Причины Великих географических открытий.
Технические открытия и выход к Мировому океану Эпоха Великих географических открытий – это период с середины пятнадцатого века до середины семнадцатого века. Это время исследований и открытий различных земель, морских путей, новых народов. Это время первых кругосветных путешествий, которые в корне изменили представления о планете Земля в целом, повлияли на развитие мировой экономики, судьбы многих народов. Причины Великих географических открытий. Интерес к исследованию дальних стран и народов появился у европейцев еще с тринадцатого века. Изучая различные книги и рукописи, многие отважные искатели приключений грезили новыми странами. О коротком морском пути в Индию из Испании писал еще Аристотель, древнегреческий мыслитель. О пятидневном пути из Европы в Японию и Индию писал также ученый Паоло Тосканелли. В своих трудах он объяснял эту возможность тем, что Земля имеет форму шара. Кроме печатных источников интересные факты и истории о новых странах узнавали из рассказов купцов и путешественников. Одним из известнейших путешественников того времени был Марко Поло, который прожил в Азии двадцать четыре годаСвои приключения он описал в книге о Востоке. Среди российских купцов путешествие в Персию и Индию совершил Афанасий Никитин в одна тысяча четыреста шестьдесят шестом – одна тысяча четыреста семьдесят втором годах. Интерес к новым странам у европейцев был неслучайным. Восточные страны славились всегда оружием, украшениями, специями, которые были на вес золота. Специями можно было расплатиться за любую сделку, их даже давали в приданое дочерям на свадьбу. Про богатого человека говорили «мешок с перцем». Кроме богатых товаров и предметов роскоши восточные страны славились благоприятным климатом, который позволял получать несколько урожаев в год. Большое количество населения, а значит и большое количество рабочих рук, позволяло успешно вести хозяйственную деятельность. Восточные мастера владели многими ремесленными приемами, которые не были известны в Европе.
Также восточные земли были богаты полезными ископаемыми, а значит было много сырья для ремесел. Европа не имела таких богатых запасов и вынуждена была приобретать сырье за большие деньги. К тому же в Европе к этому времени истощились запасы драгоценных металлов, а европейцев охватила жажда открытия новых земель, богатых золотом. Еще одной причиной столь масштабных географических открытий стала Османская империя, которая закрыла Европе выход в Индию. Любой ценой европейские правители стремились сохранить торговые связи с Востоком, при этом желательно было торговать без посредников – арабских купцов, которые вместе с товарами привозили и ислам. Поэтому важно было найти прямой путь, минуя земли, подчиненные арабам. Не менее важной причиной было желание монархов Европы расширить свои владения. Для захватнических войн всегда был благородный предлог - война с язычниками и обращение их в христианство. Также четырнадцатый – пятнадцатый век – это время разорительных войн, которыми были охвачены практически все европейские государства. Ведение войны требовало от государства больших финансовых вложений, вследствие этого постоянно росли налоги, а население разорялось. Новые земли были возможностью решить эти проблемы. Не только эти причины способствовали множеству открытий. Они были бы невозможны без технических изобретений и новшеств. Одним из важнейших было изобретение печатного станка И. Гуттенбергом. В первой половине пятнадцатого века он изобрел и сконструировал первый печатный станок, разработал приспособление для отлива из сплава свинца и сурьмы литер, которые собирались в текст, изобрел также рецепт специальной печатной краски. Благодаря тому изобретению, распространение знаний в Европе ускорилось, книги стали доступны многим людям.
Немаловажным было изобретение пороха. Многие считали, что сам Сатана нашептал рецепт адской смеси ее изобретателю Бертольду Шварцу. Действительно, незнание многих, почему именно происходить взрыв, появляются клубы дыма и запах серы, а также поражающая сила пороха, привело к именно этой мысли. Множество технических открытий было связано с мореплаванием. Без них не могло бы состояться ни одного кругосветного плавания. Компас, астролябия и квадрант – приборы для определения широты и долготы – были незаменимыми на каждом корабле. Подробные карты – портоланы - давали возможность лавировать кораблям у берегов, благодаря четко прорисованной береговой линии. Но главное изобретение – это новые конструкции кораблей и парусов, которые позволяли плавать на долгие расстояния и увеличили маневренность судов. Каравеллы достигали восьми метров в ширину и трех метров в высоту, квадратный парус помогал при попутном ветре развивать большую скорость, а косые паруса позволяли судну легко маневрировать не только при попутном, но и при встречном ветре. Также эти суда обладали просторными помещениями для хранения запасов пищи и воды. Более современными судами стали галионы, которые созданы были для долгих плаваний Обладателями самого мощного и хорошо оснащенного флота в Европе к пятнадцатому веку были две морские державы - Португалия и Испания. Именно эти государства сыграли главную роль в открытии и освоении новых земель. В Испании в это время крупным центром судостроения, торговли и мореплавания стал город Севилья, из гавани которого уходили в далекие плавания многочисленные корабли купцов и путешественников. Про Португалию говорили, что каждый ее «крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин – капитаном». Западные границы этой страны омывались Атлантическим океаном, а вдоль берегов проходил путь из Средиземного моря в Балтийское море, а также в Северные моря. Португальские мореплаватели давно путешествовали вдоль северного африканского побережья. Им удалось даже завоевать одну из африканских крепостей, правда, проникнуть дальше вглубь континента они не смогли – на пути лежала непроходимая пустыня. На Восток португальцев манили легенды об оставшихся там еще со времен Крестовых походов христианских государствах.
Первые географические открытия были сделаны благодаря европейским монархам. Сын португальского короля инфант Энрике (европейцы называли его Генрих) стал организатором первых географических экспедиций. Он прославился тем, что в семнадцатилетнем возрасте повел на штурм африканского порта Сеута семьдесят кораблей и захватил его. Однако это было единственное морское путешествие принца. Большую часть жизни он провел на юге Португалии, на мысе Сагреш. Инфант очень хотел подчинить Португалии северную Африку, Марокко. На мысе Сагреш он построил первую в своем королевстве обсерваторию и корабельные верфи. Энрике хотел найти новые земли и распространить на них христианство, сделав тем самым свою страну богаче и могущественнее. Инфант занимался составлением карт, изготовлением навигационных приборов, изучал отчеты капитанов о дальних странствиях. По его инициативе была создана школа, в которой изучались науки, связанные с мореплаванием. По приказу принца совершались плавания по Атлантическому океану, столь опасному, что в Европе его прозвали «морем Мрака». Благодаря этим путешествиям были открыты португальцами остров Мадейра, часть Азорских островов, острова Зеленого мыса и Канарские острова. В одна тысяча четыреста сорок пятом году португальцы достигли крайней западной точки Африканского континента – Зеленого мыса. Вскоре им удалось открыть побережье Гвинейского залива, богатое золотом и слоновой костью. Добычей первооткрывателей стали многочисленные товары и темнокожие рабы, которых продавали на невольничьих рынках Европы. За большой вклад в развитие мореплавания в целом, за расширение владений португальской короны инфант Энрике получил почетное прозвище Мореплаватель.
Смерть Энрике Мореплавателя в одна тысяча четыреста семьдесят первом году не остановила морские путешествия португальцев. Каравеллы португальского флота дошли до экватора, а через десять лет достигли устья реки Конго. Теперь португальцы уверенно ориентировались на юго-западном побережье Африки. В одна тысяча четыреста восемьдесят восьмом году корабли экспедиции, которая была отправлена к Африканскому континенту под началом Бартоломеу Диаша, были отнесены внезапно разразившейся бурей далеко на юг от намеченного курса. После бури корабли отправились на восток. Однако, не обнаружив берега, они еще раз сменили направление и взяли курс на север. Через некоторое время экспедиция достигла восточного побережья Африки в Индийском океане. Таким образом, португальцам впервые удалось обогнуть Африку и открыть для новых плаваний просторы Индийского океана. Мыс на юге Африки, мимо которого прошли каравеллы, Диаш назвал мысом Бурь, впоследствии мыс получил название мыс «Доброй надежды» - надежды на то, что вскоре морской путь в Индию будет открыт, хотя перед португальскими моряками уже плескался Индийский океан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|