Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Половое воспитание в семье




 

Многие педагоги и родители считают, что начинать половое воспитание следует тогда, когда дети вступают в период полового созревания. К сожалению, в этом возрасте подростки уже получили богатую информацию про ЭТО от таких же невежественных и безграмотных ровесников, почерпнувших свои знания из разных источников, в том числе и на практике.

Правильно и деликатно проводимое половое воспитание ставит своей целью не оголение человеческих отношений, а освобождение подростка от ложного чувства стыда, формирование в нем уважения к важнейшей стороне человеческой жизни - взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Половое воспитание - важная составная часть процесса воспитания ребенка, подростка, юноши, и пускать его на самотек неразумно и преступно по отношению к собственному ребенку. Каждому младенцу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому воспитание ребенка должно сформировать в нем полноценного представителя своего пола.

Наличие в социальной среде значительного количества трансвеститов и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации свидетельствует о серьезных проблемах в их психосексуальном развитии с детского возраста. Именно семье принадлежит главная роль в воспитании из мальчика мужчины, а из девочки - женщины, чтобы ребенок осознавал себя представителем своего пола в соответствии с анатомическими особенностями.

С раннего детства мальчик берет пример с отца, подражая ему и репетируя свою половую роль в будущем. Для девочки образцом поведения служит ее мать. А отношения между родителями являются примером взаимоотношений полов.

Чем дольше родители оберегают детей от соприкосновения с интимной стороной жизни, тем больше вероятность эмоционального потрясения и отвращения к отношениям между мужчиной и женщиной, о которых ребенок узнает в результате «уличного просвещения».

Половое воспитание в семье - процесс сложный, но необходимый, дающий возможность ребенку получить правильное представление о взаимоотношениях полов, формирующий у него правила поведения в половой жизни, подготавливающий к браку и семейной жизни. Родители должны знать основные этапы психосексуального развития и принципы полового воспитания ребенка, чтобы помочь правильному и гармоничному развитию подростка, полноценному фомированию детородной функции и воспитанию чувства ответственности за благополучие семьи и будущих детей.

Половые различия у плода закладываются на 6-й неделе внутриутробной жизни, а на 8-й неделе формируются половые органы и начинают вырабатываться половые гормоны, отвечающие не только за анатомические особенности пола, но и за особенности половой дифференциации мозга. Уже с первых дней жизни отмечаются различия в поведении мальчиков и девочек, подтверждающие их разное психологическое развитие.

С полутора лет ребенок уже точно знает, кто он - мальчик или девочка, и различает людей по половой принадлежности «тетя - дядя», хотя ориентируется в этом вопросе в основном по одежде и прическе. В 3-4 года ребенок уже знает об анатомических различиях между девочками и мальчиками, но большее значение придает внешним признакам: платье, косички, бантики - это девочка, брюки, короткая стрижка - это мальчик. Но в этом возрасте понятие пола неустойчиво. И девочки, и мальчики думают, что, переодевшись, можно изменить половую принадлежность.

К 5-6 годам любой ребенок уже понимает постоянство своего пола и осознает, что мальчик станет дядей, мужчиной, а девочка - тетей, женщиной и мамой. Каждый ребенок изучает свое тело, в том числе и половые органы, дотрагиваясь до них руками так же естественно и не стыдясь этого, как он дотрагивается до носа, уха, коленки. Если постоянно одергивать малыша и запрещать ему познавать свой организм, у него сформируется понятие о постыдности тела, но одновременно выработается и повышенный интерес именно к этим органам.

Выросший в условиях запретов и запугиваний человек в будущем испытывает затруднения в сексуальной жизни, считая ее постыдной и «грязной». Ребенок должен развиваться как личность, не испытывая препятствий со стороны взрослых, а получая от них ответы на все вопросы, в том числе и связанные с полом.

Нередко взрослые избегают разговоров на такие темы, отмалчиваясь или сердясь на ребенка: «мал еще об этом спрашивать». Так в его сознании укрепляется представление о плохой, неприличной стороне жизни взрослых и закладывается основа для неправильного полового воспитания. Искоренить у ребенка интерес к вопросам пола невозможно, но он перестанет обращаться к родителям, и будет удовлетворять свою любознательность на стороне.

В возрасте от 5 до 9 лет половое сознание уже установлено и осваивается половое поведение, чему способствуют ролевые игры в «дочки-матери», «маму-папу», в «больницу». Выполняя функции доктора, медсестры, родителей, дети подражают поведению взрослых, трогают и рассматривают друг друга и даже имитируют половой акт. Реакция взрослых на такие игры почти всегда предсказуема - гнев и наказание. Хотя в этих отношениях нет даже намека на сексуальность, а всего лишь любознательность, помогающая получить правильное представление о половых различиях и своей половой роли.
Не запрещать и наказывать, а постараться удовлетворить любопытство ребенка в спокойной обстановке и доступными для него словами и понятиями - вот правильный выход в этой непростой ситуации. Вопросы детей вполне естественные и свидетельствуют о нормальном развитии личности: чем мальчики отличаются от девочек, откуда я взялся. Только не рассказывайте сказки о капусте, аистах и магазинах, в которых продаются дети. Всегда можно найти слова, чтобы в доступной форме объяснить ребенку тайну его происхождения. Так вы убережете его от шокирующих и опошленных уличных знаний, преподнесенных в нецензурных выражениях и сопровождаемых неприличными жестами.

В период полового созревания от 12 до 18 лет происходит бурная гормональная перестройка организма, появляются вторичные половые признаки и специфические признаки половой зрелости: менструации у девочек и поллюции у мальчиков. Физиологическое созревание у подростков значительно опережает их психическое и социальное развитие, что делает их неуравновешенными, конфликтными, легко ранимыми и побуждает вырваться из-под опеки и контроля родителей.

Эта жажда свободы и стремление приобщиться к взрослой жизни нередко ведут к противостоянию детей и родителей в семье и вызывают у подростков отчуждение и агрессию. Именно в этот сложный период подросток нуждается в понимании и эмоциональной поддержке взрослого человека, родителя или педагога, деликатно и тактично помогающего в решении многочисленных проблем.

В этом возрасте возникает чувство первой любви. Сначала это платоническое влечение, когда достаточно просто видеть предмет своего обожания, говорить с ним, вместе делать уроки, ходить в кино. Затем возникает эротическая стадия, когда в мечтах уже присутствуют чувственные элементы - прикосновения, объятия, поцелуи, которые подросток стремится реализовать на практике в общении с любимой. Вскоре наступает черед сексуального влечения, для реализации которого и начала половой жизни не всегда имеются условия и желание партнера. У девушек сексуальность просыпается гораздо позднее.

Современные подростки рано вступают во взрослую жизнь. Чем раньше начаты половые отношения, тем меньше поводов говорить о любви. Побудительными мотивами являются любопытство, желание не отстать от сверстников, опасении потерять друга в случае отказа, совращение более старшим партнером и т.д. Чем сильнее подросток привязан к родителям, чем крепче нравственные установки, полученные в семье, чем лучше подросток руководствуется необходимостью контроля и чувством собственного достоинства, тем лучше он способен управлять своими поступками и желаниями.

Подросток должен понимать, что половая близость доставляет радость, если она подкреплена любовью и духовной близостью, а без них теряет смысл и превращается в «сексуальную гимнастику». На фоне острейших проблем нравственного и полового воспитания подростков почти преступным является явное нежелание родителей затрагивать эту тему в общении со своими детьми. Половое воспитание подростков должно проводиться, несмотря на яростное сопротивление некоторых родителей и педагогов.

Слишком тяжела расплата за безграмотность в этой важной составляющей жизни юношества. Не полагайтесь на педагогов и медиков, которым по долгу службы положено заниматься воспитанием подрастающего поколения. Разговор на интимные темы в присутствии всего класса неизбежно вызывает неадекватную реакцию: смущение, стыд, развязные жесты и пошлые высказывания. А неподготовленные педагоги, не сумевшие взять правильный тон, нередко превращают половое просвещение в половое развращение.

Нельзя снимать с себя ответственность за сексуальную безграмотность наших детей. Говорить с детьми о безопасном сексе не стыдно! Стыдно быть ханжой и не уберечь наивного подростка от негативных последствий преждевременной половой жизни.

Ребенку надо внушить, что испытать всю полноту любви можно, будучи зрелой личностью не только в физическом смысле, но и в нравственном, духовном и социальном. Надо беречь любимую, нести за нее ответственность, не возлагать на ее хрупкие плечи расплату за торопливость чувств.

Девушка, попавшая в беду, должна рассчитывать на помощь и поддержку родителей. Не ругайте и не оскорбляйте ее, исправить ошибку словами не удастся. Вы - ее единственная надежда и опора в этот сложный жизненный период. Тем более что ваша вина очевидна - это вы упустили момент взросления дочери и не подготовили ее к вступлению в «большую» жизнь. Отвечать за это придется вместе.

Не принимайте решения на скорую руку. Пусть улягутся страсти, и тогда жизненный опыт и женская мудрость подскажут вам верное решение. Инстинкт материнства возьмет верх над боязнью осуждения, и через положенное время, взяв на руки дочкин «грех», вы испытаете истинное счастье.

 


 

Заключение

 

Итак, пубертатный период, то есть период полового созревания, в среднем начинается в 12-13 лет, а заканчивается - в 20-25. Следовательно, половое воспитание нужно начинать до 12 лет.

Ознакомление подростка с процессами размножения должно происходить постепенно, начиная с размножения низших организмов, растений и животных, с тем, чтобы переход к рассмотрению анатомических и физиологических особенностей человека произошел совершенно естественно. При рассмотрении естественных процессов жизни нельзя допускать ни малейшего лицемерия и ханжества. Говоря о половых органах и их функциях без неуместного здесь смущения и стыда. Необходимо научит подростков относиться с необходимой серьезностью и уважением к половой жизни.

Ознакомление с вопросами гигиены в период полового созревания должно происходить до появления самих признаков зрелости с целью предотвращения вредного психического травмирования молодого человека. Нет нужды вести беседы на половые темы в виде каких-то специальных лекций или курсов. Лучше всего, если все необходимые сведения и разъяснения будут даваться на фоне нравственного воспитания.

Нужно открыто и откровенно рассматривать вопросы о начале полового общения, об опасностях, связанных с легкомысленным отношением к половым связям, влекущим за собой и раннюю беременность, и аборты, которые могут стать причиной бесплодия, и венерические болезни.

Естественно, лучший метод воспитания детей - положительный пример поведения их родителей. В дружной семье, в которой родители не на словах, а на деле уважают моральные принципы социалистического общества, дети будут с должным вниманием относиться к советам, касающимся взаимоотношений между юношами и девушками.

Работа по половому воспитанию особенно необходима среди старшеклассников и студентов вузов, многие из которых считают себя вполне сформировавшимися и достигшими половой зрелости. Молодым людям хочется не столько слушать нравоучения, сколько высказывать свое мнение, полемизировать. И с этим нужно считаться. Откровенный диалог между отцом и сыном, матерью и дочерью, когда каждый высказывает свое мнение, например, при обсуждении поведения того или иного литературного героя, постепенно направляемый старшим в нужное русло (если, конечно, родители при этом будут играть роль старших товарищей), совместная попытка дать определение таким понятиям, как половая, психологическая и социальная зрелость, может быть одним из методов полового воспитания.

Говорить о половом воспитании нужно даже с теми, у кого уже наступило половое созревание и даже с достигшими более старшего возраста.

Половое воспитание, как любое другое, должно продолжаться на протяжении всей жизни человека. Тогда можно будет избежать многих дисгармоний в половой жизни, которые встречаются не так уж редко.

Я изучила литературу по данной теме и убедилась в том, что половое воспитание необходимое звено в воспитательной работе с подростками. А итоги проведённой исследовательской работы убедили меня в том, что хотя мои сверстники и являются достаточно образованными в области полового воспитания, просветительская работа в этом направлении должна вестись более активно.

 

 


Список литературы

1. Аккузина О.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // «Вопросы психологии». - 2001. - №4. - М.: Наука

.   Белов В.В. Подросток - сверстник. - СПб.: Питер

.   Борисов В.А. Демографическая теория и эффективность демографической политики в области рождаемости. - М.: Мир

.   Варшавский П.С. Молодёжь. - Ростов-на-Дону: Феникс

.   Грушенко П.Р. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин // «Социс». - 2002. - №11. - М.: Наука

.   Гудкович Л.Н. Половое влечение. - М.: Просвещение

.   Гурко Т.А. Девочка-мать. М.: Омега-Л

.   Иванов Е.И. Внебрачное материнство в России. - М.: Республика

.   Каган В.В. Что мы знаем о половом воспитании? - М.: Просвещение

.   Кон И.С. Введение в сексологию. - СПб.: Питер

.   Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. - М.: Мир

.   Марков В.В. Основы ЗОЖ. - М.: Наука

.   Масоликова Н.Ю. Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современных условиях // «Психологическая наука и образование». - 2000. - №4. - М.: Московский городской психолого-педагогический институт

.   Орлов Ю.М. Половое воспитание, как звено становления личности. - М.: Просвещение

.   Романцева Ю.Л. Психологические тесты. - М.: Мир

.   Савельева И.Д. Формирование репродуктивного здоровья подростков // «ОБЖ». - 2002. - №3. - М.: Наука

.   Смелзер Н. Ранний ребёнок. - М.: Наука

.   Соловцова Е.А. Представления подростков о половой жизни // «Народное образование». - 2001. - №5. - М.: Красная звезда

.   Степанов В.Г. Психология трудных подростков. - СПб.: Питер

.   Хаптанова Т.Г. Формирование мотивационной сферы сексуальности подростков // «Педагогика». - 2002. - №3. - М.: Педагогика

.   Чумаков Б.Н. Валеология. - М.: Наука

.   Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Мир

.   Ямшор И.Р. Проявление жестокости в обществе. - М.: Просвещение

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...