Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности организации налогообложения в оффшорных территориях

Таблица

Оффшорная юрисдикция Налогообложение прибыли (дохода) Налогообложение оффшорных операций Прочие условия
       
Остров Мэн Подоходный налог на прибыль – 20 % Отсутствует налог на дарение и наследство Налогообложение отсутствует или минимальное Членство в ЕС (с ограниченными правами и правилами общих подходов и НДС)
Гибралтар Базовая ставка – 35 % По зарубежным операциям льготных компаний – 2 % Налог на внутренние доходы – 17 % Оффшорные (нерезидентные) компании освобождаются от налогов на 25 лет  
Гернси Ставка от 0 до 30 % в соответствии с определением администраторов подоходных налогов Освобождение от налогов для оффшорных компаний Льготное налогообложение для международных фирм  
Джерси Стандартная ставка – 20 % Освобождаются оффшорные компании компании международного бизнеса – 2 % налог на прибыль по международной деятельности  
Кипр   Налог на прибыль для оффшорных компаний – 4,25 % Член таможенного союза ЕС Имеет двухсторонние налоговые соглашения с Австрией, Болгарией, Великобританией, Венгрией, Германией, Грецией, Данией, Италией, Канадой, Китаем, Кувейтом, Норвегией, Румынией, США, Францией, Швецией, Югославией
       
Продолжение таблицы
       
Ирландия Льготная ставка – 10% (в некоторых отраслях обрабатывающей промышленности, в сфере инжиниринговых компьютерных услуг освобождены доходы от патентов на изобретения и продажи произведений национального искусства) Оффшорные компании освобождены по операциям за рубежом для внутренних операций ставка 10 % Договора об устранении двойного налогообложения заключены с 15 странами
Британские Виргинские острова Ставка налога на прибыль – 15 % Доходы от операций с валютой – 10 % Оффшорный бизнес без налогов Соглашение об устранении налогообложения с Японией
Гонконг Ставка налога на прибыль для резидентских компаний – 16,5% Оффшорный бизнес за рубежом без налогов  
Сейшельские острова Ставка налога для резидентских компаний – 9% Компании международного, действующие в рамках зоны международной торговли, освобождаются от налогов на корпорации, таможенных пошлин, социальных выплат  
Маврикий Ставка налога на прибыль – 5 % Оффшорные компании и компании международного бизнеса налогов не платят Налоговые соглашения с Германией, Великобританией, Францией, Индией, Китаем, Россией

При международном налоговом планировании необходимо учитывать не только их юридический статус, но и исторический, политический, социально-экономический, географический контекст оффшорной схемы. Одни территории пользуются репутацией «респектабельных»: Гернси, Каймановы острова, Бермуды; другие “максимально либеральных” Панама, Багамы, Либерия, Сейшельские острова.

Определенное значение в налоговом планировании имеет фактор географической близости к промышленно развитым государствам, финансовым центрам и торговым путям.

Оффшорные зоны довольно разнообразны по административным условиям работы компаний, требованиям к отчетности, налоговым ставкам и так далее. Поэтому страна регистрации выбирается под конкретный род деятельности, под конкретную схему, а иногда даже под конкретную сделку. Традиционно основными критериями при выборе юрисдикции считаются, с одной стороны, дешевизна и простота регистрации и поддержания компании, а с другой — имидж страны регистрации.

В современном оффшорном бизнесе наблюдается своеобразная «специализация» оффшорных территорий. Выделяются «налоговые гавани», специализирующиеся на размещении холдингов, проведении банковских, страховых, трастовых операций. Например, размещение судовладельческих компаний традиционно размещается в Либерии, на Кипре, Панаме, на островах Мэн, Гернси. Такая специализация вызвана, в том числе и налоговыми льготами, предназначенными определенному виду бизнеса.

В тоже время все налоговые юрисдикции можно условно подразделить на два основных типа. Первый – это собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к «налоговым гаваням». Для последних характерно отсутствие налога на прибыль льготных компаний. Вместе с тем эти юрисдикции, в основном, исключены из сферы действия международных налоговых соглашений (остров Мэн, Гибралтар, Багамы, Панама и т.п.). Все эти зоны характеризуются высокой степенью конфиденциальности для владельцев оффшорных компаний и почти полным отсутствием контроля со стороны властей за деятельностью таких компаний. С компаний не взимаются налоги, но они уплачивают ежегодный фиксированный сбор, который не превышает 1000 USD. Указанные государства имеют невысокий уровень развития экономики, но обладают достаточно высокой политической стабильностью.

К другому типу относятся юрисдикции с «умеренными» условиями налогообложения. Они не являются типичными оффшорными территориями. Здесь, как правило, взимается определенный налог на прибыль. Преимущества этих территорий связаны главным образом с благоприятной системой налоговых соглашений, которыми они располагают. Как правило, они требуют от оффшорных компаний финансовой отчетности и предоставляют им ощутимые налоговые льготы. Со стороны правительства этих государств контроль более жесткий, чем в предыдущем случае, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. Кроме того, в «умеренных» юрисдикциях имеются льготы для компаний определенных типов, прежде всего холдинговых, финансовых, лицензионных. Эти компании используются как промежуточные пункты для международного перевода доходов и капиталов. К законам с «умеренными» условиями налогообложения обычно причисляют вполне «респектабельные» и даже «престижные» государства Западной Европы – Швейцарию, Нидерланды, Ирландию, Люксембург, Бельгию, Австрию. Имеется ряд «комбинированных» юрисдикций, сочетающих в себе признаки различных типов. К такого рода «оптимальным» юрисдикциям можно причислить, прежде всего, Кипр, а также Ирландию и с некоторыми оговорками – Швейцарию. Среди этих стран и Россия (Калмыкия, Ингушетия, Алтай). Через компании, зарегистрированные в этих странах, ведут свой бизнес десятки тысяч крупных фирм. Требование к отчетности повышает степень доверия к таким фирмам со стороны деловых партнеров, однако добавляет хлопот хозяевам, если за их делами не следит специализированная компания, отвечающая за выполнение такой отчетности и ведущая ее. Среди этой группы наибольшей популярностью пользуется Кипр. Это страна, подписавшая самое большое количество межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения. Однако со вступлением в Европейский Союз Кипру приходится пересматривать свое налоговое законодательство, что неминуемо приведет к уменьшению количества

Имеются и «нетипичные» оффшорные юрисдикции, которые располагают некоторыми соглашениями об устранении двойного налогообложения (Мадейра, Нидерланды, Антиллы, Британские Виргинские острова). Специализированные компании в этих странах (для создания промежуточных компаний избираются в основном европейские государства) становятся ключевым звеном многих схем налогового планирования. В соответствии с ними доходы переправляются в налоговое убежище через компанию в страну с благоприятным налоговым климатом.

Одним из мощнейших инструментов налогового планирования является применение трастов и структур так или иначе использующих трасты. Под международным трастом понимается траст, созданный в одной стране для управления имуществом, расположенным в другой стране. Следует отметить, что когда речь заходит о международном трасте чаще всего подразумевается траст, учрежденный в соответствии с нормами общего права. Такой траст может быть учрежден только в странах, применяющих нормы англосаксонского права. Обычно это страны, тесно связанные с Великобританией. Классическими трастовыми странами и территориями являются Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Кипр, Британские Вирджинские острова, Багамские и Бермудские острова, Гибралтар, Каймановы острова, и ряд других территорий.
К другой категории стран, где принято трастовое законодательство, но фактически эти страны не принадлежат к системе общего права, относятся Швейцария, Лихтенштейн, Панама, Монако. Это наиболее интересные страны с точки зрения их использования в налоговом планировании, потому что являясь странами континентального права и в полной мере используя все принципы этого права, они в то же время изменили свое законодательство с целью применения преимуществ трастовых структур.

Все трасты можно подразделить на отзывные и безотзывные. При учреждении отзывного траста учредитель имеет возможность либо по истечении срока, либо при наступлении определенных обстоятельств, указанных в договоре, возвратить имущество в свою собственность.
Отзывные трасты имеет ряд преимуществ для учредителя. Это возможность жесткого контроля над деятельностью доверительного управляющего, в использовании имущества по своему усмотрению в случае прекращения договора траста. Однако, при этом часто теряется возможность защиты имущества, переданного в траст, от обращения взыскания по обязательствам учредителя, ограничивается защита имущества траста от принудительного наследования, использование траста в целях минимизации налоговых обязательств по налогам на имущество, на доходы и на переход права собственности.

Безотзывный траст не дает возможности для учредителя траста получить обратно в свою собственность имущество, прежде переданное в траст. В зависимости от объема прав, предоставляемых доверительному управляющему, трасты подразделяются на фиксированные и дискреционные. При заключении договора фиксированного траста управляющий должен руководствоваться в своей деятельности указаниями учредителя или попечителя в отношении операций, совершаемых с имуществом, переданным в доверительное управление.
В дискреционном трасте управляющий при распоряжении имуществом действует по своему усмотрению. В отличии от фиксированного траста, трасты по дискреционному трасту не связан какими-либо указаниями учредителя относительно использования имущества, кроме обязанности действовать в интересах бенефициаров. Кроме того, на него могут налагаться определенные ограничения и обязательства, зафиксированные в договоре траста. Механизм дискреционного траста в принципе допускает возможность контроля за деятельностью управляющего трастом со стороны учредителя, попечителя или бенефициара, но этот контроль или управление должен осуществляться в таких формах, чтобы впоследствии третьи лица не могли утверждать, что деятельность осуществлялась на основании прямых указанияй учредителя. Одной из таких неявных форм управления являются так называемые письма-пожелания (Letter of Wishes). Если третьим лицам удастся доказать в суде, что траст управлялся прямыми указаниями учредителя, то суд может признать, что договор траста представлял мнимую сделку, либо был фиксированным трастом со всеми вытекающими последствиями. Трастовая схема станет неэффективной для достижения поставленной цели. Вопросы контроля за деятельностью доверительного управляющего трастами являются самой сложной и деликатной сферой всех трастовых схем, имеющих целью защиту имущества, переданного в траст.

Одним из важнейших составляющих международного налогового планирования является трансфертное ценообразование, которое опосредствует движение товаров и услуг в пределах транснациональной группы. Трансфертные цены представляют собой разновидность цен, применяемых во внутрифирменных расчетах. Движение капиталов, выражающее стоимость товаров и услуг (трансферты) позволяет варьировать полученные доходы, перераспределяя их большую часть компаниям находящимся в зонах с благоприятным налогообложением.

В тоже время манипуляции с трансфертными ценами органами налоговых администраций многих зарубежных государств рассматриваются как уклонение от налогов и законодательно наказуемы. Для устранения нелегальных налоговых операций с трансфертными ценами в двухсторонних международных договорах и налоговых соглашениях, а также во внутреннем налоговом законодательстве многих стран предусмотрен порядок определения (оценки) совершаемой сделки транснациональными компаниями.

В частности, в модели налоговой конвенции ОЭСР 1992 года приняты определенные меры по регулированию трансфертного ценообразования. Одним из наиболее распространенных способов является определение полученных доходов для целей налогообложения на территории государства согласно принципа отдельной экономической единицы или как его еще называют, принцип «на расстоянии вытянутой руки». Так, в статье 9 Модели налоговой конвенции ОЭСР указано, что если: «между родственными предприятиями созданы или установлены коммерческие или финансовые отношения, отличные от налоговых отношений, которые были бы созданы между независимыми предприятиями, тогда любая прибыль, которая могла бы быть получена, но из-за данных условий не может быть получена одним из этих предприятий, может быть включена в прибыль данного предприятия и соответственным образом облагаться налогом».

Эта ссылка на условия, установленные в коммерческих и финансовых отношениях независимых предприятий, и является принципом «вытянутой руки». Пытаясь определить прибыль, которая была бы получена независимыми предприятиями при аналогичных обстоятельствах, этот принцип определяет подход, согласно которому многонациональные предприятия, входящие в транснациональные компании, рассматриваются как самостоятельные единицы, а не как единый объединенный бизнес. С самого начала страны-члены ОЭСР одобрили применение подхода отдельных экономических единиц не только в области трансфертного ценообразования, но также в качестве фундаментального принципа для распределения прав налогообложения между странами. В результате страны-члены договорились, что для целей налогообложения прибыль родственных предприятий может быть при необходимости скорректирована, чтобы обеспечить распределение налоговой базы совместимое с принципом «на расстоянии вытянутой руки».

Можно выделить ряд причин, по которым этот принцип положен в основу модели налоговой конвенции. Во-первых было принято, что рыночные отношения между спросом и предложением являются лучшим способом распределения ресурсов и доходов. Во-вторых этот принцип в значительной степени обеспечивает равное отношение к группе многонациональных предприятий и независимым субъектам, помогая, таким образом, избежать создания налоговых преимуществ путем аккумуляции экономической власти в руках крупных многонациональных групп. В-третьих, подобный метод оценки достаточно удобен и прост в применении.

В тоже время отдельные государства применяют различные методы определения отклонений внутрифирменных цен от рыночных. В налоговом законодательстве США предусмотрен ряд статей позволяющих регулировать трансфертное ценообразование и разработаны методики корректировки зависимых цен. Метод сравнения со свободной ценой предполагает сравнение цен, которые применяются в сделках между взаимозависимыми фирмами и ценами используемыми в сделках между независимыми контрагентами или между одной из анализируемых взаимозависимых фирм и ее сделками с прочими лицами. Метод применим для аналогичных или идентичных сделок. Метод дает хорошие результаты. При прямых продажах конечным потребителям или предприятиям розничной торговли.

Метод сравнения по торговой марже применяется для сравнительного анализа цен при продажах дилерами и дистрибьюторами. Объектом сравнения является маржа (доход) полученный в виде вознаграждения дилера (дистрибьютора) за его услуги по реализации товара. Оценка полученного дохода проводится по достаточно сравнимым сделкам, заключаемых между зависимым и независимыми посредниками.

Метод сравнения по издержкам плюс торговая маржа включает анализ общей суммы возмещения, получаемого торговцем, куда входит маржа (доход) и понесенные расходы. Этот метод применяется чаще всего в отношениях между производителями товаров и зависимыми от них продавцами. Анализ включает сопоставление не только полученных доходов, но и произведенных расходов по реализации и доставке товара, его хранению и маркетингу.

Методы распределения прибыли включают два метода: метод распределения прибыли по аналогии и метод распределения по остаточной прибыли. Первый метод подразумевает оценку полученных доходов по аналогичной схеме взаимоотношений и рассматривает в каких пропорциях распределяются прибыли или убытки от продажи конечного продукта. Полученные пропорции налагаются на аналогичную схему между взаимозависимыми лицами и учитывает насколько распределение прибылей между ними соответствует свободным ценам. Второй метод предусматривает вначале распределение конечной прибыли каждому контрагенту в соответствии с долей его участия на основании среднерыночной нормы прибыли, а затем полученная сумма этих начислений вычитается из общей суммы реально полученной прибыли и остаток прибыли распределяется в соответствии с договоренностью о распределении имущественных прав и других обязательств.

Метод сравнения по прибыли третьих лиц предусматривает сравнение отношений между взаимозависимыми фирмами по прибыли, получаемой каждой из сторон с доходами полученными в этой отрасли или сфере экономики другим фирмами. В данном случае оценка производится не по отдельным сделкам, а по фирме в целом.

Интеграционные процессы в мире приводят к быстрому росту различных экономических группировок и объединений, имеющих в качестве обязательного условия в выборе экономической политики общие подходы в налогообложении.

В первую очередь для всех видов экономических группировок (зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов) характерна отмена таможенных пошлин во взаимной торговле и создание общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам. Более высокие формы интеграции (общий рынок, экономический союз) предусматривает отмену таможенных барьеров между государствами участниками, и как следствие – освобождение взаимной внешнеэкономической деятельности от уплаты косвенных налогов на границе, а также проведение единой политики в области унификации и гармонизации налогообложения.

Размещение межнациональных предприятий на территории государств, объединяющихся в экономические группировки, позволяет использовать в семах налогового планирования преимущества беспошлинного и безналогового движения товаров и услуг во внешнеэкономической деятельности, применять единые стандарты к определению стоимости сделок и их налогообложению.

Вопросы для контроля и самопроверки

1. Как можно определить сущность налогового планирования?

2. За счет каких процедур может быть достигнута минимизация налоговых обязательств?

3. Назовите основные инструменты и механизмы (схемы) международного налогового планирования.

4. Что является основными целями создания СЭЗ в Республике Беларусь и проводимой в соответствии с ними налоговой политики?

5. В чем заключается механизм отзывного траста?

6. Какие методы оценки сделок применяются в международной практике при трансфертном ценообразовании?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...