (6 лодок). Правда успехов Маркворт не добился и 24 марта возвратился в Лорьян с двумя победами. Пленный британский капитан был доставлен в лагерь военнопленных.

Фотография датирована мартом 1943 года. На ней предположительно запечатлён Маркворт, который после возвращения из похода обходит оркестр и почетный караул. Сомнение вызывает Рыцарский крест на шее командира, которого на тот момент Маркворт не имел.

После похода первый вахтенный офицер Хейман Ведемейер покинул лодку и был отправлен на курсы командиров. Летом 1943 года он возглавил «семёрку» U-365, с которой действовал в Северном Ледовитом океане до осени 1944 года, совершив в общей сложности 7 походов. Особых успехов он не добился, но пережил войну и благополучно скончался в 1998 году в возрасте 92 лет.

7 апреля, спустя всего две недели после возвращения на базу, U-66 отправилась из Лорьяна в свой 9-й поход.

5 мая Деницем была создана группа, в которую помимо лодки Маркворта, вошли ещё 8 лодок. Успехов «стая» не добилась и 10 мая была расформирована.

Благополучно пережив тяжелейший «Чёрный май», U-66 добралась до берегов США. Летом 1943 года действовать в этом районе было уже совсем небезопасно. По сравнению с зимой и летом 1942 года обстановка изменилась кардинально и добиваться успеха стало гораздо труднее.

Однако 10 июня в 100 милях к юго-востоку от Саванны, штат Джорджия Маркворту улыбнулась удача. Был обнаружен и потоплен шедший без охранения новейший американский танкер «Геттисберг» (10000 брт., капитан Джонсон, 120 тысяч баррелей сырой нефти). Получив две торпеды, танкер загорелся, причём столб дыма поднялся на 350-метровую высоту. Горящая сырая нефть погубила почти весь экипаж (57 погибших вместе с капитаном). Спаслись только 15 моряков, вовремя прыгнувших за борт и отплывших от тонущего танкера подальше. Через три часа оставшиеся в живых нашли горящую шлюпку, потушили огонь и на следующий день были спасены.

С лодки был замечен американский дирижабль, поэтому Маркворт спешно погрузился и благополучно ушел с места атаки.

Потопленный летом 1943 года американский танкер «Геттисберг»

В полночь 2 июля теперь уже в 75 милях к востоку от всё той же Саванны, U-66 торпедировала ещё один новейший американский танкер «Кровавый марш» (10195 тонн, капитан Альберт Харрисон Барнс, 102500 тонн мазута). На танкере заметили торпеду слишком поздно. Взрыв полностью уничтожил машинное отделение, убив офицера и двух матросов. Танкер постепенно терял ход и медленно тонул кормой. Это дало время уцелевшему экипажу в 74 человека покинуть судно, разместившись в четырех шлюпках и трёх плотах. После чего Маркворт выпустил вторую торпеду в качестве «Удара милосердия», которая разломила танкер и отправила его на дно.

8 июля экипаж U-66 получил радиограмму из штаба Деница извещавшую о награждении капитан-лейтенанта Маркворта долгожданным Рыцарским крестом.

Утром 22 июля Маркворт поразил двумя торпедами новейший одиночный американский танкер «Шерри Велли». Двигатели и рулевое управление повреждены не были и танкер попытался удрать. Преследуя «американца» U-66 выпустила ещё три торпеды, но в цель они не попали. Тогда Маркворт приказал всплыть и попытался прикончить упрямый танкер артиллерией. Однако американцы открыли ответный огонь, вынудив немцев прекратить преследование. Повторилась история годичной давности. Позже танкер благополучно прибыл в Сан-Хуан, Пуэрто-Рико, был восстановлен и возвращен в эксплуатацию.

U-66 находилась в походе уже больше трёх месяцев – люди устали и Маркворт взял курс домой. При этом лодке срочно требовалось пополнить запасы топлива и продовольствия с лодки снабжения.

В это время в Атлантике действовала американская группа охотников за подводными лодками во главе с авианосцем «Кард». С помощью расшифрованных радиоперехватов американцы знали, что единственной на тот момент лодкой снабжения в Атлантике была U-117 и устроили на неё настоящую охоту, так как её возможная гибель резко ухудшала положение других лодок.

В радиограмме, расшифрованной американцами 30 июля, U-117 получила приказ находиться в ста милях от точки 38-50N, 37-20W. В сообщении от 1 августа лодке дали более точные координаты позиции, где она должна находиться - 37-57N, 38-30W. В другой радиограмме, от этой же даты, U-117 было приказано встретиться с U-66 в этой точке 3 августа и после рандеву находиться в этом же месте.

Этих данных оказалось достаточно, и американцы приготовили засаду.

3 августа в 21.35 U-66, прибывшую на рандеву в указанную точку, внезапно атаковал истребитель «Вилдкэт» эскортного авианосца «Кард». Самолет расстрелял лодку из пулемётов, ранив первого вахтенного офицера. Последовал приказ на срочное погружение, однако находящийся внизу Маркворт бросился к рубочному люку и криком отменил приказ. Лодка вновь всплыла и командир вызвал наверх расчеты зенитных орудий.

Тем временем присоединившийся к атаке бомбардировщик «Эвенджер» сбросил пару бомб, одна из которых взорвалась рядом с лодкой. В результате были убиты второй вахтенный обер-лейтенант Курт Шютце и матрос Эрих Лоренц. Механик Хайнц Нитш умер от ран в течение ночи. Капитан-лейтенант Маркворт и фенрих Пфаф получили тяжёлые ранения. Также были легко ранены ещё 5 человек. Потеряв всех офицеров убитыми и ранеными, лодка мгновенно превратилась из боевой единицы в плавучий госпиталь.

U-66 под атакой 3 августа 1943 года

 

Ночью о происшествии и тяжелых потерях в экипаже было доложено в штаб Дёница.

Штаб отреагировал немедленно, приказав заправщику U-117 встретиться с U-66 через три дня – оказать медицинскую помощь и перевести на лодку офицера, который привёл бы субмарину домой.

Американцам нелегко давалась расшифровка немецких радиосообщений и не все сообщения могли быть прочитаны на день их передачи. Поэтому радиограмма, которая говорила о встрече 6 августа двух лодок, была расшифрована лишь к 14 августа и американцы лишь могли догадываться где произойдет рандеву U-66 и U-117. Группе "Карда" было приказано производить поиск самостоятельно в районе, где изначально планировалась встреча лодок. Расчет оказался верным.

6 августа обе лодки встретились, и на U-66 перешёл доктор Шенк и первый вахтенный лодки снабжения 35-летний обер-лейтенант резервист Пауль Фреркс в качестве временного командира. Также были переданы запасы продовольствия. Было условлено, что на следующий день лодка получит с танкера 10 тонн топлива. Доктор Шенк немедленно принялся за дело - его вмешательство спасло жизнь двум раненым матросам.

Днём 7 августа бомбардировщик «Эвенджер» наконец обнаружил обе лодки на поверхности, которые занимались передачей топлива. Как и четыре дня назад немцы вновь были застигнуты врасплох и обстреляны.

Через 20 минут к месту боя прилетело еще два «Эвенджера» и пара истребителей «Вилдкэт». И если U-66 удалось быстро погрузиться и бежать, то неповоротливому танкеру повезло меньше. Он сильно пострадал от сброшенных глубинных бомб, а конец его карьере поставили самонаводящиеся торпеды «Фидо». В результате U-117 взорвалась примерно в 12.45 и затонула со всем экипажем.

U-66 под атакой 7 августа Знаменитая фотография атаки U-66 и U-117

 

Избежав гибели, в конце августа U-66 встретилась с другой лодкой снабжения U-847 под командованием кавалера Рыцарского креста Куппиша, пополнив запасы масла и свежей воды. Вскоре и этот заправщик был отправлен на дно со всем экипажем, разделив судьбу U-117.

1 сентября обер-лейтенант Фреркс благополучно привёл лодку в Лорьян и сдал командование.

 

Возвращение U-66 в Лорьян 1 сентября 1943 года

 

О временном командире U-66 Фрерксе стоит рассказать поподробнее.

Неизвестно чем он занимался на "гражданке", но на флот попал уже в зрелом возрасте. 7 сентября 1939 он был призван в качестве резервиста в возрасте 31 года. Осенью 1940 года получает звание лейтенанта резерва. Об этом периоде службы на флоте можно судить по полученной им награде. В декабре 1940 он получил Знак тральщиков. и награждается Железным крестом II и I класса.

В январе 1943 Фреркс, получивший звание обер-лейтенант резерва, назначается первым вахтенным офицером на U-117. Он свершает на лодке два похода, включая и последний, когда он перешел на борт U-66, чтобы вступить во временное командование лодкой. После этих событий было сочтено, что Фреркс достоин должности командира подлодки и он получает "семерку" U-975, которая завершала испытания и тренировки. Это произошло 17 ноября 1943. Лодка в начале 1944 года была приписана к 3-й боевой флотилии, но пока находилась в Германии.

Однако 16 марта 1944 года Фреркса снимают с должности и отдают под трибунал, который приговаривает его к трехмесячному заключению под стражу с последующим разжалованием в матросы (!) за преступление, совершенное в состоянии алкогольного опьянения (параграф 330 УК).

Наказание было суровым. Фреркс не первый кто попадал под трибунал, но помимо него такого сурового приговора удостоился только один командир подлодки. Но того судили по 175 параграфу за гомосексуализм. Что же совершил Фреркс?

Первый его проступок заключался в том, что он в пьяном виде угрожал оружием охране отеля "Celtic" за что получил неделю ареста. Спустя две недели Фреркс что-то отмечал со своими унтер-офицерами во флотском казино "Zillertal" и снова произошел инцидент. Он угрожал двум солдатам. Именно за это трибунал приговорил его трем месяцам заключения и лишения звания. Так Фреркс из обер-лейтенанта резерва вновь стал матросом-резервистом. Круг замкнулся. Но Фрерксу повезло, его не отправили на фронт. Летом 1944 он находился в "учебке" в Пиллау, где комплектовались и проходили дальнейшее обучение экипажи подлодок. Его дальнейшая судьба неизвестна.

Стоит отметить, что информация о его дисциплинарных нарушениях является неполной и может не отражать точную причину его отдачи под трибунал. Не известно по каким причинам он сорвался и начал так откровенно бузить, был ли он замечен в этом раньше и как его характеризовали по службе. Фреркс не был кадровым офицером и возможно его быстрый взлет из матросов в офицеры дал о себе знать, но так или иначе он сумел спасти U-66 во время атаки 6 августа и довести ее с ранеными до базы. Возможно он был неплохим специалистом, но "сорвал гайки" по отношению к дисциплине. Возможно он сломался от перспектив вести лодку в боевые походы откуда тогда часто живыми не возвращались. Но этого узнать уже никогда не удастся.

Тяжелораненый капитан-лейтенант Маркворт, проведя самый длинный в своей карьере патруль в 148 дней, уже не вернулся на лодку, а как подводник с большим практическим опытом был переведён в октябре 1943 года инструктором в 23-ю учебную флотилию, а в марте 1945 года в том же качестве в 25-ю флотилию.

 

 

На фотографии капитан-лейтенант Маркворт, оправившейся после ранения с Рыцарским крестом. Он умер в 1994 году в возрасте 79 лет.

 

Новым командиром лодки 2 сентября 1943 года был назначен 26-летний обер-лейтенант Герхард Зеехаузен, награждённый Железными крестами обеих степеней и только недавно принявший командование над U-68.

Осень 1943 года прошла в подготовке лодки к новому дальнему походу. Потери лодок в Северной Атлантике в это время были столь ужасающими, что приходилось думать о действиях в более отдалённых районах, где силы ПЛО были не так сильны. Несколько лодок еще действовали в дальних водах, и именно они добились в это время наибольших успехов — из того, что было пока еще возможно.

U-66 вышла в море 16 января 1944 года для продолжительного похода к берегам Западной Африки. Это был уже её 10-й боевой поход. На фоне огромных ежедневных потерь, таких ветеранов как U-66, действовавших в Атлантике с весны 1941 года в подводном флоте к началу 1944 года почти не осталось. Почти все они погибли, а уцелевшие доживали свой век в учебных флотилиях.

Бискайский залив прошли на удивление спокойно. Был замечен только один самолёт. В конце января лодка достигла Азорских островов, но и здесь активность союзной авиации была на удивление невелика.

В районе французского Дакара Зеехаузен обнаружил довольно большой конвой и выпустил по нему новейшую акустическую торпеду Т-5. Эсминцы контратакой отогнали лодку, а торпеда так и не взорвалась. Погрузившись на 120 метров Зеехаузен тихо ушел.

26 февраля U-66 в Гвинейском заливе атаковала конвой STL-12. Зеехаузен сообщил, что один корабль был потоплен и ещё один поврежден. Однако послевоенные исследования подтверждают потопление только британского транспорта «Сильвермапл» (5313 тонн, 5395 тонн генеральных грузов и почты). Погиб капитан и ещё 6 членов команды, остальным удалось спастись.

Эскорт конвоя контратаковал лодку, сбросив 53 глубинные бомбы. Однако U-66 погрузившись на 120 метров, вновь благополучно ушла.

Ночью 1 марта Зеехаузен потопил двумя торпедами французский транспорт «Сент-Луис» (5202 тонны, 1067 тонн генеральных грузов). Транспорт разломился на три части, затонув менее чем за 50 секунд. Очень большими оказались человеческие жертвы – погибло 85 человек, включая капитана и 15 пассажиров, среди которых было 12 детей. Охранявший транспорт британский торпедный катер ML-1041 заметил подводную лодку на поверхности и обстрелял её. Зеехаузен, пройдя через поле обломков, увеличил ход и скрылся. Незадачливый британец, испытывающий проблемы с двигателем, прекратил преследование и приступил к спасению уцелевших, выловив из воды 49 человек.

Потопленный французский транспорт «Сент-Луис»

 

5 марта U-66 атаковала шедший без сопровождения 5000-тыс. британский транспорт «Джон Холт» (2600 тонн цемента и 100 тонн генеральных грузов, в том числе почты).

Пораженный двумя торпедами «Джон Холт» затонул в течение пяти минут, но в этом случае всему экипажу в 95 человек удалось спастись. Позже их подобрал британский танкер.

Однако двух спасшихся немцы взяли в плен. Это был капитан Сесил Хайм (по наблюдению подводников около 40 лет, грузный, примерно 2 метра высотой) и агент «Джон Холт Co» Стентон Эллиот, мужчина 38-40 лет. Говорили, что у пленного английского капитана есть жена и двое детей в Ливерпуле.

21 марта очередной жертвой Зеехаузена стал британский танкер «Матадиан» (4275 тонн, груз – 5380 тонн пальмового масла). И здесь жертв среди экипажа не было – спаслись все 47 человек.

Британские патрульные катера немедленно контратаковали лодку, но U-66 удалось уйти. Лодка лежала на дне на глубине 100 метров в течение 6 часов, а затем тихо ушла.

В начале апреля был обнаружен конвой у мыса Пальмас, но его атаковать не стали.

Таким образом, за неполный месяц патрулирования в Гвинейском заливе Зеехаузен потопил четыре судна тоннажем в 20 тыс. тонн. Для 1944 года это был очень высокий показатель. Но когда в этот район для развития успеха спешно направили еще три лодки, они обнаружили, что район опустел. После того как Союзники открыли путь через Средиземное море, путь вокруг мыса Доброй Надежды потерял свою былую ценность. Развить успех Зеехаузена штабу Деница не удалось.

Апрель прошел для лодки безуспешно. Единственным радостным событием стало полученное 23 апреля по радио известие о награждении инженера лодки обер-лейтенанта Георга Ольшевски Рыцарским крестом, достаточно редкой награды для главных инженеров. Но Ольшевски своими умелыми действиями не раз спасал лодку и экипаж, поэтому награда была им вполне заслуженна.

Стоит отметить, что на борту U-66 в её десятом походе находился специально прикомандированный медик - Вольф Лок. Доктор на немецкой лодке всегда считался членом экипажа, с поправкой на его обязанности. Не всем лодкам полагалось такой "бонус", медик полагался только тем, которых ожидал трудный и длинный поход. После того, как немецкие "девятки" стали посещать воды Южной Атлантики вопрос о наличии медика на борту лодки стал актуальностью. "Семеркам" врач на борту не полагался, считалось, что в случае острой необходимости, лодки должны были либо прерывать поход или передавать больного/раненного на лодку идущую на базу, либо спешить на встречу с "дойной коровой", всегда имевшей на борту квалифицированного медика.

Помимо выполнения обычных обязанностей, врачи на подлодках старались обеспечить своих подопечных различными витаминами, необходимыми во время трудных походов. В то время как персонал сверхмалых подводных лодок обеспечивался амфетаминами, на обычные лодки они не выделялись. Однако, во время подготовки лодок к отдельным особенно трудным и дальним походам, обеспечение витаминами своих подопечных, стало для врача подлодки ответственной задачей. Один раз в неделю, во время плавания, каждый член экипажа подлодки получал из рук доктора маленький пакетик, который содержал 12 маленьких таблеток кремового цвета. Так же дополнительно каждый подводник получал шоколадный стимулятор "Шоко-Кола", который был включен в рацион питания.

Не обеспечение экипажа U-66 данными препаратами сыграло роковую роль. Уже в море к своему ужасу Вольф Лок обнаружил, что из-за ошибки при подготовки к походу, необходимая партия витаминных таблеток состояла только из маленькой бутылочки. К концу апреля, запасы топлива и провизии на лодке подошли к критическому минимуму и в виду нехватки витаминных добавок у экипажа лодки стали появляться признаки цинги, состояние подводников отличалось сонливостью и апатией.

Необходима была встреча с лодкой снабжения. Три лодки, направлявшиеся вместе с U-66 к берегам Западной Африки, должны были заправиться в районе островов Зелёного Мыса от U-488, последнего подводного танкера специальной постройки. Его командир Штудт последний раз выходил на связь 30 марта, но в то время не было ничего необычного в том, что лодка хранила молчание по три недели. Поэтому U-66 отправилась на рандеву.

Между тем поисково-ударная группа (Оперативная Группа 21.11) во главе с новым эскортным авианосцем «Блок Айленд» (капитан 1 ранга Ф.М. Хьюз) также направилась в район островов Зеленого Мыса. Там снова были обнаружены «волчьи стаи», которые прибыли на рандеву со своими «дойными коровами», которых американцы отогнали от островов Мадейра и Азорских. Вышедшая из Норфолка 22 апреля, команда «Блок Айленда» должна была сменить группу «Кроутана», которая действовала в этом районе.

Кроме самого эскортного авианосца, в группу входили 4 эскортных миноносца: «Аренс» (капитан-лейтенант М.Г. Харрис), «Барр» (капитан-лейтенант Г.Г. Лав), «Бакли» (капитан-лейтенант Б.М. Абель) и «Юджин Э. Элмор» (капитан-лейтенант Г.Л. Конки). Эскортными миноносцами командовал капитан 2 ранга Г. Маллинс, который держал брейд-вымпел на «Аренсе».

По плану штаба U-66 должна была заправляться от танкера 26 апреля, и Зеехаузен привел ее на место рандеву за сутки до намеченного срока. Обнаружив мощное охранение из самолетов с авианосца «Блок Айленд», он предпочел остаться на глубине. Этой же ночью он услышал несколько внезапных разрывов глубинных бомб, затем последовали шумы, характерные для тонущего корабля. На следующий день U-488 в точке встречи не появилась.

Потеряв надежду встретиться с «дойной коровой» U-66 ста<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...