Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повторение в конце года (2 ч)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Классы

Профильный уровень

П Р О Г Р А М М А

Для общеобразовательных учебных заведений

С русским языком обучения


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Современные стратегии общего образования нацеливают на подготовку компетентных, способных к активной интеллектуальной и трудовой деятельности выпускников средних учебных заведений, что предопределяется Национальной доктриной развития образования, концепцией общего среднего образования, концепцией языкового образования и конкретизируется требованиями Государственного стандарта базового и полного среднего образования.

В названных документах заложены принципиально новыецели и подходы к содержанию и организации учебного процесса в старшей школе, которое должно осуществляться как профильное. Профильная школа в наибольшей мере способна реализовать личностно ориентированное обучение, что дает возможность наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся, осуществления их сознательного подхода к выбору будущей профессии, развития способностей, отвечающих жизненным целеустремлениям старшеклассников.

Общими тенденциями профильного образования являются ориентация на широкую дифференциацию, вариативность, многопрофильность, интеграцию общей, допрофильной и профильной подготовки старшеклассников.

Профильное образование – это разновидность дифференцированного обучения, учитывающего образовательные потребности, склонности и способности учащихся. Профильное образование обеспечивается соответствующими условиями: материально-технической базой, специально подготовленными кадрами, учебно-методической оснащенностью и др.

Цель профильного образования – обеспечение общеобразовательной профильной и начальной допрофессиональной подготовки учащейся
молодежи; формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и поисковой деятельности, необходимых для саморазвития и самообразования; совершенствование интеллектуальных, психических, творческих, нравственных и социальных качеств личности.

Среди ведущих принципов профильного образования выделяют:

– диагностико-прогностический;

– принцип преемственности и перспективности;

– принцип вариативности и альтернативности;

– принцип гибкости.

В системе основных направлений профилизации образования (общественно-гуманитарное, естественно-математическое, технологиче­ское, художественно-эстетическое, спортивное), выделенных в нормативных документах, самостоятельное место отводится общественно-гуманитарному, одним из основных учебных профилей которого является филологический. Профиль включает базовые и профильные предметы, курсы по выбору. Профильные предметы изучаются углубленно.

Русский язык как один из развитых языков мира обладает значительным познавательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Его изучение в учебных заведениях способствует формированию гуманистического мировоззрения, духовного мира личности с ее общечеловеческими и национальными ценностями, расширению научного кругозора, развитию творческих способностей, познавательных интересов.

Цель школьного профильного курса русского языка – творческое овладение русским литературным языком на всех уровнях и во всех видах речевой деятельности с учетом профессиональной ориентации (будущие учителя русского языка, журналисты, психологи, переводчики, культурологи, юристы, экскурсоводы, редакторы, писатели и др.).

Для достижения цели профильного обучения русскому языку необходима реализация следующих задач:

– углубление и расширение теоретических сведений о языке на основе раскрытия внутри- и межпредметных связей;

– развитие умений и навыков творческого использования выразительно-изобразительных языковых средств с учетом органической взаимосвязи всех четырех содержательных линий школьного курса русского языка;

– совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся с учебно-методической, научной, справочной литературой;

– формирование умений исследовательской деятельности.

Профильный курс русского языка способствует развитию глубокого и гибкого логического и лингвистического мышления в результате последовательного использования анализа, сравнения, сопоставления, обобщения, систематизации языковых фактов; отбора ярких примеров, составления аргументации, выводов и т. п.

Элементы практической стилистики на уроках изучения языковых единиц и категорий воспитывают эстетический вкус старшеклассников, их вдумчивое и бережное отношение к языку. Основы риторики предоставляют базу для развития мастерства публичных выступлений, проникновенного и результативного общения.

Кроме того, каждый профильный курс и его изучение содержат в себе аспекты технологии профессионального успеха, жизненно важных ориентаций (ознакомление со сферой труда, путями получения профессионального образования, рациональной организацией труда и отдыха; развитие профессионально значимых личностных качеств; проектная деятельность учащихся; участие их в диспутах, дискуссиях и встречах с мастерами своего дела в профильной отрасли; формирование круга чтения, критического отношения к СМИ; выбор кружка, студии, спецкурса или спецсеминара, практикума, тренинга, формы аттестации и др.).

Профильное образование имеет тенденции к открытости, что дает возможность оперативно учитывать требования общества.


СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

 

Программа рассчитана на старшую школу – 10–11 классы. Ее содержание и структура соответствуют Государственному стандарту базового и полного образования.

Согласно Государственному стандарту в программе представлены четыре образовательные линии.

Языковая линия описана в первом разделе программы:

– 10 класс – «Стилистика: Стилистические ресурсы фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса»;

– 11 класс – «Русский язык и наука о нем».

Языковая линия в программе 10 класса реализуется через обобщение, систематизацию и углубление знаний учащихся на базе практической стилистики русского языка, а в программе для 11 класса – системно-структурного и функционального описания единиц языка. В содержании языковой линии предусмотрено также совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

Речевая линия отражена во втором разделе программы:

– 10 класс – «Речь. Речевая деятельность»;

– 11 класс – «Риторика».

Речевая линия содержит не только сведения по функциональной стилистике и риторике, но и перечень видов работ, которые учащиеся должны выполнить. Они представлены с учетом принципа преемственности по отношению к программе общеобразовательной школы.

Социокультурная линия предполагает углубление и расширение знаний учащихся с помощью языка о важных аспектах жизни человека (здоровый образ жизни, семья, школа, интересы, мораль, труд и его результаты, культура речи и др.), общества (родина, история, особенности материальной и духовной культуры, общечеловеческие и национальные ценности, традиции, видные общественные деятели, средства коммуникации, культура поведения, речевой этикет и пр.), природы (природные богатства, экологические проблемы, отношение к природе). Содержательная основа этой деятельности реализуется, с одной стороны, с учетом сфер деятельности («Я – Я», «Я – МЫ», «Я – культура», «Я – родина», «Я – природа»), с другой – с помощью дидактического материала и тематики творческих работ. В приложении 1 представлена «Примерная тематика дидактического материала».

Деятельностная линия отражает деятельностный подход в обучении. Она реализуется также по нескольким направлениям. Во-первых, это развитие учебно-познавательных навыков (работа с учебной, научно-популярной, справочной литературой и другими современными информационными источниками, обработка информации и оперирование ею и т. д.), во-вторых, совершенствование умений, обозначенных в разделе программы «Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся», в-третьих, организация целенаправленной коммуникативной деятельности школьников.

Принципиально важным для профильного обучения является приобретение выпускниками навыков научно-исследовательской, поисковой работы.

В 10 классе изучается практическая стилистика, ее задача – формирование умений и навыков нормативного употребления языковых единиц в соответствии с решаемыми коммуникативными задачами. Программой предусмотрено повторение сведений о языковых единицах, их свойствах, функциях. Принципиально новым является углубление знаний учащихся о вариативности языковых единиц и разнообразии способов отражения фактов, явлений, событий действительности средствами языка.

В 11 классе в разделе «Русский язык и наука о нем» предусмотрены обобщение, систематизация и углубление общих сведений о языке, разделах языкознания, основных единицах языка, их роли в устном и письменном общении людей. В разделе «Культура речи и стилистика» представлены
сведения о компонентах культуры речи, о литературном языке и его свойствах, о норме, ее признаках и кодификации, об основных направлениях стилистики, о системе функциональных стилей.

Раздел «Риторика» ориентирован на практическое применение системно-структурных и функциональных знаний о специфике разных языковых уровней и развитие умений и навыков создания речевых произведений для решения определенных коммуникативных задач с учетом условий общения и жанровых особенностей продуцируемого текста.

В этом разделе рассматриваются темы «Риторика как наука, ее значение и структура», «Общая характеристика коммуникативной цепи. Условия успешной реализации общения», «Роды,виды и жанры ораторской речи».

Особое внимание уделяется формированию умений и навыков дискуссионной речи в разных коммуникативных ситуациях, а также нацеливание на самоконтроль учащихся относительно соблюдения норм речевого этикета в процессе общения.

Программа сопровождается установленным количеством часов (учебных, контрольных, резервных) как для каждого класса (10–11 кл.), так и для отдельных разделов и тем. Учитель может варьировать количество учебных часов в пределах темы, раздела.

При разработке календарно-тематического планирования учителю желательно осуществлять интегрированный подход к реализации содержания всех четырех содержательных линий школьного курса русского языка – языковой, речевой, социокультурной и деятельностной.


10 КЛАСС

 

140 часов (124 учебных +8 контрольных + 8 резервных) – 4 часа в неделю

СТИЛИСТИКА

(стилистические ресурсы фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса) (92 ч)

 

Содержание темы Государственные требования к уровню общеоб­разовательной подготовки учащихся  
Стилистика как особый раз­дел науки о языке. Стили­сти­ческая норма. Стили­стиче­ская ошибка. Сти­листическая окрашен­ность: функционально-сти­левая и эмоционально-экс­прессивная. Культура речи как раздел науки о языке. Нормативный, этиче­ский и коммуникативный аспекты культуры речи. Куль­тура русской речи в Украине. Вклад отечественных и зарубежных ученых в становление и развитие наук (ознакомление). (3 ч) - понимает предмет стилистики, поясняет его специ­фику на примерах - оперирует основными понятиями, используя тер­мины стилистики - находит в тексте стилистически нейтральные и стилистически маркированные языковые сред­ства, определяет цель их введения в текст авто­ром - определяет стилевые черты данного текста, обос­новывает свое мнение и комментирует специфику проявления одних и тех же стилевых черт в тек­стах разных стилей - устанавливает стилеобразующие факторы, повлиявшие на создание данного текста, учитывает их в собственном текстотворчестве - находит в тексте стилистические ошибки (рече­вые недочеты), исправляет их - понимает предмет культуры речи, его соотноше­ние с нормативным, этическим и коммуникатив­ным аспектами - оперирует данными о функциях русского языка в Украине, об основных направлениях интерферен­ции двух близкородственных языков - осознает вклад отечественных и зарубежных ученых в становление и развитие стилистики и культуры речи  
Стилистические ресурсы фо­нетики. Понятие о сти­лях произношения. Основные орфоэпические нормы. Благозвучие и неблагозвучие речи. Сред­ства звуковой выразитель­ности: звукопись, зву­коподражание, звукообраз. (4 ч) Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Фонетика» (повторение и углубление) – понимает и комментирует основные особенности произношения в трех стилях: высоком, нейтраль­ном и низком – находит в художественно-поэтическом тексте сред­ства создания звуковой выразительности, на­зывает прием и определяет его функцию, аргу­ментирует свое мнение – определяет функции звукописи; получает эстети­ческое наслаждение от красоты звучащей речи – следит за благозвучием своей речи, замечает ошибки в звуковой организации высказывания, исправляет их – владеет соответствующими орфоэпическими и орфографическими нормами русского литературного языка  
Межпредметные связи:литература, художественная культура.
Стилистические ресурсы лексики и фразеологии. Сти­листические возможности разных лексических групп: синони­мов, антонимов, омонимов, многозначных слов; историзмов, архаизмов, неологизмов; заимствованных слов; диалектизмов, жаргонизмов. Понятие канцеляризмов; сфера их использования. Фразеологические средства языка, их выразительный потенциал. (6 ч) – устанавливает эмо­ционально-экспрессивную окрашенность, функционально-стилевую маркиро­ванность слов и фразеологизмов – обосновывает точность и целесообразность упот­ребления слов и фразеологизмов разных лексико-фразеологических групп в тексте – определяет в тексте стилистические функции: разграничивает функции создания точной и целесообразной речи, функции уточнения, разъяснения, сопоставления, противопоставления, усиления признака действия или предмета, создания приема градации – обнаруживает в речи недочеты, вызванные непра­вильным употреблением слов и фразеологизмов (неправильное построение синонимического ряда, неверное толкование заимствованных слов и др.) – строит высказывание с учетом выразительных возможностей разных групп слов и фразеологизмов в конкретной ситуации общения  
Межпредметные связи:литература, история, художественная культура, математика, география и др.
Стилистические ресурсы мор­фемики и словообразо­вания. Словообразо­вательные окказиона­лизмы. Ис­пользова­ние эмоцио­нально-экспрес­сивных возможностей сло­вообразо­вательных средств в различных функциональных сти­лях. (4 ч) Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфемика и словообразование» (повторение и углубление) – выделяет морфемы в слове, устанавливает их эмо­ционально-экспрессивную окрашенность, функционально-стилевую маркиро­ванность – объясняет назначение средств и способов экс­прессивного словообразования – анализирует данный текст и обосновывает умест­ность / неуместность экспрессивного словообразо­вания – целесообразно осуществляет отбор словообразова­тельных средств в определенной коммуникативной ситуации – находит ошибки и недочеты в тексте, связанные со словообразовательными нормами, исправляет эти ошибки – владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка  
Межпредметные связи:литература, человек и мир, история, художественная культура, биология и др.
Стилистические ресурсы морфологии. Имя существительное. Стилистические возможности существительных разных лексико-грамматических разрядов. Стилисти­че­ские варианты грамма­ти­ческих форм существи­тельных. Особенности склонения фа­милий и географических на­званий. Использование существительных в текстах разных стилей. (4 ч) Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфология. Имя существительное» (повторение и углубление) – определяет семантико-стилистическую роль отвлеченных, конкретных, собирательных, вещественных суще­ствительных в текстах разных стилей – комментирует стилистическую целесообразность использованных в тексте вариантных форм рода, числа и падежа существительных – обнаруживает отклонение от норм употребления форм рода, числа и падежа существительных (в том числе падежа имен собственных) в текстах разных стилей, исправляет недочеты, обосновывает свои действия – строит высказывания с учетом правильного и целесообразного использования вариантных форм рода, числа и падежа существительных     – владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка    
Имя прилагательное. Стили­стические возможности прилага­тельных разных разрядов. Стилистические варианты грамматических форм прила­гательных. Особенности использования прилагательных в разных функциональных стилях. (3 ч) Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфология. Имя прилагательное» (повторение и углубление) – понимает и комментирует стилистическую функцию в текстах разных стилей качественных, относитель­ных и притяжательныхприлагательных – определяет в тексте формы степеней сравнения прилагательных и обосновывает уместность их употребления, правильно использует в собствен­ной речи – устанавливает значение, синтаксическую и стили­стическую роль прилагательных в краткой форме – обнаруживает морфолого-стилистические ошибки в именах прилагательных (плеоназмы при образо­вании степеней сравнения, неправильные формы кратких прилагательных на - енный); исправляет их и обосновывает свои дей­ствия – владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка  
Имя числительное. Стилистические варианты форм числитель­ных. Сочетае­мость чис­литель­ных разных разрядов. Использование числительных в разных функциональных стилях. (4 ч) Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфология. Имя числительное» (повторение и углубление). – определяет стили­стическую функцию числительных в текстах разных стилей – правильно употребляет вариантные падежные формы числительных – правильно сочетает числительные с существительными (в названиях дат, например с Восьмым марта; если числительное дробное и смешанное, а также в других случаях) – обнаруживает ошибки в употреблении числитель­ных, устраняет их, аргументирует свои действия   – владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка  
Местоимение. Стилистические возможности местоимений разных разрядов. Особенности использования местоимений в разных функциональных стилях. (2 ч) Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфология. Местоимение» (повторение и углубление) – определяет стилистическую функцию местоимений в текстах разных стилей – разграничивает роль личных местоимений в худо­жественном повествовании как средства передачи личностного отношения, создания эффекта присутствия читателя – понимает и комментирует стилистическую роль устаревших форм местоимений (сей, оный, всея, моея, оне и др.) – уместно использует местоиме­ния в речи и их вариантные формы – владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка  
Глагол. Стилистические воз­можности глаголов. Стилистические варианты грамматических форм глагола. Особенности использования глаголов в разных функциональных стилях. (5 ч)   Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфология. Глагол» (повторение и углубление). – определяет стилистические функции глагола в текстах разных стилей – определяет функции глагола в художественном тексте и разговорной речи как средства создания экспрессии, дина­мизма, энергии и напряженности повествования, образной конкретизации – отмечает и объясняет доминирующую роль в науч­ном и официально-деловом стилях глаголов настоящего времени с вневременным значением – правильно употребляет в речи вариант­ные грамматические формы глагола – владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка  
Причастие. Использование причастий в разных функциональных стилях. (2 ч) Основные орфографические и пунктуационные правила, изучаемые в разделе «Морфология. Причастие» (повторение и углубление). – определяет стилистические функции причастия в текстах разных стилей (например, в научном и официально-деловом стилях как тра­диционного средства придания речи книжного харак­тера) – обнаруживает ошибки в употреблении причастий, исправляет их и обосновывает свои действия – владеет соответствующими орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка  
Деепричастие. Стилистические варианты форм деепричастия. Особенности использования деепричастий в разных функциональных стилях. (2 ч) Основные орфографические и пунктуационные правила, изучаемые в разделе «Морфология. Деепричастие» (повторение и углубление). – определяет стилистические функции дееприча­стия в текстах разных стилей – устанавливает значимость деепричастий для созда­ния динамичной, живой, наглядной картины – обнаруживает ошибки, связанные с образованием и употреблением в речи деепричастий, исправляет их и аргументирует свои дейст­вия   – владеет соответствующими орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка  
Наречие. Стилистические варианты формы сравнительной степени наречия. Использование наречий в разных функциональных стилях. (2 ч) Основные орфографические правила, изучаемые в разделе «Морфология. Наречие» (повторение и углубление). – определяет стилистические функции наречий в текстах разных стилей – определяет стилистические особенности вариант­ных форм степеней сравнения – находит и исправляет морфолого-стилистические ошибки, связанные с употреблением наречий   – владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка  
Межпредметные связи:литература, история, художественная культура, география, математика, физика, химия, биология.
Служебные части речи. Особенности использования предлогов, союзов, частиц в разных функциональных стилях. (3 ч) Орфография. Правописание предлогов и союзов. Правописание частиц через дефис. Правописание частиц не и ни. – определяет стилистические функции предлогов, союзов, частиц в текстах разных стилей – обнаруживает стилистические ошибки, связанные с употреблением предлогов, частиц, союзов – строит высказывание с учетом стилистико-морфологических норм – владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка  
Междометие. Стилистические возможности междоме­тий. Роль междометий в создании эмоцио­нально-экспрессивной и функционально-стилевой окрашенности высказывания. (1 ч) Пунктуация.Знаки препинания при меж­дометиях – определяет стилистические функции междоме­тий, обосновывает целесообразность употребле­ния в конкретном тексте – уместно употребляет междометия в речи     – владеет соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка  
Межпредметные связи:литература, история, художественная культура и др.
Стилистические ресурсы синтаксиса. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Трудные случаи согласования и управления. (3 ч) – определяет тип связи слов в словосочении – устанавливает стилистические функции словосочетаний разных типов в тексте – находит и исправляет ошибки в согласовании (директор Иванова сказала / сказал и др.) и управлении (пришел из / со школы и др.) – строит высказывание с учетом норм согласования и управления  
Простое предложение. Синонимия разных типов простого предложения. Использование простых предложений в текстах разных функциональных стилей. (2 ч) Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения (обобщение) – определяет стилистические функции простых предложений в разных стилях – подбирает синонимические варианты к утверди­тельным и отрицательным предложе­ниям – использует вопросительные по форме предложе­ния для экспрессивного выражения утверждения (риторический вопрос)   – владеет соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка  
Односоставные предложе­ния. Сти­листические возможности од­носоставных предложений. Синонимия од­носоставных и двусоставных предложений. Использование односоставных предложений в разных функциональных стилях (2 ч) – определяет функции односоставных предложений в текстах разных стилей – использует определенно-личные предложения для придания повествованию динамичности; неопределенно-личные – для привлечения внимания к описываемому действию; обобщенно-личные – для выражения общих положений, советов, для сообщения о повторяющихся действиях и др.; безличные – для обозначения состояния при­роды и человека; номинативные – для изо­бражения картин природы, обстановки, для краткого описания внешности и внутреннего состояния человека – использует различные типы односоставных предложений в качестве стилистических сино­нимов  
Актуальное членение предложения. Прямой и обратный порядок слов (инверсия). Стилистические возможности порядка слов в предложении. (2 ч) – находит коммуникативный центр предложения и выделяет его логическим ударением; – определяет смыслоразличительные и экспрес­сивно-выразительные функции предложения в речи с помощью актуального членения предло­жения; – определяет стилистическое значение порядка слов в предложении; – правильно и уместно использует порядок слов в предложении для решения определённой коммуникативной задачи; – использует инверсию для повышения экспрес­сивности речи  
Неполные предложения (эллипсис). Использо­вание неполных предложе­ний для решения опреде­лённой коммуникативной задачи. (1 ч)   Пунктуация. Тире в неполных предложе­ниях (повторение) – определяет цель использования неполных пред­ложений в тексте – правильно и уместно использует в своей речи неполные предложения для решения опреде­лённой коммуникативной задачи, в том числе для изображения душевного состояния человека, его внешности; для описа­ния места действия, времени – использует эллипсис для придания высказыва­нию динамичности, интонации живой речи – владеет соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка  
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Нормы согласования подлежащего и сказуемого. Особенности использования форм подлежащего и сказуемого в разных функциональных стилях. (3 ч)   Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и углубление) – определяет стилистическую роль форм подлежащего и сказуемого в разных функциональных стилях – правильно согласует сказуемое с подлежащим, в том числе с таким подлежащим, которое выражено количественно-именным сочетанием, вопросительным, относительным или неопределённым местоимением, несклоняемым существительным, сложносокращённым словом, нерасчленимой группой слов, структурой типа брат с сестрой или брат и сестра и др. – правильно и уместно употребляет в своей речи различные формы подлежащего и сказуемого – замечает и исправляет в своей речи и в речи ок­ружающих ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим – владеет соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка  
Второстепенные члены предложения. Согласованные и несогласованные определения. Стилистические возможности согласованных и несогласованных определений. Использование согласованных и несогласованных определений в разных функциональных стилях. (2 ч) Орфография. Написание одиночных приложений через дефис; приложения, выделяемые кавычками (повторение и углубление) – определяет стилистические функции согласованных и несогласованных определений в тексте – правильно согласует определения с существи­тельными: общего рода; имеющими при себе приложение; зависящими от чисел два, три, четыре; однородными членами предложения – правильно согласует два определения при одном существительном – правильно и уместно употребляет в своей речи согласованные и несогласованные определения, в том числе приложения, для решения определённой коммуникативной задачи   – владеет соответствующими орфографическими нормами русского литературного языка  
Дополнение и обстоятель­ство. Стилистические возможности дополнений и обстоятельств. Синонимия бес­предложных и предложных сочетаний. Словосочетания с синонимичными предло­гами. Упот­ребление различных форм дополнений и обстоя­тельств в зависимости от функциональной направленности текста. (3 ч) – осуществляет грамотный выбор падежных форм дополнения (в том числе дополнения при переходных глаголах с отрицанием и при синонимических словах, напр. беспокоилась о сыне – тревожилась за сына) и обстоятельства, вы­раженного существительным – правильно употребляет дополнения и обстоя­тельства в разных падежах с разными предло­гами при одном управляющем слове – определяет смысловое и стилистическое разли­чие беспредложных и предложных сочетаний, а также сочетаний с синонимичными предлогами – подбирает синонимические сочетания с предло­гами и без них – осуществляет выбор беспредложных и предлож­ных сочетаний, а также сочетаний с синонимичными предлогами для решения оп­ределённой коммуникативной задачи  
Предложения с однород­ными членами. Стилисти­ческие возможности пред­ложений с однородными членами. Градация. Использование предложений с однородными членами в разных функциональных стилях. (2 ч) Пунктуация. Запятая между однородными членами. Двоеточие и тире при обоб­щающих словах в предложе­ниях с однородными членами (повторение и углубление) – определяет стилистические функции однород­ных членов, в том числе однородных членов с обобщающим словом, в текстах разных стилей – правильно употребляет союзы и предлоги с од­нородными членами – правильно употребляет формы сказуемого при однородных подлежащих – замечает и исправляет в своей речи и в речи ок­ружающих ошибки в сочетаниях однородных членов – стилистически уместно употребляет в своей речи предложения с однородными членами – определяет функции однородных членов в художественном тексте – опознает градацию в художественном тексте – использует градацию для нарастания производи­мого впечатления   – владеет соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка  
Обособленные члены пред­ложения. Стилистические возможности обособленных членов предложения. Использование обособленных членов предложения в разных функциональных стилях. (3 ч) Пунктуация.Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение и углубление) – определяет стилистические функции обособленных членов пред­ложения в тексте разной стилевой направленности – стилистически уместно употребляет в своей речи обособленные члены предложения   – владеет соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка  
Предложения со сравнительными оборотами. Синонимика сравнительных конструкций. Использование сравнительных оборотов в разных функциональных стилях. (1 ч) Пунктуация. Выделение запятыми сравнительного оборота (повторение и углубление) – устанавливает способы выражения сравнения в текстах разных стилей – определяет стилистическую роль предложений со сравнительными оборотами – уместно употребляет в своей речи сравнительные конструкции разных типов   – владеет соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка  
Обращение. Стилистические возможности обращений. Риторическое обращение. Использование обращений в разных функциональных стилях. (2 ч) Пунктуация.Знаки препинания при обра­щении (повторение и углубление) – определяет стилистическую функцию обращений в текстах разной стилевой направленности – правильно и уместно употребляет в своей речи различные стилистические виды обращений для решения поставленной коммуникативной задачи   – владеет соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка  
Вводные и вставные конструкции. Стилистические возможности вводных и вставных конструкций. Использование вводных и вставных конструкций в разных функциональных стилях. (2 ч) Пунктуация. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях (обобщение и углубление) – определяет стилистические функции вводных и вставных конструкций в текстах разных стилей – правильно и уместно использует вводные слова одного разряда в качестве стилистических си­нонимов – употребляет в своей речи вставные конструк­ции для решения определённой коммуникатив­ной задачи     – владеет соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка  
Сложное предложение. Стилистические возможности сложных предложений. (1 ч)   – определяет стилистические особенности слож­ных предложений, стилистические функции союзов и союзных слов – правильно и уместно употребляет в своей речи различные структурные типы сложных предложений в качестве стилистических синонимов  
Сложносочиненные предложения, их стилистические возможности. Использование сложносочиненных предложений в разных функциональных стилях. (1 ч) Пунктуация. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении (обобщение и углубление) – определяет стилистические особенности сложносочиненных предложений в текстах разной стилевой направленности – определяет стилистические особенности союзов – использует сложносочиненные предложения для выражения многообразных смысловых отношений: соединительно-перечислительных, разделительных, следствия-вывода, сопостави­тельных, противительных, пояснительных   – владеет соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка  
Сложноподчиненные предложения, их стилистические возможности. Использование сложноподчиненных предложений в разных функциональных стилях. (2 ч) Пунктуация.Знаки препинания между частями сложноподчинен­ного предложения. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении (систематизация и углубление) – определяет стилистические особен
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...