Суть механизма торможения в советской экономике в 70-е - начале 80-х гг.
Внешняя и внутренняя политика СССР (1919-1990 гг.) Принципы национально-государственного строительства были положены в основу создания СССР Нац.-гос. строительство было важнейшей частью политики большевиков. Безусловно, была объективная основа для восстановления единого гос. образования на территории России. Особенно тесная взаимосвязь экономики различных районов подталкивала их к объединению. При этом в годы гражд. войны происходили как двухсторонние договоры между независимыми республиками и РСФСР, так и вхождение республик и авт. областей в РСФСР. Военная угроза со стороны импер. держав настоятельно требовала проведения всеми республиками единой внешней политики и укрепления их обороноспособности. Также после гражд. войны царила разруха и нищета, преодолеть которую возможно только при взаимопомощи регионов. Например, РСФСР нужна была нефть Кавказа, уголь Донбасса, а Кавказу - украинский хлеб, металл и т.д. Основы нац.-гос. строительства отражаются в “Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа” (ноябрь 1917 г.), где в основу положено: право наций на самоопределение, равенство и суверенитет народов, свободное развитие нац, меньшинств, социалистическая федерация и т.д Сближение с РСФСР началось первоначально на договорной основе. Так, 1 июня 1919 г. Декрет ВЦИК оформил договорные отношения РСФСР с Украиной, Беларуссией, Латвией и Литвой. В апреле 1920 г. произошло присоединение Азербайджана, в ноябре 1920 г. - Армении, а в феврале 1921 г - Грузии. Были также заключены договоры с народными советскими республиками в 1920-1921 гг. - Хивинской, Бухарской, Тувинской и т.д. Следует отметить, что положение в большинстве этих республик было крайне тяжелым. А внутренняя и внешняя нестабильность порождала желание объединиться с сильным союзником, который мог бы навести порядок.
Для 1919-1920 гг. были характерны три формы автономии: авт. республика, авт. труд. коммуна, авт. область. Из них авт. республика является высшей формой, т.к. в ней были высшие органы власти и управления, своя конституция и правительств. система и даже в ряде случаев свои вооруженные силы. Последние две формы автономий имели статус губерний. В общем, авт. образования внутри РСФСР стали создаваться в конце 1917 г., напр., Эстляндская трудовая коммуна. Подготовленный под руководством Сталина проект предполагал советским республикам стать частью РСФСР. В.И. Ленин отверг этот проект и настоял на принятии идеи образования СССР на началах равноправия всех “независимых” советских республик и соблюдения их суверенных прав. Особую заинтересованность в восстановлении унитарного государства проявляли русскоязычные анклавы. Для русского населения восстановление державы являлось как бы обретением национального достоинства, восстановлением привычного мира. К 1922 г. в составе РСФСР были 7 авт. республик (Башкирская, Горская, Крымская Татарская, Киргизская, Якутская и Туркестанская Советская Социалистич. Республика); 2 труд. коммуны (Немцев Поволжья и Карельская) и 8 авт. обл. (Коми, Калмыцкая, Марийская и др.). Процесс создания союзного государства должен был демонстрировать полный разрыв с прошлым. Для действий и политики большевиков в этом вопросе была характерна двойственность. Верные лозунгу права наций на самоопределение, большевики в основу образования СССР закладывали национальный принцип. Республики сохраняли атрибуты государственности: совнаркомы, наркомитеты, ЦИК, ЦК национальных компартий и др. Часть полномочий отдавались центр. органам власти. Дискутировался вопрос о государственности русских. Границы автономных республик нередко определялись без учета нац. факторов. Ставилось задачей ликвидировать неравенства наций путем развития в отсталых районах промышленности, насаждения социалистической культуры.
Актом учреждения СССР стал договор, заключенный между РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия, Азербайджан), подписанный 27 декабря, 30 дек. 1922 г. Договор был одобрен 1 Всесоюзным Съездом Советов. В 1922-1929 гг. продолжалась разработка основ гос. устройства, которые после многочисленный дискуссий были сформулированы в новой Конституции, принятой 31 января 1929 г. В результате объединения территория стала пригодна для нормальной жизни восстановились традиционный экономические связи, возрождалась жизнь на основе нэпа. И это явный положительный итог.
Суть механизма торможения в советской экономике в 70-е - начале 80-х гг. В указанный период возглавлял правительство Л.И. Брежнев, правление которого было названо в публицистической и научной литературе “временем застоя”. Так называемая брежневская “стабильность” означала отказ от серьезных реформ, возвращение к испытанным методам руководства страной. В эти годы быстро нарастали противоречия социализма, полностью исчерпала себя командно-административная система, экономическая политика представляла собой тщетные попытки преодолеть замедление темпов роста, перейти на интенсификацию производства, поднять производительность общественного труда. Все это в конечном счете привело к крушению социализма. В 70-е гг. темпы роста экономики замедлились, хотя годы 8-й пятилетки (1960 - 1970) были самыми благоприятными при Брежневе (нац. доход в 1970 г. по сравнению с 1965 г. вырос на 41%, выработка электроэнергии - на 54%, продукция машиностроения - на 74% и т.д.). Но не все было так гладко. Развитие многих отраслей промышленности отставало от реальных потребностей народного хозяйства, ощущалась нехватка товаров народного потребления, отставали качественные показатели. Несомненно, важнейшая причина торможения заключается в том, что экономика осталась на рельсах экстенсивного развития, что приводило к сокращению прироста важнейших производственных ресурсов - трудовых, сырьевых, энергетических. Структура экспорта СССР была на уровне слаборазвитых стран. От пятилетки к пятилетке происходило падение основных экономических показателей. Снижался престиж сложного, квалифицированного труда и ликвидировались стимулы роста квалификации и производительности труда из-за уравниловки на производстве, которая выполняла установку на сближение социальных групп.
Неэффективность наблюдалась также и в финансовой политике. Масса денег в наличном обращении увеличилась примерно в 3 раза, а производство товаров народного потребления - лишь в 2 раза. Фактически, больше половины всех сбережений были вынужденными. Росли дотации к ценам. Трудности в экономике поставили вопрос о переходе от экстенсивных к интенсивным методам ее функционирования. Было явным исчерпание трудовых ресурсов, значительное отставание от западных стран по производительности труда, моральный и физический износ основных производственных фондов. На очередном съезде КПСС в 1971 г. было намечено обеспечение НТП, что можно достигнуть путем совершенствования планирования и управления экономикой, укреплением дисциплины, жесткой экономией сырья, материалов, электроэнергии. Важнейшую роль при этом отводили развитию машиностроения. Но и эти мероприятия не помогли. Продолжалось замедление темпов роста, углубление кризиса в экономике. И лишь увеличение экспорта нефти и др. видов сырья позволяло экономике создавать видимость нормального функционирования. Не следует забывать и об военных расходах государства, которые, по данным А.Д. Сахарова в 70-е гг. составляли до 40% от национального дохода и примерно 25% от ВВП. В тяжелом состоянии было с\х, которое в 70-х гг. было не в состоянии полностью обеспечить страну продуктами, что приводило к закупкам за рубежом. Резко упали темпы прироста сельскохозяйственной продукции. Гос. планирование не оправдало возложенных на него ожиданий. Планы часто были не обоснованны (не увязывались с материально-трудовыми ресурсами). В системе управления были огромные возможности для злоупотреблений. Госсектор был малоподвижным, не склонным к глубоким преобразованиям. Итак, в начале 80-х гг. эрозия системы, ее неспособность обеспечить решение назревших проблем были очевидны для многих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|