ГСД- структура эффективного действия(Вебер,Зиммель,Сорокин)
МРС-модель реальной системы Средства условно выделил Парсонс Средства-то, чем можно воспользоваться Условия-то, с чем мы вынуждены считаться Для каждого это по своему МИС-модель идеальной системы(то, где я хочу быть, то, что я хочу делать) Цель Парсонс:откуда у людей берутся цели МРС-инь-янь (условия-средства) Самоограничения-чем меньшем мы нуждаемя тем ближе мы к Богу. Это духовная практ, рад с самим с собой На выбор самоограничения тоже влияет структура ценностей Проблема-это разрыв межу МРС и МИС, т.е между системой в которой мы находимся и той которую мы считаем правильной На МИС влияют стереотипы, образцы, примеры
15. Роль ценностей в структуре деятельности социального дизайнера Помимо глубинных мотивационных структур человека, он обладает еще структурой ценностей, которая, как считал Т. Парсонс лежит в основе целеполагания человека действующего. Однако граница между «мотивами» и «ценностями» и даже само различение этих категорий являются сегодня открытыми. Остается в основание положить некоторую конвенцию, которую предположительно могут разделять специалисты. Ниже точка зрения отражает результаты переосмысления так называемых содержательных теорий мотивации (Маслоу, Герцберг, Адельфер и другие) а также результаты эмпирических наблюдений, выполненных группой социальных дизайнеров под руководством автора, в последнее десятилетие. Вся мотивационная структура человека представляет собой множество мотивов различной глубины и силы, которые можно разбить на три размытых и взаимно пересекающихся подмножества: «мотивы-ценности», «мотивы-средства», «факторы-избегания». Ниже дана их краткая характеристика.
Мотивы-ценности - это такие факторы мотивации, которые представляют для человека ценность сами по себе и не содержат никаких иных внешних по отношению к ним ценностей. Они долгосрочны по своему воздействию и лежат в основе жизненных стратегий и значимых действий человека, если присутствуют в «матрице сознания». Считается (Д.К. Мак-Клелланд, 1961), что мотив достижения, например, формируется очень рано через глубокие и близкие отношения с родственниками, особенно матерью. Возможно, что мотивы-ценности обусловлены генетически, во всяком случае, формируются очень рано. Мотивы-ценности прямо и непосредственно доставляют человеку радость бытия, поэтому он так ценит возможность реализации этих мотивов в любом социальном окружении, в том числе и на рабочем месте. Мотивы-средства - это факторы, которые также имеют характер долгосрочного воздействия на отношение человека к своим жизненным стратегиям (поведению), однако субъективную ценность им придают внешние по отношению к ним «силы» - мотивы-ценности. Одни и те же мотивы-средства могут быть связаны с различными мотивами-ценностями, выступающими по отношению к первым в качестве «первооснов», так же как и различные мотивы-средства ведут к удовлетворению одних и тех же мотивов-ценностей. «Успех», например, мотив-средство для таких мотивов-ценностей, как: признание (по Гегелю это не просто высшая ценность – это единственно значимая для человеческого духа ценность); самоидентификация (становление Я-концепции), высокая самооценка, честолюбие. Мотивы-средства формируются под существенным воздействием социального окружения человека. Это социализация через научение и деятельность. Формирование через так называемые «словари мотивов» (Миллсом, 1940) – языковые выражения, которые используются в ЛСД человека для оправдания своих тех или иных действий и поступков окружающими человека людьми. Мотивы-средства формируются через воспитание и интенсивное освоение языковой практики в раннем детстве.
Средства-избегания - это гигиенические, по выражению Герцберга, факторы, когда они удовлетворяются, человек их не замечает, когда их недостает, человек теряет энтузиазм к тому, что делает и как живет. Социологи М.Вебер и Т.Парсонс и другие вслед за ними, считали, что наличие нравственного камертона в человеке (его внутренние ценности) являются единственным разумным объяснением того, откуда у человека действующего берутся истинные цели, достойные человека, то есть цели, не определяемые только его ситуацией, но, возникающие как внутреннее напряжение – «разрыв» между наличной ситуацией (ее тенденцией) и представлением человека о «правильной» (справедливой, комфортной, надежной и т.п.) ситуации. Устранение этого разрыва, снятие напряжения в душе человека, вызванного этим разрывом и делает человека проактивным (простраивющим цели сознательно), а не реактивным (реагирующим на ситуацию, животным, демонстрирующим поведение).
16. Понятие «экоцикл организации», его сущность и функция в организационной диагностике Кризисы и обновления: организационный экоцикл Иллюстрацией АСК-сценария могут служить результаты исследований, выполненные Герстом и его группой. Успешность изменений в организации, как показал наш опыт, во многом зависит от своеобразных циклов деятельности организации, которые представляют собой «бесконечное» чередование кризисов и «возрождений из пепла». Для разработки данной категории мы воспользовались понятием «экоцикл организаций» Дэвида Герста (Рисунок 2).
Рисунок 2. Экоцикл организаций (Источник Hurst, 1995)
Из рисунка 2 можно понять, что все без исключения организации в каждый момент времени находятся в одном из трех жизненных состояний, которые существенно влияют на способность организации к развитию. Понимание этих циклов позволяет разработать стратегии изменений, адекватные данным состояниям организации, а не действовать вслепую.
Фаза 1. «Предпринять» означает совершить новое действие. Предприниматель – это человек, который совершает новое действие. Новое для этой страны, этой отрасли, этого бизнеса… Это, как правило, требует личного мужества, креативности и высокого «чутья» к деловому окружению («сети, из которой сплетается бизнес»). Бизнес «обрастает» организацией. На этом этапе, организация – это тот, кто ее сделал. Если предприниматель принимает нововведение, оно обречено на успех. Так как креативность создателя организации – гарантия открытости организации в целом к новому. Если создатель принимает решение об организационных изменениях, они происходят успешно, если нет – попытки что-то внедрить обречены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|