Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сидящий Еврипид. Римская статуя




Мрачным и нелюдимым характером Еврипида объясняется и ненависть к женщинам, в которой упрекали его афиняне и особенно Аристофан, в своей комедии «Женщины на празднике Фесмофорий». Женщины, раздраженные дурными отзывами о них Еврипида, хотят отомстить ему и, собравшись на праздник Фесмофорий, где между ними царствует полное согласие, решают устроить суд над поэтом и приговорить его к смертной казни. Еврипид, в страхе за свою участь, ищет кого-нибудь из мужчин, кто согласился бы одеться в женское платье, принять участие в собрании женщин и там защищать поэта. Так как изнеженный, женоподобный поэт Агатон, которого Еврипид просит оказать эту услугу, не желает подвергаться опасности, то Мнесилох, тесть Еврипида, вполне усвоивший себе философско-ораторские приемы своего зятя, принимает на себя эту роль и, одевшись в женское платье, доставленное Агатоном, отправляется в храм Фесмофорий. Здесь происходит судебный процесс, в котором ораторы-женщины яростно нападают на сына торговки, поносящего их пол; Мнесилох горячо защищает своего зятя, но его вскоре узнают и по приказанию призванного в храм притана привязывают к столбу, чтобы после судить его за преступное, вторжение в женское общество. Еврипид, прибежавший в храм, тщетно старается, при помощи разных хитростей, освободить своего тестя; наконец, ему удается освободить его, когда он обещает женщинам впредь никогда их не бранить, и отвлекает, при содействии флейтистки, внимание скифа, стоящего на страже, Увлекаясь этой комедией, позднейшие писатели рассказывали уже как исторический факт, что во время празднества Фесмофорий женщины напали на Еврипида и хотели его убить, но он спасся, дав им обещание, что никогда не станет говорить о них ничего худого; рассказывая об этом, биограф приводит в подтверждение несколько стихов из драмы Еврипида «Меланиппа», в которых говорится: «Брань, произносимая мужчинами против женщин, не попадает в цель; я уверяю, что женщины лучше мужчин». По словам другого биографа, женщины напали на Еврипида в саламинской пещере; они ворвались туда, говорит биограф, и хотели убить его в то время, как он писал трагедию. Как успокоил их поэт – об этом не говорится; конечно, при помощи вышеупомянутого обещания.

Еврипид оказывал женскому полу особенное внимание и выводил женщин на сцену гораздо чаще, чем другие поэты. Страсти женского сердца, особенно же любовь и её столкновение с чувством нравственным, часто бывали предметом его трагедий; таким образом, в его трагедиях легко могли являться такие положения, в которых резко обрисовывались дурные и темные стороны женского сердца. Таким образом, нередко в целых пьесах и во многих отдельных сценах женщина является в дурном свете, хотя нельзя сказать, что в этих сценах выражается твердое убеждение поэта. Афиняне могли оскорбляться как тем, что поэт вообще изображал женщину на сцене со всеми сокровеннейшими её чувствами и побуждениями, так и тем, что женские заблуждения и испорченность характера изображались такими яркими красками, и притом в такое время, когда аттические женщины действительно в нравственном отношении стояли не особенно высоко. Вот причина, почему Еврипид приобрел у афинян репутацию ненавистника женщин; мы же должны признать, что его отношение к женщинам делает ему по крайней мере столько же чести, сколько и стыда. В его драмах мы встречаем много благородных женщин, отличающихся высокою любовью и самопожертвованием, мужеством и силою воли, между тем как мужчины нередко являются рядом с ними в жалкой и второстепенной роли.

 

Произведения Еврипида

Из вышеприведенного видно, что Еврипид, сравнительно с Эсхилом и Софоклом, является представителем упадка трагического искусства; но недостатки его гораздо виднее в позднейших его пьесах, чем в тех, которые были написаны раньше. Из трагедий Еврипида до нас дошло 17; трагедия «Рес», приписываемая также Еврипиду, не могла быть написана им. Кроме того, мы имеем от него еще сатирическую драму «Циклоп» – единственное произведение этого рода, дошедшее к нам от древности. Особым характером отличается трагедия «Алкестида», самая ранняя из сохранившихся до нашего времени, представленная в 438 г. до Р. X. Она составляла четвертую часть тетралогии, следовательно, занимала место сатирической драмы; и в самом деле, эта пьеса с своими комическими сценами и веселым концом едва ли может быть названа трагедией; ее можно скорее назвать трагикомедией. «Алкестида» может служить доказательством нововведений, предпринятых Еврипидом или явившихся уже после него; после трех трагедий, для веселого заключения, вместо сатирической драмы, иногда ставили пьесу, похожую на трагедию, с комическими сценами и веселым концом.

Из сохранившихся до нашего времени трагедий Еврипида наиболее ранние – «Медея», представленная в 431 г. до Р. X. «Ипполит», получивший награду в 428 г. и несколько позже написанная «Гекуба» представляют величественные картины женской страсти: оскорбленная и мстительная любовь Медеи и презираемой Ипполитом Федры, страшная жажда мести в душе Гекубы, обездоленной смертью своих детей – вот содержание этих трагедий. В следующих затем пьесах, приблизительно до 420 г. до Р. X. («Гераклиды», «Умоляющие», «Ион» «Неистовый Геракл»), Еврипид уже не старается действовать на душу зрителя изображением сильной страсти, а желает возбуждать интерес обилием событий, имеющих отношение к политическим происшествиям его времени и к древней славе родного города. С 420 г. трагедия Еврипида все более и более старается «представлять беспокойное и запутанное развитие человеческих страстей, при чем то та, то другая попеременно одерживает победу; замыслы злодеев не удаются, но и справедливый человек должен терпеть горе и бедствие, и при этом незаметно внутренней, скрытой причины, которая управляет этим пестрым калейдоскопом действий». (О. Мюллер). К этой категории пьес относятся: «Андромаха», «Троады», «Электра», «Елена», «Орест» (408 г. до Р. X.). К лучшим произведениям этого периода следует отнести «Финякиянок» и «Вакханок», в особенности же «Ифигению в Тавриде». – «Ифигения в Авлиде», последняя трагедия Еврипида, осталась неоконченною; ее окончил уже Еврипид младший, который и поставил ее на сцену уже после смерти автора, вместе с «Вакханками» и «Алкмеоном»; но в том виде, в каком она дошла до нас, она представляется очень неумелою и плохою переработкою какого-нибудь позднейшего поэта.

Кроме трагедий, Еврипид писал еще и другие произведения. Когда молодой Алкивиад явился на олимпийские игры с семью колесницами, чего до тех пор не делал еще ни один частный человек и даже никто из царей, и получил первую, вторую и третью награду, Еврипид, по случаю этой победы, отпразднованной с необыкновенным великолепием, написал Алкивиаду победную песнь, из которой Плутарх (Алкивиад, XI) приводит следующие слова: «Тебя воспоем мы, сын Клиния. Прекрасна победа; но всего прекраснее то, что не удавалось еще никому из эллинов – одержать победу в первом, втором и третьем состязании, так что герольд возвестил, что победитель без сильного напряжения украсился оливковым венцом Зевса». В честь афинян, погибших во время несчастной экспедиции в Сицилию, Еврипид написал элегическую песнь, в которой, по свидетельству Плутарха (Никий, XVII), находились слова: «Восемь раз храбрые воины победили войска сиракузские, в то время когда боги еще одинаково благоприятствовали и тем и другим». – Атеней (II, 62, В) сообщает эпиграмму, написанную Еврипидом на острове Икарии на смерть одной матери, которая погибла вместе с троими детьми от яда. С именем Еврипида существует еще пять писем, которые однако следует считать подложными.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...