Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из жизни рекламного агента

Прикладная болтология

Или

Как эффективно

Окучивать школьников

 

 

Методическое пособие для рекламных агентов ФТК

 

Копирование и распространение приветствуется

 

 

Чёртовы Кулички

 

Оглавление

Предисловие. 3

Введение. 4

Перед работой. 4

Внешний вид (для парней) 4

Вход в школу. 5

Беседа с завучем.. 6

Вход в класс. 6

Вступление. 6

Содержательная часть. 9

Заключение речи. 12

Интонация. 13

Жесты.. 14

Секреты мастерства. 16

Из жизни рекламного агента. 18

Заключение методички. 19

Послесловие. 19

Литература. 19

 

 

Предисловие

 

Когда в конце августа 2004 года я вернулся с отдыха на Чёрном море, то оказался в сложном финансовом положении. Денег после поездки не осталось совсем, до стипендии – ещё целый месяц, а в самое ближайшее время у нас с сокамерником намечался переезд в другую комнату со всеми вытекающими расходами на ремонт. Пришлось влезть в долги и подумать о подработке. Нужны были деньги. Много и за короткий срок.

Я сел за компьютер, зашёл на студенческий форум и просмотрел все предложения о работе за последний месяц. Проанализировав вакансии, я отобрал две: негр на складе и рекламный агент в «Физтех-колледже». Работать негром, имея полученную на Физтехе степень бакалавра, было как-то несолидно. Работать рекламным агентом не очень хотелось: опыта публичных выступлений не было совсем. Ладно, – решил я, – отработаю эту кампанию и уйду. Не моё это всё-таки.

Моя работа началась в самый разгар рекламной кампании. За три недели получилось неплохо заработать. Вскоре я раздал долги, оплатил свою долю ремонта и вообще существенно поправил материальное положение. Мне так понравилось работать, что бросить это занятие не получилось. За первый день второй рекламной кампании (за один день!) меня угораздило заработать больше, чем за всю первую кампанию. Меня сразу произвели в старшие агенты и повысили ставку до максимума.

Однажды я задумался, можно ли усовершенствовать схему, которую нам преподали на тренинге. Опыт подсказывал, что схема неидеальна, что школьникам не всегда интересно то, что я им говорю. Каким должен быть эффективный спич рекламного агента? Своими размышлениями на эту тему я поделился на страницах методички, которую Вы держите в руках.

 

 

Введение

 

Давным-давно (лет 20 назад) «Физтех-колледжа» ещё не было, а были только школы, школьники и репетиторы. Школьники учились в школах бесплатно, а в случае необходимости за плату занимались с репетиторами. Репетиторы давали знания, школьники давали деньги. Всё было хорошо, и все были довольны. И вот однажды пришёл некто умный, посмотрел на это благоденствие, и стало ему досадно оттого, что он с этого ничего не имеет. Казалось бы, пойди, займись репетиторством: найди себе школьника и передавай ему знания. Ан нет, ему захотелось, не работая, нагреть на этом руки. И придумал тогда этот умный новые правила: школьники теперь будут платить не репетиторам, а ему, платить будут чуть меньше, чем они платили репетиторам, а репетиторы будут получать чуть больше, чем зарабатывали раньше. Такая схема стала возможна потому, что к репетитору подсаживается теперь не один школьник, а сразу 10-12. Всё остальное этот умный кладёт себе в карман, отстёгивая при необходимости на кнопки, скрепки и рекламных агентов. Задача рекламного агента состоит в том, чтобы убедить школьников сделать выбор в пользу групповых, а не индивидуальных занятий.

Понимаете теперь, что такое «Физтех-колледж», и каково Ваше место в нём?

 

Перед работой

 

Итак, Вы рекламный агент. Сегодня вечером Вы получили на завтра район и буклеты. Прежде чем выйти на участок, постарайтесь ещё дома узнать о школах как можно больше. В Интернете можно раскопать много всего интересного: профиль школы, ФИО завучей и директора, иногда на страничках школы даже вывешивают фотографии представителей администрации. Гораздо удобнее, подойдя к охраннику, сказать я к Ольге Викторовне вместо я к вашему завучу по старшим классам. Также полезно выяснить, что преподаёт завуч. Если физику, математику или информатику, то достаточно будет слов я из Физтеха (если Вы из Физтеха), если нет, то скорее всего, придётся объяснять, что это такое.

С собой полезно взять бутылочку минералки. Не берите сладкую воду! От сахара слипнутся губы, и говорить будет ещё сложнее.

 

Внешний вид (для парней)

 

Внешний вид – это больше для завучей, чем для школьников. От того, как Вы выглядите, зависит, разрешат Вам пройтись по школе или нет.

Фейс. Фейс должен быть побритый. На фейсе не должно быть ничего лишнего. Пирсинг на лице, серьги в ушах или только в одном ухе также крайне нежелательны (рис. 1). Если Вы носите усы, сбрейте немедленно! Это повысит эффективность Вашей работы. Почему? А хз, почему. Экспериментальный факт.

Причёска. Волосы должны быть чистыми. Причёска должна быть аккуратной. Длинный хаер, как и лысый череп, сыграют Вам в минус.

Одежда. Как известно, по одёжке встречают. Официальный представитель института должен выглядеть официально: строгий костюм, рубашка, галстук (рис. 2). Рубашка должна быть свежей (к сожалению, приходится напоминать и об этом). Галстук должен доходить до середины пряжки ремня, не выше и не ниже. Нижняя пуговица пиджака должна быть расстёгнута (почему – хз, принято так), но если Вы пришли на агитацию в кадетский корпус, расстёгнутых пуговиц быть не должно, иначе Вас сочтут разгильдяем. Если Вы студент МФТИ или МГУ или другого крутого университета, не будет лишним значок Вашей alma mater на лацкане пиджака: иногда работает как пропуск.

Обувь. Прежде всего, чистая (в кадетском корпусе – идеально чистая). Обувь должна гармонировать с одеждой. Кеды с деловым костюмом, мягко говоря, не смотрятся. Носки должны быть однотонными (без ромбиков и сердечек), цвета обуви или брюк.

Сумка. Ходить на агитацию с дипломатом будет очень неудобно, с рюкзаком – несолидно. Лучше всего – портфель или сумка на плече.

Коротко говоря, выглядеть надо так, чтобы любой учитель захотел впустить Вас в класс хотя бы только для того чтобы поставить Ваш внешний вид в пример детям. Одним словом, выглядеть надо безупречно.

 

Вход в школу

 

Итак, Вы подходите к школе. В Вашем арсенале: профиль школы, ФИО завуча (лучше нескольких: на случай отсутствия завуча по старшим классам) и директора, информация о том, что они преподают. Если в Интернете нет такой информации, получить её можно у гуляющих на школьном дворе детях, у охранника, дежурного учителя или любого другого учителя, попавшегося на пути. Подходите к охраннику и говорите волшебную фразу:

 

Здравствуйте! Я представитель (я из) Московского физико-технического института. Мне нужно поговорить с Марией Ивановной.

 

Если Вы учитесь на Физтехе, то смело показывайте охраннику студенческий билет или аспирантское удостоверение (вообще, мега-вещь! пропуск во все школы). Если интересующего завуча нет, но она скоро придёт, не соглашайтесь на беседу с директором. Лучше зайти в соседнюю школу, а в эту вернуться потом. Дело в том, что вероятность договориться с завучем – 80-90%, с директором – всего 10-20%. Это вызвано тем, что в департаментах образования директоров изрядно дрючат за рекламу в школах.

Если охранник заартачится, дайте ему понять, что если он Вас не пропустит, то получит выговор от директора.

Надо заметить, что пройти через охрану – самое лёгкое в работе рекламного агента. Приобретённые навыки бывают полезны в жизни.

 

Беседа с завучем

 

Об этом подробно и хорошо рассказывают на тренингах. Повторяться не буду, скажу только, что часто завучи думают, что «Физтех-колледж» – это подготовительные курсы для поступления на Физтех, и разрешают сделать объявление только в 11-х классах или в 10-11-х. В таких случаях надо показывать завучу график (рис. 3) и говорить, что больше всех у нас 8-классников, а 7-классники на 2-м месте по численности. График на самом деле бородатый, но от семестра к семестру ситуация меняется несильно, так что можно говорить, что это график за прошлое полугодие. Я специально поместил этот график на отдельной странице, чтобы можно было вынуть его из методички и взять с собой на агитацию. Если завуч не разрешает походить по школе, можно попробовать зайти к директору. Возможно, директор разрешит. Вероятность небольшая, но попробовать стоит.

У меня в большинстве случаев разговор с завучем сводится к диалогу:

 

– А, вы, наверное, хотите по классам пройти (с детьми поговорить)?

– Да, если можно.

– Сейчас, я только посмотрю расписание.

 

Пока завуч смотрит расписание, поинтересуйтесь, есть ли в школе классы с физико-математическим уклоном, с химико-биологическим, с гуманитарным, спортивным и т.д. Это поможет понять, что будет интересно детям, и существенно облегчит составление содержательной части.

Вход в класс

 

Эта часть тоже подробно обговаривается на тренингах и обыгрывается на ролевой части, поэтому я затрону только некоторые моменты.

После того, как учитель разрешил Вам сделать объявление и Вы вошли, необходимо поздороваться и окинуть взглядом аудиторию, встретившись глазами со всеми или почти со всеми учениками, пройти к доске и поставить сумку на пол. Не забывайте улыбаться, а то мальчишки решат, что Вы из военкомата, и разбегутся, чтобы не получить повестку.

Если в данный момент в классе идёт контрольная работа, лучше выступить перед этим классом на следующем уроке, даже если учитель разрешает объявить на контрольной. Опыт показывает, что во время контрольной школьники всё равно не слушают.

Если учитель говорит, что может выделить только 2 минуты, не ускоряйтесь! Говорите в своём обычном темпе. Лучше сделать речь короче, рассказав всего о паре предметов, чем скомкать её: рассказать обо всём, но так быстро, что никто ничего не поймёт.

Вступление

 

Когда Вы войдёте в класс, у детей сразу возникнет масса вопросов:

1. Кто это?

2. Откуда он?

3. Что ему здесь надо?

4. Что у него в сумке? Не бомба ли?

5. А он классом не ошибся?

На три первых вопроса необходимо ответить обязательно, не дожидаясь, когда их зададут. Ответить желательно именно в таком порядке. Например, так.

 

Всем привет! Меня зовут Василий Пупкин, я из «Физтех-колледжа». Хочу рассказать вам о наших курсах, которые уже помогли многим школьникам.

В 10-11 классах:

Всем привет! Меня зовут Василий Пупкин, я из Московского физико-технического института. Хочу вам рассказать о наших курсах для школьников.

Обязательный этап пройден, дальше идёт непосредственно Ваша речь. Начать речь можно по-разному. Хорошо проглатывается интригующее начало. Ситуация: осенняя кампания, 7-й класс.

 

Ещё недавно вы были шестиклассниками и поэтому ничего о нас не слышали. Сегодня вы узнаете, чем помимо отдыха занимаются ваши старшие товарищи по выходным.

 

Начало с привязкой к обсуждаемой в классе теме. Ситуация: кабинет физики, учитель рассказывает о теплоизоляции: двойных оконных рамах, двойных стенках термоса и пр.

 

Я вижу, вам уже рассказали, зачем в окнах по две рамы. Знаете, раньше думали, что чем больше расстояние между стёклами, тем лучше теплоизоляция. Но оказалось, что наилучшая теплоизоляция достигается, когда расстояние между стёклами примерно 1 см. Это доказывается методами теоретической физики. В современных стеклопакетах как раз такое расстояние, так что это в некотором смысле «умные» окна. Но давайте вернёмся к нашим курсам.

Офицерское звание, учёба на военной кафедре, знакомство с воинской дисциплиной дают возможность позабавиться в кадетском корпусе. Когда в класс входит старший, кадеты всегда встают по стойке смирно.

 

– Здравствуйте, товарищи кадеты!

– Здравия желаем, товарищ преподаватель!

– Вольно! Садись! (садятся) Меня зовут лейтенант Федулов, но для девушек я просто Роман (улыбаются).

Некоторые школьники, услышав слово «колледж», думают, что их приглашают в техникум, и начинают отбрыкиваться: «Мы ещё только в 8-м классе», «Мы уже в 10-м». Один мальчик мне даже заявил: «Ха! Дураков тут нет!». Поэтому в начале своей речи я всегда поясняю, что такое ФТК.

«Физтех-колледж» – это не техникум, куда идут после 9 класса. Это дополнительные занятия при Московском физико-техническом институте. Проходят они 1 раз в неделю: в субботу или воскресенье в здании нашего отделения рядом с метро Новогвинеево. Скажите, а кто из вас у нас уже учился?

<несколько рук> На какие предметы ходили? Понравилось?

<нет рук> Значит, самое интересное у вас ещё впереди.

 

Чего нельзя делать во вступлении. Нельзя называть детей детьми: все они считают себя уже взрослыми и на такое обращение могут обидеться. Нельзя начинать свою речь с извинений. Пример.

 

Ребята! Извините, что отвлекаю вас от урока, но мне нужно сообщить вам важную информацию.

Налицо внутреннее противоречие: агент извиняется за то, что оторвал детей от урока, и здесь же утверждает, что у него важная информация. Но если это действительно важная информация, может быть, важнее всего этого урока, то о каком отрыве от урока может идти речь?

О том, как ещё можно начать свою речь, подробно изложено на страницах 126-136 источника [3].

 

Содержательная часть

 

Рассказывая о предметах, не лишним будет коротко их перечислить. Я ещё помню времена, когда пересчитать предметы можно было по пальцам одной руки. Сейчас же простое перечисление будет долгим и утомительным, поэтому ограничьтесь некоторыми их них.

 

Предметы у нас есть как основные школьные: физика, математика, русский, иностранные языки, так и те, которые в школе не изучаются: секреты профессиональной фотографии, ораторское мастерство, основы бизнеса.

 

Далее необходимо рассказать поподробнее о некоторых из них. Рассказывая о предметах, помните важную вещь: червяк должен быть по вкусу не рыбаку, а рыбе. Не надо рассказывать детям о том, что Вам интересно; подумайте, что может быть интересно им. Идеальная сферическая речь в вакууме должна быть такой, чтобы понравиться всем и каждому. Но для этого пришлось бы поговорить с каждым школьником отдельно и рассказать каждому то, что ему непременно будет интересно. В реальной жизни такое невозможно: приходится произносить речь двум-трём десяткам человек, у которых разные способности и разные интересы. Поэтому постарайтесь выяснить, какие общие интересы могут быть у детей в данном конкретном классе.

Парни, смотрите: содержательная часть вашей речи – это конструктор LEGO, состоящий из 2-4 блоков. Блоки должны быть подобраны так, чтобы каждый из этих блоков понравился всем сидящим перед Вами детям.

Девушки, читайте сюда: содержательная часть вашей речи – это салат из 2-4 компонентов. Компоненты салата подбирайте так, чтобы каждый из этих компонентов пришёлся по вкусу всем детям в этом классе. Приготовьте детям вкусный салат!

Примерный перечень блоков (компонентов салата):

· компьютерные курсы,

· ораторское мастерство,

· секреты профессиональной фотографии,

· основы бизнеса,

· английский, французский, немецкий,

· физика и математика,

· ЕГЭ,

· танцы,

· другие курсы по вкусу.

Количество освещаемых Вами предметов определяется временем, которое может выделить Вам учитель, и составляет, как я уже говорил, от 2 до 4. Один – слишком мало, даже если учитель просит рассказать поскорее, так что 2 – это минимум. Четыре – только если учитель внимательно Вас слушает (следите за его реакцией) и задаёт интересные вопросы. Три – оптимально.

 

Факторы, влияющие на выбор предметов для данного конкретного класса:

· возраст: 7, 8, 9, 10 или 11-й класс,

· профиль школы: общеобразовательная, с углублённым изучением английского, с углублённым изучением экономики и пр.,

· профиль класса: обычный, физмат, химбио, гуманитарный, театральный и т.д.,

· кого в классе больше: мальчиков или девочек,

· контингент учащихся: ботаники, разгильдяи, серединка на половинку.

А теперь подробнее рассмотрим влияние каждого из перечисленных факторов на выбор предметов.

Возраст. 7-е и 8-е классы интересуются всем абсолютно! Рассказывать им можно обо всём, кроме бизнеса и ЕГЭ. Конечно, обо всём сразу будет слишком долго, поэтому в этих классах учитывайте другие факторы: профиль класса, половой состав класса и т.д. У 9-классников на носу ГИА по русскому и математике, так что обязательно отметьте про соответствующие курсы ФТК.

11-е классы – это вообще отдельная песня. Им обязательно нужно рассказать про ЕГЭ, для гуманитариев – про английский с упором на сертификат, для технарей – про физику с математикой и С++. Продолжить можно так:

 

А для тех, у кого всё хорошо с основными предметами, у нас есть разные интересные курсы:

· ораторское мастерство,

· секреты профессиональной фотографии,

· основы бизнеса.

О чём рассказать подробнее?

 

Кстати, от возраста детей зависит не только набор предметов, но и то, что надо рассказывать о каждом предмете.

Ситуация: 7-й класс, рассказ об английском.

 

 

Группы у нас маленькие: по 8-10 человек. Учебники мы используем оксфордские, Headway. В 50-ти странах мира они признаны лучшими учебниками для тех, кто изучает английский как иностранный. Кроме того, мы сотрудничаем с британским институтом Pitman, поэтому в летние каникулы у вас будет возможность продолжить изучать английский в Великобритании. Каждое лето мы возим школьников в маленький зелёный городок Суонси в Южном Уэльсе (почти в каждом кабинете английского висит карта Британии, так что можно достать из внутреннего кармана пиджака ручку и показать). Там вы пообщаетесь с носителями языка, изучите культуру и историю этой страны.

 

Ситуация: 11-й класс, рассказ об английском.

 

Уже много лет мы сотрудничаем с британским институтом Pitman, поэтому по окончании наших курсов вы сможете сдать экзамен Pitman IESOL и получить сертификат международного образца. Сертификат вам может пригодиться при поступлении. Согласитесь, строчка в вашем резюме о том, что у вас есть сертификат британской экзаменационной комиссии City & Guilds, выглядит солиднее, чем фраза «читаю и перевожу со словарём».

 

Ситуация: 7-й класс, рассказ о компьютерных курсах.

 

На наших компьютерных курсах вы научитесь собирать и настраивать компьютер, редактировать фотки в «Фотошопе», сможете своими руками сделать мультик наподобие «Масяни», освоите ведущие web-технологии, трёхмерное моделирование и научитесь программировать на языках высокого уровня.

 

Ситуация: 9-й класс, рассказ о компьютерных курсах.

 

Для тех, кто по-настоящему увлекающихся дизайном и желает связать с веб-индустрией свою будущую профессию, у нас есть курс профессионального сайтостроения. Вы изучите PHP и JavaScript, постигните нюансы хостинга, узнаете, как создаются интернет проекты различной сложности.

 

Ситуация: 11-й класс, рассказ о компьютерных курсах.

 

Вы узнаете, что такое объектно-ориентированное программирование и в чем его основные преимущества, освоите графический интерфейс и сможете с лёгкостью решать сложные задачи путем создания стильных и функциональных приложений. Всё это облегчит вам жизнь в институте: на 1-м курсе вы сможете сразу написать курсовую и потом до конца семестра на информатику не ходить вообще.

 

Чувствуете разницу?

Профиль школы. Если Вас занесло в школу с углублённым изучением английского, то про сертификат Pitman IESOL и про поездку в Уэльс рассказывайте абсолютно всем: даже 7-классникам (а в старших классах у вас будет возможность сдать экзамен…), ну, а завучу – обязательно! В школах и классах с углублённым изучением экономики о курсах бизнеса не рассказывайте вообще! Даже не упоминайте: засмеют. У них это изучается на гораздо более глубоком уровне.

Профиль класса. В физмате (особенно если это 10 или 11 класс), про физику и математику – обязательно.

 

Программы по физике и математике у нас составлены с учётом требований к поступающим в ведущие технические вузы Москвы: МГУ, Физтех, МИФИ, Бауманка, а второе полугодие 11-го класса – это уже целенаправленная подготовка к поступлению в выбранный вами институт с учётом специфики того или иного вуза. Это возможно благодаря тому, что группы у нас маленькие: по 10-12 человек.

 

Также технарям интересно послушать про информатику. Тут важно учитывать их возраст (смотри выше). В химико-биологическом классе рассказывать про химию не стоит, как и в экономическом классе не стоит рассказывать про бизнес: курс химии ФТК рассчитан на отстающих, а курс бизнеса – ознакомительный. В театральном классе молчите про ораторское мастерство! Школьники-театралы с поставленной сценической речью сами Вам нос утрут. В гуманитарном классе делайте упор на языки, ораторское мастерство, фотографию. Кстати, про фотографию с интересом слушают практически все, независимо от профиля класса, так что можете добавлять этот предмет смело.

Мальчики или девочки. Этот фактор помогает определиться с набором предметов, если Вас занесло в класс общеобразовательный, то есть без профиля. Как правило, мальчишки в большинстве своём – технари, а девчонки – гуманитарии. Делаем такое предположение и сводим задачу к предыдущей.

Контингент учащихся. Грубо говоря, кого в классе больше: ботаников или разгильдяев, способных детей или не очень, жаждущих знаний или конца урока. Про это можно спросить у завуча, а можно намётанным глазом определить самостоятельно. Понятно, что будущих солдат не заинтересуют преимущества объектно-ориентированного программирования или особенности налогообложения предприятий. Им можно рассказать про хип-хоп и тектоник, про курс продвинутого пользователя ПК, про фотографию опять же. Бывают 7-классники, которые с интересом слушают и задают умные вопросы. Такое впечатление, что им уже пора микроэкономику изучать. А бывают 11-классники, которые… Ну, в общем, вы поняли.

Может получиться, что в одной школе для двух 9-х классов содержательные части будут абсолютно разными, а в другой они будут одинаковы для 8-го и 10-го класса. Это нормально, ведь способности и интересы зависят от возраста, но не целиком определяются им.

Иногда сложно понять, что будет интересно данному конкретному классу. Как быть в таком случае? Да просто спросите у них об этом!

 

А ещё у нас есть то, сё, пятое, десятое. О чём рассказать подробнее?

 

Если дети ведут себя пассивно, можно сразу переходить к заключению.

 

Заключение речи

 

Говоря о цене, не нужно мелочиться: вместо 6450 рублей следует говорить 6,5 тысяч, а то кто-нибудь добавит: 99 копеек, и поднимется хохот. Порядок слов: сначала за полугодие, потом 6,5 тысяч и никак иначе! Почему? Всё очень просто: если сначала сказать цену, это повергнет детей в шок. Они схватятся за голову и начнут друг с другом бурно обсуждать: за урок это или за месяц, в рублях или долларах. А когда Вы скажете за полугодие, половина детей в классе Вас уже не услышит. Здесь и далее разреженным шрифтом написано то, что следует говорить медленнее.

 

Занятия платные. Например, математика за полугодие стоит 6 с половиной тысяч рублей. Оплата производится только после первого занятия. Это сделано специально, чтобы вы смогли прийти и посмотреть, что это вообще такое.

 

Можно ещё дважды повторить за полугодие: до цены и после. Тогда срок запомнится лучше цены.

 

Например, математика за полугодие стоит 6 с половиной тысяч рублей. Да, это за полгода.

 

Важный момент: если Вы произносите речь в кабинете математики, то следует говорить цену физики. И наоборот: если выступаете в кабинете физики, то озвучивайте расценки на математику, чтобы не разбудить ревностные чувства учителя, который может устроить Вам антирекламу, как только Вы покинете кабинет. Продолжаем.

 

Одно занятие длится 3 школьных урока, а занятие по английскому – 4,5 школьных урока. Конечно, осилить все предметы нереально. Обычно выбирают 1-2 предмета. Это позволяет нормально учиться и нормально отдыхать. Занятия будут проходить, напомню, один раз в неделю – в субботу либо в воскресенье – в здании нашего отделения рядом с метро Новогвинеево.

 

Вот мы и подошли к самым главным словам. К тем словам, ради которых и затевалась вся эта речь. Если Вы забудете произнести эти слова, считайте, что в этот класс Вы не заходили: школьники вспомнят о Вас только через пару месяцев. Написанное ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ следует произносить медленнее и громче.

 

А теперь – самое главное. Я вас всех приглашаю на наше вступительное собрание. Оно состоится в это воскресенье в 12 часов. Там можно будет записаться. Теперь я могу ответить на ваши вопросы.

 

В 7-8-х классах хорошо прокатывает фраза

 

Я вас всех приглашаю на наш день открытых дверей.

 

Переходим к раздаче буклетов.

 

Кто решил сходить на собрание, поднимите руку, я раздам вам буклеты со схемой проезда.

 

Не вздумайте ляпнуть кто заинтересовался. Эту фразу произносят все без исключения продавцы в электричках. Услышанная от Вас, она мгновенно опустит Ваш авторитет с представителя института до бродячего торговца.

 

Интонация

 

Мы только что детально рассмотрели, что надо и что не надо говорить школьникам. Обсудим теперь, как надо и как не надо говорить.

Представьте, что Ваша речь – радиопередатчик. Чтобы школьники уловили, что Вы там вещаете, необходимо настроить этот передатчик на волну класса. Сложность в том, что у каждого класса своя волна (хотя они могут повторяться), и Вам необходимо выяснить, где какая. Для настройки речи на волну класса нам понадобится 3 регулятора (рис. 6).

 

 

Эмоции-логика. Как известно, мужчины в своих мыслях и действиях больше руководствуются логикой, а женщины – эмоциями. Правда, в некоторых источниках [6] говорится о так называемой женской логике, хотя официальной науке она остаётся неизвестной. Апеллируйте к логике, обращаясь к мальчишкам, и эмоционально раскрашивайте свою речь, общаясь с девчонками. В общем, используйте этот регулятор для настройки на преимущественно мужскую или женскую аудиторию, например, в кабинете труда.

Медленно-быстро. Как правило, 7-8-классники более активные, чем учащиеся 10-11-х классов, поэтому малышам нужно рассказывать чуть быстрее, чем старшеклассникам. Используйте этот регулятор для настройки на возраст аудитории.

Тихо-громко. Выступать придётся в разных кабинетах: больших и маленьких, даже в актовых залах. Говорите так, что Вас всем было слышно. Используйте этот регулятор для настройки на помещение.

Крутить регуляторы можно не только перед выступлением, но и в процессе: наиболее важную информацию (а теперь – самое главное!) следует произносить медленнее и громче.

Как видите, выбор предметов и стиля изложения речи – это многопараметрическая задача, заставляющая учитывать множество факторов. Зато такая речь обеспечивает более детальный подход к школьникам.

Жесты

 

Самое главное правило: показывайте всё, что можно показать. Почему? Всё очень просто: человек запоминает 5% того, что он слышит, и 30% того, что он видит. Несколько примеров.

На занятиях по основам бизнеса вы узнаете

· как выбрать конкурентоспособную бизнес-идею (загнули палец),

· как составить бизнес-план (загнули палец),

· как создать и развить собственный бизнес (загнули палец),

Вы

· познакомитесь с принципами налогообложения предприятий (загнули палец),

· узнаете, как работает рынок ценных бумаг (загнули палец).

На уроках будут ролевые и деловые игры, а итогом станет ваш (параллельные руки согнули в локтях и направили в аудиторию) собственный бизнес-проект, о котором вы (опять параллельные руки в аудиторию) расскажете преподавателю и всей группе.

 

Курс ораторского мастерства поможет вам

· преодолеть страх перед публичным выступлением (загнули палец),

Вы

· будете уверенно держаться перед любой аудиторией (вытянутой рукой провели по аудитории слева направо),

· узнаете, как завладеть вниманием слушателей и удержать (сжали кулак) его;

· научитесь грамотно строить свою речь, чтобы всем (согнули руки в локтях, направили в центр аудитории и развели по сторонам) было понятно и интересно.

На занятиях вас будут записывать на камеру, а потом вы всей группой вместе с преподавателем будете просматривать свои выступления (нарисовали прямоугольную рамку вокруг своего лица) и анализировать. В конце полугодия вам выдадут диск (не загораживая от слушателей своё лицо, показали двумя руками диск) с записью всех ваших выступлений, так что вы сами сможете проследить, как от занятия к занятию (левой рукой рисуете в воздухе ступеньки, уходящие влево и вверх: школьники видят ступеньки, уходящие вправо и вверх: налицо прогресс по оси t) оттачивалось ваше ораторское мастерство.

Например, математика за полугодие (показали руками, какую большую рыбу Вы сегодня поймали, как на рис. 7) стоит 6 с половиной тысяч рублей (показали руками, какую маленькую рыбу Вы поймали вчера). Да, это за полгода (опять показали большую рыбу).

Оплата производится только после первого занятия. Это сделано специально, чтобы вы смогли прийти и посмотреть, что это вообще такое (раскрыли ладони, как на рис. 8).

 

 

Занятия будут проходить, напомню, один (палец вверх) раз в неделю…

 

Вот как-то так. Поговорим теперь о том, что такое жесты-барьеры [5], и почему их нельзя использовать.

Жесты-барьеры – это телодвижения, цель которых – отгородиться от внешнего мира, уберечься от опасности. Кошка, чувствуя опасность, выгибает спину, ёж сворачивается в клубок, собака поджимает хвост и т.д. Все животные в случае возникновения угрозы стараются в первую очередь защитить грудь и живот – места расположения жизненно важных органов. У человека это выглядит несколько иначе: в некомфортной обстановке люди скрещивают руки (на груди или животе) и/или ноги (рис. 9). Барьером также может быть папка, прижимаемая к телу обеими руками, книга, лист бумаги или даже удерживаемая двумя руками шариковая ручка. Всё это отгораживает нашу личную зону от внешнего мира и позволяет чувствовать себя в безопасности. Но такие позы абсолютно недопустимы, когда Вы выступаете перед школьниками. Поступающая от Вас невербальная информация считывается подсознанием Ваших слушателей и оказывает на них определённое влияние. С человеком, который стремится таким образом отгородиться от аудитории, школьникам не захочется общаться. Они не станут его слушать и не будут задавать вопросов. Скорее всего, они даже не будут отдавать себе отчёт в том, почему этот человек им не понравился. Просто не понравился, и всё. Помните: правильная позиция – это открытая позиция (рис. 8). Кстати, это касается и разговора с завучем.

Взгляд не должен быть направлен в противоположную стену. Вы же рассказываете детям, а не стене. Смотрите детям в глаза, задерживая взгляд на каждом школьнике в течение 2-3 секунд. Старайтесь в процессе выступления встретиться взглядом с каждым ребёнком. Пусть каждый почувствует, что Вы говорили и для него тоже.

 

Секреты мастерства

 

Нельзя употреблять в своей речи отрицания. Подсознание человека устроено так, что оно отрезает частицу «не» [4], и результат бывает прямо противоположен желаемому. Вместо небольшая цена лучше сказать доступная, вместо наши курсы не мешают учиться в школе следует говорить вы сможете нормально учиться и нормально отдыхать.

Лучшее выступление – это то, которое не похоже на выступление, а похоже на диалог. Не выступайте перед школьниками! Разговаривайте с ними! Чтобы сделать из своей речи диалог, задавайте вопросы. Например, такие.

 

· Вы 9-й «а»?

· …рядом с метро Новогвинеево. Как туда добраться, знаете?

· Кто из вас уже учился в «Физтех-колледже»?

· Вы математику углублённо изучаете?

· Кто из вас собирается поступать в технические вузы?

· У вас информатика уже есть?

· Вас учили собирать компьютер? Нет? И не будут. В школьной программе этого нет, хаха! А в нашей есть! Хотите научиться?

· Вы английский изучаете?

· А 2-й язык у вас есть?

· У нас есть разные интересные курсы… О чём рассказать подробнее?

· Вспомните, было у вас такое: сидите за партой, такие смелые, всё знаете, а вышли к доске – растерялись и всё забыли. Было? Приходите на наш курс ораторского мастерства!

 

Если школьник прерывает Вашу речь вопросом, не затыкайте его: мол, сначала всё расскажу, а потом буду отвечать на вопросы. Отвечайте на вопрос сразу же! А потом продолжайте с того места, где остановились. Бывает, что только вошёл, поздоровался, представился, перечислил некоторые курсы – и сразу вопрос: А курсы платные? Есть вопрос – отвечайте! Используйте каждый вопрос школьников для организации диалога!

Обратная связь. На самом деле, информация передаётся не только от Вас к детям, но и в обратном направлении. Даже когда школьники сидят и молча слушают, они излучают массу информации. Надо только уметь её считывать [5] и использовать. Вот школьник подпёр рукой голову (рис. 10), второй начал зевать, а третий положил голову на парту. Немедленно меняйте тему разговора! А вот половина класса оторвалась от учебников и уставилась Вам в рот. Задержитесь на этой теме, расскажите об этом подробнее.

 

 

Если в классе становится шумно, не пытайтесь перекричать школьников! Это плохая практика. Лучше встать неподвижно и на некоторое время замолчать. Через несколько секунд детям станет стыдно за своё поведение, и они притихнут.

Правило пяти процентов. Это правило вывели психологи из наблюдений. Оно гласит: каким бы ты ни был, всегда найдётся хотя бы 5% людей, которым ты не понравишься. Помните это и не расстраивайтесь из-за того, что сидящий на последней парте мальчик-гот с ирокезом неустанно что-то выкрикивает, пытаясь отбить у Вас уверенность. Это нормальное явление, и Вы в данном случае сделали лучшее из того, что могли сделать. Потому что, пытаясь понравиться таким, как он, потеряли бы больше: потеряли бы те 95%, которые сейчас слушают Вас с интересом.

Иногда такие школьники задают неприятные вопросы, провоцирующие Вас на конфликт. В такой ситуа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...