Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группы телесной психотерапии

Рудестам К.

Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

ISBN 5-318-00445-8

Книга известного американского психолога К. Рудестама является подробным изложе­нием теоретических и практических основ работы терапевта в группах. В иен раскрываются вопросы, общие для любой психокоррекционной группы, описываются их различные модели, включая Т-группы и группы встреч, а также такие популярные формы работы, как гештальт- терапия, психодрама, трансакгный анализ, арт-терапия и др. Книга задумана как пособие к курсам клинической психологии, социальной психологии и развития личности для студентов, аспирантов и преподавателей психологических и медицинских вузов. Кроме того, она может бытьполезной для самообразования всем специалистам, призванным обеспечивать сохранение психического здоровья, а также всем образованным гуманитариям с целью исследовать свои отношения с собой и другими.

Оглавление

Предисловие к русскому изданию........

Предисловие........................................................

1. Психология групп.........................................

Преимущества групповой формы работы.....

Психокоррекционные группы......_...................

Члены групп, их цели и роли.............................,

Руководство (группой)........................................

Групповой процесс................................................

Этика.....................................................................

Резюме......................................................,.............

Литература..........................................................

2. Т-группы............................................................

История и развитие...........................................

Основные понятия...............................................

Основные процедуры...........................................

Оценка.....................................................................

Резюме....................................................................

Литература..........................................................

3. Группы встреч...................................,............

История и развитие...........................................

Основные понятия...............................................

Основные процедуры...........................................

Оценка.....................................................................

Резюме....................................................................

Литература..........................................................

4. Гештальт-группы..........................................

История и развитие...........................................

Основные понятия...............................................

Основные процедуры...........................................

Оценка.....................................................................

Резюме....................................................................

Литература..........................................................

5. Психодрама......................................................

История и развитие...........................................

Основные понятия...............................................

Основные процедуры....................................................

Оценка.........................................................................

Резюме.............................................................................

Литература...................................................................

6. Группы телесной психотерапии....................

История и развитие....................................................

Основные понятия..................................................

Основные процедуры....................................................

Другие методы телесной психотерапии................

Оценка.............................................................................

Резюме............................................................................

Литература..................................................................

7. Танцевальная терапия.......................................

История и развитие...................................................

Основные понятия.......................................................

Основные процедуры...................................................

Оценка.............................................................................

Резюме............................................................................

Литература..................................................................

8. Арт-терапия............................................................

История и развитие...................................................

Основные понятия.......................................................

Основные процедуры...................................................

Оценка.............................................................................

Резюме......................................................................

Литература.................................................................

9. Темоцентрированное взаимодействие....

История и развитие..................................................

Основные понятия......................................................

Основные процедуры..................................................

Оценка............................................................................

Резюме...........................................................................

Литература.................................................................

10. Трансактный анализ........................................

История и развитие..................................................

Основные понятия......................................................

Основные процедуры..................................................

Оценка......................................................................

Резюме...........................................................................

Литература.................................................................

11. Группы тренинга умений..................................................

История и развитие......................................................................

Основные понятия..........................................................................

Основные процедуры......................................................................

Оценка................................................................................................

Резюме...............................................................................................

Литература.....................................................................................

12. Практические упражнения......................................

Т-группы...........................................................................................

Группы встреч.................................................................................

Гещтальт-группы..........................................................................

Психодрама.......................................................................................

Группы телесной психотерапии..................................................

Группы танцевальной терапии...................................................

Группы арт-терапии...................................................................

Группы темоцентрированного взаимодействия......................

Группы трансактного анализа....................................................

Группы тренинга умений (тренинг уверенности в себе)......

Литература......................................................................................

13. Итоги и перспективы..........................................................

Резюме по моделям психокоррекционных групп......................

Сравнение различных моделей психокоррекционных групп...

Перспективы.....................................................................................

Литература......................................................................................

Приложение.....................................................................................

Книга известного американского психолога К. Рудестама, посвя­щенная одной из самых перспективных и бурно развивающихся отраслей со­временной практической психологии — работе с группами, давно и хорошо известна у нас в стране. Первое знакомство с «Групповой психотерапией» со­стоялось в 1990 году, когда в издательстве «Прогресс» вышел сокращенный перевод книги Рудестама. В этом издании были опущены три главы — о Руфи Кон и ее группах темоцентрированного взаимодействия, об Эрике Бернс и группах, использующих в своей работе трансактный анализ, и последняя, обобщающая (см. главы 9, 10 и 13 настоящего издания). Кроме того, текст перевода содержал значительное количество неоговоренных купюр. В таком виде «Групповая психотерапия» выдержала два издания и, несмотря на много­тысячные тиражи, надежно исчезла с полок книжных магазинов.

Сейчас вы держите в руках не просто дополненное переиздание «Группо­вой психотерапии», а, по существу, совершенно новую книгу. Название ста­рое, хотя оно по-прежнему мало похоже на название оригинала («Experiential Groups in Theory and Practice»). Последнее обстоятельство объясняется тем, что русский язык так до сих пор и не выработал точного эквивалента для термина «experiential» (прилагательное от слова «experience», которое, в зави­симости от контекста, может переводиться и как «опыт», и как «пережива­ние», и как «эмпирическое проживание»); тем, что группами, в работе кото­рых используются организационные формы и методики, подобные описанным в этой книге, как правило, руководят люди, имеющие специальность психоте­рапевта; и не в последнюю очередь тем, что участники таких группы приходят в них преимущественно в связи с психологическими проблемами. Таким обра­зом, русское словосочетание «Групповая психотерапия», по традиции сто­ящее на обложке русского Рудестама, не столько отсылает к предмету описа­ния, как это делает название оригинальное, сколько «окликает» потенциальных русскоязычных читателей этой книги, и в первую очередь тех из них, кто с ней уже знаком, но в свое время не сумел ее приобрести.

Итак, как и прежде, основной адресат «Групповой психотерапии» — психо­терапевты и психологи-практики.

За последние годы этот адресат стал многочисленней, неплохо овладел английским языком, имеет не только широкий доступ к современной научной литературе «на языках», но и даже возможность общаться с зарубежными коллегами на их территории.

Можно не сомневаться, что такой читатель способен оценить всю важность и значительность факта появления нового перевода и, соответственно, новой точки зрения на текст, казалось бы, уже вполне состоявшийся по-русски. Ведь выпуск этой книги призван не только удовлетворить возрастающий спрос на специальную литературу по групповым методам психотерапии и психокоррек­ции, но внести необходимый вклад в развитие языка отечественной психоте­рапии и практической психологии. Конечно же, несмотря на всю свою новизну, этот перевод ни в коем случае не отменяет и не заменяет предыдущего. Скорей он вступает в напряженный диалог со своим предшественником, в отдельных случаях весьма существенно уточняя его, в других — дополняя, а иногда — давая шанс на существование новому русскому эквиваленту какого-либо узко-направленческого термина или термина общеупотребительного, но получив­шего специфическую огласовку в рамках конкретного метода. Это очень суще­ственно, так как каждый из подходов, описанных на страницах этой книги, обладает неповторимой языковой аурой, воплощает уникальную лингвистиче­скую стратегию своих создателей, и, по всей видимости, для К. Рудестама было принципиально важно предоставить каждому методу право на самовысказывние, не искаженное академическим протоколом на «нейтральном» мета­языке. В результате мы имеем дело не с переводом относительно однородного конвенционального текста на русский язык, но с попыткой перенесения в наш социокультурный контекст целого ряда цеховых (групповых) диалектов и сто­ящих за ними традиций.

В завершение уместно будет упомянуть о том, что в настоящее время издательство «Питер» готовит к выпуску русскоязычное издание «Theory and Practice of Group Psychotherapy» фундаментального труда Ирвина Ялома, крупнейшего авторитета в области групповых методов, ссылки на которого" неоднократно встречаются на страницах настоящей книги. Но можно с уверен­ностью утверждать, что и после выхода книги Ялома это учебное пособие, написанное опытным практиком и талантливым популяризатором группового движения, не утратит своего значения и останется ценным источником инфор­мации для тех, кого интересует феномен группы и история, теория и методо­логия использования групповой динамики как способа терапевтического и раз­вивающего воздействия на человеческую личность.

Предисловие

Подобно многим другим авторам учебников, я взялся за написание книги, посвященной теоретическим и практическим аспектам работы психокоррекционных[1] групп, потому что никак не мог найти подходящего учебного по­собия для читаемых мною курсов лекций. В этих курсах, которые называются по-разному — «Психология малых групп», «Процессы в малых группах» или «Групповая психотерапия», — я пытаюсь объединить преподавание концептуаль­ных основ с обучением через практику. С одной стороны, я добиваюсь осмысле­ния студентами поведения в группах, для чего даю им теорию и демонстрирую технические приемы работы в группах. В то же время я, как правило, даю сту­дентам возможность самим ощутить себя членами группы. И мне нужна была книга, которая объединяла бы оба эти способа обучения на материале множества существующих в настоящее время методов психотерапии и работы с группами.

Название получившейся книги как раз и отражает задачу объединения те­ории и практики. Стоящее в названии книги слово «experiential» широко ис­пользуется для обозначения таких методов работы в группе, которые делают упор на приобретении непосредственного живого опыта, составляющего осно­ву обучения и развития личности. Книга начинается с рассмотрения вопросов, которые являются общими для всех психокоррекционных групп. Это такие вопросы, как членство в группах, руководство ими, цели групп, содержание проводимой в них работы, происходящие в них процессы и этика групп. В последующих главах представлены различные модели групп, включая Т-группы и группы встреч, а также такие популярные формы работы в группах, как гештальт-терапия, психодрама, трансактный анализ, и менее известные, толь­ко оформляющиеся подходы, такие как телесная психотерапия, темоцентрированное взаимодействие, танцевальная терапия, арт-терапия и, наконец, тре­нинг умений.

В каждой главе дается набор фундаментальных понятий каждого подхода и обсуждаются основные приемы работы, проиллюстрированные случаями из практики. В заключение главы в общих чертах оценивается рассмотренный в ней подход. Для того чтобы студенты могли получить опыт участия в работе групп, в главе 12 предлагаются детальные описания прошедших проверку уп­ражнений. Их можно использовать как таковые или после соответствующей адаптации как иллюстрацию тех способов работы в группах, которые описаны в основном тексте. Глава 13 содержит краткий сравнительный обзор всех рас­смотренных методов и предложения на будущее.

Книга задумана как пособие к курсам клинической психологии, социальной психологии и развития личности для студентов и аспирантов. Кроме того, она может быть полезной для самообразования в области исследования малых групп и для проведения психотерапевтических консультаций, а также для практиков, которые хотят пополнить свои профессиональные знания и усовер­шенствовать методы работы. К ним относятся психологи, медсестры в Психиат­рических клиниках, работники социальных служб, служители церкви и вспо­могательный персонал в учреждениях, призванных обеспечивать сохранение психического здоровья. Наконец, книга может принести пользу всякому, кому интересно, что происходит, когда люди объединяются в малые группы с, це­лью исследовать свои отношения с собой и другими.

В подготовку этой книги внесли свой вклад многие. Я глубоко признателен сотням своих студентов и клиентов, благодаря которым я существенно расши­рил собственные знания о таком феномене, как группы, и о себе самом. Боль­шую и квалифицированную помощь на разных этапах работы мне.оказали Но-рин Нискер, Хони Розенбаум, Бренда Кейл, Говард Фромкин, Руфь Кон, Эве­лин Чаллис, Кристин Паффер, Мартин Раппепорт, Велло Сермат и Хитер Уайт, за что я приношу им свою искреннюю благодарность.

Ценные замечания были получены от рецензентов.: Роберта У. Кэша (Уни­верситет штата Калифорния в Лонг Бич), Роберта К. Конина (Университет г. Цинцинатти), Денниса Дж. Хаубрича (Райрсоновский Политехнический ин­ститут), Хосе Джорджа Иглесиаса (Колледж общины Пима) и Марвы Дж. Лар-раби (Университет Южной Каролины).

Я ценю поддержку сотрудников издательства «Брукс/Коул» и особенно веру в успех моей работы, которую продемонстрировала Клэр Вердуэн, а так­же конструктивные предложения Дэна Брекке и Джона Бергеза. Я благодарен своим машинисткам Максине Вассерман и Дульчис Прендергаст за их добросо­вестную работу и за терпение, проявленное ими при отсутствии такового у меня. Наконец, я в особом долгу перед моей женой и лучшим другом Джанис Рубин за ее мастерство редактора и заботу об авторе в периоды, когда он испытывал стресс или впадал в панику.

Къел Эрик Рудестам


1 Психология групп

Новый друг обогащает наш дух не столько тем, что он отдает нам себя сколько тем, что помогает нам открыть в себе то, что осталось бы сокры­тым в нас и неразвитым, не узнай мы его...

Мигель де Унамупо

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды; многие древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, прибегали к груп­повой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Все­ленной и человеческого рода; средневековые монахи объединялись в религиоз­ные ордена, дабы очищать душу и постигать Божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к различного рода группам было свойственно людям на протя­жении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачей целенап­равленное воздействие на личность, лишь недавно стала предметом научно-психологического исследования.

Колоритным примером, подтверждающим существование косвенных свя­зей между прошлым и настоящим, может служить скандально знаменитый маркиз де Сад (1740-1814). Когда де Сада заключили в Шарантон, лечебницу для умалишенных, он коротал там время писанием и постановкой пьес, кото­рые разыгрывались его соседями по палате перед пестрой больничной публи­кой. По ходу даваемых в этом живом театре[2] представлений публика и режис­сер наблюдали порой тошнотворные сцены, во время которых самодеятель­ные актеры слой за слоем обнажали свой внутренний мир, чему, по всей види­мости, способствовало богатое и извращенное воображение маркиза. Свиде­тельства о том, что эксперименты де Сада в таком «живом театре» оказывали лечебное воздействие на заключенных, явились для современных авторов ос­нованием для того, чтобы рассматривать их как один из ранних опытов группо­вой психотерапии (Corsini, 1973). Однако систематическое применение театральных приемов для исследования психики и влияния на нее началось только в начале XX века (Якоб Морено и его психодрама).

Еще одним историческим предвестием современной групповой психотера­пии могут служить опыты Антона Месмера (1734-1815). Этот работавший в Париже австрийский врач приобрел международную известность благодаря своему умению излечивать от самых разных соматических и психических бо­лезней. Месмер считал, что здоровье человека зависит от разлитых в атмо­сфере невидимых магнетических флюидов, которые исходят от звезд, и что любые нарушения равновесия этих флюидов вызывают заболевания. Месмер утверждал, что умеет исправлять.такие нарушения прикосновением магнети­ческого жезла, а позже — что может делать это с помощью целительной силы своих рук. Месмер собирал группу пациентов вокруг деревянного чана с водой, после чего он в развевающейся мантии и с волшебным жезлом в руках эффек­тно появлялся на сцене. В то время как пациенты держались за отходившие от чана специальные железные стержни и друг за друга, целитель касался каж­дого из них своим жезлом. Группа легко поддавалась воздействию эмоциональ­ной атмосферы происходящего, пациенты начинали смеяться, плакать и даже галлюцинировать и биться в судорогах якобы под влиянием наводимых Месме­ром «чар» и «животного магнетизма», который, как считалось, источался омы­вающей железные стержни водой. В результате состояние некоторых больных улучшалось. Однако международная ученая комиссия во главе с Бенджамином Франклином была не столь уж легковерной. Комиссия заключила, что пациен­ты излечивались от психических заболеваний типа истерии силой внушения, а Месмера заклеймила как шарлатана. После таких обвинений Месмер сошел со сцены, а интерес к его гипотезе вскоре, угас. В результате без внимания оста­лась та истина, что поведение людей в группах подчиняется определенным психологическим закономерностям и что группа сама по себе может рассмат­риваться как психотерапевтический фактор.

Поведение индивидов в группах и влияние группы как на практически здо­ровых, так и на больных людей стали предметом систематических исследова­ний только в XIX-XX веках. Развитие и использование группового подхода во врачебной практике в значительной степени было предопределено специ­фикой исторической ситуации. В Соединенных Штатах первые попытки применения групповых методов лечения получили название «репрессивно-инспирационной» (буквально: «подавляюще-вдохновляющей») терапии, и эти методы доминировали в первой трети XX столетия (Appley and Winder, 1973).

Одним из первых репрессивно-инспирационную терапию стал практиковать Джозеф Пратт, врач из Бостона, занимавшийся лечением больных туберкуле­зом, которым бедность не позволяла лечиться в стационаре. В 1905 году он с целью экономии времени стал собирать пациентов в группы по 20 человек пря­мо по месту жительства и рассказывать им об основах гигиены, необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и т. п. Пратт был заботливым наставником и к тому же обладал недюжинным даром убеждения. В болезни своих малоимущих пациентов он видел фактор, способствующий их объедине­нию. Пациенты вели дневники, свидетельствовавшие об улучшении их состоя­ния и о формировании чувства общности и стремления к взаимопомощи. Пона­чалу Пратт рассматривал собрания групп просто как экономичную форму работы и не придавал особого значения их самостоятельному лечебному потен­циалу. Более искушенным в групповой терапии он стал только через несколько лет, когда его «классный метод» работы фактически исчерпал себя. К началу 30-х годов Пратт пришел к убеждению, что основой психотерапии является благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать се­ансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических наруше­ний. На Пратта, по-видимому, оказали влияние работы французского врача Жозефа Жюля, который применял метод убеждения и переучивания для лечения невротических расстройств (Mullan and Rosenbaum, 1962). В течение достаточно долгого времени Пратт оставался пионером в области разработки групповых методов лечения.

Хотя работы Пратта и по сей день не утратили своей актуальности, наибо­лее сильное влияние на развитие психологии и психотерапии в Соединенных Штатах оказали теория и практика психоанализа, берущие свое начало в ра­ботах Зигмунда Фрейда. Феномен группы занимал Фрейда главным образом в связи с интересом последнего к психологии масс и склонности членов группы идентифицировать себя с сильной личностью, играющей роль лидера. К груп­повой терапии сам Фрейд симпатий не питал, но один из его последователей, Альфред Адлер, пробовал адаптировать методы индивидуальной терапии для работы с группами (Dreikers, 1959). В то время европейский психоанализ ори­ентировался на индивидуальную работу с пациентами и был в высшей степени элитарным, и Адлер преисполнился решимости лечить рабочий люд и с этой целью учредил несколько консультативных центров, где использовался груп­повой подход. Но все-таки на начальных этапах своего развития групповая психотерапия оставалась преимущественно американским явлением (Mullan and Rosenbaum, 1962).

Психоаналитические методы, направленные на лечение отдельного паци­ента в условиях группы, разрабатывались многими последователями Фрейда. К числу ранних попыток работать с группами в рамках психоаналитической традиции можно отнести деятельность Луиса Вендера (Louis Wender) в 1929 году и Пауля Шилдера (Paul Schilder) в 1934 году. Широко известный в науч­ных кругах приверженец психоанализа Трайджент Барроу (Trigant Burrow) предложил термин «групповой анализ» еще в 1925 году. После нескольких лет психотерапевтической практики Барроу стал сомневаться в правомерности принципиальной для психоанализа ориентации на отдельную личность. Посте­пенно он пришел к убеждению, что для понимания отдельной личности необ­ходимо изучать социальные группы, к которым они принадлежат. Но как толь­ко Барроу приступил к работе с группами, он сразу же утратил авторитет в психоаналитическом сообществе. История Барроу является показательным

примером того, как продуктивный и оригинальный подход может остаться нео­цененным и невостребованным только потому, что опережает свое время.

Во время Второй мировой войны стало остро не хватать профессиональ­но подготовленных психотерапевтов, так как огромное количество ветеранов нуждалось в психологической помощи. Это послужило импульсом к экспери­ментированию и развитию практической психологии. Среди известных специ­алистов того времени, которые разрабатывали психоаналитически ориентиро­ванные методы работы с группами, можно назвать Сэмюэля Слэвсона и Алек­сандра Вольфа. Слэвсон объединил групповой подход, неформальные способы обучения и психоанализ в «группах активности», где детей поощряли к тому, чтобы разрешать конфликты и реализовывать свои импульсивные желания, разыгрывая их перед группой. Вольф применял в условиях группы такие тра­диционные психоаналитические методы, как толкование сновидений, свобод­ные ассоциации и исследование ранних этапов развития личности. Однако психоаналитическая модель групповой работы в этой книге рассматриваться не будет, поскольку ее разбор требует специальной теоретической и практи­ческой подготовки в области ортодоксального психоанализа. Как будет видно из последующих глав, психокоррекционные группы имеют более широкий спектр применения и иные задачи, нежели традиционная фрейдистская групповая психотерапия.

Наконец, рассматривая наиболее важные фигуры начального этапа разви­тия современной групповой психотерапии, нельзя не подчеркнуть роль Якоба Морено. Морено более всего известен как создатель метода психодрамы, но разработанные им приемы, которые будут рассмотрены в главе, 5, занимают центральное место в работе психокоррекционных групп всех направлений. Как автор Морено был очень плодовит, а его деятельность охватывает не­сколько этапов развития групповой терапии. Морено утверждал, что впервые использовал свой подход еще в 1910 году, и обычно именно ему приписывает­ся введение термина «групповая психотерапия» в 1932 году (Corsini, 1955). Хотя в настоящее время этот термин применяется для обозначения весьма широкого спектра подходов, сам Морено употреблял его по отношению к методу, кото­рый предусматривал переход людей из каких-либо сообществ в новые группы на основании их личных предпочтений и социометрических оценок. В 1931 году Морено учредил первый профессиональный журнал, в котором освещались вопросы групповой терапии. Этот журнал носил название «Impromptu». Позже название несколько раз менялось, пока не возникло современное «Групповая психотерапия», самое подходящее для ведущего журнала в данной области. Кроме того, Морено претендует на роль основателя возникшей в 1942 году первой профессиональной организации специалистов по групповой терапии.

Если первый толчок развитию групповой психотерапии в Соединенных Штатах был дан репрессивно-инспирационным подходом Пратта, второй — применением психоаналитической теории, то третьим стало возникшее в 60-х годах гуманистическое движение в психотерапии (Appley and Winder, 1973).

Сами группы называются по-разному: группы терапии, группы встреч, группы тренинга общения, группы лабораторного тренинга. Каждое из этих названий имеет свой смысловой оттенок, который станет понятным из дальнейшего из­ложения. А для всех таких групп в этой книге выбран термин «психокоррекци­онные группы». По большей части психокоррекционные группы возникли в атмосфере благоприятствования индивидуальному самовыражению, которая характерна для последних двух десятилетий. Эти группы ориентированы ско­рее на развитие и рост личности, чем на избавление от расстройств. Если не считать Т-группы, которые рассчитаны исключительно на здоровых, нор­мальных людей, в психокоррекционных группах не придается особого значе­ния тому, какого рода клиентуру они обслуживают.

Такие психотерапевты, как Карл Роджерс, способствовали развитию гу­манистического направления в психотерапии, резко выступая против догма­тического психоанализа (и радикального бихевиоризма), симпатизируя анти­тоталитарной контркультуре с ее установкой на самовыражение и саморас­крытие. Роджерс впервые применил свой клиенто-центрированный подход для работы с группами во время экспериментаторского периода, который последовал за Второй мировой войной. Во время сеансов терапевты имеют дело с текущими ситуативными конфликтами, а не с бессознательными и ис­торически сложившимися аспектами личности. Манера работы терапевта или руководителя группы менее директивна и более либеральна, чем это приня­то в традиционной психотерапии. В отличие от психоанализа, основное вни­мание терапевт обращает на взаимоотношения членов группы, а не на внут­ренние психические процессы. Роджерс видел в руководителе группы не столько специалиста, который лечит клиента, сколько равноправного парт­нера, формирующего спонтанные «я — ты» -взаимоотношения, не обременен­ные традиционными правилами и ограничениями, налагаемыми на поведение собственно терапевта. Предоставление терапевту права действовать в соот­ветствии со своей интуицией и делиться «своим личным» с клиентом способ­ствовало развитию новых подходов к групповой работе (Schaffer and Galinsky, 1974). Метод работы с. группами, предложенный Роджерсом, будет освещен в главе 3.

В работах Карла Роджерса отражена тенденция к более полному вовлече­нию терапевта в жизнь группы, которая характерна для 50-60-х годов. В свой­ственных гуманистической психологии подходах к работе с группами подчерки­вается, что выражение чувств важнее, чем применение интеллекта (Whitaker and Malone, 1953). Кроме того, в настоящее время те, кто практикует работу с группами, приспособили к нынешним конкретным ситуациям и потребностям клиентов также и более традиционные учения. Например, в группах телесной терапии многое заимствовано из учения Вильгельма Райха (Wilhelm Reich), в группах темоцентрированного взаимодействия используются элементы психоана­лиза в сочетании с гуманистическими ценностными установками, а группы тре­нинга умений объединяют бихевиоризм с обучением путем приобретения опыта.

В групповой психологии есть одно течение, еще не вполне осознанное психотерапевтами. Речь идет об исследованиях групповой динамики психоло­гами и социологами академического толка. Современная социология возникла в XIX веке как наука, изучающая взаимозависимость социальных явлений и общих закономерностей социального поведения людей, порожденную всевоз­растающей индустриализацией общества (Cohen and Smith, 1976). Первые социологи, такие как Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель, сосредоточили свое внимание не столько на обществе в целом, сколько на процессах, происхо­дящих в группах. Считается, что первый социально-психологический экспе­римент провел Триплетт (Triplett, 1897), когда определил, насколько вело­сипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. Триплетт назвал этот феномен эффектом «социального облегчения» (social facilitation), Эффект «социального облегчения» является примером проявле­ния социопсихологического принципа, который помогает понять, что проис­ходит в психокоррекционных группах. А вот второй пример: в 60-х годах ис­следователи пришли к заключению, что решения, принимаемые индивидами в одиночку, более консервативны, чем решения, принимаемые после обсуж­дения в группе. Эта тенденция идти на больший риск, когда решения прини­маются с оглядкой на группу, получила название «сдвига к риску» (risky shift).

Имеются значительные разногласия относительно того, насколько приме­нимы к групповой психотерапии результаты исследований, проводимых в так называемых «нормальных» группах. Практика групповой психотерапии разви­валась по большей части независимо от лабораторных исследований функци­онирования группы и динамики групповых процессов, так что и в самом деле неизвестно, до какой степени процессы которые происходят в терапевтиче­ских группах, соответствуют тому, что было открыто в ходе социологичес­ких исследований. Джордж Бах (George Bach, 1954), один из пионеров груп­повой психотерапии, утверждал, главным образом на основании личной убежденности и клинического опыта, что процессы установления норм, дос­тижения сплоченности и развития коммуникативных моделей, которые обыч­но происходят в группах решения проблем, имеют свои соответствия и в те­рапевтических группах. Некоторые из этих экстраполяции к настоящему времени получили эмпирические подтверждения, но большинство из них еще не доказаны. Дело здесь, видимо, в том, что провести качественное по­левое исследование в настоящей психотерапевтической группе труднее, чем в группе студентов в лабораторных условиях.

При проведении индивидуальной терапии в условиях группы практики, ориентированные на психоанализ, в значительной степени не учитывают вли­яния группы и игнорируют имеющиеся в литературе данные по групповой динамике. Они утверждают, что психотерапевтическая группа — это не то же самое, что лабораторная группа решения проблем. С другой стороны, такие британские психотерапевты, как С. X. Фоукс, У. У. Байон и X. Эзриел, считают, что группа живет по своим собственным законам, и заключают результа­ты экспериментальных исследований по групповой динамике в рамках фрей­дистской концепции. При таком подходе терапевт обращает внимание скорее на взаимодействия в группе или на развитие некоей общей для всей группы темы, чем на патологические состояния ее отдельных членов. Вышеназванные терапевты стали важными фигурами в истории психокоррекционных групп от­части потому, что это одни из немногих европейцев, оказавших влияние на практику групповой терапии в Северной Америке. Работы Байона будут более подробно рассмотрены в главе 2.

Терапевты, признающие необходимость учета групповой динамики, счи­тают, что центральное место в истории психокоррекционных групп занимает Курт Левин, и рассматривают его «теорию поля» в качестве концептуального ядра теории групп. Левин, будучи социальным психологом, оказал более силь­ное влияние на современные исследования малых групп, чем кто-либо дру­гой. Почти четыре десятка лет назад он предположил, что «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности» (Rosenbaum and Berger, 1975; p. 16). Благодаря Левину и его коллегам исследования малых групп специалистами стали считаться вполне оправданными и заслуживающими доверия. История того, как это обстоя­тельство случайно привело к созданию первой Т-группы, будет рассказана в следующей главе.

Преимущества групповой формы работы

Хотя очевидно, что любая отдельная личность, находясь в группе, получает меньше внимания, чем при индивидуальном лечении, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь чело­века — явление социальное. Во время работы или игры, в моменты интимной близости человек испытывает потребность вступать в контакт с другими людь­ми, делиться своими впечатлениями. Несколько лет назад Дэвид Риззяан окре­стил целое поколение «толпой одиночек», подчеркнув тем самым, что даже в присутствии других человек может чувствовать себя отрезанным от них, изо­лированным, одиноким. Бюрократические лабиринты современного общества вызывают у людей ощущение замешательства, недоверия и бессилия. В таких случаях опыт пребывания в специально организованных группах может помочь в решении проблем, возникающих при межличностном взаимодействии- Группа оказывается микрокосмом или обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отноше<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...