Особенности религиозно-психологического комплекса верующих
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
В ходе религиозной деятельности и религиозных отношений возникают и воспроизводятся различного рода психологические явления, обычно именуемые религиозно-психологическим комплексом. [7] Религиозно-психологический комплекс включает в себя многие элементы: религиозные потребности, ценностные ориентации, религиозные установки, чувства, общение и др. Его содержание воплощает в себе единство, взаимосвязь и взаимное проявление религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека. Ее основой является религиозная вера (в различного рода догматы, тексты, представления, свойства, связи и т.д.), находящая свое практическое выражение в культовых действиях верующего. Поэтому религиозную потребность личности можно определить как потребность в отправлении культовых действий, посредством которых осуществляется взаимодействие личности с потусторонним миром. Но религия удовлетворяет не только потребность верующих в совершении религиозных обрядов, молитв, но и многие нерелигиозные потребности людей, например познавательные, мировоззренческие, нравственные, эстетические и др. В частности, мировоззренческие, нравственные, познавательные потребности верующих получают специфическое удовлетворение через систему религиозных догматов, мифов и норм поведения, пропагандируемых религиозными организациями. Эстетические потребности удовлетворяются благодаря эстетическим компонентам богослужения. Во взаимоотношениях с другими верующими и служителями культа реализуются потребности в общении и утешении. В системе религиозно-психологического комплекса верующего большую роль играют ценностные ориентации, являющиеся важным показателем отношения верующего к религии. Они помогают выявить мотивы культового поведения верующего, характеризуют его взаимоотношения с религиозной общиной, его социальные и нравственные качества. Для верующих характерна специфическая система ценностных ориентации, отличающаяся тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из религиозной веры. Земное подчиняется неземному, естественное - сверхъестественному. При подобной субординации ценностей все реальные социальные ценности, вытекающие из потребностей и интересов человека, рассматриваются как второстепенные. Главенствующую роль в иерархии ценностей верующих играют религиозные ценности, созданные их воображением. [8]
Таким образом, ценностные ориентации религиозных людей направлены прежде всего на главные ценности, проповедуемые вероучением, - Бога, его свойства и действия в отношении к миру и человеку, религиозные заповеди и истины и т.д. Система ценностных ориентации верующих характеризует их общее отношение к окружающей действительности, общую социальную направленность их сознания и поведения. Однако эта общая социальная направленность реализуется в их отношениях к конкретным событиям, фактам или лицам, в отдельных актах поведения. Поэтому важным элементом религиозно-психологического комплекса являются религиозные установки. Религиозная установка - предрасположенность верующего к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленным этой оценкой. В частности, исследователи отмечают, что религиозные установки играют роль своеобразного фильтра по отношению ко всей информации, поступающей к верующему, т.е. вся нерелигиозная информация усваивается «избирательно», в соответствии со сложившимися установками. Несоответствующая же этим установкам информация верующим не воспринимается.
Таким образом, раз сформировавшись, позитивная установка к другим верующим и служителям культа накладывает отпечаток на содержание и направленность сознания и поведения религиозных людей. Важным компонентом религиозно-психологического комплекса являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это переживание верующими своего эмоционального отношения к религиозным ценностям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе. Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связаны обычные человеческие чувства: страх, любовь, гнев, радость, надежда, благоговение, восхищение и т.д. Но у верующих они имеют соответствующее предметно-образное оформление и смысл, т.е. переживаются как «страх Господень», «любовь к Богу», «чувство смирения», «чувство греховности», «радость общения с Богом», «умиление иконой Богоматери», «сострадание к ближнему», «любовь к ближнему», «благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы», «ожидание чуда» и т.д. Особую роль играет религиозное общение - личные, эмоционально насыщенные связи между верующими, между ними и Богом, в форме которых реализуются религиозные отношения. [9] Религиозное сознание предписывает три плана общения: ) верующих друг с другом; ) верующих со священнослужителем; ) верующих с Богом, ангелами, душами умерших и т.д. Как и всякое общение, религиозное общение осуществляется с помощью различных социально-психологических механизмов: внушения, заражения, подражания, идентификации и др. Вместе с тем не всякое общение верующих является религиозным, поскольку оно может развертываться в нерелигиозных сферах: экономической, политической, военной, художественной, в быту, на отдыхе и т.д. [10] Различные феномены веры Вера - это глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Вера позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения. В широком смысле вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Термин «вера» происходит от латинского veritas (истина), т.е. объект веры именно что претендует на истинность. Не гипотеза, даже не постулат, а именно что догма.
Феномен веры - это одна из тех тайн, пленником которых является человек. Это жизненно важная тайна, которая связана с самой возможностью существования человека, с его жизнью и смертью, с той реальностью, в которой человек ощущает себя живущим. Что такое вера? Этот вопрос волнует многих - ученых, философов, богословов, психологов, верующих и неверующих. Это слово встречается в нашей жизни повседневно: «верую», «верю», «уверен». Многозначность понятия. Слово вера означает разное и как явление изучается разными дисциплинами. Оно может означать то, «как человек верует», сам душевный акт веры, его субъективную природу. Оно может означать и то, на чем основывается человек в акте веры, те основания и критерии, которые позволяют ему быть уверенным в предмете веры. [4] Религиозное сознание предписывает три плана общения: ) верующих друг с другом; ) верующих со священнослужителем; ) верующих с Богом, ангелами, душами умерших и т.д. Отмечались и некоторые другие психологические особенности феномена веры. Говоря о бессознательных корнях веры, Д. Юм заключает: я «никогда не сознаю подобного акта», «опыт может порождать веру и суждение о причинах и действиях с помощью некоторой скрытой операции, и притом так, что мы ни разу об этом даже и не подумаем» [17]. В отличие от являющегося произвольным акта мысли, вера возникает спонтанно. «Она есть нечто такое, что не зависит от нашей воли [выд. мною. - А.Д.], но должно порождаться некоторыми определенными причинами и принципами, которые не находятся в нашей власти» [18]. Г. Гегель замечает: «…вера
Заключение
В заключении на основе проведенного анализа мировых религий, религиозных организаций, феноменов можно сделать следующий вывод.
Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах и понятиях Проработав многочисленные источники по данной теме, я пришла к выводу, что несмотря на различие в мировых религиях некоторые из них имеют нечто общее в ритуалах, в обрядах (покрывают голову заходя в церковь - христиане или мечеть - мусульмане в частности это относится к женщинам) и т.д. Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., 1999. - 370 с. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс], 2006. - 1 CD-диск. Еникеев М.И. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: ПРИОР, 2001. - 160 с. Краткий словарь по социологии // под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989. - 637 с. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. // под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М.: Аспект Пресс, 2003. - 475 с. Учебное пособие для вузов // под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. Серия: Высшее образование. 2001 г. - 600 с. . http://relig.info/encyclopedia/psikhologiya-religii . http://www.all-psy.com/ks/religiya-i-psihologiya.html . http://www.koob.ru/jung/psihologiya_i_religia 10.http://tamirsheih.com/index.php? option=com_youtubegallery&view=gallery&Itemid=61
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|