Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материал для проведения пешеходной экскурсии по историческому центру города.

Т.А. КАЙМАНОВА

Добрый день уважаемые друзья!

Я рада вас приветствовать на экскурсии, которая называется «Пензенский калейдоскоп». Помогу совершить эту экскурсию вам я – (ФИО)

Город, заслуживший славу непровинциальной провинции, доверчиво распахнет перед вами простор площадей и улиц, порадует архитектурными памятниками и историческими зданиями, которые помнят присутствие знаменитого реформатора М.Сперанского, земляка-историка В.Ключевского, язвительного сатирика М.Салтыкова-Щедрина и поэта-гусара Дениса Давыдова, назвавшего Пензу своей вдохновительницей.

Я познакомлю вас с бронзовыми жителями города: Карлом Марксом, Лермонтовым, Белинским, Первопоселенцем. Я покажу вам памятник пензенской красавице, лучшему хоккеисту планеты, и памятник, в основание которого заложен прах основателя компартии США. Мы увидим улицу, где родился сюжет одного из романов Александра Дюма; музей 1 картины, прославивший город на весь мир. Пройдемся по улице, которая является рекордсменом по переименованию.

Наше путешествие займет 2 часа.

Прошу соблюдать правила безопасности: не выходите на проезжую часть дороги, переходите дорогу только с группой по пешеходному переходу. Старайтесь не отставать от группы. Будьте деликатны и уважительны друг к другу. Бережно относитесь к природе, памятникам истории и культуры.

Если у вас возникнут дополнительные вопросы, вы можете задать их в конце экскурсии

(Расположить группу для показа исторического комплекса – на обзорной площадке возле памятника Первопоселенцу. Группу поставить сначала спиной к музею одной картины, чтобы был виден исторический вал и памятник)

Экскурсию начнем с истории основания Пензы-крепости. Давайте посмотрим на противоположную сторону, где мы видим остатки старинного земляного вала крепости. Вал входил в систему оборонительных сооружений 17 века. Возводили его военные поселенцы, которым была поручена охрана города и крепости, а также посадские люди, жившие рядом с крепостью и занимавшиеся мирным трудом. В настоящее время остаток оборонительного вала включен в мемориальный комплекс, «Оборонительный вал Пензы 17 века». Автор композиции – художник-архитектор Азарий Маматкадзе.

Историческая композиция включает земляной вал, по верху которого восстановлен крепостной частокол, деревянную звонницу, у подножья которой расположена настоящая чугунная пушка-мортира, и памятная плита с указанием года основания Пензы.

А напротив вала в 1980 г. был открыт памятник Первопоселенцу.

Памятник установлен на специально созданной обзорной площадке, откуда открывается вид и на бывшее Дикое поле, грозившее набегами, и на крепость, где когда-то был виден маленький храм, а ныне сверкающий золотыми куполами главный Спасский кафедральный собор, возведенный на месте прежнего, разрушенного в советское время.

(Группу расположить перед памятником на расстоянии его полутора или двух высот).

В центре обзорной площадки, на постаменте, выполненном в виде кургана, установлен ПАМЯТНИК ПЕРВОПОСЕЛЕНЦУ Пензы. Автор скульптуры Валентин Григорьевич Козенюк точно выразил его сущность: перед нами одновременно и воин и пахарь. Он пришел на юго-восточную окраину русского государства осваивать землю, а значит, и защищать ее от ворога. Вот потому в руке его и плуг и копье. На постаменте вьется надпись, раскрывающая тайну названия крепости: лета 1663 велено на реке Пензе город строить. Название городу было дано по имени речки Пенза, которая протекала под стенами крепости. Смысловое значение – конец пути, речка заканчивала свой путь, впадая в Суру. По другой версии: Пенза – это мордовское личное мужское имя. В мордовском эпосе бытует легенда о мокшанском богатыре Пенза.

(Далее группу пригласить полюбоваться панорамой и разместить за памятником, вдоль ограды обзорной площадки).

Город когда-то располагалась на берегу реки Пензы, но парадокс в том, что в 1945 г. реки поменялись своими руслами: более мощная и сильная Сура хлынула по руслу Пензы, и маленькая речка отступила и теперь южнее впадает в Суру. При смене русла образовался остров Пески, который виден с обзорной площадки.

Сегодня про Пензу говорят: город на Суре. Река Сура берет свое начало в Ульяновской обл., на Сурской шишке и, сделав огромный крюк (на карте река похожа на крючок, согнутый палец) по территории Пензенской обл., Мордовии, Чувашии и Мариэл, впадает на территории Нижегородской обл. в Волгу: Сура – приток Волги. Бытует легенда о происхождении названия Суры: в давние времена племена мордвы искали место, где им поселиться. Старейшина рода увидел реку, которая как палец указывала, куда им идти. По-мордовски сур – палец (согнутый крючком).

 

С обзорной площадки видна река Сура и панорама юго-восточной части города, Засурье, микрорайон Ахуны - пензенский курорт, в начале 20 века получивший название в память ахуна Потиева, построившего в лесах кумысную ферму. В Ахунах среди вековых сосен разместились санатории и дома отдыха. Пенза является одним из зеленых городов России – с обзорной площадки видно, как город утопает в зелени. Как на ладони просматривается и новый микрорайон с прекрасным названием «Сурская Ривьера».

С обзорной площадки посмотрите вниз и направо: вы видите златоглавый, строгий в своих формах, Спас-Преображенский храм 18 в. – осколок Спас-Преображенского мужского монастыря, основанного под крутым склоном горы еще в конце 17 в. Каменный храм возведен в 1734 г. и является самым старым, сохранившимся в Пензе зданием, и принадлежит к лучшим памятникам русской архитектуры 18 столетия. На его территории устроена часовня, где погребена великая подвижница и благотворительница М.М. Киселева. Ныне храм является подворьем Тихвинского мужского монастыря, центр которого находится в г. Вадинске Пензенской обл.

(Развернуть группу к музею одной картины, расположить так, чтобы виден был и боковой фасад здания Законодательного собрания).

Перед нами исторический и культурный памятник 19 века, бывший дом почтмейстера, где в 1983 году после реконструкции распахнул свои двери Музей одной картины. Он является филиалом Пензенской картинной галереи им. К.А. Савицкого. Это единственное в мире музей такого рода, не зря его называют театр одной картины. Музей, по данным журнала Форбес, входит в число трех необычных музеев мира. Здесь демонстрировались картины известных всему миру художников из Эрмитажа, Третьяковской галереи и других крупных музеев страны. Жители и гости города Пензы имели возможность познакомиться с такими полотнами, как «Сватовство майора» П. Федотова, «Корабельная роща» И. Шишкина, «Взятие снежного городка» В. Сурикова и многими другими.

Музей одной картины состоит из одного зала на 35 уютных кресел, где царит камерная атмосфера. Сеанс длится 45 минут. Посетитель сначала смотрит фильм о художнике, истории написания картины, ее особенностях, а потом раздвигается занавес и перед зрителем предстает картина, показ которой тоже сопровождается музыкой и пояснительным текстом. Созданные по спецзаказу фильмы озвучивали лучшие артисты российского кинематографа: Олег Ефремов, Олег Табаков, Олег Янковский, Михаил Ульянов, Иннокентий Смоктуновский, Вячеслав Тихонов, Наталья Гундарева и др. Последнее время, из-за дороговизны страховки, в музее демонстрируется какая-либо картина из запасников пензенской картинной галереи (в настоящий момент это полотно "Княжна Тараканова" художника Константина Флавицкого).

Музей носит имя своего создателя Георга Васильевича Мясникова, бывшего второго секретаря Пензенского обкома партии 1960-1980-х гг., много сделавшего для развития культуры края, ведь и памятник Первопоселенцу, также появился благодаря его инициативе. На лицевом фасаде здания Музея одной картины, обращенном на улицу Кирова, установлена мемориальная доска Георгу Мясникову.


Обзорная площадка, на которой мы находимся, обнесена чугунной оградой. В ограде посмотрите на изображение герба Пензы. Герб, утвержденный в 18 веке императрицей Екатериной II, представляет собой щит, на котором три снопа, в знак того, что пензенская земля славилась хлебопашеством и была обильна и хлебородна. Старый герб сохранился на историческом здании, которое я вам покажу.

Для того, чтобы получше рассмотреть это здание нам необходимо перейти через дорогу. (Дать инструктаж по безопасности).

(Перевести группу по пешеходному переходу и поставить напротив Законодательного собрания).

Перед нами один из главных историко-культурных памятников Пензы 18 в.: двухэтажное старинное здание с торжественной классической выправкой, выкрашенное в благородный желто-бежевый цвет. В конце 19 века над парадным входом появился чугунный навес, на фронтоне которого в переплетении дубовой и лавровой ветвей помещен герб Пензы - три снопа (пшеничный, ячменный и просяной).

История дома насчитывает более двух веков. Сначала в нем располагалось Дворянское собрание - дом, который служил местом выборов, общения, отдыха и развлечения представителей дворянства.

Стены этого дома помнят многих представителей пензенского дворянства Бекетовых, Столыпиных, Голициных, Загоскиных.

На фасаде установлена в 2011 году мемориальная доска (автор Сергей Гурьянов) с именами замечательных людей, посещавших этот дом.

Хотелось бы, чтобы вы запомнили имя нашего земляка Михаила Николаевича Загоскина - русского писателя, драматурга, автора исторического романа «Юрий Милославский»; фамилию Бахметевых, из семейства которых А.И. Бахметев, основавший в 18 в. лучшую в России частную фабрику по производству стекла и хрусталя и музей, действующий и поныне.

В конце 1820-х гг. часто бывал друг Пушкина - поэт Петр Андреевич Вяземский, литературный критик, мемуарист. А чуть позже в 1830-е гг. балы в Пензе посещал знаменитый поэт-партизан Денис Давыдов. Это ему принадлежат слова: «Пенза - моя вдохновительница. Холм, лежит этот город, есть мой Парнас с давнего времени, здесь я опять принялся за поэзию». Здесь он познакомился с пензенской красавицей Евгенией Золотаревой, с которой на протяжении двух лет состоял в романтической переписке, и ей посвятил лирический цикл своих лучших стихотворений, она была его музой - вдохновительницей. Денис Васильевич Давыдов в письме Вяземскому в 1834 году признавался: «Правда, что я теперь в восторге поэтическом… Золотарева как будто прорыла заглохший источник… Я, право, думал, что век сердце не встрепенется, и ни один стих из души не вырвется. Золотарева все поставила верх дном: и сердце забилось, и стихи явились и теперь даже текут ручьи любви, как сказал Пушкин».

В этом здании давали балы, концерты. Во время первой мировой войны 1914 года здесь размещался госпиталь. После революции - сначала Дворец труда, где проводились общественные и культурные мероприятия. В 1936 году здесь разместился дворец пионеров. После ремонта и реставрации в 2008 г. в бывшем Дворянском собрании открылось Законодательное собрание Пензенской области. Над зданием развевается флаг Пензенской области: золотого цвета полотнище, на котором стилизованное изображение Спаса Нерукотворного.

В этой части города сохранились самые старые здания, история которых составляет интересные страницы истории города.

(Провести группу вниз по ул. Кирова и поставить напротив здания госпиталя).

Перед нами трехэтажное каменное здание – Дом воеводы - самое старое сохранившееся в городе здание гражданской постройки, возведенное в 1760-х гг. Ныне здесь размещается Гарнизонный военный госпиталь.

Пензенское воеводство продолжалось с момента построения крепости почти 120 лет, и жили воеводы в крепости. А предпоследний воевода Всеволожский в 1760-х гг. построил на своей усадьбе, северо-восточнее пензенской крепости, каменный дом. Усадьба занимала очень выгодное положение. Посмотрите: рядом с ним, слева, прямо перед нами — историческое место — Лебедевский взвоз, ведущий к реке. (Взвоз — особый тип улицы, «дорога в гору). Он выводит на улицу Никольскую, торговую улицу. По улице доставлялись товары в город.

Дом и усадьба воеводы Всеволожского, убитого пугачёвцами в 1774 году, через 9 лет после гибели правителя были проданы в казну опекуном его малолетних детей. Двухэтажное каменное строение после покупки его казной было капитально отремонтировано и частично перестроено. Обратите внимание на архитектурные особенности здания: лопатки — вертикальные выступы, делящие дом на части явно указывают на добавление крыльев. К тому времени дом стал именоваться не воеводским, а вице-губернаторским.

В конце восемнадцатого века в течение нескольких лет здесь жил вице-губернатор князь Иван Михайлович Долгоруков, происходивший из древнего княжеского рода основателя Москвы. Самый романтичный из всех русских чиновников, поэт и драматург, мемуарист, основатель пензенского театра. Долгоруков в Пензе создал «философическую оду» «Камин в Пензе». Переводы пензенского камина печатались в иностранных журналах на французском языке, и сам Байрон обратил на них внимание. Долгоруков обладал талантом писать просто и ясно: «Угоден — пусть меня читают, противен - пусть в огонь бросают: трубы похвальной не ищу…».

Романтическое увлечение Долгорукова пензенской дамой взволновало не только современников, но и осталось запечатленным в судебных документах и мемуарах.

Обходительный, талантливый князь умел нравиться дамам. (Показать репродукцию с портрета князя И.М. Долгорукова). Сам Долгоруков писал о себе так: «По наружности я был чист, румян, но дурен лицом и обезображен непомерно толстой и широкой нижней губой, по которой называли меня разиней… Темперамент мой казался флегматическим, но напротив того я был холерик. Душевно открыт, но горяч и страстен, а более всего упрям».

Необычайно влюбчивый поэт признавался: «Любви обязан всем. Без любви никогда бы не написал своих лучших сочинений». Несмотря на то, что князь был женат, в Пензе он имел неосторожность воспылать платонической любовью к жене пензенского прокурора Елизавете Александровне Улыбышевой, «коротенькой, полненькой, смугленькой, картавой бабочке, исполненной живостью и приятным умом». Пылкие, страстные, искренние письма влюбленных были перехвачены мужем. Скоро интрига шумом пронеслась повсюду и стала известной всему городу. Мемуарист Филипп Филиппович Вигель в своих записках писал: «Ревнивый муж, вооружась многовесной дубиной, дождался соперника своего у подъезда при выходе из присутствия, и с таким бешенством внезапно напал на него, что едва за бесчестие свое не заставил заплатить его жизнию под сильными ударами палки, если бы не подоспела помощь». Завязалось громкое судебное дело. Князь Долгоруков был переведен на новое место службы, но Пенза навсегда осталась в его мемуарах и стихах.

Наш земляк Виссарион Белинский писал о Долгорукове так: «Поэт чувствительный и сатирический, отличавшийся неподдельным русским юморком».
В конце восемнадцатого века строение было передано Духовному ведомству, открывшему в нем духовную семинарию, где готовили священнослужителей. В ее стенах учился отец Н.Г. Чернышевского – Гавриил Иванович Чернышевский. Семинария стала ступенькой в биографии таких наших замечательных земляков, как знаменитый историк академик Василий Осипович Ключевский и выдающийся советский хирург, один из создателей нейрохирургии Николай Нилович Бурденко. В Пензе открыты музеи и памятники Ключевскому и Бурденко, именем главного хирурга Красной Армии нейрохирурга Бурденко названа областная больница.

В духовной семинарии постигал азы православия композитор-новатор, создатель смешанных церковных хоров в России, дирижер и педагог Александр Андреевич Архангельский. Под его музыку молилась вся Россия. Благодаря глубине и проникновенности песнопений Архангельского, их и сегодня исполняют во многих православных храмах. Его имя присвоено Пензенскому музыкальному училищу. В семинарии учился и будущий певец-бас Александр Иванович Мозжухин, брат известного киноартиста Ивана Мозжухина.
Семинария готовила духовных наставников в этом здании целых сто лет. К началу 20 века учебное заведение переместилось в новое здание на улице Дворянской, а здесь ее усадьба перешла в ведение Губернской земской управы. Вид здания значительно изменился: было добавлено два двухэтажных крыла в соответствующем стиле. А полукруглый аттик был переделан в прямоугольный, и на нем разместилась надпись: «Земская управа», от которой избавились во времена революции. Ныне в старинном здании, являющемся памятником истории и культуры, размещается Военный госпиталь.

 

Улица, по которой мы с вами идем, улица Кирова, ранее именовалась Троицкой по расположенному на ней Троицкому женскому монастырю.

В 1930-е гг. после гибели деятеля революции Сергея Мироновича Кирова улица получила его имя.

А теперь я хочу предложить вам взглянуть вниз на панораму бывшей улицы Троицкой, украшением которой является ансамбль Троицкого женского монастыря.

Своим появлением монастырь обязан тридцати женщинам, в конце 17 в. решивших организовать для себя обитель. К концу девятнадцатого века, деревянные строения сменились каменными. В начале 20 в. по проекту Александра Гавриловича Старжинского (1850-1906) на месте прежнего построили нарядный Троицкий собор в русском стиле. Благодаря своей живописной многоглавой композиции и пышному декоративному оформлению с использованием элементов древнерусского зодчества 17 века (шатров, кокошников) он занял доминирующее положение в ансамбле монастыря. Это один из лучших памятников городской архитектуры.

На территории монастыря находился небольшой монастырский некрополь; здесь нашли свое упокоение декабрист И. Н. Горсткин (1798-1876) и архитектор В. П. Семечкин (1843-1917). 23 апреля 1861 г. в обители скончалась таинственная монахиня Анна, которую привезли незадолго до того из Тамбовского Вознесенского монастыря; среди ее имущества был найден крестик с надписью «Царевна Анна» – предполагают, что это была незаконнорожденная дочь императора Павла I. Могилы к настоящему времени утрачены.

 

(Группу развернуть лицом к Литературному музею).

На углу улиц бывших Троицкой и Никольской, ныне это улицы Кирова и К.Маркса, сохранилось двухэтажное каменное здание 18 века с ажурным навесом крыльца.

На протяжении нескольких веков стены этого здания гостеприимно принимали самые первые учебные заведения Пензы. Сначала здесь размещалось Первое народное училище Пензы, затем — Уездное училище, с 1804 г. — Первая мужская гимназия. С 1989 года в здании находится Литературный музей. Именно здесь вы узнаете о писателях и поэтах, чьи судьбы и творчество связаны с Пензенским краем: Г.Р. Державине, Ф.Ф. Вигеле, М.Ю. Лермонтове, А.И. Куприне, В.Г. Белинском, А.Н. Радищеве, Н.С. Лескове, М.Е. Салтыкове-Щедрине, А.А. Блоке, В.В. Маяковском, Н.П. Задорнове и других.

В залах еще слышны отзвуки шагов благородного наставника юношества, директора И.И. Лажечникова, который в течение 3 лет возглавлял Пензенскую мужскую гимназию, впоследствии стал знаменитым автором исторических романов «Ледяной дом», «Басурман». Еще одним директором этого учебного заведения, был бывший медик, хирург — Николай Галкин, участник полярной экспедиции, открывшей Антарктиду.

Здесь учился Федор Иванович Буслаев - знаменитый филолог, почетный академик, первый русский исследователь устного народного творчества. Посещали гимназию и августейшие особы императоры Александр I, Николай I, наследник престола будущий царь Александр II и сопровождавший его в поездке выдающийся русский поэт В.А. Жуковский.

В 1842 году в гимназии побывал великий русский математик Николай Иванович Лобачевский, он приезжал для наблюдения за полным затмением солнца.
Как и духовное училище, Первая мужская гимназия дала путевку в жизнь многим молодым людям, которые впоследствии стали гордостью России. Здесь учился и Белинский, создавший русскую литературную и театральную критику. Гимназист много читал, увлекался Пушкиным, Байроном, Гете. Учитель гимназии М.Попов вспоминал: «Бывало, когда отправляюсь с учениками за город, во всю дорогу, пока не дойдем до Засеки, что позади городского гулянья, или до рощи, что за рекой Пензой, Белинский пристает ко мне с вопросами о Гете, Вальтере Скотте, Пушкине, о романтизме и обо всем, что волновало в то доброе время наши молодые сердца». Представьте себе, что вы сейчас будете проходить по той улице, по которой спешил в гимназию Виссарион, будучи 14-17-летним юношей.

Рядом с бывшей гимназией установлен памятник Белинскому в створе улицы, которая носит его имя.

(Группу провести вверх по левому тротуару, разместить в маленьком скверике возле бюста Белинского).

В.Г. Белинский поднял критику на такую высоту гражданского служения, до которой она до него не возвышалась ни в одной стране мира. Его причисляют к титанам эпохи Возрождения. Именно он открыл миру русскую литературу. Его роль выразительно подчеркнута Некрасовым в поэме «Медвежья охота»: «Ты нас гуманно мыслить научил… Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колена». Одно из заветных убеждений Белинского заключалось в осознании России как устроительницы общечеловеческой цивилизации. Пензенцы гордятся своим знаменитым земляком и справедливо отдают ему дань памяти.

В.Г. Белинскому, который провел в пензенском крае детские и юношеские годы, установлены несколько памятников. Один из них перед нами. Бюст работы пензенского скульптора Николая Теплова установлен в 1981-м году. Всего в Пензе четыре памятника Белинскому. Лучший в стране монумент критику-публицисту в полный рост стоит в сквере Белинского перед театром работы знаменитого архитектора Вучетича. Имя Белинского носит улица, свое наименование она получила в 1911-м году, в год столетия со дня рождения литератора. Мы побываем с вами на этой загадочной и таинственной улице в конце нашего маршрута.

Теперь нам предстоит подняться вверх по улице К.Маркса.
Ранее улица Карла Маркса называлась Никольской – по имени храма, который располагался на месте, которое ныне занимает кинотеатр. Ранее на ул. Никольской располагались купеческие дома, один из которых был связан с пребыванием Емельяна Пугачева. Ныне на этом памятный знак, который я хочу вам показать.

(Группу провести к памятному камню Пугачеву).

Перед нами – памятный камень, установленный на месте дома купца Андрея Кознова. Именно здесь был дан торжественный обед предводителю народной армии Емельяну Пугачеву, называвшему себя императором Петром Третьим. Монумент был установлен в 1982 году, над его созданием трудились пензенские скульпторы Эдуард Иодынис и Лидия Скоробогатова. На огромном валуне установлена бронзовая доска, на которой изображен въезд Пугачева в город и встреча его горожанами хлебом-солью. Барельеф напоминает развернутую книгу с загнутым углом страницы – похоже на свиток исторической летописи, который можно прочитать.

Когда с многотысячным войском грозный Пугачев, называвший себя «ампиратором», подходил к Пензе, шумный городок притих. Многие из дворян бежали. Пугачев пробыл в Пензе всего сутки и второго августа уже был вынужден покинуть наш край, так к как войска государевы преследовали его, но восстание нанесло серьезный ущерб: хрустальная фабрика Бахметьева была уничтожена, воевода А.А. Всеволожский, несмотря на то, что скрылся из города, все же был схвачен в одном из помещичьих домов и был сожжен. Пострадали многие помещичьи усадьбы, только в Пензенском уезде было убито более 400 дворян.

Захватив из города пушки и порох, а также казну, предводитель восстания потребовал под угрозой сожжения города 500 человек для его армии. Через два дня в город вступили правительственные войска, возглавляемые полковником И.И. Михельсоном. На последних этапах борьбы с пугачевцами участвовал и офицер, будущий генералиссимус А.В. Суворов, прибывший с турецкого театра военных действий. Именно он привез плененного Пугачева в Москву, где его казнили. Население отбитых у Пугачева сел и городов снова было приведено к присяге императрице, участники волнений были жестоко наказаны. В крае ликвидировано более 60 повстанческих отрядов.

Об этих драматических событиях и напоминает памятный знак.

 

Мы находимся с вами в начале улицы Московской, одной из старейших улиц Пензы, которая появилась почти одновременно с возникновением города. Она начиналась от северной стены крепости и шла вниз под гору. Первоначально улица называлась Средне-Посадская, затем была известна как 2-я Спасская, и в первой половине 18 века стала называться Московской, так как в конце улицы находилась Московская застава, оттуда начиналась дорога на Москву. В настоящее время это пешеходная улица. С улицей Московской связаны многие события в жизни, как страны, так и пензенского края.

(Развернуть группу лицом к собору)

Верх улицы Московской венчает самая старая площадь, бывшая Воеводская, Соборная, Советская.

Доминантой и украшением Верхней площади всегда был соборный храм. В советское время, в 1934 г., Спасский кафедральный Собор был полностью уничтожен. Восстановление началось в 2011 г.

Как и прежний храм, собор представляет собой крупномасштабную постройку в стиле русского классицизма. Это храм с пятью золочеными куполами и отдельно стоящая колокольня. Собор вмещает до 5 тысяч прихожан. Высота под центральным куполом достигает 59 метров, а высота колокольни более 80 метров, на которой установлен большой колокол весом более 8 тонн.

После завершения строительства сюда вернется святыня города - чудотворная икона Казанской Божьей матери, которая в советское время сберегалась в Митрофаньевском храме. С иконой, которая была пожалована Пензе царем Алексеем Михайловичем на основание города-крепости, связана легенда о спасении крепости во времена погрома в 1717 году, когда на Пензу напали кубанцы. Жители несколько дней отражали с крепостного вала набег неприятеля. Силы пензяков ослабели, они ожидали помощи, но помощь не приходила. А силы степняков все увеличивались; городу готовилась страшная участь. Жители Пензы всю ночь со слезами молились в соборной церкви перед образом Казанской Божией Матери. На заре варвары начали свое наступление, тогда христиане, вместе с крестами вынесли икону Богоматери на площадь к воротам города. Началось молебное пение Богородице. Народ горячо молился и плакал. И вот скоро пришла радостная весть, что город спасен, что кубанцы в беспорядке бегут от Пензы, гонимые неведомой силою. С этого момента между жителями Пензы умножилась вера в чудотворную силу Казанской иконы Божией Матери.

(Группу провести к архиерейскому дому и расположить перед зданием)

Рядом с собором находится место упокоения останков архиереев, которые были ранее похоронены возле старого собора (указать на четыре установленных в ограде деревянных креста)

(Группу разместить на площадке перед Архиерейским домом).

Этот красивый трехэтажный дом с шестиколонным портиком был построен в 18 веке как резиденция пензенских наместников. В 1780 – 1796 гг. правителем пензенского наместничества был генерал-поручик Иван Алексеевич Ступишин, которому и обязаны своим устройством присутственные места Пензы, старинные корпуса которых мы увидим на экскурсии чуть позже.

После упразднения Пензенской губернии в конце 18 века его занял саратовский и пензенский архиерей Гаий. Несмотря на восстановление в 1801 году Пензенской губернии в своих правах и назначение в Пензу губернатора, здание осталось в ведении епархии. Здесь была до революции и сегодня по-прежнему резиденция пензенского архиерея.

Центральная часть представляет собой хороший образец зрелого классицизма. Позже в середине XIX века к боковым фасадам архиерейского дома, пристроили двухэтажные корпуса, выполненные в формах древнерусского зодчества. В южном корпусе в середине 19 века состоялось освящение домовой крестовой церкви с престолом во имя Воскресения Христова.

В подвале этого дома на глубине полутора метров имеется аркообразный вход, ведущий в тоннель шириной около двух метров. Тоннель шел в направлении Никольской церкви и в противоположную сторону, предположительно к Крестьянскому банку. Подземный ход хорошо вентилируется благодаря продуху в стене здания.

После установления советской власти в бывшем архиерейском доме разместился Центральный штаб Красной гвардии Пензы и губернии, преобразованный вскоре в штаб резерва Красной армии при Центральном штабе РККА, преобразованном позже в губвоенкомат. В 1996 году обветшавшее здание было возвращено пензенской епархии.

В 1998-м году при реконструкции и расчистке от старых обоев стен в южной части третьего этажа были обнаружены старинные изображения святых, сделанные в середине девятнадцатого века, предположительно художником Кузьмой Александровичем Макаровым с учениками, среди которых был и его сын Иван Кузьмич Макаров, будущий академик. Его картины можно увидеть в Пензенской и Саранской картинных галереях. Сегодня Архиерейский дом отреставрирован и представляет памятник истории и культуры.

О светской истории города, выдающихся людях российской истории рассказывают старые особняки. Я приглашаю Вас к дому Столыпиных.

(Группу провести вверх по улице К. Маркса до пересечения с ул. Володарского и разместить на углу, напротив по диагонали от дома Столыпиных).

Обратите внимание на каменное двухэтажное здание с балконом на втором этаже на углу улиц Лекарской (ныне Володарского) и Никольской (ул. К. Маркса). Это памятник истории и культуры 19 века, Дом Столыпина. В 1816 г. дом вместе с усадьбой и плодовым садом приобрел губернский предводитель дворянства Григорий Данилович Столыпин, ближайший родственник Е.А. Арсеньевой - бабушки М.Ю. Лермонтова. (Григорий Данилович был женат на ее младшей сестре Наталье Алексеевне Столыпиной). Если по отцовской линии М.Ю. Лермонтов приходился дальним родственником английскому поэту лорду Байрону, то по материнской линии он принадлежал к знатному пензенскому роду Столыпиных. Дворянский род Столыпиных, восходящий к 16 веку, был внесен в шестую, самую почетную, часть родословной книги Пензенской губернии.

В Пензенском доме Столыпиных собиралась вся семья в дни семейных праздников и трагедий, здесь доживал свой век глава семейства, прадед Михаила Лермонтова Алексей Емельянович Столыпин.

В доме Столыпина останавливалась Е.А. Арсеньева с маленьким внуком Михаилом Лермонтовым в 1817-1818 годах.

Именно в этом доме была определена судьба 3-летнего Миши Лермонтова: тут было составлено духовное завещание Елизаветы Арсеньевой – в пользу внука, при условии, что он останется до совершеннолетия с бабушкой, а не с отцом.

В доме Столыпиных собирались, как принято говорить, все «сливки» общества, в их числе Михаил Сперанский – друг семьи и пензенский губернатор. В доме Столыпиных Миша Лермонтов нашел для себя и приятное общество родственников-сверстников, которые вошли в его биографию и творчество.

Так, дочь пензенских Столыпиных Аннет Григорьевна Столыпина – это юношеское увлечение Лермонтова, и 15-летний Лермонтов в своем дневнике раскроет сердечную тайну: если вы хотите знать имя девушки – писал он – спросите у моей кузины. Именно ей, своей кузине, он посвящает потом строки стихов «Дереву» и «Гению».

Здание отмечено мемориальной доской. В 2010 г. после реставрации в бывшем доме Столыпиных разместился бизнес-инкубатор.

(Группу перевести через пешеходный переход, провести по ул. Советской к картинной галерее).

Сейчас мы идем по улице Советской, которая возникла в конце 18 века и называлась Губернаторской, так как на ней находился дом губернатора, который мы с вами увидим. Эта улица очень короткая, но на ней расположены прекрасные по своей архитектуре исторические здания.

(Группу разместить во дворике перед Картинной галереей).

Перед нами самое красивое в Пензе каменное здание, построенное в начале 20 века, в стиле модерн. Здание предназначалось для дворянского земельного и крестьянского поземельного банков. Автором проекта является выдающийся петербургский зодчий, академик архитектуры Александр Иванович фон Гоген, известный как создатель главного корпуса Академии Генерального штаба и особняка балерины Кшесинской в Санкт- Петербурге. Обратите внимание на взметнувшуюся мощную башню, увенчанную четырехгранным шатром и декорированную майоликовым панно.

Не правда ли, что яркие детали оживляют общую картину: цветные панно, сложные окна, черепица. Цоколь фасада выложен серым финским гранитом. Дом получился праздничным, говорят, что образ этого здания, был навеян архитектору зодчеством скандинавских стран, а именно финской национальной архитектурой.

Это величественное сооружение по праву считается красивейшим в городе, его архитектурной достопримечательностью.

После революции в здании размещались Губернский комитет партии большевиков и Губернский исполнительный комитет, а позднее - Горком КПСС и Горисполком.

В 1986-м году здание было передано Пензенской областной картинной галерее имени К.А. Савицкого (т.к. со дня основания галерея размещалась в здании Художественного училища и площадей не хватало).

Это одна из старейших и богатейших картинных галерей России. Основой создания музея явилась коллекция картин, пожертвованная городу в 19 веке пензенским губернатором Н.Д. Селиверстовым. В наши дни насчитывается больше 14 тысячи экспонатов, среди которых мировые шедевры живописи: полотна Репина, Шишкина, Васнецова, Левитана, Айвазовского, Серова и многих других.

Картинная галерея имеет два филиала – Музей одной картины имени Г.В. Мясникова и Музей стекла и хрусталя в городе Никольске Пензенской области, старейший в стране и имеющий богатейшую коллекцию. А в самой картинной галерее располагаются три мемориальных музея: родоначальника «Русского авангардизма», создателя группы художников «Бубновый валет», одного из последователей кубизма в искусстве, нашего земляка – Аристарха Лентулова. Сегодня Лентулов – один из самых дорогостоящих русских авангардистов на арт-рынке. В этом здании находится также музей Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова, русского живописца, графика и педагога, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, преподавателя и бывшего директора нашего художественного училища. Третий мемориальный музей – это музей художника Константина Аполлоновича Савицкого, первого директора художественной школы рисования в Пензе, много сделавшего для пополнения фондов галереи. Скульптурный памятник ему можно увидеть во внутреннем дворике второго корпуса галереи.

(Провести группу во внутренний дворик, расставить для показа памятника Савицкому, затем развернуть к скульптурной галерее. После осмотра развернуть группу лицом к дому губернатора)

Во внутреннем дворике картинной галереи, носящей имя Савицкого, открыт бронзовый памятник художнику. Скульптор Елена Преображенская запечатлела Савицкого с палитрой и кистью в руках.

 

Привлекательность и оригинальность внутреннему дворику придает скульптурная композиция «К нам едет ревизор», в которую входят бюст Н.В. Гоголя и шесть барельефов с изображением сцен его комедии «Ревизор». Композиция выполнена выпускником Пензенского художественного училища Владимиром Труловым в 2013 г. Тему автор разрабатывал 5 лет как дань малой Родине. Существует версия, что прообразом того самого уездного города, откуда «три года скачи – ни до какого государства не доедешь», того самого, в котором происходит действие комедии Гоголя «Ревизор», послужил город Сердобск. Именно там застрял Хлестаков, после того, как в Пензе проигрался в карты пехотному капитану. Шесть отлитых из стеклопластика картин изображают сцены бессмертной комедии, воскрешая реалии маленького городка Сердобска. Седьмая рама абсолютно пустая, это условное зеркало, на которое, как сказано в эпиграфе «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».

(Развернуть группу лицом к губернаторскому дому).

Второй корпус картинной галереи ныне ра<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...